Глава 21.
- Кое-как справилась со слезами, собрала себя в кучку. Это было хорошо, что плотину прорвало дома, а не где-то на людях. Поехала на работу. При четком мыслительном процессе – сознание какое-то сумеречное, окружающее предстает в виде химер. У вас бывало такое? Троллейбус приходит в образе странного глазастого насекомого, и звуки вокруг – не шум машин, а оглушительное стрекотание цикад, и люди – как в кривых зеркалах... Но когда я вошла в здание Зималетто, то словно инъекцию какого-то стимулятора получила: никаких сумерек, все предельно ясно.
Катя еще немного поковыряла вилкой в тарелке, отодвинула ее решительно.
- Павел Олегович, давайте закажем десерт?
Он даже обрадовался ее предложению.
- Давайте, конечно!
Павел с улыбкой наблюдал, как она по описанию блюда пыталась понять, что это будет в реальности – десертное меню в этом заведении оказалось богатым. С удовольствием давал пояснения, рассказал, что брать не стоит. Наконец, Катя указала пальцем на строчку:
- Хочу вот это!
- Прекрасно, Катя.
- Что, это какой-то восхитительный десерт?
- Нет, просто вы так редко говорите «Хочу»! Прямо-таки везение, что мне удалось это услышать, а еще большее везение – исполнить ваше желание.
- Павел Олегович, вы все время иронизируете надо мной!
- И в мыслях не было, Катя! Я совершенно серьезно констатировал факт: вы очень умеренны в своих потребностях и желаниях.
- Неправда, мои желания огромны и неумеренны. Просто они никак не связаны с деньгами, с вещами, и никто не может им помочь исполниться, только если они сами.
- А, вы как главная героиня «Дня сурка» хотели, чтоб наступил мир во всем мире? Или чтобы затянулась озоновая дыра?
- Типа того. Я, например, хотела бы счастья для Ромки. Хотя бы потому, что когда человек счастлив, в нем просыпаются те его хорошие качества, которые раньше были в спячке. И потому, что я ему за многое благодарна.
- Благодарны Роману?
- Конечно! Кто знает, как бы сложилась моя судьба, не будь его гениального плана по соблазнению. Я иногда думаю об этом и отчетливо вижу иной путь развития событий. Помните в фильме «Ищите женщину» была такая секретарша, безумно влюбленная в своего шефа? Помните? Жалкое зрелище, правда? Но ведь, так оно часто и бывает. Хотя, в моем случае больше подошел бы образ «Девушки из харчевни» Новеллы Матвеевой, ну, вы знаете: «Любви моей ты боялся зря - Не так я страшно люблю. Мне было довольно видеть тебя, Встречать улыбку твою.
И если ты уходил к другой, Или просто был неизвестно где, Мне было довольно того, что твой Плащ висел на гвозде»
Павлу очень нравилось, как Катя читала стихи. Как дышала – без напряжения, легко. Но, в то же время, очень четко, всегда верно выпевая мелодию стихотворения.
- Интересно, что я услышала эту песню впервые в исполнении Дорониной. То ли это был «Голубой огонек», то ли какая-то другая новогодняя концертная программа... В маленьком военном городке, окруженном лесом, зимним вечером родители смотрели телевизор, а я вертелась рядом – очень четкое воспоминание. И она со своим характерным придыханием исполняет эти стихи под музыку. Я с первого раза запомнила их наизусть, хотя была совсем маленькая, потому что они были мне совершенно понятны, близки уже в том возрасте. Словно в каждой из нас заложен какой-то особый вариант программы: вот как Кармен – не смогла бы никогда, как девушка из харчевни – да. Или, словно каждая душа – радиоприемник, настроенный на определенную волну, и когда мы слышим свой сигнал, сразу откликаемся: «Прием, прием». Ну и вот, все так бы и могло закончиться – одиночеством, пусть и с умением «в теплом ветре ловить опять то скрипок плач, то литавров медь», а Ромка словно переключил рычажок судьбы, стрелку на рельсах... Одна моя знакомая, астролог, говорила, что есть люди, у которых Марс находится в такой слабой позиции, что необходим атомный взрыв, чтобы сдвинуть их с места, чтобы заставить их действовать. Не знаю уж, что у меня там с Марсом, но инструкция Романа сыграла-таки роль этого атомного взрыва. Я облучилась и мутировала...
Катя хихикнула, пододвинула к себе принесенную тарелку с десертом. Павел подождал, пока она попробует его, убедился, что ей нравится.
- Какие же еще огромные и неумеренные желания вас обуревают?
