НРКмания

Форум любителей сериала "Не родись красивой" и не только
Текущее время: 05 май 2024, 07:47

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 225 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ... 12  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01 фев 2008, 17:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 09:22
Сообщения: 213
Откуда: Москва
Мотылёк писал(а):
Происходит не понимание себя, а радостный момент истины- вот он, нашёлся, ТАКОЙ ЖЕ.


Э, да Вы, батенька, меня не поняли! :grin: "Понимание себя" идёт в контексте "понимание автора", то есть в авторе человек как бы узнаёт самого себя :friends: На самом деле, это может быть ложное узнавание, чисто формальное, по признаку полного совпадания клише, за которым у каждого может стоять совсем не один и тот же смысл. Тут можно говорить о совпадение именно по выработке этих клише, а, поскольку клише рождаются образом жизни, способом мышления, особенностями восприятия, то именно набор сходных клише может оказаться косвенным признаком единства в куда более широком смысле :P Но может и не оказаться - ведь клише совпали лишь по части инструментария (языка), а семантически (надеюсь, я правильно здесь употребляю это слово?) могут вовсе не совпадать. Отсюда возникают разочарования при более глубоком общении с человеком. Где-то так...

luci писал(а):
Другой вопрос - почему у многих из нас совпадают литературные пристрастия?



Если бы только литературные! Иногда просто поражаешься, какие необыкновенные совпадения случаются даже в совершенно отвлечённых вещах! Здесь уже приходится говорить о том, по какому принципу произошла селекция человечества сквозь фильтр НРК. Но это слишком глобальная задача :grin:

_________________
История одного города - неофициальный сайт добровольного общества НРКоманов. Последнее обновление - 27 февраля.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01 фев 2008, 17:53 
Не в сети
колючая нежность
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 сен 2007, 00:15
Сообщения: 8275
Откуда: Москва
админ Истории... писал(а):
Э, да Вы, батенька, меня не поняли! "

Поняла, поняла, перечитала много раз! :grin:
админ Истории... писал(а):
то есть в авторе человек как бы узнаёт самого себя :friends:

Ну да, как бы видит отражение части своей сущности. Это первично, вы считаете? Но человек ведь -эго, не происходит ли первое-"Он-как я", а не "Я-как он"? Впрочем, это совсем неважно, в каком направлении идёт этот сопритык. Главное, что он находится- в этой невидимой вибрации. :grin:
админ Истории... писал(а):
На самом деле, это может быть ложное узнавание, чисто формальное, по признаку полного совпадания клише, за которым у каждого может стоять совсем не один и тот же смысл. Тут можно говорить о совпадение именно по выработке этих клише, а, поскольку клише рождаются образом жизни, способом мышления, особенностями восприятия, то именно набор сходных клише может оказаться косвенным признаком единства в куда более широком смысле

Вот с этим совершенно согласна! За одним и тем же ЧАЩЕ стоит совершенно разное. А мы в силу совпадения да ещё и на эмоциональном уровне принимаем это за кальку самого себя. Что же потом? Разочарование в ошибке? Да, но в одном единственном случае... :o


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01 фев 2008, 17:56 
админ Истории... писал(а):
А какое место занимает семантика? И где она находится в иерархии наук о языке?


Семантика - один из разделов лингвистики. Надеюсь, тут ни у кого возражений не возникнет.

админ Истории... писал(а):
Лично меня всегда удручали нудные разговоры критиков, экскурсоводов, педагогов, телеведущих и пр. о том, что хотел и чего не хотел сказать автор своим произведением.


Сами авторы в этом смысле тоже не без греха, согласитесь? От "автор хотел сказать..." до "я хотел сказать..." дистанция небольшого размера.

админ Истории... писал(а):
И чем больше в труде вот таких личных клише (по форме), тем понятнее кажется "продукт" и потребителю представляется, что он очень хорошо понял автора! А на самом деле происходит всего лишь понимание самого себя!


Мне казалось, что я именно об этом и говорила вот здесь:
Petropol писал(а):
мы неизбежно вкладываем в авторский текст составляющие собственной личности, достраиваем его на свое усмотрение


Или я неправильно поняла?

luci писал(а):
Другой вопрос - почему у многих из нас совпадают литературные пристрастия?


