Художественная диктатура – залог успеха
Цитата:
Наступила осень, а вместе с ней и новый театральный сезон, поэтому многие московские театры уже открыли свои парадные двери для зрителей. Каким он будет, пока трудно предположить. Скорее трудным, потому что есть опасность сокращения финансирования и ужесточения контроля со стороны государства, желающего знать, куда и на что идут средства, собранные с налогоплательщиков. К тому же новый закон о культуре, который будет принят в 2011 году, предполагает перевод театров в разряд учреждений, а это уже совсем другая система ценностей.
Мне удалось побывать на сборах трупп в различных коллективах, но прежде чем рассказать об их грандиозных планах, хочу предложить небольшое интервью с начальником отдела театрального искусства Министерства культуры РФ Софьей АПФЕЛЬБАУМ.
– Софья Михайловна, еще в конце прошлого сезона шли разговоры о том, что новая реформа в сфере театрального искусства повлечет за собой гибель репертуарного театра, и таким образом мы лишимся самого главного культурного достояния России. Некоторые видные деятели даже предлагали провести форум, посвященный сохранению стационарных театров в условиях рыночной экономики.
– В 2011 году каких-то серьезных изменений в жизни театров не будет, а новые законы станут вводиться только в 2012 году. В ведении Министерства культуры – 25 федеральных театров (остальные находятся в подчинении региональных и муниципальных властей). Так вот один из них в наступающем году станет экспериментальной площадкой для внедрения новой системы финансирования. Речь идет о том, какой объем задания будет определен государством и какие услуги надо оказывать гражданам. В данном случае речь не идет о творческой составляющей коллективов. Театр независим в своем художественном выборе, и в эту область Министерство культуры не собирается вмешиваться.
– Министерство культуры предполагает, какое количество спектаклей должно быть поставлено за год?
– Пока это решается. На примере выбранного экспериментального театра станет ясно, сколько должно быть спектаклей и как они будут финансироваться, исходя из государственных заданий. Если посмотрим бюджет любого крупного театра, то мы увидим, что 60 процентов ему дает учредитель, а 40 процентов театр зарабатывает сам. Сейчас коллективам выделяются средства на зарплату, содержание имущества, приобретение основных средств, и каждая из этих статей строго контролируется. Одна из главных задач этой реформы заключается в том, чтобы не дробить финансирование по статьям, а давать единой суммой на выполнение какого-то количества единиц услуг. Мы уже выработали приказ, где четко прописано, что подразумевается под услугами. Это два вида деятельности, связанные с постановками новых спектаклей и обслуживанием зрителей. Конечно, все можно свести к одному: сколько зрителей приходит на представления, но мы понимаем, что есть такие понятия, как художественный поиск, эксперимент, поэтому будем отдельно финансировать создание спектаклей и их прокат.
Финансирование, связанное с прокатом спектаклей, очень сложный вопрос, поэтому мы пока не решили: то ли будем выделять деньги на количество выпущенных спектаклей, то ли учитывать число зрителей. Это попытаемся определить в наступающем году. Будущая реформа направлена на то, чтобы дать возможность театрам самим заработать. Вот вам государственное задание, вы должны его выполнить, а дальше зарабатывайте сами и тратьте эти деньги, как хотите.
Как театры будут зарабатывать «эти деньги» – в каждом коллективе решают по-своему, независимо от того, федеральный он или муниципальный. Но ясно одно: без железной дисциплины, без подчинения своих интересов интересам театра дело не сдвинется с привычной «кочки» существования: играем, как можем, хотите – смотрите, хотите – нет. Но тут мы натыкаемся на почти неразрешимую проблему. Всем известно, что рядовые зрители предпочитают спектакли с участием звезд. Эти же звезды востребованы и в кино. Поэтому, чтобы усидеть на двух стульях, они вынуждены крутиться, тем самым напрягая репертуарную часть театров и подстраивая всех под себя. И сколько бы ни взывал к совести лицедеев художественный руководитель Вахтанговского театра Римас Туминас (контракт с которым продлен до 2012 года), он прекрасно понимает, что ему придется отпускать на съемки и Князева, и Суханова, и Маковецкого. Ибо спектакль «Дядя Ваня» с Маковецким в главной роли по рейтингу занял первое место в прошлом сезоне и уже приглашен на многочисленные зарубежные гастроли. Туминас также понимает, что приглашенные в этом сезоне на постановки режиссеры Адольф Шапиро («Это так, если так вам кажется») и Владимир Мирзоев («Принцесса Гамбургская») захотят репетировать с уже состоявшимися артистами, поскольку обучением заниматься некогда. Да и сам он, выбрав такие сложные пьесы, как «Ветер шумит в тополях», и сочинив сценарий по произведениям русской и зарубежной классики, не захочет отпускать с репетиций актеров в доходные сериалы.
