"РОДНАЯ ГАЗЕТА" № 12(285), 01 июля 2010 г.
Наталья РТИЩЕВА
Александр Атанесян: Люблю жизнь хищников
Российская программа 32-го ММКФ открылась криминалом
Наши режиссеры плодотворно работают с другими странами. Я, конечно, имею в виду не хижины Камбоджи, а Соединенные Штаты Америки, сердце кинематографа. Пример тому новый фильм Александра Атанесяна «Близкий враг», который открыл программу российского кино на 32-м Московском международном кинофестивале.
Открыл – это мало сказано. С заставкой Columbia Pictures. Вот так работают русские режиссеры. Sony pictures – продюсирует, Sony pictures – прокатывает. Смело уже то, что одна из престижных программ фестиваля класса «А» открылась картиной про воров в законе, тонкостях закрытого для нас криминального мира, который наше телевидение показывает убого, страшно неинтересно, а главное, без знания дела.
Знания у Александра Атанесяна не отнять. Кому не хватает в нашем кино «Крестного отца» и «Однажды в Америке», конечно, следит за его творчеством. Тема большей части его фильмов: как погибают на работе мужчины. Мужчина по его понятиям – не гастарбайтер, от голода продавший краденый мобильник. Мужчина – это элита криминального мира. Это стиль, шарм, это возбуждает.
Фильмом «24 часа», открывшим его творческую карьеру, режиссер сразу заявил, что его стиль – буржуазный, дорогой, и не ждите однокомнатных квартир с узбекскими коврами и румынскими стенками на первом этаже панельного дома в Выхино. Ученик Параджанова, режиссер тонко чувствует прекрасное. И когда рука художника лежит на нежном плечике, и когда – на спусковом крючке. Самые красивые женщины – у Атанесяна. Самые красивые мужчины – у Атанесяна. Криминальный мир, по режиссеру, – это прекрасное царство жизни и смерти. Костюмы от Гуччи, иномарки, особняки. И как красиво погибают на работе мужчины в костюмах от Гуччи! Не забывая при этом красиво курить.
«Близкий враг» считайте продолжением картины «24 часа». Только мочит в нем всех не мужчина, а женщина. За убийство любимого, не проследившего за товаром. Потому что отчим – вор в законе – за него не поручился. Не простил, что девочку, выросшую на его глазах, которую он любил больше всего на свете, надо с кем-то делить.
Дмитрий Дюжев – в роли любимого бандита. Жена режиссера модель Евгения Трофимова – в роли приемной дочери вора в законе Полины. 12 трупов. От полковника в отделе по борьбе с наркотиками до половины криминального мира Абхазии.
Женщина оказалась мужественнее мужчин. В ней убили любовь и породили ненависть. Одна против мира мужчин – это великая сила и великая ответственность. Она должна выжить в этом мире и защитить тех, кто еще не научился себя защищать – маленькую дочку убитой подруги Маруси и домработницу, которая ее вырастила.
Три женщины против мира мужчин. Красивая, буржуазная, дорогая стилизация под «Крестного отца». Слабые против сильных. Красивых, все в Гуччи, в нарядных иномарках. У которых рука на спусковом крючке против нежных плечиков. Режиссер говорит: «Не надо обижать нежное плечико. Не трогайте того, кого она любит. Пощады не будет». Драматичное, страстное, красивое кино. С 14 октября в нашем прокате. Мы говорим с режиссером фильма «Близкий враг» Александром Атанесяном после премьеры на 32-м Московском международном кинофестивале.
– Александр Ашотович, кажется, что «Близкий враг» это продолжение фильма «24 часа». Тот же криминальный жанр. Вы продолжаете тему?
– Да я от нее и не уходил. Я люблю этот жанр. Люблю жизнь хищников. Не люблю косуль, антилоп. Даже слоны мне не нравятся. Ходят, едят траву и ни о чем не думают. Только, как убежать. А звери – это интересно. Натолкнул меня на это в свое время фильм «Донни Браско». Аль Пачино там сидит и смотрит, как хищники что-то едят. Хищник смотрит на хищников, и он понимает, что они одной крови. Это всегда привлекает. Инферно всегда привлекает. Ну что на голубей смотреть? Или на мальчиков, голубых, розовых. Неинтересно.
– Но надо же знать этот мир.
