заинтересовали эти посты Арлекина о данных актерах
Пишет Слава (_arlekin_)
2011-12-14 16:26:00
Цитата:
Евгения Добровольская в "На ночь глядя"
Ну Добровольская, ну всем показала - вот так и надо: не благодушествовать, не пускать слюни, а говорить, как есть, или молчать, идти в отказ, если не знаешь, что сказать. От Людмилы Касаткиной не убудет актерской славы, если напомнить лишний раз, что студентам она внимания не уделяла, и пусть теперь Касаткина сколько угодно говорит, что Доброволькая - ее любимая ученица, а Добровольская и годы, десятилетия спустя готова по пунктам предъявить педагогам длинный список претензий, но когда претензии обоснованные - почему надо делать скидку на сроки давности, возраст, статус, заслуги? Добровольская всегда такая, однажды мне и самому довелось от нее слегка "получить" - на пресс-конференции фильма "Актриса", и вопрос-то не ей был адресован, а Говорухину, но пока Говорухин тормозил, Добровольская на меня накинулась, как бешеная кошка. Когда такой характер - что ж, да и не в характере дело. Ведь актриса действительно уникальная. Она, конечно, слегка лукавила, что мало играет в МХТ - не так уж мало, побольше многих других актрис труппы своего поколения, и уж определенно более интересные вещи, чем те, про которые она может вспомнить о пребывании в доронинском МХАТе, не говоря уже про жутких "Дублеров" (довелось мне посмотреть и их - думал, помру, не досижу до конца) - хотя, между прочим, насчет Татьяны Васильевны героиня передачи совсем иначе высказывалась, нежели про Касаткину, а ведь надо думать, МХАТ им. Горького - тоже не рай земной. Но теперь, оказывается, Добровольская в "Чайке" - Аркадина. Спектакль старый, я видел когда-то восстановленную версию Скорика, но тоже чуть ли не десять лет назад или около того. Добровольская переиграла и Машу, и Нину, а теперь дошла до Ирины Николаевны. Любопытно - в ней как будто и в самом деле соединяются эти типажи: по жизни, по личной судьбе она - типичная Маша, по судьбе профессиональной - скорее Нина, а по масштабу, по характеру - настоящая Аркадина, и пожалуй, при случае хорошо бы посмотреть "Чайку" с Добровольской в роли Аркадиной, хотя сама постановка Ефремова в версии Скорика мне, признаться, поперек горла. Но Добровольская в любой постановке почему-то смотрится выгрышно, взять хотя бы ее последнюю премьеру, "Письмовник" Брусникиной по Шишкину, спектакль, по совести сказать, посредственнейший, а у Добровольской там всего лишь эпизод, правда, развернутый, интересный, выигрышный, и Добровольская его, невольно, не перетягивая внимание на себя, а просто в силу объективного расклада, играет мини-бенефис внутри спектакля, и срывает отдельные, персональные аплодименты - успех феерический и незапрограммированный (для спектакля в целом - скорее отрицательный, поскольку разрушает его и без того хлипкую драматургическую структуру). Но лучше всего, конечно, Добровольскую смотреть у Серебренникова - "Мещане" мне в свое время не особенно понравились, ну да они уже и не идут давно, а вот "Головлевы" - это сильная вещь, и, безусловно, "Лес". Когда я на "Лес" ходил повторно, Добровольская была в "декрете", вместо нее ввели Янину Колесниченко, которая тоже работала превосходно, но в "На ночь глядя" показали запись того самого фрагмента второй картины, которую я так люблю цитировать, диалог Гурмыжской (Наталья Максимовна Тенякова) и Улиты (Добровольская): "Мы ведь с тобой одного возраста?" - это песня просто. Вообще я заметил, что в силу ли везения или характера актрисы, именно ее реплики в спектаклях и фильмах запоминаются и становятся объектами цитирования, "Механическую сюиту" Месхиева, недооцененный, на мой взгляд, фильм, один из самых моих любимых, можно просто воспроизводить по сценам, по диалогам, а высказывания героини Добровольской, железнодорожной библиотекарши, об "Анне Карениной" - хоть сейчас на плакат.
