Глава 6.
Вечерело. Павел сидел на веранде и задумчиво наблюдал, как глубокие серо-голубые тени ложатся на еще по-летнему зеленую траву и на начинающие уже желтеть невысокие кусты калины, покрытые гроздьями давно созревших багряных ягод; как исчезают, словно бы растворяются в сгущающихся сумерках отягощенные несобранными плодами яблони. Еще немного, всего несколько минут, и все вокруг погрузится в непроглядную темноту, и тогда только горьковатый запах цветущих у самого крыльца хризантем, растекаясь в ночном воздухе и навевая грустные осенние мысли, будет напоминать о спрятавшемся в аспидно-черной беззвездной ночи прекрасном саде.
Маргарита подошла к мужу, заботливо наклонилась к нему, осторожно коснувшись плеча.
- Паш, холодно уже. Может, пойдем в дом?
Павел поднялся и ласково прижал жену к себе.
- Посмотри, Марго, как удивительна природа, даже в увядании, в предчувствии наступающей осени она неизменно прекрасна. В ней нет и не может быть разочарования.
Немолодые супруги стояли, обнявшись, и смотрели на благоухающий в закатных лучах, расцвеченный всеми красками уходящего лета сад и мысленно благодарили судьбу за подаренную когда-то встречу, за прожитые в согласии и любви годы и за счастье всегда быть рядом с любимым человеком.
Потом уже, когда они сидели в гостиной и пили традиционный вечерний чай, Маргарита задала волнующий ее вопрос.
- Паш, что тебя тревожит? У тебя с картиной что-то не ладится?
- Да как сказать, не ладится…, - Павел знакомым жестом пригладил волосы. – Скорее есть проблемы, и я пока не знаю, как их решить.
- Ты сомневаешься в себе, в своих силах?
- Нет, что ты, Марго, нет. Если бы я сомневался, то не взялся бы за эту работу. Тут другое…
- А что тогда?
- Даже не знаю, как тебе сказать, актеры слишком молоды, что ли?
- Но картина о молодых людях, какими же должны быть актеры? – удивилась Марго.
- Да, конечно, конечно, ты права, но видишь ли, в чем дело, фильм посвящен диссидентам, бунтарям-одиночкам шестидесятых, семидесятых годов, и прототипы этих молодых людей - Иосиф Бродский, Геннадий Шпаликов, Галич, Булат Окуджава… А ребята…
- Ты хочешь сказать, что им не по плечу сыграть личностей такого масштаба?
- В чем-то по плечу, а в чем-то пока нет. Понимаешь, они с вдохновением играют борцов за свободу, противостоящих тоталитарному советскому режиму, этаких Робин Гудов двадцатого века, но характеры их героев, как мне видится, намного сложнее, а судьбы драматичнее. Эти совсем еще молодые люди не просто находятся в состоянии конфликта с властью, они ощущают в себе потенциальное противостояние всему человеческому сообществу и потому предчувствуют свое будущее одиночество, и страдают от этого предчувствия. В те, уже далекие теперь годы, выступая не только против общества порабощения, но и против общества потребления, они, по сути, предрекли сегодняшний европейский экономический и духовный кризис. Эти отчаянные мальчики уже тогда переживали трагедию непонимания, они были обречены на одиночество, и они осознавали это. К сожалению, добиться от актеров такого видения мне пока не удается.
- Но ты же режиссер, ты можешь и должен объяснить…
- Я объясняю, Марго, объясняю, только как объяснить не страдавшим, не пережившим? Что они в их возрасте знают об одиночестве?
Павел замолчал, задумавшись и совершенно позабыв об остывающем чае. Почувствовав, что мужа опять одолевают мрачные мысли, Марго переменила тему разговора.
- А Катя? Как она? Сильно изменилась?
- Катя молодец, - лицо Павла впервые за весь вечер осветила радостная улыбка, - иногда она мне кажется совсем такой же, как и три года назад, перед ее отъездом на Запад, а иногда… Ты знаешь, ей очень идет материнство, она стала женственней, мягче. И потом эти три года не прошли для нее даром, в ее игре прибавилось уверенности, мастерства. Вот ей, все, о чем я только что тебе говорил, удается, бесспорно, есть в ней какая-то трещинка, страдающая нотка. Восхитительная актриса! И человек замечательный! Ты знаешь, она сегодня такой праздник устроила. Ты бы видела, как радовалась этой встрече наша команда, все те, с кем мы вместе когда-то начинали.
