Императорские диадемыБлагодаря архивным фото (сборники «Алмазный фонд СССР» 1-4 части 1925 г, альбом фотографий из собрания Российской Государственной Публичной исторической библиотеки, архив Гохрана России), эскизам из собрания Государственного Исторического музея России (далее ГИМ), Государственного Эрмитажа и парадным портретам, сегодня можно разбить на стилистические группы императорские диадемы.
Диадемы с мотивами колосьев и лавровых листьев – один из самых популярных типов украшений первой трети 19в. Для вдовы Павла I императрицы Марии мастерской Дювалей создана бриллиантовая диадема из колосьев с лейкосапфиром в центре.
Она была причислена, согласно завещанию Марии Федоровны, к числу коронных драгоценностей после ее смерти. В подобных диадемах с растительным мотивом неоднократно изображались императрицы Елизавета Алексеевна и Александра Федоровна (супруга Николая I). Во второй половине 19в. стилизованные колосья всё реже украшают парадные прически.Была продана в 1929 году на вес, т.е. сломали, а в 1980 советские ювелиры повторили ее. Она есть в собрании Алмазного Фонда, но видно что современная.
Большая бриллиантовая диадема
“Lovers knot” диадемы, мода на которые началась в Европе не позднее 1825 г. также пользовались популярностью при русском дворе. Подобный вид диадем известен с самого начала 19 века. Самые известные из сохранившихся драгоценностей lovers knot – бриллиантовая диадема с жемчугами баварской королевы Терезы (атрибутирована как работа придворного ювелира Caspar Rieländer 1825 г.), и диадема из числа британских сокровищ. Она была заказана королевой Марией (Мэй) у Wolff (в 1913 г. ювелиры Garrard заменили вертикальные жемчужины на бриллианты).
Среди эскизов ГИМа есть замечательный рисунок lovers knot диадемы, но принадлежал ли он какой-либо из императриц – не известно. Однако, на портрете княгини Юсуповой (Эрмитаж) Винтерхальтер изобразил именно такую диадему.
У супруги Николая I императрицы Александры было как минимум две диадемы, в стиле lovers knot, но без самих бриллиантовых узелков. Первая – большая бриллиантовая диадема 1831(1833) г. (возможно авторство Я.Эрнста - версия Л.Кузнецовой) с 113 жемчужинами.Но более вероятно, что она была выполнена придворным ювелиром Болиным специально для императрицы, с использованием бриллиантов и жемчуга из Кабинета Его Величества. Ферсман находил эту тиару самым красивым ювелирным изделием во всей императорской коллекции. Звездным часом этой помпезной диадемы стал 1906 год. 27 апреля на торжественной церемонии открытия в Георгиевском зале Зимнего дворца императрица Александра (супруга Николая II) предстала перед придворными и депутатами в роскошном бело-золотом наряде, с орденской цепью и лентой, и в большой жемчужной диадеме со шлейфом. Тогда же была сделана фотосессия императрицы, а в 1907 г. художник Н.Бодаревский создал портрет Александры Федоровны (Эрмитаж). Все следы большой диадемы после инвентаризации 1922г. теряются; возможно, вместе с другими украшениями из коллекции она была продана, целой или по частям, на аукционе «Кристи» в Лондоне в 1927г.
Самые известные из сохранившихся драгоценностей lovers knot – бриллиантовая диадема с жемчугами баварской королевы Терезы (атрибутирована как работа придворного ювелира Caspar Rielnder 1825 г.), и диадема из числа британских сокровищ. Она была заказана королевой Марией (Мэй) у Wolff (в 1913 г. ювелиры Garrard заменили вертикальные жемчужины на бриллианты).