- Я хотела бы, чтобы у моих детей были настоящие друзья, вот самые настоящие, как у меня Николай, чтобы они смогли найти себя в жизни, и они бы встретили свою любовь. Чтобы я сохранила связь с моими детьми на всю жизнь, как бы далеко им не захотелось уехать или какой-бы путь они не избрали. Я хотела бы полного благополучия для всех моих подруг – во всем! Я хотела бы здоровья для своих родителей... я хотела бы... – Катя бросила страдающий взгляд на Павла.
- Да, я знаю, не продолжайте.
Павел замолчал. Ему вспомнился финал книги «Пикник на обочине», когда тот герой, еще совсем мальчишка, спускается к «Мясорубке» подпрыгивая и пританцовывая, не зная, что идет отдавать свою жизнь, и выкрикивает давно приготовленное для этого случая заветное желание: «Счастье для всех!.. Даром!.. Никто не уйдет обиженный! Счастье! Даром!»
- Катя, я счастлив сейчас. Хотя в это очень трудно поверить.
Она не может смотреть ему в глаза, отворачивается, ищет взглядом что-то за окном, кусает губы.
- Но для себя, Катя? Чего вы хотели бы для себя?
- Но ведь это и есть – для меня! Это будет счастьем и для меня тоже, в первую очередь – для меня. Вы не можете этого не понимать! Что мне будет хорошо, когда всем вокруг будет хорошо. И вы не можете не понимать, что хвалить меня за отсутствие материальных желаний – несправедливо. Ведь у меня все есть. Я очень обеспеченный человек. У меня есть даже больше, чем мне нужно. Если бы я находилась в другом положении, вот тогда... Я бы, может, мечтала о новом платье или машине.
- Нет. И тогда эти желания были бы далеко позади. И все равно, Катя. Не может быть, чтобы у вас совсем не было более личных желаний.
Катя задумалась.
- Зачем об этом говорить? Это все равно все из области нерукотворного. Значит, можно только надеяться, уповать.
- Проговаривая такие вещи, мы иногда натыкаемся на удивительные открытия. И мне это важно, Катя. Или я использую запрещенный прием?
- Мы же договорились об откровенности. И... вы не нарушали договоренности. Я тоже не нарушу.
Она надолго задумалась. Павел не мешал, не торопил, долгие паузы в их беседе совсем его не тяготили, а наоборот давали прочувствовать удивительно приятную тягучесть момента, его насыщенность красками эмоций, вспышками мыслей, внезапными озарениями. Его поражала наполненность их совместного молчания. Так бывает только между людьми, которые настолько хорошо понимают друг друга, что можно обходиться без слов.
- Это все будет звучать глупо. Потому, что по большому счету этого хотят все. Но раз вам интересно... Я бы хотела гармонии. Гармонии с этим миром, а ведь это, прежде всего, вопрос ко мне самой. У меня много страхов, например, и они портят мне жизнь. Отравляют счастливые моменты. Я еду в путешествие и всегда с трудом переношу перелет. Ну, боюсь я высоты во всех ее проявлениях... Прилетаю всегда измученная собственным ужасом. Или постоянно боюсь за детей: знаете, что я ощутила в самый первый момент, когда мне в руки положили мою новорожденную дочь? Я поняла, что во мне поселился новый страх и теперь он со мной до конца жизни. Каждый раз, когда дети заболевают, я пугаюсь дико. Мне в голову приходят страшные картинки, о которых лучше не говорить... Понимаете? И ты чувствуешь себя всегда очень одинокой в эти моменты: никто не сможет тебя избавить от собственных мыслей. А еще тяжелее, когда тебя в этом не понимают. Говорят: «Не утрируй, не выдумывай, сколько можно бояться летать – уже давно должна была бы привыкнуть?» В таких случаях начинаешь вообще чувствовать себя ущербной... - Вы сейчас говорите об Андрее?
- Я не хотела бы жаловаться. Это просто наблюдения, хорошо? Он не понимает меня иногда. И это объяснимо, ведь если человек сам чего-то не испытывал, ему никогда не понять другого, если он сам не боится, то и страхи другого ему кажутся надуманными. А хочется ведь, чтобы понимал, сказал что-то такое, что успокоило бы. Или... я никогда не думала, что он вечно будет со мной. И не только потому, что я считаю себя не достаточно... ну, вы поняли, а просто потому, что человек не властен над своей душой. С нами всеми может случиться это счастье-несчастье – внезапная новая любовь. И я даже больше боюсь не того, что он уйдет, а того, что я в какой-то момент стану камнем на его ногах... пусть на короткое время, пока я не пойму и не почувствую этого, и не отправлю его от себя – все равно: я боюсь стать несчастьем для него. Понимаете?
- Вот уж не думал, что увижу такую красочную иллюстрацию к высказыванию кого-то, не помню кого: «Женщина больше мечтает о том, чтобы доставить счастье, нежели о том, чтобы самой быть счастливой». Но почему, почему вам приходят в голову такие мысли? Андрей давал вам повод?
