"Близкий враг" реж. Александр Атанесян
Чтобы с перерывом в одну неделю в прокат выпускались две разные картины одного режиссера, никак к тому между собой, кроме этого обстоятельства не связанные - случай небывалый. Комедию "На измене", видимо, побоку - раз уж мне не хватило энтузиазма пойти на пресс-показ с фуршетом. Я бы и "Близкого врага", вышедшего неделей раньше, пропустил с легким сердцем - но на десятизальный кинотеатр он оказался единственным фильмом, на который не было продано ни одного билета, а после пережитого за предыдущие сутки я не мог отказать себе в маленьком удовольствии остаться хотя бы на полтора часа в пустом зале, пусть даже в нагрузку прилагался Атанесян.
Начинается фильм с того, что мужчина открывает дверь своего явно небедного дома, и вошедшая женщина чуть ли не с порога стреляет в него. Далее первый час рассказывается предыстория этого события - девочку-сироту, дочь матери-алкоголички, сбитой автомобилем, воспитал вор в законе Захар Король по кличке Король, еще подростком она влюбилась в еще одного "папиного" протеже, тот пристрелил племянника мэра южного городка, в котором происходит действие, лет десять скрывался в Украине, потом вернулся, а она все это время его ждала, была уверена, что он приедет и женится, так и случилось, но молодого мужа подставил подельник, сходка посчитала его "крысой" и приговорила, и тогда молодая жена с лучшей подругой, официанткой интуриста, принялась мстить, убивая воров в законе.
Если предыстория еще на что-то похожа, но последние полчаса тянут в лучшем случае на криминальную драму "выходного дня" и на большом экране смотрятся совершенно нелепо. Особенно когда девушки (в роли лучшей подруги, которую, как и всех остальных, в конце тоже убивают, снялась Нелли Уварова - вероятно, для того, чтобы можно было написать на афише ее имя, потому что такую пустую роль могла сыграть любая другая актриса и не актриса тоже), переодевшись проститутками, в париках и шляпках заявляются к бандюкам. Снимается у Атанесяна и Головин в роли бандита второго плана, тоже впоследствии убитого (в "На измене" Головин, по-моему, тоже есть). Андрей Панин по-привычке играет пахана, только здесь он в бороде и на инвалидной каталке, и голосом говорит еще более хриплым, чем обычно. К финалу выясняется, что те полтора часа, что длится фильм, героиня рассказывает следователю всю свою жизнь. И печалится, что вот она, вся жизнь прошла - а всего-то на полтора часа.
Положа руку на сердце, полтора часа на такую жизнь - это еще много. Хорошо еще, что героя Дмитрия Дюжева убивают довольно быстро, смотреть на него, снова играющего хорошего, любящего и честного бандита, просто неприятно. Хотя осуждать Атанесяна за романтизацию бандитизма я бы не стал - во-первых, для русских разбойники всегда были народными героями, во-вторых, такое представление во многом адекватно для страны, где у бандитов есть хоть какие-то понятия о добре и зле, а у ментов и судей - вовсе никаких. Собственно, кино как раз об этом - бандиты в "Близком враге", конечно, все разные, а из Захара режиссер пытается вытянуть прям-таки копполовского "крестного отца", так пронзительно он сожаляет о золотых временах, когда вор был вором, а не занимался организацией наркотрафика, зато "правоохранители" в лице персонажа Егора Пазенко, возглавляющего борьбу с наркоторговлей, находясь в доле с торговцами, лишены всяких достоинств. На всю картину - только один честный мент, майор Черняк в исполнении вконец умученного сериалами Николая Добрынина. Он-то, выслушав исповедь героини и понимая, что убийство воров в законе ей не простят, рвет ненаписанный протокол допроса и отпускает ее на все четыре стороны (строго говоря - тоже тот еще законник). И все бы ничего, если бы не бесконечные попытки Атанесяна выдать второй (это еще в лучшем случае) сорт за первый и высший.
http://users.livejournal.com/_arlekin_/1860054.html