С драгоценностями царского дома Российской империи история практически детективная, требующая отдельных рассказов. Я думаю, что рассказ можно разбить на 3 части: 1- драгоценности оставшиеся в России после революции, все они находятся в Алмазном фонде, всего их порядка 100 штук и это всё из огромного богатства; 2- драгоценности Марии Федоровны и Марии Павловны, которые удалось вывезти из России нелегальным путем после революции; 3 - драгоценности, которые вывезены членами царской семьи до революции, как подарки или личные вещи и современный царский дом Романовых за рубежом.
Никаких сведений о богатствах, вывезенных Николаем I, до революции в январе 1917 года в Англию сведений нет, было или не было тоже непонятно.
До февраля 1917 г. российский императорский двор считался одним из самых богатых в Европе. Украшения августейшим особам создавали лучшие мастера тех лет. Ювелиры Романовых развивали модные направления, придавали им национальные черты. Как только появлялись новые тенденции, они тот час же учитывались, но роскошью и композиционным решением часто превосходили европейские аналоги.
О драгоценностях дома Романовых громко заговорили лишь после того, как сами Романовы утратили власть над Россией, оставшиеся в живых их представители вынуждены были покинуть страну, а сокровища попали в руки новой, большевистской власти. Вместе с тем драгоценности эти собирались и накапливались веками, ведь, согласно указу Петра I от 1719 года, было запрещено продавать, дарить или обменивать. Так что к моменту свержения монархии в императорских запасниках скопились ценности огромной ценности. Согласно экспертизе оценщиков советского Гохрана, проводившейся в 1922 году в отношении эвакуированных из Петербурга в Москву с началом Первой Мировой войны царских драгоценностей, их стоимость при условии продажи всего «комплекта» составила бы более 400 миллионов золотых рублей. Однако такой вариант не устраивал советское правительство, которое рассчитывало использовать богатство «угнетателей народа» для решения собственных финансовых проблем - выплаты согласно мирному договору 30 миллионов золотых рублей Польше, а также борьбы с начавшимся в 1921 году в стране голодом. В этих условиях нельзя было продавать царские драгоценности именно как царские драгоценности, чтобы не вызвать широкой огласки на Западе. Необходимо было реализовывать сокровища мелкими розничными партиями, что снижало их общую ценность. Эксперты успокоили новую власть - даже при таких условиях рыночная цена драгоценностей составляла более 160 миллионов золотых рублей.
Однако, когда драгоценности из царской коллекции стали появляться на рынке и аукционах, поднялся страшный скандал и продажи были остановлены, таким образом небольшая часть осталась в России и хранится в Алмазном фонде.
Большая императорская корона, заказанная Екатериной Великой к своей коронации в 1762г. придворному ювелиру, выходцу из Швейцарии, Иеремии Позье и использовавшаяся для коронации всех представителей династии Романовых, впоследствии восходивших на престол. Венчает корону крест и колоссальная тёмно-красная шпинель массой около 398,72 карата, которая была куплена в Пекине в 1676 г. русским послом Николаем Спафарием.
По воспоминаниям Бозье: Екатерина приказала ювелиру пересмотреть казённые драгоценности, разломать то, что окажется в несовременном вкусе и употребить на новую корону, которую она желала иметь к коронации. Несмотря на все старания облегчить вес, корона весила 2,3 кг. Драгоценные камни были взяты из царской сокровищницы, также было куплено 6кг серебра и 0,5 кг золота.
Держава была создана ювелиром Георгом Фредериком Экартом в 1784 г. и, как и большая императорская корона, дошла до нашего времени почти в первозданном виде. Только в конце XVIII в. к ней были добавлены крупный бриллиант и сапфир. Гладкий, полированный, полый внутри шар из красного золота обвит по верхней половине поясками гирлянд из серебра и бриллиантов, бывших, по всей видимости, частью более ранних государственных регалий – времён императрицы Елизаветы Петровны. Наверху державы укреплен овальный сапфир в 200 каратов, привезённый с Цейлона; громадный камень окаймлён бриллиантами, которыми усеян также и венчающий его крест. В месте соединения декоративных поясков помещен старинный алмаз из копей Голконды. Весом в 46,92 карата этот, абсолютно чистый камень, имеет светло-голубой оттенок и крошечные трещинки. Форма огранки – грушевидная, с множеством граней и практически плоским основанием – типична для старинных индийских камней.
