Зарегистрирован: 13 ноя 2009, 19:06 Сообщения: 1141
|
Пишет Слава (_arlekin_)
2012-02-08 01:03:00
"Сirco Ambulante" М.Исаева, А.Могучего в Театре Наций, реж. Андрей Могучий
Цитата: Никакая публика, тем более туземная, не стоит того, чтобы художник обращал на нее внимание - в этом я убежден. И тот факт, что с "Сirco Ambulante" уходят если не такой толпой, как с "Турандот" Богомолова, то длинной вереницей, ни о чем не говорит, ну разве что о том, что публика - дура, при том что вовсе не значит, будто оставшиеся непременно довольны увиденным: "Островского бы лучше ставили, Островского!" - вопят тетки в шерстяных кофтах, проталкиваясь без очереди в тесном гардеробе Театра Наций. Пускай художники не обращают на это внимания - но я не художник и когда мимо тебя на протяжении всего действа (а оно с момента премьеры усохло минут на двадцать и теперь длится не два с половиной часа, но менее двух с четвертью) дефилируют возмущенные, обескураженные, оскорбленные в лучших чувствах маленькие ценители большого искусства (либо седовласые очкастые старперы, либо пузатые дядьки с молодыми тетеньками) - очень трудно на них внимания не обратить, особенно когда ряд перед моим местом опустел - в целом картина все-таки не столь катастрофическая, но конкретно за этот ряд отвечаю - на три четверти, то есть высидело до конца представление менее 25 процентов от собравшихся. И ладно бы только тетки, ничего лучшего за свои три копейки не заслужившие, как чтобы перед ними потасканные обложки "Советского экрана" кривлялись - так ведь нет, на том же ряду сидел, скажем, Харальд Розенстрем - студент курса Серебренникова, парень из Норвегии, там снимается, здесь учится и работает, вот только Вронского сыграл в "Каренине" Виестурса Мейкшанса, вполне современном и европейском спектакле, пришел по входному, занял свободное место - промаялся полтора часа и убежал: что оттолкнуло в предложенном зрелище молодого русскоговорящего европейца с образованием и опытом? Ладно, скажу за себя: мне тоже было тоскливо с первых минут - хотя я был подготовлен к мероприятию, насколько это возможно, и морально, и информационно, благо премьера состоялась месяца назад. Все же оптимальнее смотреть подобные вещи на премьере, а того пуще, на прогоне, в идеале - на техническом, совсем без зрителей с улицы, когда народ в зале свойский, понимающий или, по крайней мере, доброжелательно настроенный. Тогда хотя бы не приходится обращать внимание на побочные эффекты и можно полностью сосредоточиться на происходящем по ту сторону рампы. А там происходит, как часто бывает у Могучего, много чего и не пойми что. Ну то есть все, в общем, понятно, и до того понятно, что скучать начинаешь с первых же эпизодов. Но для более детального понимания предпочтительнее ознакомиться с аннотацией, иначе многие мелочи ускользнут - для этого в программку вкладывается дополнительный листок с текстом, который есть и на сайте. Я ознакомился еще и потому, что мне до просмотра надо было сделать анонс и вкратце описать содержание спектакля. Содержание вкратце таково (привожу текст моего анонса, написанного до культпохода на основе аннотации с сайта Театра Наций): "Мария и Антон живут на острове, откуда давно уехали все, кто мог уехать. Единственное на острове работающее предприятие - секретный мясо-комбинат, поставляющий на экспорт бычьи яйца. Руководящий островом Обер-кондуктор для привлечения туристов затевает строительство нового Цирка, который должен стать центром мировой клоунады". Разумеется, сюжет "пьесы", написанной режиссером и художником спектакля в процессе работы над постановкой, этим не исчерпывается, а главное, что зрелище не исчепрывается сюжетом. У Могучего и Исаева много чего придумано и припасено, начиная с выхода клоуна перед занавесом и далее - распяленные на мясокомбинате туши-дубленки, фигуры в плащах и противогазах, дымящие нарисованным на картонках дымом трубы, видеомониторы, транслирующие мультяшные новости, озвученные гекзаметром (а Обер-кондуктор и его подручные, кстати, говорят александрийским