Масса причин - от одинаковой для большинства программы-минимум до привычки называть любимыми произведения, "официально" признаваемые великими. Это вполне безопасно в смысле собственной репутации, кто ж усомнится в интеллекте человека, любящего русскую классику? Это, конечно, не значит, что всякий, явно признающийся в любви к Достоевскому, - лицемер, втайне читающий исключительно Пикуля... :roll:

Если же речь идет о действительном совпадении истинных литературных пристрастий, то, скорее всего, можно говорить и о совпадении вкусов в более широком смысле слова. Впрочем, вкусы публики имеют свойство видоизменяться под влиянием господствующих мнений. Едва ли не самым популярным, любимым и читаемым писателем пушкинской эпохи был Сенковский, ныне прочно и не совсем заслуженно забытый ...


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01 фев 2008, 18:05 
Не в сети
колючая нежность
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 сен 2007, 00:15
Сообщения: 8275
Откуда: Москва
админ Истории... писал(а):
Здесь уже приходится говорить о том, по какому принципу произошла селекция человечества сквозь фильтр НРК. Но это слишком глобальная задача :grin:

И безумно интересная, как явление. (мы ж до сих пор, почему-то, тут, правда, в новой стадии? :grin: )


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01 фев 2008, 18:13 
Не в сети
Бегущая
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 окт 2007, 21:29
Сообщения: 11150
Petropol писал(а):
Едва ли не самым популярным, любимым и читаемым писателем пушкинской эпохи был Сенковский, ныне прочно и не совсем заслуженно забытый ...


О клише.
Интересно, что каждое поколение имеет свои конктретные клише, отличающиеся от клише прошлого или будущего поколения.
Они отражаются в литературныхпроизведениях. Мы - читатели, зачастую, их не понимаем и не воспринимаем. Т.о. чем больше современных клише у писателя, тем он популярнее сегодня, тем менее вероятна его популярность завтра. Это, наверное, случилось с Сенковским. Но такая литература, наверное, очень достоверный памятник эпохи.
НРК - форева :grin: - памятник нашему времени. :grin:

_________________
Точка


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01 фев 2008, 18:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 09:22
Сообщения: 213
Откуда: Москва
Petropol писал(а):
Семантика - один из разделов лингвистики. Надеюсь, тут ни у кого возражений не возникнет.


С моей стороны нет, поскольку лично я ещё "плаваю" в материале. Правильно ли я поняла, что лингвистика изучает элементы речи, расчленяя её на составляющие и изучая все аспекты как этих составляющих, так и их взаимосвязи, вплоть до образования языковой среды? Причём семантика абстрагируется от "технического воплощения" (собственно букв и слов), а занимается исключительно смысловой частью?

И ещё - если я не ошибаюсь, Вы говорили о лингвистической семантике. Значит, есть какая-то ещё? Тогда как она может быть подразделом лингвистики, если лингвистическая семантика - лишь какая-то часть семантики вообще? :shock:

Petropol писал(а):
Мне казалось, что я именно об этом и говорила


Petropol писал(а):
Или я неправильно поняла?


По-моему, об одном и том же. Вас это удивляет?

_________________
История одного города - неофициальный сайт добровольного общества НРКоманов. Последнее обновление - 27 февраля.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01 фев 2008, 18:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 09:22
Сообщения: 213
Откуда: Москва
Мотылёк писал(а):
И безумно интересная, как явление. (мы ж до сих пор, почему-то, тут, правда, в новой стадии? Grin )


И при переходе на каждую следующую стадию мы будем спрашивать себя: а что я всё ещё здесь делаю? :-P

luci писал(а):
Это, наверное, случилось с Сенковским. Но такая литература, наверное, очень достоверный памятник эпохи.