- Паш, - встрепенулась Маргарита, - а давай мы пригласим всех и Катюшу с сыном к нам, в гости?
- Это замечательная мысль, - обрадовался Павел. – Обязательно пригласим.
- А помнишь, Павлуш, как десять лет назад Катя с Андреем приезжали к нам домой репетировать?
Павел нахмурился.
- Паш, ну что опять? – тут же заметила перемену его настроения Маргарита.
- Я не понимаю, что с ним происходит, Марго. Я думал, наш последний разговор расшевелит его, в конце концов, разозлит, и поможет вернуть утраченные силы… Мне показалось, что так и произошло. Я тебе говорил, на кастинге Андрей был на голову выше всех. А сейчас опять замкнулся, ушел в себя, нелюдимый какой-то, погасший… Я уже думаю, не ошибся ли я? Может быть, я зря взял Андрея в свою команду?
- Может, зря ты, Катерина, все это затеяла?
Они с Колькой, уложив спать детей и Катиных родителей, сидели по старой привычке на кухне и разговаривали. Катя откровенно рассказала другу, почему и зачем она устроила сегодняшний праздник и Николай сочувственно вздыхал, глядя на ее понуро опущенную голову.
- Он ко мне сегодня на вы и по имени отчеству обратился, - не поднимая глаз, проговорила Катя.
- Да, сюжет…, - опять вздохнул Колька.
- Коль, - Катерина встрепенулась, - я понимаю, все это выглядит глупо, по-ребячески, но не могла я остаться в стороне, не могла не помочь ему!
- А ты не подумала о том, что ему твоя помощь может быть не нужна? – резанул напрямую разозлившийся Колька. - По имени отчеству, говоришь, назвал? Я не удивлюсь, если он завтра с тобой здороваться перестанет. Ты хоть понимаешь, что натворила? И как ты вообще эти ключи ему впарила? Что ты ему сказала?
- Ну я сказала, что хочу оставить ключи, потому, что никого из молодых актеров не знаю, а он со всеми знаком и потому, что условия на студии неважные, и у меня одной такая комната…, а вдруг кому-то понадобится…
Катерина потерянно замолчала.
- Молодец, здорово все объяснила. Ох, Катька, Катька, - Николай обнял за плечи свою совсем расстроившуюся подругу, - ладно не скули, раз он ключи взял, значит все не так уж и плохо. Ты о главном подумай, Кать. Когда ты ему собираешься рассказать о Сережке?
Катерина молча пожала плечами.
- Кать, ты же не можешь всю жизнь ездить по Европам и скрывать от него сына? Да и в любой момент кто-то может сложить дважды два и тогда… Или твои родители увидят на обложке журнала портрет Жданова и наконец-то догадаются, на кого похож их обожаемый внук. Ты понимаешь, в каком положении окажешься, если ему или твоим родителям не ты, а кто-то другой все расскажет?
- Я понимаю, Коль, все понимаю, только я не знаю, как ему сказать. Я боюсь, Коль.
- «Может зря все это? Чего я добьюсь? Только в очередной раз причиню и себе и всем боль».
Андрей повернул голову и посмотрел на спящую жену. Ему было жаль ее, сейчас, когда она не кричала, не обвиняла его во всех тяжких грехах, он жалел эту так и не ставшую ему близким человеком, почти чужую женщину.
