Помните пост о моей дороге на дачу, тогда мы доехали до деревни Уборы. А теперь поедем по Звенигородскому тракту или Царской дороге дальше - на Звенигород.
Минут 20 и мы в Звенигороде, интереснейшее место .
Москва и
Звенигород, возникнувшие примерно в одно время, больше чем ровесники, это были два города-брата.
Разместились они на холмистых берегах Москвы-реки. Но провидение уготовило им разные судьбы.
Москва стала шумной и блестящей столицей, а Звенигород так и остался тихим, провинциальным городком с его маленькими двориками возле одноэтажных домов, огороженными невысокими заборами. Попадаешь как бы в машину времени, не все сохранилось с тех далеких времен, но еще есть места, где пейзаж почти такой же.
Сейчас это небольшой городок на 14,5 тысяч населения, типично русский такой городок, зеленый и почти полностью деревянный, хотя в центре, конечно, есть дома и в несколько этажей. Тихая провинция. А ведь когда-то этот город был в самом эпицентре кровавой родственной распри, длившейся не один год. Раньше это было мощное укрепление на подступах к Москве, княжий город, немногим уступающий тогдашней Москве по размерам. Предполагают, что основан Звенигород в 1158 году – именно этим годом датируются археологические артефакты, обнаруженные в этих местах. Конечно, поначалу это было небольшое поселение
Москва-река делит Звенигород на две неравные части. Верхний посад, окруженный заливными лугами, находится на низменном, правом берегу. На холме напротив Верхнего посада — Городок с остатками древнего кремля и белокаменным Успенским собором XIV века, стоящим величаво и одиноко, как веха, оставленная нам далекими предками.
Вообще то с тех времен на Городке и остался только
древний Успенский собор и валы ограждающие древний город и размером этот город с футбольное поле.
Немного странного вида колокольня, возведенная в поздние времена
В документах город впервые упоминается в ту пору, когда он стал центром крупного удела, входившего в Московское княжество. К XI-XII векам славяне уже плотно заселили долину Москвы-реки. Вслед за крестьянами земли "осваивали" феодалы. На захваченной территории князьям нужны были опорные пункты, дружины, собиратели дани. Так возник Звенигород.
Центром древнего поселения стал кремль на западной окраине нынешнего города -Городком. Высокий холм с крутыми склонами, с трех сторон окруженный глубокими оврагами, с четвертой -омываемый водами Москвы-реки. Верхняя площадка Городка возвышается над окружающей местностью на 24 метра. В середине XII в. Звенигород был опорным пунктом на северо-восточной окраине Черниговского княжества, княжеским замком, охранявшем важный торговый путь из южнорусских в новгородские и западноевропейские земли.
Поселение оставалось небольшим, и возможно поэтому о нем молчали летописи. В письменных источниках Звенигород впервые упомянут в духовной грамоте Московского князя Ивана Даниловича Калиты, относящейся к 1339 г.: "А се даю сыну своему Ивану: Звенигород..." Теперь - это центр удельного княжества Ивана Ивановича, сына Калиты, хотя первые звенигородские князья обычно жили в Москве.
По завещанию Дмитрия Донского 1389 г. Звенигородское удельное княжество досталось его второму сыну Юрию Дмитриевичу. Честолюбивый князь превратил Звенигород в подлинную столицу своих владений и почти постоянно до 1425 г. жил здесь. В годы правления Юрия Дмитриевича город пережил пору расцвета. По его приказу окрест кремля была создана круговая система обороны из земляных валов, по гребню которых шла высокая деревянная стена с башнями. Около 1407 г. в центре Городка возвели белокаменный Успенский собор, расписанный Андреем Рублевым и Даниилом Черным.Письменные источники XV-XVI веков говорят о торговле и таможенниках в городе.
Росписи на осколках штукатурки относят к работам Андрея Рублева и его учеников. Конечно, полюбоваться композицией и сюжетами сейчас уже невозможно, это всего лишь фрагменты, однако для исследователей творчества Рублева эта находка бесценна – ведь все существующие росписи на сегодняшний момент законсервированы, а эти – без следов клеев и консервирующих смол; это позволит в полной мере исследовать состав красок и некоторые тонкости письма.
В 1918 году реставратором Г.О.Чириковым в дровяном сарае близ Успенского собора на Городке во время обследования экспедицией Центральных государственных реставрационных мастерских этого древнего княжеского храма Юрия Звенигородского, второго сына Дмитрия Донского, были обнаружены сохранившиеся иконы , так называемого Звенигородского чина.Чин состоит из трех больших поясных икон: Спаса, архангела Михаила и апостола Павла.