Вообще это отдельная, очень интересная тема - что на самом деле является достоверным памятником эпохи? Ведь у того же Пушкина, если почитать комментарии к его произведениям, буквально каждая строчка дышала современностью! Метафоры, ассоциации, образы абсолютно злободневны! Но мы его читаем и сейчас, и наши дети, и внуки - и с не меньшим удовольствием... Почему? Ведь не сидел Александр Сергеевич над листом бумаги и не думал, как бы ему сохранить актуальность на ближайшие лет 500? И тем не менее... Каждый творец современен, какой бы традиции он ни придерживался. Он просто не может отринуть всё то, из чего состоит его реальная жизнь. И эта реальная жизнь всегда вплетена в его творения, даже если он пишет сказки или фэнтези. Но какие-то описания той, ушедшей реальной жизни интересны и актуальны и через сотни лет, а какие-то устаревают уже в момент первого издания... И как бы мы ни гадали сейчас, какие именно современные нам сочинения будут читать лет через 200 - не угадаем...

_________________
История одного города - неофициальный сайт добровольного общества НРКоманов. Последнее обновление - 27 февраля.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01 фев 2008, 19:53 
Не в сети
Бегущая
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 окт 2007, 21:29
Сообщения: 11150
админ Истории... писал(а):
у того же Пушкина, если почитать комментарии к его произведениям, буквально каждая строчка дышала современностью! Метафоры, ассоциации, образы абсолютно злободневны! Но мы его читаем и сейчас, и наши дети, и внуки - и с не меньшим удовольствием... Почему?

Да, почему? :grin:
Он достиг каких-то высот обобщения?
Или уловил вектор в будущее?

_________________
Точка


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01 фев 2008, 23:31 
админ Истории... писал(а):
Правильно ли я поняла, что лингвистика изучает элементы речи, расчленяя её на составляющие и изучая все аспекты как этих составляющих, так и их взаимосвязи, вплоть до образования языковой среды? Причём семантика абстрагируется от "технического воплощения" (собственно букв и слов), а занимается исключительно смысловой частью?

И ещё - если я не ошибаюсь, Вы говорили о лингвистической семантике. Значит, есть какая-то ещё? Тогда как она может быть подразделом лингвистики, если лингвистическая семантика - лишь какая-то часть семантики вообще?


Постепенно начинаю чувствовать себя египетским казначеем, который назывался "заведующий тем, что есть и чего нет"... :-)

Попробую все же. Лингвистика занимается не речью, а языком. Речь - лишь одна из функций языка. Семантика (лингвистическая) занимается изучением различных единиц языка (слова, сочетания слов и в самом сложном случае - текста). Цель такого изучения - установление смысловых соответствий единицы языка. Искусственными языками (такими как языки программирования, например) также занимается семантика, но не лингвистическая. Вот, например:
http://www.tver.mesi.ru/e-lib/res/651/8/1.html

Об этой семантике я имею слишком приблизительное представление и говорить не рискну. Предполагаю, что обе ветви семантики пользуются схожими методами исследования.

админ Истории... писал(а):
По-моему, об одном и том же. Вас это удивляет?


Немного, потому и переспросила.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02 фев 2008, 00:17 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 22:34
Сообщения: 6556
Вот ведь магия слов. Читаешь уважаемых людей , и сразу хочется со всем согласиться. :Rose:



Филумена

«Смею утверждать, что никто при "потреблении" результата чьего-то творческого труда не занимается тем, чтобы понять автора!»



«А на самом деле происходит всего лишь понимание самого себя!»


Автор же не рассчитывает на абсолютное понимание. Признание , интерес к автору , это тоже результат потребления. Познание самого себя процесс интересный и бесконечный. Но не каждый раз при чтении ставится такая задача. Читают и для развлечения , получения информации, удовольствия , отвлекаясь от собственных неприятных мыслей и т.д.
И если бы не было желания понять автора лучше , откуда бы возникал интерес к личности автора. Чтение библиографической литературы , переписки , комментариев. Вы , наверное этот интерес почувствовали и на себе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02 фев 2008, 00:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 09:22
Сообщения: 213
Откуда: Москва
Petropol писал(а):
Лингвистика занимается не речью, а языком.


Ну, с речью я погорячилась, поскольку мысленно оперировала с понятием, не имеющим конкретного словесного воплощения, а при подборе подходящего определения написала первое, что в моём представлении определяет это понятие на интуитивном, а не научном уровне :-)

Petropol писал(а):
Семантика (лингвистическая) занимается изучением различных единиц языка (слова, сочетания слов и в самом сложном случае - текста). Цель такого изучения - установление смысловых соответствий единицы языка.