- Нет. Никогда после свадьбы он не вел себя с другими женщинами так, чтобы это вызывало во мне ревность. Но... иногда мне кажется, что он потихоньку остывает. Вероятно, так и должно быть: страсть не может полыхать вечно, ведь да? Об этом множество книг и фильмов. Вот, возьмите пьесу «Медея». Я недавно видела новую постановку – она меня потрясла. Еврипид еще до нашей эры задавался вопросом: куда уходит любовь? Почему уходит? Ведь была же и страсть, и самопожертвование, и нежность – и вдруг один перестает гореть. Что делать второму? Он не дает ответа, да его и нет, наверное... Но мне страшно: я-то чувствую, что мое пламя все так же сильно и даже жарче. Я, живя с Андреем, лучше узнала его со всех сторон, и увидела больше – и хорошего, и плохого – но это меня не остудило. А его, мне кажется, кое-что во мне раздражает... Я говорю себе: это просто характер такой – вспыльчивый, резкий, несдержанный, не нужно обращать внимания, просто женщины терпеливее, а мужчины – требовательнее. Будь мудрее – советую самой себе. И все равно... Когда человека любишь, легко принимаешь его таким, какой он есть. А если что-то в нем начинает раздражать, значит...? А если пытаешься его переделать, это говорит о том, что тебя в нем не все устраивает? Как в «Питере FM» - там это так ярко показано... Смотрели? Жених главной героини вроде любит ее, но постоянно пытается переделать и... не понимает... Вот, что меня пугает больше всего – моменты непонимания. «Зачем ты в пятый раз читаешь эту книгу?», «Ты видела этот фильм сто раз, посмотрела бы что-то новое», «Вот не думал, что ты подсядешь на истории про вампиров, это же бред», «Зачем ты даешь деньги этим попрошайкам, они все мошенники», «Сходи в театр с кем-нибудь другим, я не люблю балет»... В общем, всякие мелочи, конечно, но они заставляют начинать что-то скрывать. Не показывать, что читаешь. Или отказывать себе в просмотре фильма, только чтобы не услышать задевающей реплики. Казалось бы – ерунда – брак – он на то и брак, чтобы приспосабливаться. Вот ему не нравилось, как я пою – я перестала. Но мне-то хочется гармонии – чтобы всем было комфортно друг с другом, всегда, каждую минуту... чтобы каждый мог самовыражаться свободно, и все бы это принимали с радостью. Утопия... Или, мне кажется, что если мы вместе – то все остальное не важно. Вообще. И не страшно, что погода плохая или надо ехать на нудные переговоры, или мы остались дома, потому что детям нездоровиться. А Андрей... его расстраивают все эти вещи, значит, ему мало того, что мы вместе? Его это уже не наполняет счастьем так, как меня? Зачем злиться, стоя в пробке, если мы вдвоем? Нет, я, конечно, знаю и помню, что мне сказала Маргарита Рудольфовна как-то раз: «Женщине все равно что, но не все равно с кем, а мужчине все равно с кем, но не все равно что» и в этом, несомненно, есть смысл. И когда он кричит – и раньше же кричал... И все же: меня это ввергает в сомнения относительно того, так ли ему важно быть со мной, все еще важно, как раньше? А если это все означает, что любовь уходит? Можно ли ее удержать? Как мне вернуть ему то острое ощущение счастья, которое было вначале? Или мне все это кажется, и я сама не знаю, чего хочу? Хороший любящий муж, а у меня просто какие-то завышенные требования или бесплодные страхи?
Катя выдала все это и казалась расстроенной.
- Я иногда смотрю на него долго, внимательно, любуясь, все еще поражаясь красоте глаз, ресниц, не могу оторвать взгляда от пальцев, лежащих на руле - длинных, трепетных и сильных, а он вдруг удивленно спросит: «Почему ты так странно смотришь?» - меня огорчает это непонимание и то, что вот он давно уже так не разглядывает меня. И всегда, всегда где-то в самом-самом глубоком подвале моего подсознания сидит, затаившись, мысль о том, что все-таки я ... не так уж и хороша и с возрастом не становлюсь лучше. - Ах, Катя! – только и мог сказать Павел. - Только не подумайте, что у нас все плохо или он обижает меня. Нет, наоборот, все очень хорошо, даже прекрасно. И большую часть времени я чувствую себя совершенно счастливой и бесконечно благодарной судьбе. Просто вы спросили о самых заветных желаниях.
- А они все о нем и о нем...
_________________ Не пытайся переделывать других - бесперспективное и глупое занятие! Лепи себя - и ты не пожалеешь о потраченном времени! (я так думаю)
|