«В лодке» (фр. En bateau, англ. Boating) — картина, написанная в 1874 году французским художником Эдуаром Мане (Édouard Manet, 1832—1883). Принадлежит музею Метрополитен в Нью-Йорке (инв. 29.100.115). Размер картины — 97,2 × 130,2 см.
История
Картина «В лодке» была написана летом 1874 года, которое Мане проводил в северо-западном пригороде Парижа Женвилье, недалеко от Аржантёя, где жил Клод Моне со своей семьёй.
Картина выставлялась на Парижском салоне 1879 года, где она была приобретена за 1500 франков коллекционером Виктором Антуаном Дефоссе (Victor Antoine Desfossés). В мае 1895 года картина была куплена у Дефоссе известным маршаном Полем Дюран-Рюэлем (Paul Durand-Ruel) за 25 000 франков, а в сентябре того же года она была продана за 55 000 франков предпринимателю и коллекционеру из Нью-Йорка Генри Осборну Хэвемайеру (Henry Osborne Havemeyer) и его жене Луизине Хэвемайер (Louisine Havemeyer). После смерти Хэвемайера в 1907 году картина оставалась у его жены, а после её смерти в 1929 году согласно завещанию она была передана в коллекцию музея Метрополитен.
Описание
На картине изображены мужчина и молодая женщина, сидящие в парусной лодке. Мужчина находится на месте рулевого у кормы, управляя рулём левой рукой, а женщина полулежит, опёршись о край лодки. Композиция картины построена таким образом, что их фигуры максимально приближены к зрителю — за счёт того, что передняя часть лодки осталась за пределами картины, так что видна только задняя часть лодки и небольшая часть паруса. Таким образом, у зрителя создаётся впечатление того, что он сам находится в лодке.
Позади лодки видна изумрудно-синяя вода, которая составляет фон картины. Использование светлой цветовой гаммы помогает передать свежесть и прозрачность воздуха. Картина написана в импрессионистском стиле, передающем ощущение движения, и в то же время подчёркивающем единство изображённых людей и окружающей среды.
Исследователи творчества Мане полагают, что в качестве рулевого художнику позировал его шурин Родольф Леенхофф (Rodolphe Leenhoff). В то же время точно неизвестно, кто был моделью для изображённой женщины, хотя высказываются предположения, что это была Камилла Донсье (Camille Doncieux), первая жена Клода Моне.
Отзывы
Вскоре после появления картины «В лодке» на Салоне 1879 года французский писатель и критик Жорис Карл Гюисманс писал:
« Некоторых всё ещё раздражает эта вода, такая синяя… Женщина в голубом, сидящая в лодке, передняя часть которой отсечена — как на японских гравюрах — краями картины, помещена очень выигрышно на солнце и написана весьма энергично, равно как и рулевой в белом, на фоне ещё более резкой голубизны воды. »
Художница Мэри Кассат, рекомендовавшая купить эту картину для коллекции Хэвемайеров, называла её «последним словом в живописи» (англ. the last word in painting).
Искусствовед Юрий Колпинский так писал об этой картине Мане:
« Прекрасным примером пленэрной групповой композиции является «В лодке» (1874, Салон 1879 г.; Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Резкая кривая абриса кормы парусной лодки, сдержанная энергия движения рулевого, мечтательная грация сидящей в профиль дамы, прозрачность воздуха, ощущение свежего ветра и скользящего движения лодки образуют полную лёгкой радостности и свежести картину. Динамичный характер композиций 70-х гг. особенно наглядно выступает при сопоставлении этой работы с лучшими произведениями (в том числе пейзажами — такими, например, как «Выход из Булонского порта», 1864; Чикаго, Институт искусств), исполненными в 60-х гг.
Эдуард Мане "Аржантей", 1874.
149 × 115 см | масло, холст
Музей изящных искусств, Турне
Эдуард Мане «Лодка-мастерская К.Моне» (1874).
Холст, масло. 50 х 64 см
Новая Пинакотека, Мюнхен
Bords de la Seine à Argenteuil, 1874.
Эдуард Мане «Семья Моне в их саду в Аржантее» (1874).
Холст, масло. 61 x 99,7 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
К 1874 году Мане попал под влияние Моне и его подхода к живописи на открытом воздухе. Летом того же года Мане остановился в доме своей семьи в Женвилье, на противоположном берегу Сены от Моне в Аржантее. Семья Моне жила в доме, который Мане помог им найти годом ранее. Этот портрет семьи Моне - Камилла Моне, сын Жан и Клод Моне работающий в саду слева, является одним из ярчайших примеров работы Мане в новом стиле. В то время как Мане писал семью Моне, Ренуар рисовал рядом с ним, и Моне тоже работал неподалеку. Моне рисовал «Мане перед мольбертом» (местонахождение неизвестно), а Ренуар, как и Мане, изображал Мадам Моне, Жана Моне, и петуха.
В 1924 году Моне вспоминал подробности этого дня в своем саду в Аржантее: "Мане, в восторге от цвета и света, рисовал на пленэре фигуры под деревьями. Во время сессии приехал Ренуар… Он попросил у меня палитру, кисть и холст, и вот он уже тоже пишет рядом с Мане. Последний наблюдал за ним краем глаза.... Потом он скривился, подошел незаметно ко мне, и прошептал мне на ухо о Ренуаре : "У этого мальчика совсем нет таланта! Так как ты его друг, скажи ему, чтобы он отказался от живописи!
https://vk.com/wall-40368555_48918«Большой канал в Венеции», 1875 г.