Значит, мы начали с самого сложного сразу :Smok: Может, потренируемся на простых примерах сначала :roll: На предложениях, скажем... Чтоб мы научились мыслить в нужном направлении...

И ещё хотелось бы понять: если мы тут все вместе попробуем заняться семантическим анализом (я правильно называю этот процесс?) Арта как некого культурного явления, то какова конечная цель этого анализа? То есть что мы хотим получить на выходе: закономерности, обобщения или некий структурированный набор элементов, из которых состоит весь Арт? Это я уже для себя решаю, поскольку движение от частного к общему мне интересно, а от общего к частному - не очень... :?

_________________
История одного города - неофициальный сайт добровольного общества НРКоманов. Последнее обновление - 27 февраля.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02 фев 2008, 00:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 09:22
Сообщения: 213
Откуда: Москва
Ворона писал(а):
Автор же не рассчитывает на абсолютное понимание.


Да кто его знает... Это ведь зависит от мотивов творчества. Кому-то, возможно, нужно именно понимание...


Ворона писал(а):
Признание , интерес к автору , это тоже результат потребления.


Вот этот процесс мне до конца не понятен. Вернее, не сам процесс, а его природа. Особенно интерес к личности. Это действительно есть, но, на мой взгляд, здесь связь с прочитанным не прямая, а косвенная, даже опосредованная. И механизмы этого интереса иные, чем интерес к произведению...

Ворона писал(а):
Читают и для развлечения , получения информации, удовольствия , отвлекаясь от собственных неприятных мыслей и т.д.


Мне кажется, что с целью чтения механизм "приятия" связан значительно меньше, чем с числом "точек соприкосновения" автора с читателем. Даже информацию мы предпочитаем получать в наиболее комфортных для себя условиях, то есть из того источника, который больше подходит именно нам...


Ворона писал(а):
И если бы не было желания понять автора лучше , откуда бы возникал интерес к личности автора. Чтение библиографической литературы , переписки , комментариев.


А что здесь первично: автор или читатель? Ведь один читатель будет некое произведение "копать", перечитывать, постарается узнать как можно больше, другой то же произведение "проглотит" и побежит дальше, а третий отринет, как не стоящее его интереса. А ведь произведение одно и то же... Значит, дело именно в "потребителе", он делает одно сочинение безумно популярным, а другое - едва известным узкому кругу (проблему рекламы я не рассматриваю - она искажают естественную картину). Конечно, источник популярности - автор. Но саму популярность образуют потребители...


Ворона писал(а):
Вы , наверное этот интерес почувствовали и на себе.


Не пугайте меня... :shock:

_________________
История одного города - неофициальный сайт добровольного общества НРКоманов. Последнее обновление - 27 февраля.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02 фев 2008, 11:08 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 ноя 2007, 20:31
Сообщения: 2902
Уважаемая Петрополь!
Я, как добросовестный участник форума, честно, но, к сожалению, медленно ввиду сугубо технического базового образования, познаю азы новой для себя науки семантики. Поэтому, не смотря на то, что обсуждение ушло далеко вперёд, я до сих пор по примеру уважаемого placebo выясняю, можно ли поставить знак равенства между появившимися в обсуждении понятиями: Лингвистика и Языкознание
Уважаемая Нюрочка утверждает: Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение) — наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях. В широком смысле является частью семиотики как науки о знаках.
Основание: Википедия — свободная энциклопедия.

То есть: Лингвистика — наука, изучающая языки. Языкознание — наука, изучающая языки.
Из этого следует, что Лингвистика есть целое Языкознание.
С другой стороны.
Языкознание -я и Языковедение, -я, ср. Наука о языке (в 1 и 2 знач.), лингвистика. || прил. языковедческий, -ая, -ое.
Основание: Толковый словарь С.И. Ожегова.