стихом, который, как и гекзаметр, как и прозаические диалоги "пьесы" остро нуждается в грамотном редакторе). Персонаж Альберта Леонидовича Филозова по имени Антон когда-то был директором давно закрытого металлургического завода, но на него написали анонимку, он всего лишился, в том числе и возможности передвигаться в результате инсульта и паралича, теперь за ним ухаживает жена Мария. Но именно Мария, как выясняется впоследствии, и написала анонимку в партком из ревности - Марию играет Лия Меджидовна Ахеджакова, по сюжету, если тут уместно говорить о "сюжете" и "характерах", ее героиня - дочка диверсанта, после травмы работавшего в цирке метателем ножей и использовавшего в качестве ассистентки сначала жену, потом, после бегства супруги, дочку (печальное, но в своем роде знаковое совпадение: как раз накануне премьеры спектакля у Лии Меджидовны умер папа...). В чемодане клоуна хранятся доспехи Дон Кихота - их предстоит примерить героине Ахеджаковой. И вот притащившаяся на известных артистов "публика" получает за свои гроши (не такие уж маленькие, но и не такие великие, как на "Фрекен Жюли" с Хаматовой и Мироновым - для анонса мне пришлось и ценовой разброс уточнять, так на "Фрекен Жюли" билеты дороже в два с лишним раза) вместо веселенького водевильчика политическую сатиру с претензиями, которые, увы, не в полной мере оправдываются. То есть ржавая тоталитарная апокалиптика, предложенная Могучим и Исаевым, либо запоздала на двадцать лет, либо еще должна дождаться своего часа, но прямо сегодня - ни по каким меркам не катит. При многообразии приемов (от видеоарта до кукольного театра с ростовыми куклами в виде белых медведей с лозунгами на картонках, летающей надувной акулы и плоских подвижных фигурок из картона), большом количестве персонажей (работницы "секретного" мясокомбината, разговаривающий сам с собой патологоанатом, опереточный диктатор, представляющий собой вариацию на тему Кащея Бессмертного - для того-то и нужны "бычьи яйца", наконец, ребенок, судьба которого вызывает наибольшие вопросы), навороченной сценографии (уж по этой части Могучий и Исаев мастера) спектакль кажется неоправданно для таких затрат (и чисто материальных, и интеллектуальных) плоским, предсказуемым, банальным - и длинным, чего уж там, но при всем при томочень-очень обычным - не для проектов с участием известных артистов, но для вторичного "независимого" театра и кино. Кто-то обязательно вспомнит фильмы Константина Лопушанского, я бы еще привел как аналог кинеметограф Оссана, совпадения с "Сокровищем Сучьих островов" которого просто удивительное, если не сказать подозрительное: http://users.livejournal.com/_arlekin_/ ... dd_comment- и не так важно, видели эти или другие похожие (их невероятно много!) фильмы и спектакли создатели "Цирка" или нет, слышали ли о них, важно явное, очевидное совпадение, и не с отдельными произведениями, а с определенными, вышедшими в тираж универсальными штампами. С другой стороны, у Могучего, при кажущейся общности, совсем мало с фантасмагориями Дмитрия Крымова (Могучий даже оказывался как-то его соавтором - и очень удачно, неожиданно для обоих, в "опере" под названием "Золотое"), где при отчасти сходных посылах есть юмор, ирония и самоирония. У Могучего юмор в крайнем дефиците, а ирония если и присутствует, то где-то ну очень глубоко, я не докопался. Один из малосимпатичных персонажей этого мрачного (у Могучего по-другому не бывает) цирка говорит, что любит польский театр. Польский театр характеризуется тем, в свою очередь, что любит "разоблачать" т.