Да все до банального просто. Я уверена, что вы-то как раз все это и так знаете, это скорее для молодых мамаш ценная инфа (для меня была ценная в свое время).
Говорю своими словами, как поняла из всего прочитанного и сказанного приятелем-детским хирургом и ортопедом.
Итак, речевые центры в нашем мозгу напрямую связаны с центрами связанными с МЕЛКОЙ МОТОРИКОЙ.
Недаром, любое дошкольное образование включает в большом количестве именно этот пункт. Что такое мелкая моторика, я объяснять не буду (хотя, если нужно, то поищу научные определения).
Как ее развивают???? Зависит от возраста ребенка.
Первый полученный мной совет от приятеля ортопеда (когда ребенку был примерно месяц) звучал так:
постоянно массировать ручки. И он СРАЗУ связал это в моем мозгу с развитием речи.
Т.е. вот держите вы младенца на руках, и пока он в хорошем настроении, каждый день чуть-чуть мните ему ладошки, гладьте, массируйте каждый пальчик. Введите это в привычку, пусть это будет чисто машинальным действием. Играйте с его пальчиками во всякие "сорока-ворона кашу варила" и прочие "баловства". ВЫ УЖЕ ЗАНИМАЕТЕСЬ РАЗВИТИЕМ ЕГО РЕЧИ.
Дальше все советы по тактильному развитию у младенцев, которые есть в любой книги: давать гладить, мять, рвать, щупать разные материалы: мех, бумага, шуршалки, резина, что-то пупырчатое, что-то скользкое и т.д. Это тоже развитие мелкой моторики, а значит речи.
Чем ребенок старше, тем разнообразие становятся занятия. Все эти пирамидки, вкладыши, бусинки на ниточке, ГЛИНА, ПЛАСТЕЛИН - все это тоже развитие речи.
Ну и в старшем детсадовском возрасте: вырезать, клеить, лепить, делать поделки и т.д., и т.п.
У ребенка проблемы с речью? Во-первых, посетите специалиста, чтобы не нервничать. Имхо (не компетентное) до двух лет можно не особо нервничать точно. И НЕ ГОВОРЯЩИМ ребенком называется ребенок, который действительно не говорит, а не тот, у которого в запасе есть достаточное для ежедневной активной интеракции количество слов, пусть и на собственном личном языке и не тот, который составляет простые предложения из двух-трех слов в два года.
Но, увы, отклонения бывают, и их можно выправить, если во время схватиться. Но хороший специалист вас тоже обязательно, в дополнении ко всем остальным рекомендациям, отправит на занятия, связанные с развитием и укреплением мелкой моторики.
В общем, вот и все, что у меня есть сказать по данному вопросу. Пожалуй.
|