При этом следует обратить внимание, что идёт речь о науке, а не сумме наук.
Вы же вводите без ссылки на первоисточник, предлагая куда-то посмотреть: Смотрите, языкознание есть комплекс наук о языке, так? - своё толкование понятия Языкознания:
Языкознание есть сумма наук о языке. С моей (и не только моей) точки зрения в эту сумму входят как основные составлющие филология и лингвистика.
И на этом строите доказательство ранее сделанного Вами вывода, что:
Лингвистика – раздел языкознания. Заменять одно понятие другим некорректно.
А из этого следует, что Лингвистика есть часть Языкознания, что противоречит обоснованному логическому выводу: Лингвистика есть целое Языкознание.
На основании вышеизложенного я склонна доверять утверждению уважаемой Нюрочки:
Лингвистика и Языкознание - это одно и то же на одном языке - русском.
Но в любом случае я готова к новым аргументам, подтверждающим Вашу точку зрения.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02 фев 2008, 13:00 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 09:22
Сообщения: 213
Откуда: Москва
Изначально возникший на форуме основополагающий вопрос соотношения лингвистики и языкознания лично меня занимал мало. Как, впрочем, и сейчас. Но из любопытства я решила-таки побеспокоить яндекс и обнаружила, что этих лингвистик, оказывается, вагон и маленькая тележка :shock: Например, различают теоретическую и прикладную лингвистику (ну, с этим более или менее понятно), но есть и когнитивная лингвистика (она же в нашей стране почему-то когнитивная семантика :shock: ), математическая лингвистика, антропологическая лингвистика, внешняя лингвистика, психолингвистика, социолингвистика, этнолингвистика, корпусная лингвистика, компьютерная лингвистика, структурная лингвистика и т. д., и т. п. Друзья мои, вы уверены, что мы выберемся из этих дебрей?
Ни в коей мере не хочу ущемить ничьих прав, но, может, будем потихонечку двигаться к применению всех этих (или хотя бы части из них :-) ) почтенных наук? Поправьте меня, если я ошибаюсь, но у меня такое ощущение (как у технаря :grin: ), что значительная часть гуманитарных наук (хотелось бы сказать "все", но в силу не достаточной осведомлённости не стану обобщать) попросту не может иметь точных и единствено возможных определений чего-либо вследствие отсутствия чётких (то есть однозначно трактуемых) критериев.

Впрочем, я не настаиваю - поиск истины в любой сфере знаний безусловно заслуживает уважения :-)

_________________
История одного города - неофициальный сайт добровольного общества НРКоманов. Последнее обновление - 27 февраля.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02 фев 2008, 13:30 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 09:22
Сообщения: 213
Откуда: Москва
Вношу встречное предложение: уйти от этой непонятной лингвистики и перейти к ещё более непонятной семиотике :grin: Как следует из самых поверхностных знаний, почерпнутых мною всё из того же яндекса, эта наука обладает наиболее точными и формализуемыми методами изучения языка. Правда, с её определением тоже есть проблемы :grin: Вот что пишет об этой науке один преподаватель:

Цитата:
ЧТО ТАКОЕ СЕМИОТИКА?



Учась в Тартуском университете и затем читая лекции по семиотике в этом же университете, я часто сталкивался с одним и тем же вопросом. От самых разных людей я то и дело слышал: "Скажи, что такое семиотика?" С течением времени, для меня стало очевидно, что это нормальная реакция на само слово "семиотика". Никто в точности не знает, что такое семиотика и чем она занимается. Примечательно, что никто обычно не спрашивает: "Чем занимается математика?" или "Что изучает биология?" Предмет и задачи этих дисциплин кажутся очевидными по интуиции. (Хотя, может быть, это так только из-за того, что их проходят в школе?)

Всякий раз, пытаясь ответить на этот вопрос и объяснить, чем именно я занимаюсь, я обнаруживал, что сделать это не так-то легко. (Как правило, я просто увиливал от прямого ответа, говоря что-нибудь вроде того, что семиотика - это нечто среднее между филологией и философией.) Постепенно я стал понимать, что, в действительности, я сам не понимаю, что такое семиотика. Я стал размышлять над этим поразительным фактом. Ниже следуют плоды моих медитаций.

