Пишет Слава (_arlekin_)
@ 2011-11-09 16:44:00
"Пристань" в театре им. Е.Вахтангова, реж. Римас Туминас
....
Цитата:
"Пристань" - "опус магнум" сегодняшнего Вахтанговского театра, грандиозное действо на четыре без малого часа (и это мы еще не увидели "Темные аллеи" с Яковлевым и Вележевой, а также Сергея Маковецкого в отрывке из "Ричарда Третьего", но они потом тоже будут) с участием суперзвезд (самое старшее поколение - в главных ролях, молодые - на подхвате, а среднее, наиболее востребовано - Суханов, Аронова, Вдовиченков, Рутберг - спрятано за итальянскими масками из "Турандот", возникающими спорадически и присутствующими бессловесно) и билетами по шесть с половиной тыщ (дороже только блокбастеры МХТ, и то ненамного), выпущеный к 90-летию театра, поставленный на актеров-мэтров сразу тремя режиссерами под художественным руководством Туминаса (фактически все-таки выступающим в качестве режиссера-постановщика), основанный на текстах десятка классиков мировой литературы от Шекспира до Дюрренматта, он скорее подводит итоги, а не обозначает перспективы, закрывает определенную страницу, и не главу, а целую книгу.
Обстановка на сцене больше похожа на "зал ожидания", а не на "пристань", а более того - на католический собор, с рядами скамеек и соответствующим задником - колонным фасадом, а если "пристань" - то в значении "последний причал", и общее настроение связано скорее с отправлением, чем с прибытием, "Пристань" - это, в сущности, спектакль-реквием, неслучайно музыкальным лейтмотивом его становится "Мизерере" Латенаса.
Еще одно наблюдение общего характера: "Пристань" определенно располагается на "берегу женщин", и все первые роли в ней принадлежат актрисам. Но, может быть, Вячеслав Шалевич, открывающий первое действие в образе брехтовского Галилея, просто не вполне еще готов к выходу на публику, особенно после огромного перерыва, на протяжении которого он пробавлялся работой в театре Рубена Симонова.
Тем больший фурор производит следующий за ним эпизод Галины Коноваловой - старейшая во всех отношениях актриса театра (по паспорту ей 95, но злые языки, что пару лет она себе в свое время скинула, и если это клевета, то в ее случае звучит как дополнительный комплимент), влилась в вахтанговскую труппу еще в 30-е годы, раньше покойного Михаила Ульянова, и следующие шестьдесят с лишним лет не так чтоб особенно блистала, больше интригуя за кулисами, чем играя на сцене, а потом вдруг удивила всех ролью няньки в "Дяде Ване" Туминаса - самом громком театральном успехе на московских сценах за последние лет десять. Но то, что она творит в "Пристани" - это настоящая феерия и, кроме того, в основном ее персональная заслуга. Насколько я знаю, она сама нашла для себя рассказик Бунина "Благосклонное участие" про старую актрису императорских театров, выступающую на благотворительном концерте в пользу малоимущих гимназистов, сама предложила его Туминасу, переубедила его, поскольку Римас поначалу отнесся к затее Галины Львовны скептически - и неудивительно, что покорила его, как покоряет теперь зал. На прогонах аплодировать не принято, да и некому - у фотографов и журналистов руки заняты, а здесь удержаться от оваций было никак невозможно. Ритм бешеный, пластика, жесты, интонации у Коноваловой настолько точны, безжалостно самоироничны (конечно, режиссерски все тоже выстроено Туминасом), что совсем не делает ее героиню менее трогательной, наоборот - невозможно иная реакция, кроме восхищения. Так что Василий Лановой, вослед Коноваловой декламирующий поппурри из Пушкина (он возникает ее раз во втором действии-отделении), вслед за ней уже невыигрышно смотрится, подбор текстов не кажется бесспорным ("мечты, мечты, где ваша сладость...", "да здравствует солнце, да скроется тьма" - чересчур пафосно, да еще в исполнении Ланового), а мизансцена с "выносом тела" и вовсе выглядит сомнительно.