Массивный скипетр состоит из трёх гладких золотых частей, разделённых между собой парными бриллиантовыми поясками. Четвёртая пара поясков обрамляет венчающий скипетр знаменитый алмаз «Орлов» весом 189,2 карата в оправе из серебра с бриллиантами. На оправе закреплён российский герб – двуглавый орел, покрытый чёрной эмалью и также украшенный бриллиантами. Орел съёмный – по особым церемониальным случаям его заменяли гербом Польши.
У алмаза «Орлов» захватывающая история. Этот, сохранивший старинную индийскую огранку, камень является осколком гораздо большего кристалла. Он был найден в XVII веке и огранён октаэдром. После огранки алмаз существенно потерял в весе. Камень очень чистый и имеет лёгкий голубовато-зеленоватый оттенок. Согласно легенде, этот великолепный алмаз вместе с другим, подобным ему красотой и ценностью, камнем был глазом идола в Серингане (Южная Индия), откуда его выкрал французский солдат в начале XVIII в.
МАЛАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ КОРОНА
Бриллианты, серебро. Высота с крестом 13 см 1801 год. Мастера Я. Дюваль и Ж. Дюваль
Была изготовлена братьями Дюваль для коронации императрицы Елизаветы Алексеевны.
Малая императорская корона. Выполнена из старинных индийских и бразильских бриллиантов в 1801 году сыновьями придворного ювелира Луи Давида Дюваля. В одном из документов императорского архива говорится: « Выдать ювелирам Дювалям 2052 бриллианта стоимостью 37854 рубля и 12 копеек для украшения короны Её Императорского Величества Государыни Елизаветы Алексеевны» Мастерством исполнения и великолепием камней эта корона не уступает большой императорской короне.
Корона российской императрицы Анны Иоанновны 1730-1731 г. мастер Готлиб Вильгельм Данкель
Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов.
БОЛЬШАЯ ПРЯЖКА-АГРАФ Бриллианты серебро. Длина 25 см, ширина от 8 до 11 см 1750-е годы.
Мастер И. Позье. Этой пряжкой скреплялись в дни торжеств коронационные мантии, подбитые горностаем.
Входившие в свадебный романовский набор серьги- вишенки, принадлежали изначально Екатерине II. На утолщенном овальной формы бриллиантовом стебле нависли два алмаза-листочка с крупными плодами-солитерами высочайшего качества.
ШАПКА АЛМАЗНАЯ Золото, серебро, драгоценные камни 1682 - 1687г. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу.
Шапка Алтабасная (Сибирская). 1684. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу
ШАПКА МОНОМАХА Самая знаменитая из всех царственных головных уборов Русских царей - Шапка Мономаха.
В этой шапкой венчались на престол все русские цари и князья вплоть до Федора Алексеевича. Шапка была изготовлена в Средней Азии, в Бухаре, в первой половине XIV века, спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Оказалось также, что никакой связи головного убора с Мономахом вплоть до начала XVI века не отмечалось; а московские князья, оставляя ее своим наследникам, вели речь о «золотой шапке».
Доказано также, что первым ее владельцем был Иван Калита. И шапка, и конская упряжь («золотая лошадиная снасть») были подарены Ивану Калите его современником - золотоордынским Узбек-ханом.
Так что никак этот венец не мог принадлежать князю Владимиру Мономаху (ок. 960 - 15 июля 1015)
Венец "Большой наряд". Астраханская шапка. 1627. Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение. Высота 30,2 см. окружность 66,5 см. Принадлежал царю Михаилу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля.
Астраханской шапкой она названа потому, что к правлению первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича было закончено покорение Астраханского ханства и водружение креста по обеим берегам Волги, и выход к Каспийскому морю. И так же, этот венец присутствует на гербе Астрахани.