Кира устраивала ему «разбор полетов» с завидной регулярностью. Используя все известные со времен инквизиции методы, она мастерски доводила его до точки кипения и только убедившись, что цель – вывести его из себя - достигнута, быстро сворачивала «боевые действия» и, как ни в чем ни бывало, переходила к их обычному мирному сосуществованию. Поводов для скандалов у Киры было много, но все они, в сущности, сводились к одному – он, Андрей Жданов, испортил ей жизнь. Ведь если бы не он, Кира была в этом уверена, она достигла бы многого, добилась бы славы, популярности, успеха… В перечень его прегрешений перед женой вносилось в обязательном порядке то, что он неудачник, бездарь, и она, посвятив себя семье, и погубив свой талант, по его вине вынуждена прозябать в нищете и безвестности…
Удивительно, но в списке причин Кириных скандалов практически отсутствовала ревность. В молодости Кира очень сильно ревновала и даже пугала его своей необузданностью, но после того как они поженились, и особенно после рождения дочери, она перестала обращать внимание на его личную жизнь, хотя поводов для ревности у нее было предостаточно. Андрей всегда, и особенно в период страстного желания забыть Катю, изменял ей, как говорится «ходил налево», но Кира, казалось, не обращала на это никакого внимания. Тем более было удивительно, что в этот раз поводом для скандала послужила именно ревность. Андрей никогда никому не говорил о своих чувствах к Пушкаревой и ему казалось, что он умело скрывает их от окружающих. Почему Кира приревновала его к Кате, оставалось для него неразрешимой загадкой. Как? Каким образом она смогла догадаться о его тайной любви?
Когда жена впадала в очередную истерику, продолжавшуюся, как правило, несколько дней, Андрей часто, чтобы не травмировать домашними скандалами дочь, придумывал себе «командировки» и уходил из дома. Обычно он ночевал в своем стареньком джипе, иногда для поднятия духа заезжал к Роману и Юлиане, но только на одну ночь - не больше, чтобы друзья не забеспокоились и не стали выяснять, что у него случилось дома. В этот раз угонщики его машины нарушили привычный ход вещей, и ему пришлось экспериментировать с ночлегом, и, кажется, этот эксперимент кого-то заставил забеспокоиться.
- «Интересно, кто ж меня «сдал»? Да что гадать, и так все ясно».
Андрей вспомнил как на сегодняшней вечеринке бойкая компания женщин, со всех сторон обступив Пушкареву, что-то заинтересованно обсуждала с ней.
- «Малый Совнарком», - улыбнулся он, - «или как Малиновский их называет – женсовет».
Сегодня вечером Катя совершенно неожиданно подошла к нему и попросила взять на хранение ключи от своей гримерки, мотивируя это тем, что она никого из молодых актеров, работающих вместе с ними, в отличие от него Андрея, не знает, а приличные условия для отдыха есть, как она поняла, только у нее.
- Андрей, - смущенно пряча глаза, объясняла ему Катерина, - мне одной такие апартаменты ни к чему, да и на съемках я занята не каждый день, а вечерами эта комната и вовсе всегда будет свободна, пусть уж ключи будут у тебя, мало ли что, вдруг они кому-нибудь понадобятся.
- А почему бы вам, Екатерина Валерьевна не оставить их у Романа или Урядова? Мне, кажется, логичней было бы доверить эти ключи им, - озадачил он ее прямым вопросом.
Но Катя явно была готова к такому повороту и тут же нашлась, что ему ответить.
- А я оставила второй экземпляр у Романа Дмитрича, но вы же понимаете, Андрей Палыч, его часто не бывает на месте, да и обратиться молодым актерам проще к вам, а не помощнику режиссера или директору…
Вот такой интересный разговор произошел у него с Катей по окончанию вечеринки.
- «Катя, Катя», - улыбался он, глядя на колеблющиеся на потолке спальни полуночные тени, - «у того, кто просто хочет помочь своим менее удачливым собратьям актерам, так густо не краснеют щеки».
Он сразу догадался, что Кате каким-то образом стало известно, как он провел прошедшую ночь, и она вот таким нехитрым способом решила ему помочь. Андрей даже хотел воспользоваться ее помощью и провести на студии в ее гримерке еще одну ночь, но позвонила Оленька, и, услышав в трубке взволнованный голос дочки, спрашивающий, когда он вернется домой, Андрей тут же отменил свою «командировку».
- «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними»,- размышлял взволнованный событиями прошедшего дня Андрей.- «Десять лет назад у тебя бы, Катенька, не хватило смелости предложить мне такую помощь, а шесть лет назад мне моя тогдашняя гордыня не позволила бы принять ее у тебя, а сегодня… Сегодня я из твоих рук и милостыню приму, Катя, и хоть горько мне, что не любишь ты меня, но я все равно счастлив, потому, что ТЫ пожалела меня, потому, что ТЫ беспокоишься и думаешь обо мне. А значит, у меня еще есть надежда!»
Последний раз редактировалось Сплин 23 авг 2010, 11:27, всего редактировалось 1 раз.
|