н. "национальные мифы" - естественно, к обоюдному удовольствию: мифам - никакого урона, а разоблачителям - международный почет. Театр, реализованный в "Сirco Ambulante", тоже как будто что-то "разоблачает" - но так путано, что не сообразишь, что именно, а главное, с какой целью. Для политической сатиры все это слишком туманно и вовсе не смешно, да и не остро, для притчи с заходом на большую глубину - плоско и второсортно, даже и для сугубо формального экзерсиса - недостаточно свежо, неоригинально, по отношению хотя бы и к собственным опусам Могучего, к "Между собакой и волком" хотя бы (по-моему, один из самых интересных его спектаклей). Высокотехнологичный наив, если не сказать "примитив", спектакля меня не увлекает, не радует, но и не пугает: пугать - так пострашнее, веселить - так посмешнее. "Сirco Ambulante" - где-то между, но он не страшный, потому что все это много раз уже доводилось видеть, и не смешной, и не увлекательный, в нем много претензий и очень мало чего помимо этих претензий, в нем есть актеры, которые произносят как бы пронзительные монологи (помимо Филозова и Ахеджаковой также Наталья Павленкова из Театра им. К.Станиславского), но их "пронзительность" сводится к нулю абсолютной условностью ситуаций, событий, персонажей. Абсурд тогда только хорош, когда продуман заранее до мелочей, тому свидетельств немало - от пьес Ионеско и Беккета до фильма "Шапито-шоу". А из нагромождения случайных нелепиц шедевр может возникнуть тоже лишь случайно, и "Сirco Ambulante" - не тот случай. Может, я ошибаюсь, но у Могучего и Исаева были потуги создать на сцене нечто подобное тому, что Сергей Лобан своим "Шапито-шоу" сделал в кино, причем их премьера состоялась на полгода позже, чем его, и много раз перед тем откладывалась - но все-таки и в этом отношении запоздала. Цитата: _arlekin_
2012-02-11 01:11 am UTC
честно говоря, мне очень неприятно, что мои впечатления воспринимаются в таком ключе
что касается так называемого "массового зрителя", то лично я бы этого т.н. "зрителя" на порог бы приличных театров не пускал, сам встал бы в дверях и каждой старухе, которой "Островского надо ставить, Островского" давал бы резиновой дубинкой по кумполу, чтоб неповадно было, и пусть катятся "за каким то впечатлением" в ЦДКЖ на "День хомячка" - там есть чему сопереживать и над чем задуматься
если возвращаться непосредственно к спектаклю Исаева-Могучего, то многие его обозначенные недостатки - часть художественной природы этого зрелища, а природа это лично мне интересна, это близкий мне тип театра
я потому так и пристрастен, потому так раздосадован, что в принципе все это - "мой" театр, и в данном конкретном случае этого театра я не нахожу того, чего от подобного театра жду
но жду я уж конечно не возможности "задуматься, сопереживать, анализировать" - этим лучше заниматься вне и помимо театра, для этого всякому нормальному человеку достаточно собственных мыслей, от театра я жду провокации, приглашения к диалогу, к спору, к драке - а предложенный "цирк", при всей своей демонстративной неуместности, параллельности, самодостаточности, слишком заигрывает с той самой пресловутой, чтоб ей провалиться, "массовой публикой", позволяет ей "задуматься", "сопереживать" и проч., чего не следовало бы делать, да еще не слишком-то с точки зрения "интертеймента" умело
неслучайно я вслед за практически всеми рецензентами зацепился за реплику одного из второстепенных персонажей, арт-террориста и сексота-доносчика по совместительству, насчет любви к польскому театру - в спектакле, казалось бы, есть на что обратить внимание помимо этого проходного замечания, но в том-то и дело, что пройти мимо него невозможно авторы спектакля как бы иронизируют над запалом современного польского театра, и социально-политическим, и радикально-эстетским, но на деле они лишь комплексуют, завидуют, поскольку сами они вместо абсолютно самодостаточного высказывания предлагают жалкий компромисс, псевдо-провокацию в формате коммерческо-развлекательного буржуазного театра, вот и получается, что "массовый зритель", пришедший посмотреть на "живую Ахеджакову" за большие деньги, получает в ответ недозрелый вторичный эксперимент и убегает, отплевываясь, бормоча под нос (хорошо еще, что хватает на это воспитания, пока что обходится без выкриков, как иногда бывает в других театрах): "ахинея! позор! а как же святое, бл..., искусство?!"
http://users.livejournal.com/_arlekin_/2205219.html
_________________ ИЗ ЖИЗНИ АКТЕРОВ "Не родись красивой"
http://uvarovanelly.ru/forum/viewtopic. ... 82&start=0
|
|