Коломенское Коломенское – одно из самых древних мест проживания человека на территории современной Москвы. Археологические памятники, расположенные в его окрестностях, свидетельствуют о пребывании здесь людей каменного века (V–III тыс. до н.э.). В I тыс. до н.э. на берегах Москвы-реки и ее притоков, в районе будущих сел Дьякова и Коломенского, возникают многочисленные неукрепленные поселения («селища») древнего финно-угорского племени.
На сегодняшний день на территории Дьякова городища проводятся археологические раскопки , место огорожено и пока никого туда не пускают. но обещают устроить археологический парк и законсервировать все сделанные раскопы.
Неподалеку от центра усадьбы, в Дьяково, на округлом холме с плоской вершиной 2,5 тыс. лет назад возникло
древнейшее поселение на территории Москвы – Дьяково городище, давшее название археологической культуре -дьяковская.распространенной на территории от верхней Волги до Оки с VIII века до нашей эры по VIII век нашей эры. Древнейшим населением дьяковских городищ были финно-угорские племена, а в начале новой эры в бассейн Москвы-реки продвинулись балты.
До III века до н.э. на площадке городища стояли два – три длинных дома с двускатной кровлей на столбах и стенами из плетня. Помещение разделялось на небольшие комнаты с открытыми очагами в центре. Для этого времени характерны горшки ручной лепки c отпечатками текстиля на поверхности, костяные стрелы, привезенные из Причерноморья стеклянные бусы.
Во II веке до н.э. культура обитателей городища изменилась. На смену длинным домам приходят изолированные почти квадратные домики. Меняется тип посуды, с начала новой эры получают распространение лощеные миски, костяные стрелы вытесняются железными двушипными, меняется облик медных украшений, которые становятся массовыми.
В V-IV веках до н.э. городище было укреплено земляным валом высотой 1,6 метра с деревянными стенами. Дьяковцы жили родовым строем. Каждый род, состоявший из нескольких больших семей и насчитывавший в среднем около сотни человек, жил в особом городище; стада скота, содержавшиеся в общем загоне, составляли родовую собственность и главное родовое богатство. По всей видимости, группа из нескольких родовых общин составляла племя.
Основными занятиями дьяковского населения были скотоводство, причём в первую очередь разводились лошади (на мясо, впоследствии также стали использоваться для верховой езды; но не как тягловый скот). Также разводились коровы, свиньи. Значительную роль в хозяйстве играла также охота на лося, оленя, медведя, кабана, косулю, тетерева, рябчика — ради мяса, а также на пушных зверей (прежде всего бобра, также куницу, лису, выдру), причём шкурки служили экспортным товаром. Крайне примитивное земледелие только начинало развиваться и носило вспомогательный характер.
Небольшие (1000-3000 кв.метров) городища дьяковцев строились на берегах рек; судя по всему, такое городище было и на месте Московского Кремля. Найдено Кунцевское городище (сейчас район Москвы),оно было окружено даже тройной линией валов и частоколов. На некоторых городищах, вместо частоколов устраивают бревенчатые стены, служившие одновременно хозяйственными и жилыми постройками. В городище проживало от 50 до 200 человек. На всей территории современной Москвы известно 10 городищ, то есть на эту территорию площадью более 1000 кв.км. приходилось около 1000 человек (считая в среднем 100 человек на городище).
Жилищами служили в раннюю эпоху — круглые полуземлянки с коническими крышами, впоследствии — длинные дома, относительно большие (площадь 50-70 кв.м.).
Для дьяковской культуры характерна так называемая «текстильная» лепная керамика, скифские украшения. В начале развития орудия бронзовые, потом они сменяются железными, цветные металлы используются на украшения. Но вообще металла было мало, видимо он дорого ценился, зато широко использовались орудия из кости, а на ранних этапах культуры ещё использовался и камень. Несомненно, большую роль в быту играли предметы из дерева, но они как правило не сохраняются. В Дьякове городище найдены, однако, деревянная ложка и дно берестяного туеса.
Антропологический облик дьяковцев неясен, так как несколько разрозненных обгоревших костей, дошедших из двух погребений, не могут дать на этот счет определенных указаний. Теоретически, можно было бы ожидать смешения европеоидных и монголоидных черт, характерных для древних и современных финно-угорских народов.
