Продолжая «рассуждалки».
Сразу оговорюсь, что я все это уже упоминала, но, будем считать, что у нас сейчас повторение пройденного в застойный летний период.
Итак,
«Так говорил Станиславский, или Почему лично я предпочитаю фильм «Принц Каспиан» книге».
Начну с того, о чем не раз твердила везде, где только можно – о Звере-Обоснуе. На всякий случай, для тех, кто не знает, что это за зверь такой. На просторах Интернета ему посвящено как минимум два сообщества: на дайри (
http://www.diary.ru/~obosnuy/ для зарегистрированных на дайри пользователей) и в ЖЖ (
http://community.livejournal.com/zver_obosnuy/ , но это сообщество мертвое). И последнее приводит вот эти слова undel
Живет на свете чудо-зверь обоснуй.
Это хищник. Выходит на охоту, когда автор включает компьютер, чтобы взяться за несчастный свой креатив. Тогда обоснуй высовывает из текста хитрую усатую морду и говорит единственное слово, которое знает. Догадались, какое? Правильно, «Обоснуй!»
Это цель его жизни. Это то, ради чего он появился на свет – требовать логического обоснования того, что вы пишете. При этом надо заметить, что вы и ваше творчество ему глубоко несимпатичны. И поверьте, он даст вам это понять.. Иными словами, я, как и многие авторы и читатели, убеждена, что в фике (ну, как и вообще в любой книге), все должно быть логично обосновано, со знанием матчасти, действия персонажей и происходящие в повествовании события должны быть оправданы и понятны.
Да, я понимаю, что сказки – это особый жанр, где Зверю-Обосную, по сути, не место, но, тем не менее, если в сказке нет даже намека на обоснуй, я ее читать не буду. Потому что я зануда, циник и рационалист, пусть и не чуждый любви к сказкам и волшебству. Да, понятно, что «Хроники Нарнии» задумывались Льюисом как книга миссионерская, книга-проповедь и даже, в каком-то смысле, книга-притча, но это, имхо, не значит, что Обоснуя там быть не должно в принципе. Но, увы, зачастую так оно и есть. Опять же – да, я понимаю, что это не та книга, чтобы всерьез интересоваться, как Пэвенси не отморозили напрочь ноги, когда впервые попали в Нарнию – шубы-то в шкафу были, а вот про теплую обувь в книге ничего нет; откуда мистер Тумнус достал в заснеженной Нарнии сардины и пр. Обоснуя таких мелких деталей я не жду и не требую, на то это и сказка. Но вот когда логика начинает провисать в ключевых, сюжетообразующих моментах, тогда у меня, образно выражаясь, начинается нервный тик и рука тянется к клавиатуре, чтобы придумать Обоснуй.
Нет, я нежно люблю «Хроники Нарнии» как светлую сказку, но это не значит, что я не вижу ее недостатков, которые истинные поклонники «Хроник» и Нарнии считают надуманные и «так и надо».
Про возраст Пэвенси на момент их первого попадания в Нарнию я говорить не буду – в конце концов, это вопрос спорный, может, они из-за войны рано повзрослели и вообще отличались от среднестатистических детей, будучи избранными, и потому вели себя в Нарнии не на свой возраст, а почти как взрослые (я отлично помню всех своих двоюродных и троюродных братьев/сестер и племянников в возрасте Питера и Сьюзен и отдаю голову на отсечение, что они бы стандартный меч даже не удержали. Но все дети разные). А вот возраст Каспиана у меня еще с детства вызывал некоторое недоумение.
Мираз убил отца Каспиана, когда тот был еще младенцем (кстати, у меня склероз – а что стало с мамой Каспиана?), но своих детей у Мираза не было, и потому Каспиан остался при дворе (зуб даю, если бы у Мираза уже был наследник, Каспиана убили бы еще в детстве, это совершенно очевидно). Но, во-первых, в книге прямым текстом говорится, что Мираз не хотел, чтобы Каспиан знал, то, что ему не положено, т.е. то, что необходимо знать будущему королю, и, хотя Корнелиус и начал ему преподавать эти предметы, в детстве, т.е. тогда, когда идет закладка основных знаний о мире, Каспиан воспитывался на историях о старой Нарнии. Что, безусловно, хорошо для будущего правителя Нарнии, но не слишком хорошо для развития вообще. Ибо, во-вторых, если бы у Каспиана были друзья его возраста (и вообще – друзья), об этом, думаю, было бы упомянуто в книге. Но у меня сложилось впечатление, что Каспиан мало с кем общался, кроме сначала няни, а потом наставника. Отсюда – отсутствие социализации, которая также важна. Вот и получается, что 13-14–летний паренек с таким воспитанием ну никак не мог успешно править Нарнией, после того, как занял трон. И дело не только в отсутствии опыта и знаний.