У супруги Николая I императрицы Александры было как минимум две диадемы, в стиле lovers knot, но без самих бриллиантовых узелков. Первая – большая бриллиантовая диадема 1831(1833) г. (возможно авторство Я.Эрнста - версия Л.Кузнецовой) с 113 жемчужинами. Звездным часом этой помпезной диадемы стал 1906 год. 27 апреля на торжественной церемонии открытия в Георгиевском зале Зимнего дворца императрица Александра (супруга Николая II) предстала перед придворными и депутатами в роскошном бело-золотом наряде, с орденской цепью и лентой, и в большой жемчужной диадеме со шлейфом. Тогда же была сделана фотосессия императрицы, а в 1907 г. художник Н.Бодаревский создал портрет Александры Федоровны (Эрмитаж).
Вторая жемчужная диадема была создана К.Болином в 1842 г. В ней также отсутствует мотив узелков. В бриллиантовых арках подвешены 25 жемчужин.
В русском костюме известен головной убор – очелье – и работа Болина отдаленно напоминает его.После революции, в 1927 году через аукцион Christie's диадема была продана компании "Холмс и Ко.", которая позже перепродала ее 9-му герцогу Мальборо для его второй жены, Глэдис (1881-1977). Когда она умерла, диадема снова была продана. В 1978 году диадема ушла с аукциона в Лондоне и позже попала в коллекцию Имельды Маркос. После свержения ее мужа, Фердинанда Маркоса, драгоценности Имельды были конфискованы и находятся в Центральном банке Филиппин. Правительство Филлипин регулярно пытается выставить диадему и другие ценности из коллекции Маркос на аукцион, но пока продать их не удается.
В 1987 году диадема "Русская красавица" (платина, 1000 бриллиантов, 25 крупных каплевидных жемчужин ), как реплика малой императорской диадемы, была восстановлена советскими ювелирами, в настоящее время эта реплика хранится в Алмазном фонде.
Ярким примером модных тенденций классицизма и популярной до сих пор среди аристократических дам мира является диадема-франж (фр. - бахрома) (распространенное название - Diadme (tiare) russe – фр. - русская диадема). Скорее всего, название «русская диадема» к данному типу украшений стали применять во времена Николая I.
Можно провести параллель между диадемой-франж и русским кокошником-сборником (в нем тканая часть присобиралась над линией лба и, подобно лучам, симметрично распределялалсь по всей поверхности).
Рисунок лучей также идеально повторяет бриллиантовые лучи орденских знаков – особенно звезд Ордена Св. Апостола Андрея Первозванного.
На парадных портретах супруги Николая I изображаются колье-франж (кисти Доу, Голике), при наличии рамы, колье превращалось в диадему.Пожалуй, впервые диадема-франж была изображена на картине Зичи «Свадьба великого князя Александра Александровича…» 1867 г..
У английской королевы диадема-франж появляется не позднее 1830 г. Среди диадем русских императриц к 1917 г. было минимум 2 подобные диадемы у каждой из монархинь - Марии и Александры.
Украшения в виде лучей носили не только как колье или диадемы, но и как стилизованные эгреты и пояса.
Тема лучевых диадем расширена в бриллиантовой диадеме с жемчугами. Она, скорее всего, создана во второй половине 19в. Бриллиантовые лучи чередуются с лучами из крупных бриллиантов, заканчивающихся жемчугом. Эклектичность убора соответствует царившему в ювелирном искусстве тех лет историзму.
Классицизм и ампир, как его позднее проявление – это большая сапфировая диадема, диадема с розовым бриллиантом и диадема с бриллиантовыми панделоками.
Реконструкция диадемы с сапфирами
Диадема с сапфирами могла вернуться в Россию после смерти дочери Павла I Александры. Аналогичная по рисунку диадема принадлежала королеве Нидерландов Софии (супруга Вильгельма III), но вместо 5 сапфиров между стилизованными ветвями лавра были закреплены геммы. Известно, что нидерландский вариант украшения создан в мастерской Дювалей, следовательно, и сапфировая диадема, хранившаяся в Бриллиантовой комнате Зимнего дворца, вышла из знаменитой мастерской.