Речь Туминаса на сборе труппы была мудрой и, я бы сказала, выстраданной, так как, подняв театр на определенную высоту, он должен идти еще выше, чтобы исполнители услышали ангелов. Если честно, то мне очень хотелось, чтобы эту речь услышал незабвенный Михаил Ульянов, именем которого назван недавно спущенный на воду танкер. Также хотелось, чтобы это услышали Юлия Борисова и Ирина Купченко, которые почему-то не приходят на сборы труппы…
Недаром на первой встрече коллектива чеховского МХТ его руководитель Олег Табаков призывал своих коллег к высоте духа, к большей требовательности к себе, так как русская классика не терпит пустоты и самолюбования. Именно поэтому надо работать над идущими спектаклями и даже сокращать, к примеру, тот же «Обрыв» Гончарова.
Глядя на 75-летнего Олега Табакова, обаятельного и веселого, я не удивилась, узнав, что Министерство культуры вновь заключило с ним контракт на ближайшие пять лет. Обладая макроинтуицией, он мгновенно реагирует на все новое в литературе, режиссуре. Так у него появился в «Табакерке» молодой Константин Богомолов, который в этом сезоне собирается ставить «Чайку». Юрий Бутусов приступает к репетициям трилогии Сухово-Кобылина, а хорошо известный в питерских кругах Вениамин Фельштинский предложил театру свою версию «Безымянной звезды». Кстати, это ему должны быть благодарны за уроки актерского мастерства Хабенский и Пореченков, у которого недавно родился сын. Это событие Олег Павлович предложил шумно отпраздновать, а также заранее предупредить, кто еще собирается стать папой, чтобы подарить что-то существенное…
Евгений Писарев, в течение трех лет состоящий в должности заместителя по художественной части у Олега Табакова, этим летом назначенный худруком Театра имени Пушкина, на сборе труппы не раз цитировал умные мысли мэтра. Оно и понятно, это у него он научился смотреть в корень проблемы и что надо делать, чтобы театр не разваливался. Рецепт один: дорожить созданными спектаклями и не играть только в собственные ворота. Новоиспеченный молодой руководитель уже показал «острые зубы» и уволил одного артиста за прогулы. Еще он сообщил, что будет вмешиваться в репетиционный процесс приглашенных режиссеров, а сам собирается ставить «Много шума из ничего» Шекспира и «Великую магию» Эдуардо де Филиппо. То, что он умеет ставить комедии, – никто не сомневается, а вот удастся ему переплюнуть Джорджо Стрелера с «Великой магией» – это большой вопрос. Несмотря на то, что Писарев неоднократно вспоминал добрым словом недавно ушедшего из жизни Романа Козака, как-то обходившегося без увольнений и особого напряжения труппы, было ясно: в театре начинается новая эра, где будет дана зеленая улица авангардистам типа Владимира Панкова, а также коммерческим проектам с Конфедерацией театральных союзов. Ну и, конечно, Писарев не собирается гнаться за количеством спектаклей, главное – их качество и долголетие.
А вот Алексей Бородин в Молодежном театре не боится за сезон выпускать по 13 премьер. В этом их будет 10. Вы спросите, как на это прореагировала труппа? – С восторгом! В этом уникальном коллективе, изгоняющем звездную болезнь, как чуму, всегда царит поразительная творческая атмосфера. Вы не поверите, но когда Нелли Уварова встала перед выбором: сниматься в кино или играть в спектакле «Берег Утопии», она, не задумываясь, выбрала второе. И вот результат: Том Стоппард предлагает театру поставить свою новую пьесу «Рок-н-ролл». Причем классные режиссеры рвутся сюда не ради больших гонораров, а ради актерского ансамбля, работающего, невзирая на часы. Капризный Миндаугас Карбаускис собирается удивить молодого зрителя сложным романом Томаса Манна «Будденброки», а Юрий Еремин – «Дон Кихотом» по Евгению Шварцу. Я более чем уверена, зрительный зал здесь всегда будет полон, потому что в этом театре есть душа и полет фантазии.
Итак, из всего сказанного можно сделать вывод: никакие реформы не смогут погубить репертуарный театр, если он сам не погубит себя, руководствуясь личными интересами и оставаясь на месте. И еще: как бы это ни звучало вразрез демократии, но, как говорил Георгий Товстоногов, только добровольное подчинение художественной диктатуре может принести театру успех.
http://www.tribuna.ru/news/2010/09/22/news3480/