Последний эпизод первого действия - не фрагмент, а сокращенная версия "Визита старой дамы" Дюрренматта, одной из важнейших пьес 20 века. Под руку с Васей Симоновым появляется Юлия Борисова, не получавшая новых ролей, а уж на основной сцене и подавно, много-много лет. Евгений Карельских в роли Альфреда Илла рядом с ней выступает не как полноценный партнер, но, в сущности, как участник массовки - Симонову-младшему и то досталась роль более выигрышная, седьмого-восьмого мужа Клары. "Визит старой дамы" в первом действии своеобразно рифмуется с "Филуменой Мартурано" Эдуардо де Филиппо, пьесой для вахтанговского театра почти столь же знаковой, как и "Принцесса Турандот" Гоцци (хотя в целом композиция, как ни странно, в большей степени дублирует афишу "Ленкома": плюс к тем же "Филумене" и "Даме" - "Игрок" Достоевского). Эпизод "Филумена" тоже представляет собой набор ключевых для понимания сюжета сцен из хрестоматийной итальянской комедии, известной всякому хотя бы по фильму Витторио де Сика, и в "Визите", и в "Филумене" сильная женщина мстит слабому мужчине, правда, Евгений Князев, в отличие от Карельских, играет ярче, но все-таки преимущество остается за Ириной Купченко, и это в любом случае не дуэт, а концерт для солистки, где помимо Князева заметные "партии" принадлежат и Анне Чиповской, служанка у нее вышла весьма колоритная, и сыновьям Филумены (Дмитрий Соломыкин, Артур Иванов, Валерий Ушаков). Но главным образом эти разные сюжеты объединяет режиссерский к ним подход, что, к сожалению, обедняет пьесу Дюрренматта, уравнивает ее с комедией де Филиппо - не всегда уместная сентиментальность, некоторая приземленность: Клара у Юлии Борисовой лишена всякого демонизма, это не аллегория Смерти или Совести, Борисова играет прежде всего страдающую женщину в маске старушки-веселушки. Тем не менее именно "Визит старой дамы" становится в композиции "Пристань" и драматургической кульминацией, и символической доминантой.
С удивительной тонкостью (не мешает не ограниченность в движениях, ни наушник-суфлер) играет Владимир Этуш оценщика Грегори Соломона из "Цены" Артура Миллера, и этот фрагмент без зазора вписывается в общую систему координат спектакля с его стремлением к подведению итогов, предъявлению счетов. Владимир Абрамович позволяет себе и импровизацию, и интерактив (что на пресс-показе достаточно рискованно - но Этуш с обращением к журналистам попал в десятку), он, говоря устами своего героя "у вас там стоит кабинетный стол", указывает рукой в сторону кабинета худрука театра, он не педалирует еврейский колорит, что было бы слишком легко, и среди мужских образов "Пристани" его Соломон - самый удачный, и самый значительный, поскольку работает не только персонально на актера, но и на общий замысел: "Цена старой мебели - это точка зрения".
Насколько я понимаю, "Пристань" - сочинение "безразмерное", и при общей продуманности концепции предполагает взаимозаменяемость отдельных эпизодов, что при такой продолжительности и при таком "кастинге" (если к фигурам масштаба Борисовой, Этуша и остальных позволительно употребить сие новомодоное понятие) пожалуй что и необходимо, и неизбежно. Поэтому финал с Людмилой Максаковой в роли Бабуленьки из "Игрока" Достоевского, при заметном участии Артура Иванова (генерал), Дмитрия Соломыкина (Алексей Иванович), Александра Солдаткина (очень смешной французик Де Грие) необязательно всегда будет завершать второе отделение, но и он служит некоторой кодой, где в последний раз проводятся важнейшие мотивы спектакля: Максакову вывозят на инвалидной каталке, с которой она, впрочем, легко соскакивает, и в папахе с пером, в брючном костюме, начинает "ставить на зеро", пока не проставляется в пух, чтобы воротившись в Москву, вернуться к идее строительства церкви.
Венчает все действо эффектный финал под "Мизерере" - раздувающийся прямо в зал огромный белый занавес-парус с фотослайдами отца-основателя театра и его последователей. Туминас говорит о "Пристани" как о своего рода мессе, то есть мистериальный характер заложен в основу его замысла изначально. Но мессы бывают разные. "Пристань" - безусловно, не заупокойная служба, но в первую очередь - все-таки память о былом, а не перспективный план-проект. Что для юбилея, должно быть, естественно.
http://users.livejournal.com/_arlekin_/2139152.html