Бриллиантовая диадема Елизаветы Алексеевны. Диадема с розовым 13-каратным бриллиантом
входившая в свадебный романовский набор – единственная из диадем 19-20 вв., находящаяся в России. В ней соединились традиции классицизма, так и его завершающей стадии – ампира – с элегантной роскошью панделоков и бриолетов. Диадема неоднократно изображалась на портретах вдовы Павла I. И до начала 20в. использовалась в подвенечном костюме великих княгинь
Была еще одна похожая диадема, на снимке выше в гохране стрелками показаны обе. Вторая исчезла бесследно, вероятно разобрана и продана по частям.
Парюра БАНТ-СКЛАВАЖ и СЕРЬГИ-жирандоли императрицы Екатерины II.
Серебро, бриллианты, шпинели, золото 11,5х11 см. 1764 год. Мастер Леопольд Пфистерер.
В начале 60-х годов XVIII века в моду входят маленькие ожерелья (склаважи), которые носили высоко на шее, порой одновременно с длинными, свободно висящими рядами жемчужных нитей. Банты-склаважи, подобные этому, прикреплённые к кружевной ленте или бархотке, плотно облегающей шею, можно увидеть на портретах середины XVIII века. На оборотной стороне этого украшения выгравирована надпись: Pfisterer 10 Apr. 1764. Серьги жирандоли датированы 27 мая того же года. Бант украшает 21 шпинель общей массой 150 каратов. Для большего колористического эффекта ювелир использовал распространенный в то время прием – подложив под камни фольгу.
БРОШЬ «Цейлонский сапфир» Бриллианты, Цейлонский сапфир. Сер. 19 в. 260 карат, исключительной чистоты и яркости камень. «Цейлонский сапфир» в 1862 году приобрел Александр II на Всемирной выставке в Лондоне в качестве подарка супруге – императрице Марии Александровне.
Брошь в виде банта Середина 18 века Бриллианты Вес 155 г
ИЗУМРУД «Зеленая королева»- таблица глубокого темно-зеленого фона с синеватым надцветом. Ее вес — 136,25 карата. С редкой чистотой «Изумрудной таблицы» не может соперничать ни один камень мира. Но ни одна строчка архива не раскрывает его прошлого, как и имени мастера изящной броши с бриллиантами в которую он вставлен. Известно лишь, что камень был найден в Южной Америке в середине XVI в., а брошь изготовлена в начале XIX века для Великого князя Константина Павловича, наследника Павла I.
ХРИЗОЛИТ вес 192,6 карата
БРИЛЛИАНТ «ШАХ» 88-каратный камень желтоватого отлива, найденный в реке, он сохранил свою изначальную форму: лишь некоторые грани его отшлифованы. На нем написаны с помощью резьбы и алмазного порошка имена трех его первых владельцев — восточных властителей. Камень долгое время висел над троном Великих Моголов в качестве талисмана.В 1824 году его привезли Николаю I из Персии, чтобы откупиться за убийство великого автора «Горя от ума» А.С. Грибоедова
Бриллиантовая брошь
МЕДАЛЬОН С ИЗУМРУДОМ Золото,серебро, изумруд в 250 карат, бриллианты Середина XIX века
«БОЛЬШОЙ БУКЕТ» Бриллианты, изумруды, золото, серебро 16 х 21 см Около 1760 г.
Служил украшением корсажа парадного платья. Впервые он украсил туалет императрицы Елизаветы Петровны.
Выполнен из золота, серебра, бразильских бриллиантов разных форм и размеров (140 каратов) и небольших колумбийских изумрудов ступенчатой или бриллиантовой огранки (50 каратов). Все элементы удерживают тонкие, как перышки, крепления; букет свободно колеблется, отбрасывая отблески при малейшем прикосновении. Меньший по размеру букет с бриллиантовыми цветами и листочками из золота и темно-зеленой эмали.