– Вообще, это история моего крестного. Он прототип фильма. Не в стопроцентном пересказе, конечно. Но это я видел с детства. Я, конечно, не видел, как они убивали и воровали. Но людей этих в быту – за столом, на днях рождения, свадьбах, похоронах – видел. Они… люди как люди. Обычные люди. Когда вырос, стал понимать, чем они занимаются. Меня на самом деле это всегда мучило, потому что у крестного была трагическая судьба.
– Что-то можете об этом рассказать подробнее?
– Не хочется. Потому что я пишу книгу об этом. Когда она выйдет, тогда поговорим.
– Он был вор в законе?
– Да. Вор в законе всесоюзного масштаба.
– И он жил в приморском городе, как в фильме?
– Нет, он жил в Тбилиси. Но он был из тех, кто не признавал рэкет, не признавал наркотрафик. И фраза «Вор должен воровать» из фильма «Близкий враг» – это его фраза. Он говорил: «Ничего другого он не должен делать». Но сегодня таких уже нет. Мой фильм – это, по сути, реквием всем ворам прошлого.
– А финальная сцена картины, когда Полина идет по кладбищу и там целая аллея памятников криминальным авторитетам. Действительно есть такие кладбища?
– Нет, криминальных кладбищ не существует. Есть какие-то зоны, на парадных аллеях, в главных местах. Роскошные мраморные могилы. Братва чтит своих. Уважает. На Кавказе это особый ритуал – похоронить правильно. Знак высокого уважения.
– Я слышала, что это и судьба вашей жены, Жени Трофимовой, сыгравшей в фильме главную роль дочери вора в законе Полины…
– Не совсем судьба, но ее отчим, которого она называла и считала своим отцом, был серьезный криминальный авторитет. Она знает этот мир не понаслышке. Она какое-то время провела в Ивдольской колонии. Она там не сидела, но прожила рядом на поселении, где сидел ее отчим. Она видела это все. Она хорошо понимает этих людей. Я писал роль на Женю.
– Сколько лет вы уже вместе, какая у вас разница в возрасте?
– Восемь лет вместе. Тридцать лет разница в возрасте. Семь лет мальчику, нашему сыну.
– Я помню, это была история страсти, безумной любви?
– Не надо об этом людям знать. Надо просто любить. Крепко любить человека.
– Откуда такое количество иностранцев в титрах?
– Режиссер монтажа, один из композиторов и весь постпродакшн делался в Лос-Анджелесе – коррекция, долби, звук, шумы. И оператор-постановщик из США, из Голливуда. Брюс Алан Грин, известный нам по фильму «Маска». Я с ним работал на фильме «Монтана». Мы в Лос-Анджелесе снимали «Монтану. Он был свободен, согласился поработать. Мы подружились, и думаю, будем работать не один раз.
– У вас все воры в законе и авторитеты потрясающе одеты, ездят на фантастических иномарках. Откуда киношники это все берут?
– Я должен отрыть новое имя в кинематографе. Художником по костюмам была Женина мама Таня Трофимова.
– А кажется, что это все от Гуччи-шмуччи?
– Это все от Гуччи-шмуччи, как вы говорите. Она знает, где находить Гуччи и не платить за это дорого.
– А где киношники берут такие тачки, такие дома красивые?
– Это все мои друзья, все в Батуми. Это их квартиры, это их дома, машины. Город Батуми, в котором у меня очень много друзей. Они мне очень помогли в съемках фильма, начиная от правительства Аджарии и заканчивая дворником в порту. То уважение, которое мы помним по советскому кинематографу, у них осталось по полной программе.
– Александр Ашотович, вашим фильмом открылась российская программа Московского международного кинофестиваля. Ее открыл Никиты Сергеевич Михалков. Михалков видел ваш фильм?
– До фильма он ко мне подошел. Фильм он не видел. Откуда? У него 240 картин в программах. Если он будет смотреть все, он застрелится. Когда я был директором «Интерфеста», сам с трудом успевал смотреть конкурсные фильмы, чтобы понимать, насколько объективно жюри. Не более того. Это тяжелейшая нагрузка – вести фестиваль.
– Правда, что вы у него учились?
– Никита был председателем совета Высших режиссерских курсов, когда я поступал в 86-м году. И он принимал у меня экзамен в числе других.
– Как принимал?
– Мрачно. Но меня приняли.
– Сколько у вас фильмов навскидку, с какого года вы в кино?
– С 2000 года. Десять лет, как вышел мой первый фильм «24 часа». В 47 начал снимать. Сейчас мне 57. Осенью выйдет еще и моя комедия «На измене».
http://www.rodgaz.ru/index.php?action=A ... &issue=420