В отношении этой группы икон авторство Андрея Рублева, к сожалению, не удостоверяется ни одним из дошедших до нас письменных источников, современных живописи. После реставрации чина впервые опубликовавший его И.Э.Грабарь, основываясь на данных стилистического анализа, атрибуировал иконы как произведения Андрея Рублева. Эта атрибуция, не оспоренная никем из исследователей творчества художника, подтверждается вместе с тем и историческими фактами. Предполагаемый заказчик чина Юрий Звенигородский известен своими связями с Троице-Сергиевым монастырем; он был крестником преподобного Сергия Радонежского и воздвиг над его гробом каменный Троицкий собор (1422). Закономерно предположить, что Андрей Рублев, работавший в Троицком монастыре, мог исполнить заказ крупного вкладчика, являвшегося к тому же и крестником основателя монастыря. Сейчас Звенигородский чин находится в Третьяковской галерее, в Звенигороде Экспонируются копии работы Ильи Глазунова.
Звенигород развивался, несмотря на разорение его татарами в 1382 и 1408 годах. В конце XIV столетия возник
Савво-Сторожевский монастырь на Сторожевом холме к западу от Звенигорода, где в 1405 г. построили еще один большой собор - Рождественский.
Начатая князем в 1425 г. междоусобная война в Московском княжестве сильно повредила Звенигороду и лишила его политической самостоятельности, явилась началом конца экономического роста города. В дальнейшем он превратился в центр уездного масштаба. Город переходил от князя к князю, пока не попал во владения Ивана Грозного. Тот пожаловал Звенигород татарским царевичам и князьям, перешедшим на службу к русскому царю.
...Шли годы. В апреле 1605 г. умирает Борис Годунов и самозваный царь Лжедмитрий I направляется в Московский Кремль. Путь его сопровождался пожарами и разорением. Пылал звенигородский посад, жители города оставляли дома и уходили в лес. Один из документов тех лет гласит о нашествии варваров: "... монастырские деревни они разорили, монастырские казенные деньги и лошадей и всякие монастырские запасы и хлеб забрали, и игумена Исайю с братиею ограбили и огнем жгли."
Два года спустя самозванец Лжедмитрий II также пробирался к столице вдоль Москвы-реки. И вновь на пути интервентов оказался Звенигород. На этот раз город грабили более жестоко. Здесь же Лжедмитрий II принял посла от В.И.Шуйского, стоявшего во главе Русского государства.
Вслед за смутным временем наступила эпоха царствования Романовых. Царь Алексей Михайлович, прозванный "тишайшим", избрал в 1660-х годах Савво- Сторожевский монастырь своей любимой загородной резиденцией. В ту пору основное население Звенигорода жило на посадах, кои были невелики. Нижний Посад или Вознесенская слобода протянулась вдоль Большой московской дороги. По переписи 1678 г. здесь было 28 дворов, а в них 135 людей. Верхний Посад или Рождественская слобода насчитывали дворов 26 и сотню с небольшим жителей.
При Алексее Михайловиче была построена крепость Саввина монастыря - в 1650 - 1656 гг. возведены стены и башни, а на территории - впоследствии - дворец царя,
трапезная, звонница, башенка для часов, вывезенных Государем из Смоленска,
палаты царицы Марии Ильиничны Милославской,
в 1652 г. - Троицкая церковь, вплоть до XVIII в. возводились Братские корпуса. А царевна Софья в 1693 г. добавила в ансамбль монастыря Преображенскую церковь.
Великолепный памятник прошлого создавался с XV по XIX век. Это был надежный форпост, прикрывавший подходы к Москве.
Древнейший в монастыре Рождественский собор стоит на самой высокой точке горы Сторожевой, а вокруг него на крутых скатах, между ложбинками и овражками причудливо разместились другие постройки обители.
Двухэтажный дворец царя Алексея Михайловича, приезжавшего в монастырь на богомолье, для своего времени был огромным.
Против дворца, по другую сторону Рождественского собора, стоят невысокие Царицыны палаты с шатровым крыльцом, украшенным кувшинообразными колоннами, между ними перекинуты арочки с висячими гирьками, напоминающими подвесные украшения старинных женских головных уборов.
Сейчас в палатах размещается музей, и среди экспонатов есть портрет той, для кого они были построены, — царицы Марии Милославской.
В северной части монастыря расположена звонница. Раньше здесь висел огромный колокол, мелодичным звоном которого гордился Звенигород.
