«Кролик» — картина художника-импрессиониста Эдуарда Мане, написанная в 1881 году; ныне находится в коллекции Национального музея Уэльса в Кардиффе. Работа представляет собой специфический натюрморт в виде мёртвого кролика или же зайца (работе часто приписывают название «Заяц»), повешенного на крючок за закрытым окном.
История
Картина «Кролик» задумывалась как одна из четырёх декоративных панелей; Мане нарисовал её сразу же после получения заказа на серию панелей для украшения Зала заседаний Отель-де-Виля в Париже. Но, несмотря на это, ни одна из картин в Зал заседаний так и не попала. Завершённый в 1881 году, когда здоровье Мане резко ухудшилось, «Кролик» рисовался во время летнего отдыха художника на вилле в Версале. Картина, составлявшая вместе с «Филином» центральную пару четырёх панелей, была частью нового цикла декоративных работ, к которому Мане приступил во время своего пребывания в Версале. Другая же панель — «Филин», продолжающая тему охотничьих трофеев, начатую в «Кролике», в 2012 стала частью Собрания фонда Эмиля Бюрле в Цюрихе. Боковые панели иллюстрирует следующее: на одной написана виноградная лоза, оплетающая сетку; на другой же — уголок сада. Они же, две другие картины, были сгруппированы с иными схожими полотнами из мастерской Мане после его смерти — с зарисовками вазы с цветами и лейки. Однако возможно, что они и относились к циклу этих работ, не имея никакого отношения к циклу охотничьих трофеев — «Кролику» и «Филину».
Вначале Мане попытался принять участие с «Кроликом» в Парижском салоне 1882 года, но картину не приняли. После смерти Мане полотно было продано совместно с другими работниками художника из его мастерской коллекционеру-маршану Полю Дюран-Рюэлю. Позже «Кролик» перешёл в собственность парижского художественного торгового дома Бернхайм-Жён. В 1917 картина была приобретена валлийским филантропом Гвендолиной Дэвис, которая спустя год выставила её в Художественной галерее королевы Виктории в Бате. После своей смерти Гвендолина завещала свою коллекцию картин художников-импрессионистов Национальному музею Уэльса в Кардиффе — среди картин был и «Кролик» Мане, который там до сих пор хранится.
Описание
Картина нарисована в смелой и свободной манере, и, как и все картины импрессионистов, её желательно рассматривать на расстоянии. Она сильно отличается от ранней (1866) работы Мане, также названной «Кроликом», которая была написана в традициях французского натюрморта. «Кролик» 1866 года, близкий по манере работам Шардена, гораздо более традиционный и детализированный, в отличие от картины 1881 года, которая своей небрежностью близка к импрессионизму. Её быстрые и широкие мазки изображают самые разные текстуры: от меха мёртвого животного до занавесок и плюща, обрамляющих кролика.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1 ... %BD%D0%B0)
«Филин», 1881
L'Automne (Méry Laurent), 1881.
Flowers in a Crystal Vase, 1880 или 1882.
«Бар в „Фоли-Бержер“» (фр. Un bar aux Folies Bergère).
«Фоли-Бержер» — варьете и кабаре в Париже. Находится по адресу улица Рише 32. В конце XIX века это заведение пользовалось большой популярностью. Мане часто посещал «Фоли-Бержер» и в итоге написал эту картину — последнюю, которую он представил на Парижском салоне перед своей смертью в 1883 году.
Мане делал наброски к картине прямо в баре, находившемся на первом этаже варьете справа от сцены. Потом он попросил барменшу Сюзон (фр. Suzon) и своего друга, военного художника Анри Дюпре (фр. Henri Dupray), позировать в мастерской. Изначально основу композиции должны составлять стоящие друг против друга барменша и клиент, увлечённые разговором. Об этом свидетельствуют не только сохранившиеся наброски, но и рентгеновские снимки картины. Позднее Мане решил сделать сцену более многозначительной. На заднем плане видно зеркало, в котором отражается огромное количество людей, заполняющих помещение. Напротив этой толпы, за стойкой стоит поглощённая собственными мыслями барменша. Мане удалось передать чувство невероятного одиночества посреди пьющей, едящей, разговаривающей и курящей толпы, наблюдающей за акробатом на трапеции, которого можно заметить в верхнем левом углу картины.
Если взглянуть на бутылки, стоящие на мраморной стойке бара, можно заметить, что их отражение в зеркале не соответствует оригиналу. Отражение барменши тоже нереально. Она смотрит прямо на зрителя, в то время как в зеркале она обращена лицом к мужчине. Все эти несоответствия заставляют зрителя задуматься, реальный или воображаемый мир изобразил Мане.
Зеркало, в котором отражаются фигуры, изображённые на картине, роднит «Бар в „Фоли-Бержер“» с «Менинами» Веласкеса и «Портретом четы Арнольфини» ван Эйка.
Интересные факты
Дату и автограф Эдуард Мане оставил на этикетке одной из бутылок, которая стоит в нижнем левом углу.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0 ... 1%80%C2%BBДом в Руели, 1882.
Холст, масло. 92,8 x 73,5 см
Национальная галерея Виктории, Австралия.
Maison de Rueil, 1882.
Une allée de jardin de Rueil, 1882.
Summer or The Amazon or Horsewoman, Fullface, c. 1882.
Portrait de Mme Lévy, 1882.
Roses in a Champagne Glass, 1882
Carnations and Clematis in a Crystal Vase (Гвоздики и клематис в хрустальной вазе),1883, 56 × 35.5 см | масло, холст, Musée d'Orsay.
Lilas Blanc, 1883.
Две розы на скатерти, 1883.