http://users.livejournal.com/_arlekin_/2166469.htmlПишет Слава (_arlekin_)
2011-12-23 13:07:00
Цитата:
Виктор Сухоруков в "На ночь глядя"
"Он такой один" - с этой по обыкновению пафосной характеристикой Бермана в случае Сухорукова невозможно не согласиться. При том что помимо Малковича, о сравнениях с которым Сухоруков упомянул сам, есть еще и, к примеру, Виталий Хаев, тоже замечательный артист очень сходного типажа - но стало быть, не в типаже дело. Сухоруков только на первый взгляд носит одну и ту же маску и эксплуатирует фактуру - когда идет нарезка кадров из разных фильмов, всякий заметит, что Сухоруков - прежде всего мастер перевоплощения, необычайно пластичный актер, но и не только в этом дело тоже. И даже не в энергетике, хотя энергия из Сухорукова фонтаном бьет, не иссякая, и сам он говорит: "Я, может быть, не через талант, а через энергию заражаю зрителя".
У Сухорукова прежде всего имеется то "индивидуальное косноязычие", которое и есть стиль - и вот стиль Сухорукова неповторим. Жаль, что он не писатель - его речь с нагромождением, иногда бесконечным, вариаций одной и той же фразы, однородных, но неповторимых высказываний, при уникальном лексическом богатстве - это делает Сухорукова больше, чем просто заметным актером. "Я бесстыден в обществе, я не стесняюсь себя никакого в миру" - это говорит не актер Сухоруков об актере Сухорукове, это говорит Сухоруков-мастер слова, а о ком - не знаю, не взялся бы судить. Ну а мини-шедевры типа описания инфаркта - "зародилось в груди горячее гусиное яйцо" - на зависть всем прозаикам-модернистам - рассыпаны по его речи как песок, и как будто он совсем этой роскоши не ценит, а ведь обзавидовались бы и Ремизов, и Белый, и Замятин. При этом высказывания Сухорукова - не ради красного словца, они и содержательно, по сути часто точны. Как прекрасно он выразился об Инне Михайловне Чуриковой: "У нее есть недостаток, но это недостаток не актрисы, а женщины - она хочет остановить старость. Не надо, надо нести величие в старость" - и жестко, и совсем не обидно, и не только потому, что сказано с любовью, но еще и так глубоко, а вместе с тем с безупречным изяществом сформулировано бы, что умный человек ни за что не обидится, и вне всяких сомнений, Чурикова не обиделась.
У Виктора Ивановича, кстати, тоже есть недостаток - он увлекается и ему трудно контролировать себя, да он с какого-то момента и сознательно отказывается от самоконтроля. Отсюда, наверное, его вера в режиссеров - Сухорукову не всегда удается отличить подлинное золото от блеска, ему нравится состояние ослепления. Не так давно в театре Моссовета он мне сказал: "Я тебя разлюбил" - за то, что я позволил себе, и до сих пор в своей правоте убежден, нелестно отозваться о Еремине и спектакле "Царство отца и сына", ничуть не умаляя личных достижений Сухорукова. Но Виктор Иванович, не найдя повода оскорбиться за себя самого, оскорбился за Еремина, а уж как бы его покоробили мои выпады в адрес Сафонова, с которым он только что выпустил "Тартюфа" (об этой работе ведущие "На ночь глядя" со свойственной им псевдоделикатностью предпочли промолчать) - могу только догадываться. Ну разлюбил и разлюбил - значит, я буду его любить без взаимности. А как иначе - ведь действительно, без преувеличений, без Сухорукова невозможно представить современный русскоязычный кинематограф (с театром, правда, все не столь однозначно). И сам Виктор Иванович, в общем, прекрасно сформулировал заповедь, которая, по большому счету, обобщает основные десять в одну короткую и универсальную: "Не претендуй!"
http://users.livejournal.com/_arlekin_/2171765.html