Дьяковское городище, давшее название одноименной культуре эпохи железного века, неоднократно исследовалось археологами. В верхних горизонтах культурного слоя сохранились отложения древнерусского (XII-XIII вв.) времени. На рубеже XI-XII вв. были перестроены прежние укрепления, смущающие исследователей своим "внушительным видом", не характерным для памятников конца I тыс. до н. э. - начала I тыс. н. э. По-видимому, здесь обосновалась феодальная усадьба.
Не так давно впервые в истории изучения Москвы при проведении археологических исследований на территории Коломенского у Дьяковского городища было обнаружено местонахождение верхнего палеолита. В верховьях оврага вода вымыла кремневые отщепы со следами обработки и использования в качестве орудий. Собранные каменные орудия предварительно могут быть датированы ранним периодом эпохи верхнего палеолита (35000—25000 л. н.)
На мысу, расположенном рядом с местом находки кремневых изделий, сотрудниками археологами был вскрыт полный разрез геологических отложений, которые образовались в ледниковый период. Разрез является уникальным для территории Москвы.
В Москве нет более древнего и мистического места, окруженного таким количеством мифов и легенд,как Коломенское.Когда-то люди выбирали места для поселений долго и тщательно. Возможно, тогда они еще знали и сильнее чувствовали энергию земли и воды, огня и воздуха. И потом на месте старых поселений или неподалеку от них можно обнаружить загадочные и странные места, древние места силы. Особое место в коломенском парке занимает
Голосов овраг, или как его еще называют Велесов. Овраг протяженный с запада на восток. Утверждают, что именно под ним проходит один из разломов в Восточно-Европейской плите. Такие места всегда связывают с различными не всегда объяснимыми энергетическими явлениями. Рассказывают, что в середине 90х в этом месте работали ученые из Института общей физики. По их данным в овраге электромагнитное излучение превышало фоновое в 12 раз, есть на территории оврага и два крупных валуна, около которых превышение составило 27 раз.
Богат овраг и родниками, вода которых считается целебной.
А камни, Девичий и Гусь-камень, дарят исполнение желаний и исцеление. Причем, первый как и следует из названия – камень женский. Его поверхность напоминает застывшую мыльную пену, каждый такой «пузырь» отвечает за свой орган, свою болезнь. Но в первую очередь к камню приходят при бесплодии, с просьбой о ребенке.Вот молодой человек сидел там неподвижно, пока мы там были.
Второй камень считается мужским, дает силу, насыщает энергией.
Есть легенда, что овраг протоптал конь Георгия Победоносца во время битвы со Змеем. Конь пал в бою, его части превратились в камни – Голову и Внутренности. По другой версии имена камней возводят к финно-угорской мифологии. Дева была подземной богиней, а Гусь – плавал в подземном океане и ему принадлежит сотворение всего сущего. И тут вспоминается более древний вариант названия оврага – Велесов. Велес – древнеславянское божество, покровитель стад и животных, мудрости и торговли. Но есть у него аналоги и у балтийских народов, связанные с загробным миром. И, что интересно, капища и идолы Велеса обычно стояли под горой, в низинах, в отличие от Перуна, который «жил» на вершине. С самим же оврагом связывают и несколько легенд, которые подчас удивительным образом переплетаются с историческими реалиями, как в статье Заступница царевна Софья. В летописях находили интересное упоминание об отряде татарских конников. В 1571 году пришли они с войском Давлат-Гирея к Москве, но не сложилось тогда, пришлось уходить от погони. Отряд решил спрятаться в овраге, благо туман был, зеленоватый такой. Вошли татары в овраг, а через несколько минут вышли. И вынесло их буквально к вратам царской резиденции, только год уже был 1621. Стрельцы схватили небольшой отряд, учинили по приказу царя дознание. Главное, что их оружие и амуниция действительно были устаревшими, соответствовали образцам полувековой давности. Про зеленый туман и переходы во времени историй много. Зафиксированы в полицейских архивах в 19 веке случае, когда в окрестных селах пропадали люди. Есть история двух мужиков, которые пошли через овраг, попали в зеленый туман и вышли из него через 20 лет. Но в этой истории есть очень интересная деталь. Мужики рассказывали, что в тумане они обнаружили проход, туннель, а вокруг видели огромных волосатых людей. И те существа показывали заблудившимся путь. Вот про такое волосатое существо тоже немало рассказов сложено. Еще стрельцы царские встречались с ним, существо оказалось мирным, добрым. Потом полиция его видела, а в 1926 уже и милиционер гонялся. Палить пытался из пистолета, да существо пропало в овраге. Потом пионеры его долго искали, за что даже в газетную статью попали, существо там лешим обозвали. Последнее время овраг попритих. Его стены замуровали камнем, родники упрятали в трубы, по дорожкам ездит конная милиция и гуляет молодежь. Но к древним камням все также идут с просьбами, а где-то там в дальних углах таиться зеленый туман.
