Этот пост у меня "сборный" - навеян предыдущими "копаниями" в разных темах и вопросах и получилось что-то вроде вывода/наблюдения по ним, причем в двух частях.
Основа: конец "Лиссабона", 102-103 серии, Катя убегает от Андрея и садится, точнее, спасается от него (себя?) в такси, знаменитые кадры с его рукой на стекле, затем двухминутный эпизод с таксистом в исполнении маститого В. Золотухина.
Вот с него и хочу начать: для чего он вообще там был нужен? Почему именно таксист, а не разговор в автобусе со случайным попутчиком? Да и вообще, по моему, слишком часто в сериале обращались к службе такси. Просто хорошую рекламу московским такси в сериале дали.
Сам монолог таксиста: основная часть- история его любви к цыганке и их счастливого брака и семьи. Можно понять как
знак ободрения для Кати (и для зрителей), что, раз несмотря на существенные различия между героем Золотухина и его избранницей, у них все так замечательно сложилось, то и у Кати с Андреем тоже все получится. Простенькая вообще то параллель, но какая есть
Мне то интересней показались первые и заключительные его фразы: ссылка на "Жестокий романс" с Михалковым и затем напетые таксистом строки из настоящего романса.
Начало:
Красивый у тебя мужик... Ему бы белую шляпу, усы, - вылитый Михалков из "Жестокого романса". Смотрела? Я писала уже в теме "Лиссабона 102 серия", что это его благожелательное вступление с целью отвлечь пассажирку от ее тяжелых мыслей можно расценивать как "
знак наоборот" или как раз их подтверждение со стороны, поскольку сюжет то известнейшего фильма просто идеально лег на ее ощущения и мысли : красивый мужчина соблазняет влюбленную в него девушку, у которой уже есть жених, и добившись своего, ссылается на необходимость жениться на другой...Кате конец, естессно, как и нам, прекрасно известен.
А затем во время своего рассказа таксист наш сердобольный даже возлюбленную свою супругу называет "
ласточкой"! - Точно также как и и
пароход, на котором проходила кульминация и развязка действия в "Жестоком романсе"! Тоже "
Ласточкой" звался!..
(Это я не от великой любви к этому фильму помню
- в "Вику" на всякий случай заглянула, вот и прочитала
Кроме того, в НРК есть прямые цитаты из "Служебного романа", вот в пару ему и другая ссылка на творчество практически классика нашего кино Э. Рязанова. *И, между прочим, Н.Михалков, дал Нелли Уваровой именной грант на время учебы во ВГИКе. Может все и сошлось, как говорится, чтобы так составить первую фразу таксиста
)
И в конце, когда он запевает строки романса "
Он клялся и божился одну меня любить, на дальней на сторонке меня не позабыть", он же не с начала поет: "
На Муромской дорожке Стояли три сосны. Прощался со мной милый До будущей весны .."., а сразу с "клятвы" продолжает - случайно?
Тоже можно как знак для Кати расценивать: как будто таксист знал ее историю и то, что этот "ее красивый мужик" минутами ранее именно это ей и говорил:
Я Богом клянусь, я люблю тебя!, ранее съездив с невестой "
на дальнюю сторонку" в Лондон к родителям - помнил, наверно, и там о Кате как о владелице НМ-ЗЛ...
В общем, получилось у меня минимум три отрицательных
знака-совпадения для Кати и только один положительный, да и тот весьма притянутый за уши (история любви самого таксиста). И еще часто звучащее в сериале слово "
такси".
В общем, как-то я и не удивилась особо, когда обнаружила, что тот же французский постструктуралист Жиль Делёз, о котором я упоминала в предыдущих постах в связи с симулякром и телом-телесностью в НРК, оказался и создателем "
таксиномии кино".
Кино, по мнению Делёза, — «новая образная и знаковая практика, которая при помощи философии должна превратиться в теорию, концептуальную практику». Предмет кинотеории — не кино как таковое, но создающиеся самими кинематографистами концепты кино; последние — результат философских размышлений, а не прикладных (психоанализ, лингвистика) подходов. В этой связи кино рассматривается не только в контексте других искусств — живописи, архитектуры, музыки, но в первую очередь — философского мышления XX века. Делёз задается целью создания не истории, но таксиномии кино — классификации кинематографических образов и знаков. По сути, область его интересов — специфика художественного мышления "Эстетика постмодернизма" Н.В.Маньковская.
Если эпизод с такси оказался, таким образом, сам себя объясняющим и называющим:
такси+знаки героине=таксиномия-классификация знаков, то прямо в нем можно заодно увидеть и сами образы/знаки на практике, и поупражняться в "художественном мышлении".
Ведь именно этот, следующий за Лаканом лидер постмодернизма и является автором определения:
Кино — «это способ применения образов, дающий силу тому, что было лишь возможным»; «сущность кино — в мышлении».