админ Истории... писал(а):
Значит, мы начали с самого сложного сразу
Совсем нет. Полноценный семантический анализ текста требует куда большей подготовки. Я же привела элементарный пример, чтобы проиллюстрировать на знакомом здесь всем материале (арте) методику семантического подхода к тексту. Возник вопрос, что такое семантика, я постаралась на него ответить.
админ Истории... писал(а):
И ещё хотелось бы понять: если мы тут все вместе попробуем заняться семантическим анализом (я правильно называю этот процесс?) Арта как некого культурного явления, то какова конечная цель этого анализа?
А какова цель любого познания? Думаю, это увеличение количества вопросов о предмете, которые мы в состоянии себе задать. Не уверена, правда, что мы здесь станем заниматься семантическим анализом, но попробовать можно. Для этого стоит определиться с уровнем, на котором имеет смысл действовать. Пока нет ясности даже с основами.
Ксения писал(а):
С другой стороны.
Языкознание -я и Языковедение, -я, ср. Наука о языке (в 1 и 2 знач.), лингвистика. || прил. языковедческий, -ая, -ое.
Основание: Толковый словарь С.И. Ожегова.
При этом следует обратить внимание, что идёт речь о науке, а не сумме наук.
Уважаемая Ксения, мы имеем дело с особенностями словарного определения, коими занимается наука лексикография. Смотрите, например, здесь:
http://www.krugosvet.ru/articles/90/100 ... 9041a1.htmЕсли Вы взглянете чуть ниже в тот же словарь Ожегова, то обнаружите там следующее определение:
"ЯЗЫЧЕСТВО, а, мн. нет, ср. - идолопоклонство, вообще - религия, основанная на поклонении многим богам, в отличие от христианства, магометанства, буддизма, иудейства. "
Можем ли мы из этого определения сделать однозначный вывод о том, что язычество -
одна религия? Написано-то именно так! А между тем, вряд ли у кого-то повернется язык утверждать, что все немыслимое многообразие языческих верований можно назвать одной религией. Что же делать, не верить словарям? Кстати, в отношении Википедии, я действительно советовала бы быть осторожнее, взгляните, например на таошнее определени филологии...
Безусловно, словарям, тем более таким, как словари Ожегова и Ушакова, доверять можно и нужно. Но всегда следует иметь в виду, что словарь дает нам обобщенное
представление о предмете, к тому же привязанное к определенной эпохе и определенной школе. Жаль, что приведенная мной выше историческая справка, по видимому прошла мимо вашего внимания. Если вы все же прочтете ее, то может быть есть смысл добавить, что Сергей Иванович Ожегов был близким другом Реформатского и его коллегой.
Вот иная точка зрения на этот вопрос:
"Общая лингвистика, представляя собою теорию языкознания, естественно, является частью языкознания. "*
*А. Чикобава "О философских вопросах языкознания". - Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. - Т. 33. № 4. - М., 1974. Полностью статью можно прочесть здесь:
http://sprach-insel.com/index.php?optio ... &Itemid=61Замечу, что автор - представитель того же поколения лингвистов.
Ксения писал(а):
Вы же вводите без ссылки на первоисточник, предлагая куда-то посмотреть: ...
Посмотреть я предлагала на мое представление о предмете. Признаю, источников не указала. Уточните, пожалуйста, вас интересуют истоки возникновения различных ветвей языкознания и конкретно - отечественной лингвистики?
Если у вас есть время и желание, то советую обратиться к следующим темам:
1) история ленинградской "формальной" школы (ОПОЯЗ -Тынянов, Эйхенбаум, Шкловский, Ярхо - называю только "главных" формалистов ), советую также почитать Л.Я. Гинзбург.
2) московская "фортунатовская" школа - Фортунатов, упоминавшийся уже Реформатский и эмигранты - С.Н. Трубецкой и Якобсон.
2) тартуско-московская школа - Лотман, прежде всего,
Ссылок дать не могу, поскольку не уверена, что все это есть в сети. Можно поискать по фамилиям. Если вас интересуют ссылки на книги, то я готова дать небольшой список.