В книге сказано, что все тельмаринцы, которые не хотели жить бок о бок со старыми нарнийцами, ушли по предложению Аслана в другой мир. Ага, ушли, но, как мне мыслится, далеко не все. Собственно, об этом я тоже уже говорила. Вот представьте себе: вы – богатый тельмаринец, у вас куча земель, золота и т.д. Когда на ваших глазах начинают оживать «варварские сказки» вы, конечно, напуганы, но потом становится ясно, что говорящие звери ни на кого неожиданно не нападают, никого, вроде бы, не сжирают, а самый страшный зверь – Аслан – по слухам в Нарнии долго не задерживается. Уверена, многие зажиточные тельмаринцы решили остаться (тем более что в новом мире богатства им никто не предлагал) и посмотреть как будут развиваться события. К тому же старых нарнийцев мало, а Каспиан – совсем еще ребенок. И потому мне слабо верится, что Каспиан мог вот так легко через пару лет после коронации оставить страну, чтобы отправиться путешествие, – это чревато мятежом. Да и вообще – его бы еще до путешествия подданные тельмаринцы, извиняюсь за грубое выражение, сожрали бы с потрохами. Как они попытались сделать в «Твари». Но в «Твари» Каспиан взрослый, как в фильме, и может дать отпор, а вот 14-летнему мальчишке это вряд ли удалось бы.
Вот потому мне и нравится, что в фильме Каспиан взрослый юноша, там он будущий король, в которого веришь.
Далее. Помню, когда я после выхода фильма полезла смотреть отзывы на него, то, помимо всего прочего, удивилась, что очень многие негодовали по поводу включения в фильм штурма замка Мираза и поведения Питера.
Смотрите, какая интересная штука получается: кто-нибудь когда-нибудь задумывался, зачем Нарнии вообще короли и королевы. Ведь, казалось бы, это мирная страна с мирными добрыми обитателями (до тельмаринцев, конечно) – говорящими зверьми, немногочисленные споры которых между собой вполне могли бы решать мудрые кентавры. Но у мирной Нарнии есть далеко не мирные соседи, и затем стране и нужные правители. А значит, эти правители должны обладать присущими всем нормальным правителям качествами: уметь принимать правильные решения, которые могут быть и жесткими, и непопулярными, отстаивать их и нести за них ответственность. И я верю, что Питер этими качествами обладал. Так что его поведение в фильме вполне естественно: он – Верховный король Нарнии, для него прошло совсем мало времени с тех пор, как он с сестрами и братом вернулись в Англию, Нарния все еще остается
его страной, за которую он несет ответственность. Умом он осознает, что королем станет Каспиан, если у них все получится, но ум, как мы все знаем, не всегда определяет наше поведение, есть еще эмоции, привычки и пр. Вот Питер и пытался как мог защитить
свою страну, действуя при этом как опытный полководец. Я, конечно, не тактик и не стратег, но даже я понимаю, что в ситуации, когда небольшая и плохо обученная военному делу горстка повстанцев противостоит опытной и вооруженной до зубов армии, лобовое сражение означает почти гарантированное поражение, если только у повстанцев нет туза в рукаве. А потому надо применять военные хитрости и беспроигрышные комбинации. Не скажу, правда, что захват замка Мираза гарантировал бы нарнийцам победу – неизвестно, как повели бы себя после этого остатки тельмаринской армии, возможно, осадили бы замок. А может, и не осадили бы. В любом случае, это была вполне логичная попытка переломить ситуацию.
Что до того, что Питер оставил в западне своих людей, так, по-моему, он просто не имел права попадаться в плен и сдаваться. Мертвым и плененным войну не выиграешь.
Ну, и вообще, как мы уже обсуждали раньше, поведение как Питера, так и остальных героев в фильме намного человечнее, чем в книге, где они представлены схематично и не слишком глубоко прописаны.
А вот Эдмунд что в фильме, что в «Твари», которая продолжает его фильмовый образ, представляется мне трикстером. Пусть не таким типичным и ярко выраженным, как Локи или Джек Воробей, но все же трикстером.
Ну а если говорить о "Хрониках" вообще, то про "Последнюю битву" я уже писала, а больше всего меня покоробил "Племянник чародея".