ЯЗЫК МОЙ...
Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ
Как проводился мониторинг Языка Вражды
Виды Языка Вражды
A.
Прямые и непосредственные призывы к насилию (т.е. в связи с конкретной ситуацией, с указанием объекта насилия);
B. призывы к насилию в виде общих лозунгов (
провозглашение насилия допустимым средством в своих статьях, документах и т.п.; в том числе и в виде абстрактных призывов типа "Бей жидов!");
C.
прямые и непосредственные призывы к дискриминации;
D.
призывы к дискриминации в виде общих лозунгов;
E. завуалированные призывы к насилию и дискриминации (пропаганда "позитивных", исторических или современных, примеров насилия или дискриминации; выражения типа "
хорошо бы сделать с теми-то то-то и то-то", "давно пора …" и т.п.);
F.
создание негативного образа этнической или религиозной группы (сопряжено не с конкретными обвинениями, а скорее передано тоном текста);
G.
оправдание исторических случаев насилия и дискриминации (выражения типа "после всего, что творили чеченцы, естественно, что…");
H. публикации и высказывания, подвергающие сомнению общепризнанные исторические факты насилия и дискриминации (например, масштабы Холокоста или утверждение, что "чеченцев выслали за то, что они перешли на сторону Гитлера");
I. упоминание названия этнической или религиозной группы в уничижительном контексте (как правило, встречается в заголовках);
J. утверждения о неполноценности (недостаток культурности, интеллектуальных способностей, неспособность к созидательному труду) той или иной этнической или религиозной группы как таковой
(идеи типа "азербайджанцы только на рынке работают", "казахи туповаты");
K. утверждения об исторических преступлениях той или иной этнической или религиозной группы как таковой (
типа "мусульмане всегда распространяли свою веру огнем и мечом", "поляки всегда злоумышляли против русских");
L. указание, с целью дискредитации, на связь этнических и религиозных групп с российскими и иностранными политическими и государственными структурами (турки-месхетинцы как агенты влияния Турции, католики как агентура Запада в целом);
M.
утверждения о криминальности той или иной этнической или религиозной группы (например, "цыгане – воры");
N. утверждения о моральных недостатках той или иной этнической или религиозной группы ("евреи корыстолюбивы", "цыгане – обманщики");
O. рассуждения о непропорциональном превосходстве той или иной этнической или религиозной группы в материальном достатке, представительстве во властных структурах, прессе и т.д.;
P. обвинение в негативном влиянии той или иной этнической или религиозной группы на общество, государство ("размывание национальной идентичности", "
инородцы превращают Москву в нерусский город", "мормоны подрывают нашу православную идентичность");
Q.
упоминание этнической или религиозной группы или ее представителей как таковых в унизительном или оскорбительном контексте (в том числе в уголовной хронике);
R.
призывы не допустить закрепления в регионе (районе, городе и т.д.) мигрантов, принадлежащих к той или иной этнический или религиозной группе (например, протесты против строительства мечети в "православном городе");
S. цитирование явно ксенофобных высказываний и текстов без комментария, определяющего размежевание между позицией интервьюируемого и позицией журналиста; аналогично – предоставление места в газете для явной националистической пропаганды без редакционного комментария или иной полемики.
Объекты Языка Вражды
Объекты также приводятся в том порядке, как они стоят в рубрикаторе. Как уже говорилось, в списке соседствуют весьма общие категории и вполне конкретные этнические или религиозные группы. В общие категории (в первую очередь, в категорию "не русские") заносились не только случаи недифференцированной ксенофобии, но и те статьи, в которых был конкретный объект ксенофобии, не введенный в список. Мы не считали возможным расширять его бесконечно и пополняли только в тех случаях, когда становилось ясно, что упоминание нового объекта не носит единичный характер.
1. Не белые.
2. Не славяне.
3. Негроиды.
4. Народы Азии.
5. Народы Кавказа и Закавказья.
6. Народы Средней Азии.
7. Американцы.
8. Евреи.
9. Украинцы.
10. Цыгане.
11. Чеченцы.
12. Азербайджанцы.
13. Не русские.
14. Не христиане.
15. Не православные.
16. Мусульмане.
17. Католики (и униаты).
18. Свидетели Иеговы.
19. Саентологи.
20. Новые и малочисленные религиозные группы.
21. Эстонцы.
22. Арабы.
23. Афганцы.
24. Пакистанцы.
25. Армяне.
26. Турки-месхетинцы.
27. Курды.
28. Новые мусульманские течения.
29. Русские.
30. Татары.
http://www.hro.org/editions/h_speech/02.htm