Три определения

1

Самым распространенным, классическим определением семиотики является определение по объекту: "Семиотика - это наука о знаках и/или знаковых системах". Однако, если мы взглянем на это определение более пристально, возникает вопрос: КТО устанавливает различие между знаками и не-знаками (условимся считать заранее, что 1) знаки ЕСТЬ и 2) мызнаем, ЧТО такое знаки).

Уже Блаженный Августин осознавал трудность разграничения вещей и знаков. С одной стороны, мы можем познавать вещи и говорить о вещах только с помощью знаков, заменяя вещи их обозначениями. С другой стороны, то, что обычно используется как знак, в некоторых ситуациях может восприниматься (и использоваться) как простая вещь. Например, можно почитать Библию как сакральный и символический объект, как сложный знак, нуждающийся в истолковании, а можно использовать Библию для того, чтобы убить кого-нибудь, ударив ею по голове. Точно так же, иногда люди наделяют особыми значениями вещи, для других совершенно не значимые. Приверженцы экзотических религий и параноики могут служить здесь примером.

Короче говоря, существует множество условий, которые определяют, где и когда мы рассматриваем или не рассматриваем некоторую вещь как знак. Это говорит о том, что знаковость по сути своей относительна, что она ПРОИЗВОДНА от каких-то других факторов (психологических, социальных, культурных и т.д.). Семиотику, однако, интересует феномен знаковости как таковой. Поэтому она обходит эту проблему и трактует знаковость безотносительно к порождающим ее условиям. Проблема ВЕЩЕЙ и, соответственно, проблема соотношения знак/вещь, по сути, не является семиотической проблемой (хотя она и провозглашается иногда основной проблемой семиотики).

Поскольку семиотика не имеет дела с незнаковой реальностью, она неспособна разрешить вопрос о существовании или несуществовании чего-либо помимо знаков. Или, говоря семиотически, не-знак мыслится тоже как знак, хотя и с чисто отрицательным содержанием.

Таким образом, семиотика - это средство рассмотрения чего угодно в качестве знаков и знаковых систем. Ее объектом является ВСЕ, что означает, что у нее ВООБЩЕ НЕТ ОБЪЕКТА (или, по крайней мере, нет своего специфического объекта).

2

Определение второго типа - определение по методу: "Семиотика - это приложение лингвистических методов к объектам иным, чем естественный язык". Что это значит? Это значит, что семиотика - это некоторый способ рассмотрения чего угодно как сконструированного и функционирующего подобно языку. В этом "подобно" - суть метода. Все может быть описано как язык (или как имеющее свой язык): система родства, карточные игры, жесты и мимика, кулинария, религиозные ритуалы и поведение насекомых. Семиотика, следовательно, - это перенос метафоры языка на любые неязыковые (с точки зрения обычного, "несемиотического" сознания) феномены. Одним из принципов, на которых основывается семиотика, является РАСШИРЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ. Таким образом, метод семиотики - это рассмотрение чего угодно как метафоры языка или, говоря иначе, МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕГО УГОДНО В КАЧЕСТВЕ ЯЗЫКА.

3

Существует множество теорий, подчеркивающих важность языка как важнейшего измерения человеческого мира. Например, герменевтика в лице Х.Г. Гадамера считает язык (хотя и понимаемый не в таком широком и расплывчатом смысле, как в семиотике) "универсальной средой человеческого существования". Признание центральной роли, которую играет символический аппарат в человеческой деятельности, составляет рабочую основу многих направлений в психологии, социологии, антропологии и т.д. Никто однако, не называет эти науки семиотикой, да и сама семиотика активно противопоставляет себя всем этим дисциплинам. Почему?

Я полагаю, что дело здесь не только в том, что семиотика конституирует себя в качестве некоей метанауки (металогики по Пирсу и металингвистики по Ельмслеву). Метаисследования составляют лишь небольшой процент семиотической продукции, а сама семиотика распадается на множество частных под-дисциплин (См. об этом статью "Semiotics" в "Encyclopedic Dictionary of Semiotics" под редакцией Т. Себеока). Поэтому, как уже отмечалось, для большинства людей остается полной загадкой, чем именно занимается семиотика и каковы ее цели. Даже для университетских студентов семиотика, как она объясняется в книгах, кажется чем-то темным, заумным, переполненным специальными терминами, схемами и формулами.

