Sanny писал(а):
Если ребенок не хочет заниматься, скажем, музыкой - заставлять? И какие страшные последствия будут от того, что он не желает играть гаммы, а предпочитает, например, читать книжки?
Ох, ну не могу сдержаться, НЕзамученная нарзаном. То есть, музыкой.
Опыт- опытом, случаи- случаями, но ведь собственное- не пропьёшь.
Мне повезло- меня никто не заставлял, ибо, было невозможно. Особенно не проходило категоричное решение "Будешь!". И родители (мама) делали иначе- нашли ко мне другие окольные пути- методичное убеждение и капанье на мозги. Но мне обратно же, повезло: я быстро загоралась чем-то новым. И отправить меня в какой-нибудь кружок (или квадрат
), было очень просто. А вот удержать там... Вот это и было основной проблемой. И с этого места начиналась война.
Я не умела ждать. Мне нужно было всё сразу. Или ЭТОГО НЕ НУЖНО!
Отправилась на музыку- значит, нужно сразу за рояль. Учить полгода гаммы и петь в каком-то хоре? Да это трата времени! Не для меня...
Отправилась в художку. Рисовать с натуры? Да фигня! Прям щас и начну, только осталось заточить карандаш! Что? Полгода штриховать какой-то трафарет? Нет, простите, я ошиблась.
Отправилась на плаванье. Полгода по колено? Ну вот ещё! На глубину! И... не важно, что камнем вниз.
Отправилась в кружок мягкой игрушки. Полгода шить какую-то фигню, когда охота ту собачку, со страницы глянцевого журнала? Обойдусь.
Ну и т.д.
Родители милосердно терпели и УВАЖАЛИ мои мучения. А на музыке- сломались, решив заставить меня закончить музыкалку. Но и я нашла подход к ним. Пропустив (честно прогуляв) занятий 10, на одиннадцатом об этом сказала. Куда ж идти, раз столько пропущенно?
Резюме.
Я очень многое умею, но ничего из перечисленного- профессионально. И мне при этом... ХОРОШО.
Спустя время, уже во взрослом возрасте, я опять вернулась к тому, что начинала. И, естественно, не с гамм или штриховки, а сразу со сложного. Сама. И если мне это было нужно, то доводила до конца. Но до сих пор вспоминаю свою подругу, изнасилованную скрипкой. И она об этом помнит. Крепко, на всю жизнь- когда после выпускного в музыкалке, в этот же день, разбила её в щепки о край ванны.
Заставлять или не заставлять ребёнка?
Однозначно, нет, хотя, это же совсем не сложно- заставить. И приписать этому действу благие намерения. А вот заинтересовывать- обязательно. Так, чтобы ему самому захотелось чем-то заниматься.
Добивало и добивает, как мамашки перед школой хвастаются суперодарёнными и вездесущими детьми, которые с трёх лет чуть ли не пять языков и не десять секций одновременно. Зато дитя, навьюченное таким грузом "светлого будущего", едва складывает два плюс два и зеленеет на ветру, как бледная поганка. Зачем? А главное- ради чего? Что из перечисленного пригодится в жизни так, что чадо станет этим заниматься? А детство безвозвратно тратится на побеги по тролейбусам и переполненным вагонам метро, на пригибание под окрики родителей над учебником и тетрадкой в полночь, потому что, уроки всё же, делать нужно...
(К тапкам готова
, тем более, говорю об этом, имея педстаж 22 года.
)
Почему-то стало важней количество, а не качество. Почему-то, стало казаться, что чем больше засунуть в нещастное дитё, тем оно умнее станет. А уж если отправить его не просто в школу, а в гимназию, так он неприменно выйдет Ломоносовым (обутым) и Энштейном (одетым). А просто почитать ребёнку книжку и слепить с ним вместе снежную бабу- всё больше непосильный труд... Неважный вроде как. Ведь ценней японский, у репетитора, за 30 баксов...
(Сказала я, забывшая, когда кому-то вообще читала вслух...
)