масло, холст. 54 x 65 см
Музей Шелбёрна, Вермонт, США
Le Grand Canal à Venise, 1875.
Madame Manet, 1874–76, Norton Simon Museum.
Portrait of Stéphane Mallarmé, 1876, Musée d'Orsay.
Эдуард Мане «Нана» (1877).
Холст, масло. 150 х 116 см
Гамбург, Кунстхалле
1876 год. Мане целиком поглощен мыслями о приближающемся Салоне. Возможно, образ из современной жизни (он намерен его представить в этом году на суд жюри) - туалет дамы полусвета - навеян интимной связью с Мери Лоран. Как бы то ни было, натурщицей была не она, а другая знаменитая кокотка, Генриэтта Хаузер, любовница принца Оранского. Он пишет ее в галантном дезабилье - на ней корсет из голубого атласа и белая муслиновая сорочка.
Выгибая талию, она подкрашивает свою задорно-вызывающую физиономию, тогда как позади, в некотором отдалении, с чувством собственного достоинства ожидает некий господин, сидящий на канапе в вечернем костюме, в цилиндре, с тростью в руке. Без опыта, полученного в Аржантейе и Венеции, Мане не смог бы выполнить такую светлую живопись. Но если Мане дает таким образом понять, что он великолепно воспринял урок импрессионизма, то с еще большей очевидностью он подчеркивает, что урок этот он тут же ассимилировал и претворил применительно к своему собственному методу, подчинил своей привязанности к форме. Отсюда, очевидно, и его резкая реакция, когда ему пытаются навязать звание импрессиониста.
В ноябре, все еще работая над этой картиной (она будет закончена только к январю 1877 года), Мане читает в печатающемся "с продолжением" романе Золя "Западня" - о нем спорит весь Париж - историю девицы легкого поведения по имени Нана. Это имя - кстати, достаточно распространенное среди девиц такого сорта - Мане и избрал в качестве названия своей картины.
Помимо "Нана", он пошлет в Салон еще портрет известного баритона Фора в роли Гамлета. Отбор картин продуман очень основательно: он решил зарекомендовать себя художником умеренным и сразу же пресечь возможную недоброжелательность жюри. Никаких картин на пленэре в духе "Аржантейя" или "Стирки", просто портрет, лишенный даже намеков на революционные поиски, а еще жанровая сцена. Последняя, не будь она так виртуозна по живописи, могла восприниматься с оттенком анекдота. Что же, Мане опять заблуждается: если жюри и примет портрет Фора, то "Нана" обречена на изгнание. За что? Но ведь это так просто, посудите сами: за аморальность. Обнаженная натура - сделайте одолжение, но не полураздетая! Дезабилье - это же непристойно! И точно г-ну Мане мало полураздетой особы, так он написал еще и мужчину во фраке позади нее. Это уже порнография. Предлог слишком хорош, чтобы жюри не ухватилось за него.
Выведенный из себя Мане немедленно выставляет "Нана" в витрине галереи на бульваре Капуцинок. Нана! Шлюха Нана! При виде этой "натуралистической" сценки (слово, введенное в моду Золя) ханжи отводят глаза. Еще немного - и витрину галереи разнесут вдребезги.
По правде говоря, в 1877 году Париж находится в сильнейшем возбуждении. "Западня", появившаяся на прилавках магазинов в феврале, мгновенно превращает Золя в самого известного и самого проклинаемого современного романиста; старый Гюго гремит с высот своего Олимпа: "После нечистоплотности он перешел к непристойности; я вижу бездну, глубины которой измерить мне не дано". Импрессионисты в третий раз устроили свою выставку и навлекли на себя вспыхнувшее с новой силой негодование.
https://vk.com/wall-40368555_48913Эдуард Мане. "Самоубийца". 1877.
Холст, масло
Собрание Эмиля Георга Бюрле,Цюрих, Швейцария
Paveurs de la Rue de Berne, 1878.
Улица Монье с флагами, 1878.
Эдуард Мане «Сливовица» (1877)
Холст, масло. 73,6 х 50,2 см
Национальная галерея искусства, Вашингтон
Картина представляет собой этюд одиночества. На ней запечатлена тихая, почти меланхолическая, сцена: юная работающая девушка, сидящая в кафе. Зрители смотрят на девушку вблизи — скорее всего, глазами одного из посетителей. Она может быть проституткой, ожидающей клиента, или простой торговкой, ищущей отвлечённой болтовни. На столе стоит рюмка со сливой, вымоченной в бренди — фирменное блюдо парижских кафе (изначально рисовалась как бокал с пивом) — именно бренди со сливой и дало название картине Мане.
Слива могла быть отсылкой к женской сексуальности; в качестве подобного символа она использовалось во многих произведениях — в том числе и в знаменитом «Улиссе» Дж. Джойса. Девушка склонилась вперёд, опираясь щекой о правую руку и облокачиваясь на мраморную столешницу, уставившись в пространство бессмысленным взглядом. Левая рука безвольно лежит на столе, удерживая сигарету. На девушке надето розовое платье с расшитыми манжетами, белая блуза и чёрная шляпа, драпированная шёлком и тесьмой. Её голова обрамлена витиеватой декоративной решёткой, расположенной позади неё — чуть выше багряной банкетки, на которой расположилась мадемуазель.
https://vk.com/wall-40368555_48941Источники: Википедия и Мировая живопись (
https://vk.com/world_of_painting )