Конечно, вполне законно на вопрос "Что такое семиотика?" ответить "Наука, занимающаяся знаками и знаковыми системами". Такой ответ, однако, кажется не удовлетворительным даже тем, кто отвечает.

Поэтому я хочу предложить еще одно определение семиотики - определение по субъекту. Семиотика как наука институциализируется самими семиотиками. Знаком семиотической ориентации научной работы (которая может быть посвящена чему угодно) является использование принятой семиотической терминологии (знак, код, сигнификация, семиозис и т.п.) вкупе со ссылками на другие семиотические труды. Таким образом, определение по субъекту может звучать так: "СЕМИОТИКА - ЭТО ТО, ЧТО ЛЮДИ, НАЗЫВАЮЩИЕ СЕБЯ СЕМИОТИКАМИ, НАЗЫВАЮТ СЕМИОТИКОЙ".


http://www.netslova.ru/gorny/selected/semiotics_r.html

:grin:

_________________
История одного города - неофициальный сайт добровольного общества НРКоманов. Последнее обновление - 27 февраля.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02 фев 2008, 16:29 
Ворона писал(а):
Читают и для развлечения , получения информации, удовольствия , отвлекаясь от собственных неприятных мыслей и т.д.
И если бы не было желания понять автора лучше , откуда бы возникал интерес к личности автора. Чтение библиографической литературы , переписки , комментариев.


Добавлю, что чтение может дать различный результат не только в зависимости от целей, но и от уровня знаний читающего. Если цель - только развлечение, то вряд ли читатель станет интересоваться автором и историей текста. Если же в процессе чтения возникает более глубокий интерес, то естественным будет стремление узнать больше, то есть расширить собственное представление о прочитанном. Здесь возможны сюрпризы, обогащающие полученную картину. Небольшой пример - много раз приходилось слышать такое утверждение: "Я люблю только позднего Пастернака" (речь о стихах). Казалось бы спорить не о чем, ибо это только вопрос вкуса. Однако, если знать, что Пастернак (и не он один) в зрелом возрасте переделывал свои юношеские стихи, то неизбежно возникнет вопрос - что считать его ранней поэзией? Возможно, познакомившись с вариантами, собеседник и не изменит свою точку зрения, но явно обогатит свое представление о поэзии этого автора.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02 фев 2008, 17:17 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 22:34
Сообщения: 6556
админ Истории... писал(а):
Ворона писал(а):
Вы , наверное этот интерес почувствовали и на себе.


Не пугайте меня... :shock:



А слабо любимым авторам написать автобиографию. :Yahoo!:
Была бы самая популярная тема. :P


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02 фев 2008, 17:46 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 22:34
Сообщения: 6556
Petropol писал(а):
Можно ли с вашей точки зрения считать доказанной эстетическую значимость мотива, если несомненна его устойчивость в сложившейся традиции, а также безусловная релевантность в системе бытования данной субкультуры?

Если есть желание развеять или наоборот подтвердить мои сомнения - прошу!



Мне кажется , что после того как мы немного уяснили терминологию . Можно было бы вернуться и первоначальному вопросу Кати.

На том языке , который я считаю русским , нас спросили

Представляет ли собой эстетическую ценность произведения написанные за 2 года существования Фан-Арта , если устойчивый интерес к тематике НРК не пропадает?

Катя , прости за вольный перевод , но вопрос интересный и хотелось бы вернуться к его обсуждению.

Я не сильна в анализе литературных достоинств произведений Фан- Арта . Но если рассматривать Фан-Арт как народное фольклорное творчество то очевиден творческий потенциал авторов и читателей. Несмотря на то , что в Арте перебрали все мыслимые и немыслимые варианты пейринга , возникают интересные и эмоциональные авторские сюжеты .
Я не уверена , что авторы ставят перед собой цели эстетической значимости написанного , скорее это возможность своеобразного общения с читателями.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02 фев 2008, 18:16 
админ Истории... писал(а):
Значит, мы начали с самого сложного сразу


Совсем нет. Полноценный семантический анализ текста требует куда большей подготовки. Я же привела элементарный пример, чтобы проиллюстрировать на знакомом здесь всем материале (арте) методику семантического подхода к тексту. Возник вопрос, что такое семантика, я постаралась на него ответить.