По крепостным стенам монастыря можно погулять и полюбоваться монастырем и окрестностями.
Сейчас в монастыре в двух братских корпусах проживает 50 человек – 30 монахов и 20 послушников и трудников.
Площадь монастыря относительно невелика, народу в выходной день немало, однако столпотворения нет, тесноты не чувствуется – всем хватает места.Здесь хорошо.
После смерти Саввы его считали местным святым, а через 150 лет канонизировали как общерусского святого на церковном соборе 1547 года вместе с Александром Невским, княгиней Ольгой, Кириллом Белозерским и другими святыми. К месту его погребения приходили паломники, с ним связывали многие чудеса и ведения, ко многим монахам своей обители он приходил во сне для советов и назиданий. С рассветом обители в 17 веке связывают мистическую историю.
Пребывая в Звенигороде, Алексей Михайлович, будущий родитель Петра Первого, раз охотился в окрестностях монастыря. Он ненароком отстал от свиты, как вдруг из чащи на него вышел огромный медведь. Царь замер от ужаса, готовясь к лютой смерти, как вдруг он увидел старца в монашеском одеянии. Увидел монаха и медведь. Повинуясь неведомой силе, животное развернулось и убежало в кусты, а монах представился Саввой из местного монастыря. Царь сердечно поблагодарил старца за спасение, и они расстались. В монастыре взор царя упал на икону Саввы Сторожевского, и он узнал своего лесного знакомца. Именно при нем Саввино-Сторожевскя обитель приобрела практически тот вид, который она имеет сейчас. При Алексее Михайловиче были освидетельствованы, обретены и помещены в специальной раке в соборе Рождества Богородицы святые мощи Саввы Сторожевского. Площадь обители расширили практически втрое, все деревянные постройки снесли, выстроили уже упомянутые царские дворцы.
Главный храм должен быть на холме, он словно парит над головами смиренных насельников и прихожан, жилые помещения – в низинах, у подножия собора. В 1950 годах после тщательных раскопок и реконструкции территории придали первоначальный «холмистый» вид.
Ну а теперь дальше в путь.
Большие Вяземы вотчина Бориса Годунова. Строил он много, но ему не повезло и время ему досталось неурожайное и голодное, до каннибализма и из его строениий остался только храм в Вяземах.
Известно лишь, что с 90-х годов Борис Годунов ведет в Вяземах большое строительство. Вдоль берега речки Вяземки выстраиваится деревянный загородный дворец, сооружается каменная плотина, превратившая небольшую речушку в роскошные пруды, устраивается обширный плодовый сад. Боярскую резиденцию окружали ров и деревянная стена с башнями.
Из всех древних строений до наших дней дошли лишь стройный пятиглавый храм Преображения, уникальная для здешних мест звонница, да остатки плотины. Великолепный храм, построенный в 1598 г, не только дал начало усадьбе, но и стал одним из самых значимых храмов Московской земли. Храм пережил много, но дошел до нас в своем первозданном виде, была лишь немного изменена настенная роспись, обновленная в XVII в.
Вяземский храм уникален не только своей архитектурой и живописным убранством, но и представляет особый интерес как исторический источник. Внутри храма на его стенах сохранились графитти - процарапанные надписи на польском, латинском и других языках, оставшиеся после неоднократного посещения Вязём иноземцами в начале XVII века.
Начало XIX века – «пушкинское» время в истории Вязем. Начиная с весны 1805 года, когда семья Пушкиных стала выезжать на лето в свое подмосковное имение Захарово к бабушке Ганнибал, юный поэт побывал в Вяземах. В Захарове не было церкви, и к обедне Пушкины ходили за три версты в годуновский храм. Не тогда ли и запали в душу впечатлительного мальчика рассказы о Борисе Годунове, поляках, Смутном времени.
События войны 1812 года не обошли стороной Вязёмы: село оказалось непосредственно в зоне передвижения войск. К исходу третьего дня после Бородинской битвы, 29 августа, главная квартира русской армии расположилась в Больших Вязёмах. Здесь Кутузовым были написаны ряд приказов и писем по армии.
30 августа главные силы Кутузова отошли от села тремя колоннами и в тот же вечер Вязёмы были заняты французами. По преданию, и Кутузов, и Наполеон ночевали в главном усадебном доме Голицыных на одном и том же диване с разницей всего в один день.
На протяжении всего XIX века Вязёмы были славны своими коллекциями. Здесь хранился фамильный архив Голицыных.
Последним владельцем Вязём был внук Д. В. Голицына — Дмитрий Борисович. В годы его владения в усадьбе построили новую колокольню, было отремонтировано здание церкви.
Ну а теперь в
Можайск.
Первые упоминания о Можайских землях относятся к 1231 году. Вместе с тем наличие значительного количества древних стоянок, городищ, курганов говорит о том, что земли современного района послужили пристанищем для племен еще в период неолита.
В 13 веке Можайск являлся городом Смоленского княжества. В 1303 он отошел к Москве, и длительное время являлся важнейшим пунктом московских границ.
С 1389 по 1493 Можайск является центром удельного княжества. Здесь велась чеканка монет, строились монастырские комплексы. В 16 веке Можайск преображается в крупнейший торговый, ремесленный центр. В летописях он упоминается как город на речке Мжае.
Первым князем Можайска из московских князей стал Андрей Донской, сын Дмитрия Донского – героя Куликовского сражения. После него городом управляли московские наместники. Последним из них стал Андрей Углицкий. Правил в 1481-1491.
Можайск был одной из резиденций московских князей. Здесь имелся двор патриарха, государев двор, палаты царицы. Здесь побывал Борис Годунов, Иван Грозный.
На 14 век приходится эпоха расцвета Можайска. В этот период он был важным религиозным центром, благодаря тому, что здесь находилась особо почитаемая святыня – резной образ Николы Можайского - пока он был в можайском Кремле, Можайск был , как бы под защитой.
Справа — древнейший Петропавловский собор. Выстроенный в XIV в. из белого камня, он два столетия спустя рухнул и был возобновлён в прежних формах, но — кирпичным. Слева — Никольский собор, построенный в 1849 г. в стиле русской псевдоготики на месте храма, обрушившегося четырмя годами ранее.
С Никольским собором связано почитание знаменитой иконы святого Николы Можайского. Легенда рассказывает, что однажды, когда город осадили монголы, в небе появилось видение святителя Николая в ослепительном сиянии, вставшего над городским собором. В одной руке угодник Божий держал меч, готовый опуститься на головы врагов, а в другой образ Можайска в знак того, что город находится под его защитой. Убоявшись грозного вида небесного заступника, неприятель в страхе бежал. В честь этого события жители Можайска построили храм святого Николая и заказали особую икону с изображением святителя в том виде, в каком он явился врагам.
Немного позже появилось и скульптурное изображение Николы Можайского из дерева. Ныне этот образ, датируемый концом ХIV — началом ХV века, хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Окончательно перейдя в 1493 году под руку московских князей, Можайск стал самым крупным городом и самой сильной крепостью на западных рубежах Московского государства. Не случайно, в это время родилась поговорка «загнать за Можай», то есть выбить врага за пределы Русской земли.
В 17 веке Можайск подпадает под польско-литовскую интервенцию. В 1618 летом свыше полутора тысяч казаков участвовали в сражениях с польскими войсками королевича Владислава.
С 1626 по 1633 в Можайске был воеводой Пожарский Д.М., который сумел освободить город от иноземных захватчиков.
В 1624-26 годах в Можайске был построен каменный кремль. У него имелось шесть башен и двое ворот.К сожалению, в конце XVIII в. кремль разобрали, и он сохранился только на городском гербе (1781).
По дороге на Можайск шли все западные интервенты и поляки , и литовцы, и французы, и немцы.
Ну и последняя точка путешествия
Ферапонтов Лужецкий Можайский монастырь.
Был основан в 1408г. преподобным Ферапонтом Белозерским по просьбе удельного князя Андрея Дмитриевича Можайского (младшего сына Дмитрия Донского) на высоком правом берегу Москвы-реки. Первым храмом обители была деревянная церковь Рождества Богородицы. Основатель монастыря, Ферапонт, в миру носил имя Федора Поскочина и дворянское звание, и родом был из Волоколамска. В 1370-х гг., когда ему было уже 40 лет, он принял постриг в Москве, в Симоновом монастыре. Вместе со своим другом, Кириллом они основали Белозерский монастырь, но в 1398г. Ферапонт по благословению друга ушел оттуда и стал жить отшельником. Спустя десять лет в местности Лужки под Можайском он основал новый монастырь, в котором провел настоятелем еще 18 лет. Умер Ферапонт Белозерский в возрасте 90 лет и погребен в монастыре. В 1514 г. были обретены его мощи, а канонизация произошла в 1547г.; вплотную к главному собору над его гробом в конце XVI века поставили церковь Иоанна Лествичника, не сохранившуюся до наших дней.
Служба в храме, тоже проходила в темноте, только свечки и лампадки перед иконами.