И легенды могут ожить. А у меня в овраге несколько фотографий вот такие- зеленый коридор. :crazyfun:
На несколько сот лет археологические слои в Коломенском не показывают наличия поселений. В IX-Х в. земли дьяковцев заселяют славянские племена кривичей и вятичей. При этом загадкой остается тот факт, что, археологически между исчезновением дьяковцев и появлением славян наблюдается перерыв в 200—300 лет, а новая история начинается с духовных грамот Ивана Калиты.
История села Коломенского связана с событиями средневековой русской истории. Согласно легенде, оно было основано спасшимися после тяжелой битвы и страшного монгольского разорения жителями Коломны. Первыми письменными источниками, в которых встречается название Коломенского, были духовные грамоты (завещания) 1336 и 1339 гг. московского князя Ивана Даниловича Калиты.
Во второй половине XIV в. Коломенская вотчина принадлежала князю Владимиру Серпуховскому, одному из руководителей русских войск на Куликовом поле. Не случайно именно здесь была назначена встреча войск, возвращавшихся с Куликова поля. По легенде, князья Дмитрий Донской и Владимир Храбрый (Серпуховской) построили в Коломенском памятный храм, посвященный святому Георгию Победоносцу.
Особое значение село приобрело к началу XVI в., когда московские князья уделяли большое внимание укреплению и охране своих южных границ. В1527 г. великий князь Василий III, получив сведения об угрозе нападения крымских татар, «стал в Коломенском». Вероятно, тогда у него возникла мысль о строительстве здесь нового двора и храма.
Древнейший памятник Государева двора в Коломенском –
церковь Вознесения Господня – впервые упомянут в1532 г. По легенде, храм был возведен в честь рождения наследника Василия III – будущего царя Ивана IV Грозного.
Церковь Вознесения – самое высокое архитектурное сооружение своего времени на Руси (его высота составляет 62 м) с конусообразным кирпичным завершением, «шатром», увенчанным небольшой главкой с крестом. Стремлением обеспечить зданию прочность и долговечность объясняется необычная толщина его стен, достигающая 2,5–3 м. Здание украшено рядами килеобразных кокошников, готическими стрелами, пилястрами, бусинами. С восточной стороны здания устроено белокаменное резное место на мощных львиных лапах, символизирующее трон "Царя славы" - Иисуса Христа.
Видимо любил Алексей Михайлович полюбоваться на голубые московские дали.
высокий подклет и окружён галереей.
Безвестный зодчий рискнул отойти от господствовавших в то время канонов в строительстве каменных храмов и построил первый на Руси шатровый храм согласно традициям деревянного зодчества.
Величественная шатровая церковь Вознесение считается «жемчужиной» Коломенского и предтечей центрального шатра храма Василия Блаженного..
К XVI в., времени, когда в Коломенском сформировалась парадная великокняжеская резиденция, относятся стоящая рядом с церковью Вознесения Георгиевская колокольня, а также храм Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи в Дьякове.
Георгиевская колокольня представляет собой невысокую, круглую двухъярусную башню. Сверху колокольня перекрыта кирпичным купольным сводом, на котором установлен небольшой барабан с главкой. Верхний ярус имеет пять сквозных арок, где на вращающихся осях крепились колокола.
Слева водовзводная башня, снабжающее водой все дворцовое поселение.