админ Истории... писал(а):
И ещё хотелось бы понять: если мы тут все вместе попробуем заняться семантическим анализом (я правильно называю этот процесс?) Арта как некого культурного явления, то какова конечная цель этого анализа?


А какова цель любого познания? Думаю, это увеличение количества вопросов о предмете, которые мы в состоянии себе задать. Не уверена, правда, что мы здесь станем заниматься семантическим анализом, но попробовать можно. Для этого стоит определиться с уровнем, на котором имеет смысл действовать. Пока нет ясности даже с основами.

Ксения писал(а):
С другой стороны.
Языкознание -я и Языковедение, -я, ср. Наука о языке (в 1 и 2 знач.), лингвистика. || прил. языковедческий, -ая, -ое.
Основание: Толковый словарь С.И. Ожегова.
При этом следует обратить внимание, что идёт речь о науке, а не сумме наук.


Уважаемая Ксения, мы имеем дело с особенностями словарного определения, коими занимается наука лексикография. Смотрите, например, здесь:
http://www.krugosvet.ru/articles/90/100 ... 9041a1.htm

Если Вы взглянете чуть ниже в тот же словарь Ожегова, то обнаружите там следующее определение:

"ЯЗЫЧЕСТВО, а, мн. нет, ср. - идолопоклонство, вообще - религия, основанная на поклонении многим богам, в отличие от христианства, магометанства, буддизма, иудейства. "

Можем ли мы из этого определения сделать однозначный вывод о том, что язычество - одна религия? Написано-то именно так! А между тем, вряд ли у кого-то повернется язык утверждать, что все немыслимое многообразие языческих верований можно назвать одной религией. Что же делать, не верить словарям? Кстати, в отношении Википедии, я действительно советовала бы быть осторожнее, взгляните, например на таошнее определени филологии...

Безусловно, словарям, тем более таким, как словари Ожегова и Ушакова, доверять можно и нужно. Но всегда следует иметь в виду, что словарь дает нам обобщенное представление о предмете, к тому же привязанное к определенной эпохе и определенной школе. Жаль, что приведенная мной выше историческая справка, по видимому прошла мимо вашего внимания. Если вы все же прочтете ее, то может быть есть смысл добавить, что Сергей Иванович Ожегов был близким другом Реформатского и его коллегой.

Вот иная точка зрения на этот вопрос:
"Общая лингвистика, представляя собою теорию языкознания, естественно, является частью языкознания. "*

*А. Чикобава "О философских вопросах языкознания". - Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. - Т. 33. № 4. - М., 1974. Полностью статью можно прочесть здесь:
http://sprach-insel.com/index.php?optio ... &Itemid=61

Замечу, что автор - представитель того же поколения лингвистов.

Ксения писал(а):
Вы же вводите без ссылки на первоисточник, предлагая куда-то посмотреть: ...


Посмотреть я предлагала на мое представление о предмете. Признаю, источников не указала. Уточните, пожалуйста, вас интересуют истоки возникновения различных ветвей языкознания и конкретно - отечественной лингвистики?
Если у вас есть время и желание, то советую обратиться к следующим темам:

1) история ленинградской "формальной" школы (ОПОЯЗ -Тынянов, Эйхенбаум, Шкловский, Ярхо - называю только "главных" формалистов ), советую также почитать Л.Я. Гинзбург.
2) московская "фортунатовская" школа - Фортунатов, упоминавшийся уже Реформатский и эмигранты - С.Н. Трубецкой и Якобсон.
2) тартуско-московская школа - Лотман, прежде всего,

Ссылок дать не могу, поскольку не уверена, что все это есть в сети. Можно поискать по фамилиям. Если вас интересуют ссылки на книги, то я готова дать небольшой список.


Последний раз редактировалось Petropol 02 фев 2008, 19:33, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02 фев 2008, 18:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 23:34
Сообщения: 1194
Откуда: СанктПетербург
Ворона писал(а):
А слабо любимым авторам написать автобиографию.
Была бы самая популярная тема.

ППКС

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 225 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ... 12  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB