После всех частных и общих понятий и вопросов постмодерна я подошла к настоящему его оплоту:
ИГРЕИскусство постмодернизма – в той мере, в какой оно сохраняет функции искусства, – это не только игра, изобретающая игру, изобретающую игру (и т.д.), но и попытка преодолеть катастрофическую разобщенность человека и мира.ФИЛОСОФИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА
http://yhdgbfhjng.ru/filosofiya/filosofiya20.htmlНасколько я поняла саму идею: играть, чтобы не чувствовать себя одиноким, поскольку обычно играем ведь с кем-то, в чем и весь интерес, не так ли? Кого захватывает процесс, кто стремится к результату, но одному играть скучно и неинтересно, если только для тренировки с видами на будущее..
Канадский литературовед Линда Хатчеон называет постмодернистскую прозу «ироническими кавычками», так как большая часть этой литературы пародийна и иронична. Эта ирония, а также чёрный юмор и игровая форма (связанный с концептом игры у Дерриды и идеями, высказанными Роланом Бартом в «Удовольствии от текста») являются самыми узнаваемыми чертами постмодернизма, хотя первыми их стали использовать модернисты Литература постмодернизма. Википедия
Если это самые приметные черты постмодернизма, то можно ли их найти в НРК? - Иронию - конечно, я думаю, все согласятся, есть там в преизобилии; черный юмор?
подумать надо, сразу как то в голове не всплывает
если кто хочет привести примеры - милости просим! ; а что насчет
игровой формы? Есть ли она в сериале, и если да, то в каком виде?
Ведь само слово и примеры игры встречаются достаточно часто:
- герои играют в те или иные настоящие игры: шашки, футбол, настольных хоккей, "Монополию", азартные игры в казино, в зале игровых автоматов, морской бой, кубик Рубика, кроссворды...
-в переносном смысле это слово описывает отношение АПЖ и РДМ к женщинам вообще (как к развлечению, источнику удовольствия), так и звучит в конкретных ситуациях:
-Изотовой: "Мне скучно, я играю.."
-о Кате: "Играть со мной вздумали, Ек.Валерьевна!"
Катя называет так весь лже-роман: "Только игра, где я была пешкой"
- урок от телепсихолога сводится к наставлению об игре и ее роли в нашей жизни и том, что это лучшая стратегия в отношениях с неверными партнерами: Коля и Кира даже решат первый поиграть со своим имиджем
, вторая худо-бедно в мнимое равнодушие и такие же отношения с другим.
Можно, наверно, и другие примеры привести: это было то, что у меня всплыло само собой.
Но есть ли в НРК другой вид игры, который считается частью постмодернистского произведения? -
Усиливаются моменты интеллектуальной игры, диалога со зрителем. http://interpretive.ru/dictionary/968/w ... tmodernizm или чуть иначе и подробнее:
"
Порождение и восприятие текста всегда есть игра (без цели, без центра, т.е. основной идеи, без предсказуемости и т.п.).
Игра. Это понятие не «придумано» постмодернистами. Оно используется многими другими философами (например, в герменевтике, у Й.Хейзинга). В постмодернизме игра определяется как способ функционирования языка, текстуального выражениия культуры в целом. Текст проявляет себя как игра, которая «втягивает» игроков и заставляет подчиниться своим правилам. Действительно, игра в современном мире занимает всё больше и больше места (в политике, на телевидении, в обучении, в общении, в массовых шоу, в моде и т.п.) Современная игра отличается непредсказуемостью, спонтанностью, случайностью, бессистемностью, отсутствием глубинных смыслов, внешней эффектностью, т.е. всеми признаками постмодернистского мироотношения
Одно из отличительных свойств постмодернизма, по сравнению с модернизмом, заключается в том, что ирония, высказывание в квадрате позволяет участвовать в мета-языковой игре и тем, кто ее не понимает, воспринимая совершенно серьезно. Постмодернистские иронические коллажи могут быть восприняты широким зрителем как сказки, пересказы снов. В идеале постмодернизм оказывается над схваткой реализма с ирреализмом, формализма с «содержанизмом», снося стену, отделяющую искусство от развлечения.
Переход эстетики от классического «принципа добра», на котором основано отражение субъектом объекта, к постмодернистскому ироническому «принципу зла», опирающемуся на гиперреальный объект-симулякр, гипертрофирует гедонистическое, игровое начало искусства. Веер эстетических эмоций, чувств, восприятия, вкуса закрывается,… "Эстетика постмодернизма" Н.В.Маньковская
Интересная аналогия с веером, вот, кстати, что он делал в руках Киры на деловом совещании в ЗЛ?
А вот еще более конкретное определение такой постмодернистской игры:
"
Пестрый, иронично-гротескный мир постмодернистского культурного пространства не укладывается в традиционные нормы, в своей парадоксальности он превосходит насущное бытие, создавая реальность иного, интеллектуализированного порядка. Важной особенностью этой реальности, на наш взгляд, становится у современного художника и дизайнера прием «интеллектуальной игры». При этом игра мысли, сочетаясь с установкой на иронию, обязательную для эстетики постмодернизма, непременно порождает игру художественного языка, которую можно воспринимать совершенно серьезно, можно вообще не воспринимать и не принимать, а можно и самому участвовать в игре, вовлекаясь в лабиринт авторских загадок, двойных и тройных смыслов, системы кодов и знаков.Один из ярких представителей постмодернизма - художник и дизайнер Хавьер Марискал, для творчества которого характерен дерзкий юмор, даже выдвигал свои проекты под девизом «Форма следует за игрой». Во многих случаях так и происходит в эстетике постмодернизма: игровая составляющая предмета определяет его функцию".
А вот такая
игра, есть ли она в НРК?