Село Дьяково (или Дьяковское) впервые упомянуто в начале XV в. Точная дата строительства здесь храма неизвестна. Наиболее распространенная гипотеза связывает возведение храма с венчанием на царство Ивана IV зимой1547 г.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове — единственный, помимо собора храма Василия Блаженного, сохранившийся многостолпный храм XVI века. Храм представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями.
Центральный столп, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи, по габаритам вдвое больше остальных. Четыре придельных столпа соединены между собой галереями, а одной гранью примыкают к центральной башне.
Храм был закрыт в 1924 году и долгое время оставался заброшенным.
Деревня Дьяково вошла в состав Москвы в 1960 году и в 1980-е годы практически прекратила свое существование (несколько имеющихся в настоящее время домов построены уже в 1990-х).
Рядом с храмом старинное кладбище, разрушенное в 80-е годы и стихийно восстановленное родственниками.
Церковь была вновь освящена в 1992 году, в настоящее время проводятся регулярные богослужения.
Церковь отделена от других дворцовых построек Коломенского ( новый дворец построен не на своем месте), живописным и таинственным Голосовым оврагом и великолепными старыми яблочными садами.
Сейчас на деревьях уже небольшие яблочки. Надо будет придти в сад в момент цветения.
Вернемся на территорию, где располагались дворцовые постройки.
В XVII в. наступил новый этап в истории Коломенского и всей древней государевой вотчины. Цари из рода Романовых, подчеркивая свое родство с семейством Ивана Грозного, строго следовали придворному церемониалу XVI в. и уделяли большое внимание местам, связанным с жизнью последних государей «Рюрикова племени».
Уже при царе Михаиле Федоровиче Коломенское стало излюбленной летней резиденцией правившей фамилии. К осени 1640 г. здесь был построен деревянный царский.
Дальнейшая история Государева двора в Коломенском – превращение его в парадную летнюю резиденцию, своеобразный «подмосковный Кремль» – связана с деятельностью царя Алексея Михайловича.
Главным событием коломенской истории времен второго Романова было строительство деревянного дворца: 3 мая 1667 г. в присутствии самого царя состоялась его закладка. Строился он из дерева – самого любимого и широко распространенного в России материала.
Дворец на гравюре 18 века.
Для строительства были собраны лучшие мастера-плотники, работами руководили стрелецкий голова Иван Михайлов и плотничий староста Семен Петров. Коломенский дворец царя Алексея Михайловича исследователи считают вершиной русского деревянного зодчества. Он представлял собой деревянное строение, состоящее из множества теремов и палат, соединенных сенями и переходами. Такой тип постройки назывался хоромами или хоромным строением.
Важнейшими частями дворца были хоромы царя и царевичей, Столовая палата – они составляли мужскую половину, а хоромы царицы, старших и младших царевен входили в женскую половину. Всего во дворце насчитывалось 27 теремов, некоторые из которых достигали 30 м в высоту. За основу их художественного оформления был взят декор Теремного дворца Московского Кремля.
К 70-м гг. XVII в. в Коломенском сложился замечательный
ансамбль Государева двора, включавший деревянный дворец (названный современниками «восьмым чудом света», «игрушкой, вынутой из ларца»), каменную дворцовую церковь Казанской иконы Божией Матери, соединенную с дворцом крытым переходом, многочисленные хозяйственные и служебные постройки.
До наших дней сохранились
Дворцовые (Передние) ворота – главный въезд на Государев двор, обращенный в сторону церкви Вознесения и Москвы-реки. С севера к Дворцовым воротам примыкают палаты Приказной избы – дворцовой канцелярии, а с юга – Палаты на погребах, иногда называемые Полковничьими.
Ворота состоят из четырех ярусов и завершаются Часовой башней, построенной в 1672-1673 гг., венчает башню восстановленный в 1994 г. двуглавый орел. Над арками входа помещалась Огранная палата, в которой в XVII веке находился специальный механизм, приводивший в движение фигуры львов, находившихся внизу у Дворцовых ворот. Львы, приветствуя гостей, вращали глазами, поднимали лапы и издавали рев. Над Органной палатой находится часовая Палата с действующим механизмом. На месте несохранившегося старинного часового механизма в наше время был восстановлен механизм с Сухаревой башни, который действует так, что колокола, которые размещаются в звоннице башни, отбивают каждую четверть часа, полчаса, час.