Диадема с розовым бриллиантом (фото Рахманова, Гохран России),
Диадема с розовым 13-каратным бриллиантом – единственная из диадем 19-20вв., находящаяся в России. В ней соединились традиции классицизма (как на аналогичном украшении с портрета Екатерины II кисти Левицкого), так и его завершающей стадии – ампира – с элегантной роскошью панделоков и бриолетов( грушевидные подвески из камней и бриллиантов). Диадема неоднократно изображалась на портретах вдовы Павла I. И до начала 20в. использовалась в подвенечном костюме великих княгинь. Подобная диадема была создана для дочери императора Павла – Анны, но без крупного камня в центре. Украшение пропало в 1829 г.
Почти треугольная форма диадем до сегодняшнего дня сохранила название кокошника. К кокошникам относится диадема с бриллиантовыми панделоками, известная по портретам Елизаветы Алексеевны. Ее эскиз, как и эскиз богатой диадемы с розовыми камнями и бантами (в реальности диадема была создана только из бриллиантов и была частью приданого Марии Павловны) хранятся в ГИМе.
Тема русского народного головного убора снова вернулась в эпоху Николая I и осталась актуальной до 1917 г. Дамы двора (особенно в 1830-40-е гг.) обязаны были носить платья а-ля рюс и порой огромные парчовые кокошники, украшенные жемчужными или бриллиантовыми бордюрами и крупными драгоценными камнями. Не были в стороне и императрицы (портрет Александры Федоровны в кокошнике кисти Крюгера).
Диадема с бирюзой (Фаберже, 1890-е гг.)бриллиантовая диадема с 54 бирюзовыми кабошонами в золоте и серебре,принадлежала Императорской семье России, вывезена императрицей Александрой в Тобольск в 1917 г. и затем утрачена во время революции.
Эскиз подобного композиционного решения хранится в ГИМе, а в 1902 г. великая княгиня Елена Владимировна получила от матери диадему, созданную Картье, мотив которой очень напоминает дювалевские произведения.
Диадема с сапфирами из сапфирово-бриллиантовой парюры, которая была выполнена для императрицы Александры Федоровны в начале XX в. Фридрихом Кехли, швейцарцем по происхождению, ставшим придворным петербургским ювелиром в 1902г. Рисунок тиары слагают переплетенные полукружья, в которые вставлены 16 крупных сапфиров в оправе из золота с маленькими золотыми рельсовыми заклепками. Бриллианты оправлены в серебро на золотой основе. Рядом с тиарой запечатлено корсажное украшение или брошь из той же парюры. Мотив цветков василька, переплетающихся линий и королевской лилии – еще одни пример эклектики 1890-х гг.
Диадема с изумрудами (Болин, 1900) Изумрудная диадема с чередующимися арками и бантами в стиле рококо.
Мотив королевской лилии и перевернутые арки-капли с цветовым акцентом-камнем неоднократно используются не только Фаберже, но и Болином
Некоторые диадемы второй половины 19в. советской комиссией признаны малоценными в художественном плане (как диадема с 9-ю сапфирами и мотивом переплетающихся колец и капель). И могли быть обезличены.
Модерн (арт-деко) практически не отображен в головных уборах императриц. Даже диадема из 18 цветков, созданная мастерской Бушерон, довольно далека от темы растительного многообразия, присущего рубежу веков. И скорее, является продолжением темы подобных изделий, созданных ранее.
Родственные связи европейских монарших домов – одна из причин взаимопроникновения одних и тех же модных ювелирных тенеденций. Зарубежные мастера, как например Картье, подхватили эстафету придворных ювелиров Романовых. И одни из лучших диадем этой фирмы, несомненно, вдохновлены, в том числе и российскими шедеврами.
Что-то я устала от этой темы. Драгоценностей в доме Романовых так много, что я в них уже путаюсь.
Есть много портретов и фотографий Александры Федоровны в различных и очень красивых украшениях. Почему-то она везде грустная.
Много фотографий с её сестрой Елизаветой Федоровной и тоже грустные
Права Елизавета Федоровна - Счастье не в деньгах и не в роскошном дворце. Богатства можно лишиться. В том счастье, что не отнимут ни люди, ни события. В вере, в духовной жизни, в самом себе. Сделай счастливыми ближних, и сам станешь счастлив.