Парюра Диадема-бандо и серьги Бриллианты, золото, серебро, эмаль 1750-е годы
1750-е гг. Эгрет- украшение для причёски или шляпы. Эгрет в виде фонтана с сапфирами необычен по своему художественному замыслу. Бриллиантовый сноп расплёскивается струями, заканчивающимися подвижно закреплёнными крупными каплями сапфировых бриолетов и панделоков. При малейшем движении эгрета сапфиры разных оттенков загораются внутренним тёмно-синим огнём, отбрасывая голубоватые тени на сверкающие бриллианты.
ПОРТБУКЕТ Бриллианты, золото, серебро, эмаль 13,5 х 8 см Около 1770 года Портбукет прикреплялся к корсажу при помощи широкой шпильки. Полый изнутри, он служил миниатюрной вазочкой для живых цветов.
ТУРМАЛИН розовый, золото, эмаль 4 х 2,7 х 2,3 см Редкий по красоте и цвету камень весом около 255 каратов, вероятно, вывезенный из Бирмы, необычно огранён в форме виноградной грозди. Турмалин был подарен императрице Екатерине II шведским королём Густавом III в 1777 году.
ЧУБУК, брошь
ШЛЯПКА КУКЛЫ ПАНДОРЫ Брошь. Бриллианты, изумруды, рубины, золото, серебро, эмаль 8 х 6,5 х 4 см 1770-е годы
Эта шляпка – миниатюрный образец дамской моды 1770 годов. Поскольку журналы мод появились в России только в конце XVIII века, до этого придворные модницы для выбора нарядов использовали разодетых кукол, которых стали называть «пандорами» (разорительницами). В древнегреческой мифологии существует предание о том, как боги создали красавицу Пандору, чтобы отомстить разгневавшим их людям. Гефест слепил её из лучшей глины, а Афина одела в роскошное серебряное платье и увенчала золотым венцом. По замыслу Зевса, красавица должна была принести людям несчастье, соблазны и разорение. Так оно и случилось. Бальные одеяния XVIII века порой стоили целого состояния. Кукла Пандора несла соблазн светским модницам, а их отцам и мужьям – разорение.
БУКЕТ НАРЦИССОВ Бриллианты, золото, серебро, эмаль 18,8 х 8,5 см Вторая половина XVIII века
Украшение для корсажа дамского платья.
ОРДЕНА И Нагрудные знаки
НАГРУДНЫЕ ЗНАКИ Золото, серебро, эмаль, алмазы 8 х 4,5 см Начало XVIII века.Нагрудные знаки с миниатюрой Петра I являлись личными пожалованиями царя и считались высшей наградой за заслуги перед государством.
Знаки ордена Андрея Первозванного - косой крест с изображением распятого св. Андрея и звезда, которую носили на груди слева
Золотой бриллиантовый эполет носили на правом плече для поддержки ленты ордена св. Андрея Первозванного
Орден св. Екатерины (знак, лента с бантом, звезда), конец XVIII в. Золото, серебро, бриллианты, эмаль, жемчуг, муаровая лента. (Оружейная палата).
Полукружие (украшение) к орденской шляпе, конец XVII в.Орден Святой великомученицы Екатерины — высший дамский орден — был учрежден Петром I в 1714 году в память Прутского похода против турок и назывался первоначально орденом Свобождения
«Золотое руно» – старейший испанский орден, учреждён в 1429 году.Золото, бриллианты, серебро, топазы
6,2 х 6,2 см Середина XIX века
БРАСЛЕТ с портретом Александра I под плоским алмазом Это самый крупный из портретных алмазов, которые когда-либо использовались в мире. Камень редкой красоты и чистоты.
Просто из царской коллекции Алмазного Фонда без описаний
Камеи из коллекции Екатерины II
В 70-е годы прошлого века в Гохране появилась ювелирная лаборатория.Были воссозданы 2 исторические дидемы "Русская красавица" И "Русское поле".
"Бирюзовая диадема" Тоже в Алмазном фонде, не поняла чья, но очень красивая
Еще есть портреты на эмали,потсигары, яйца Фаберже, но это не украшения