Спасские (Задние) ворота построены в 1670-х гг. вместе со стенами Государева двора и служили хозяйственным въездом в царскую усадьбу. Имеют два проезда: один широкий, предназначавшийся для обозов и всадников, и другой узкий — для пешеходов. На протяжении XVI-XIX веков Задние ворота неоднократно подвергались ремонтам. Первоначально были покрыты часто применявшейся в XVII веке формой кровли «перебитыми бочонками», имели по два кокошника на широкой стороне и по одному на узкой. По верху кровли проходил железный прорезной фигурный гребень, придающий зданию нарядный вид.
«Фряжский» (теплый) погреб был построен в XVII веке, и являлся частью Сытного двора. Это небольшая постройка служила погребом, в котором были устроены ледники с белокаменным водоотводом. Название погреб, по одной из версий, получил от фряжских вина – французских, которые в нём хранились
На первом плане фундаменты Кормового и Хлебного дворов построеные в 1670-е годах.
В погребе живет раненая ворона.
Петровские дубы - древнейшие деревья на территории Коломенского. Их возраст достигает 300-600 лет. По преданию, под их сенью обучался азбуке юный Пётр Алексеевич, будущий император Пётр I.
Дворец царя Алексея Михайловича. Нынешнее строение представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем бревнами. Идея воссоздания дворца возникла в музее-заповеднике еще в 1990-е годы, и в итоге была поддержана Правительством Москвы. Были проведены археологические работы и исследованы сохранившиеся фундаменты. Но поскольку за прошедшее время на месте бывшего дворца сформировался природный комплекс и уже выросли многовековые дубы и липы, было принято решение о переносе строительства на территорию бывшей деревни Дьяковское, за Голосов овраг.
Общая площадь застройки составляет свыше пяти тысяч квадратных метров, а общая площадь помещений - более семи тысяч квадратных метров. Хоромы располагаются на пяти уровнях и объединяют пять строений.
Внутри дворца воссозданы старинные интерьеры и росписи времен царствования Алексея Михайловича. В работах по созданию интерьерной экспозиции во Дворце приняли участие 226 человек 20-ти специальностей.
А вот так на Руси мылись цари.
Залы наполнены предметами из фондов музея-заповедника, воссоздающими образ эпохи, рассказывающими о жизни царского дома. Дворец абсолютно ассиметричен и на первый взгляд кажется лишенным цельности и вообще какой-либо логики. Он состоит из разных по форме, высоте и оформлению построек. Эта архитектурная «куча мала» соединена сенями и переходами. Всего во дворце 26 хором высотой от двух до четырех этажей. И кажется гигантской резной деревянной шкатулкой. Новый дом для царя и его семейства получился грандиозным. 270 покоев, 3000 окошек.
На фасадах — затейливые наличники, многоцветные детали и фигурные композиции. Дворцовый комплекс делился на две половины: мужскую, включавшую хоромы царя и царевичей, столовую палату и парадные сени; женскую, состоявшую из хором царицы и царевен. Главной чертой, объединявшей внешний вид дворца и его внутреннее убранство, была праздничность, нарядность. Каждый квадратный метр резиденции был чем-нибудь украшен, на полах — дорогие персидские ковры, на стенах — иконы тончайшей работы. В общем, получилось богато.
В парке Коломенского еще много всяких интересных объектов. Это и музей деревянных строений той эпохи, свезенный из разных уголков России, в том числе домик Петра с архангельской судостроительной верфи, разные святые камни, половецкая баба – всего не покажешь и даже обойти за один день непросто. Ну и конечно прекрасные парки , кое где это остатки царских парков, но и современные ландшафты красочны и хорошо ухожены. Парк Коломенское излюбленное место для праздников реконструкторов истории. Жалко только, что в конце 80 годов было разрушено коломенское и дьяковское села, в которых люди жили в старых домах, пусть и неоднократно перестроенных, но это было живое место. Сейчас это только музейное пространство, хотя и удивительно красивое и насыщенное историей.