О рассказе Вираж.
Давно прочитала такое мнение Чехова о Бунине: "Писал ли я Вам насчет "Сосен"? - Это очень ново, очень свежо и очень хорошо, только слишком компактно, вроде сгущенного бульона».
Память подсказала мне эти слова А.П. при прочтении рассказа «Вираж». Действительно, всё действо в этом рассказе имеет поразительную концентрацию, но это ни в коем случае не умаляет его художественного объёма, так как автор специальными приёмами расширил рамки вобщем-то небольшого произведения, сделав его значительным в восприятии читателя.
Например, отказ от выделенной прямой речи героев. Такое выделение разрушает целостность повествовательной ткани, лишает её тягучести, делает её как-бы дискретной, наподобие того, как мелькают на автомате слайд-картинки – только успевай пробежать их глазом. Но если изложить прямую речь повествовательной канвой – по-толстовски тяжеловесной конструкцией предложения, то возникает некая линейная протяжённость – тягучесть, что создаёт эффект умозрительного удлинения рассказа.
Или, расширение существующего литературного пространства, в котором происходят какие-либо события: например, показ в Париже с Малиновским в представителях, Ольга Вячеславовна навещает внуков в Америке, - всё это в восприятии читателя рождает его дополнительный объём.
Или, введение в повествование новых героев со своей историей.
Кроме того, владея таким инструментом, как художественная деталь – а это может быть предмет, слово, подробность, - автор усиливает и остроту этого восприятия, не отвлекаясь на многословное объяснение внешних событий и внутреннего состояния героев, что в принципе бы разбавило ту насыщенность, которая и является отличительным стилем автора.
Итак!
Коля идёт в Зималетто. Но вся история дальнейших событий в 1 главе помещена – встроена автором отдельным фрагментом из жизни, которая больше, чем все перипетии, связанные с ГГероями. С одной стороны этого фрагмента - Степанов со своей отдельной историей, в которой есть и жена с вкуснейшей шарлоткой, и двое детей, и дача с шашлыками. С другой стороны - это Полянский с женой и годовалым сынишкой, к которым он помчится на Красной стреле. Читатель по воле автора конструирует – умозрительно представляет эти обстоятельства, что придаёт дополнительную емкость всему рассказу в его восприятии. Не знаю, была ли у автора цель как-то сакцентировать внимание на этом иллюзорном Степанове, но лично у меня он вызвал большую симпатию: эдакий последлыш В.С. Пушкарёва, с бесконечными рассказами про рыбалку- баньку и умозаключениями, как лечить грипп. А заодно представила и Колю – чего только не вытерпишь, имея грех чревоугодия.
Коля идёт в Зималетто. Автор, раскрывая на фоне мрачной погоды его тягостное существование после неких событий в компании, ужЕ готовит читателя к основному событию, к словам – вздоху Шурочки: «Сами увидите».
И мы увидели. Регламентированную монотонность существования господина Жданова, напомнившего мне господина из Сан - Франциско, подчёркнутую автором деталями:
Цитата:
- Жданов приезжал к девяти утра, иногда раньше, никогда не позже. Уезжал в восемь, иногда позже, никогда не раньше
- ни на кого не повышал голоса.
Это кто перед нами? Я увидела, что Жданов становится подобием ПалОлегыча: семь раз отмерь – один раз отрежь. Я поняла, что Жданов доведённым до автоматизма образом жизни дорабатывает то, что с такой великолепной одержимостью провозгласил когда-то:
Цитата:
Через пять лет Зималетто... под моим руководством... будет одним из самых лучших модных брэндов в Европе! Бенеттон, Морган и Зара окажутся на свалке, а мы будем открывать наши магазины на Елисейских полях и Оксфорд-стрит.
Открыли. И в Париже, и в Лондоне. А дальше ……. поддерживающие бизнес мероприятия. И если сейчас понадобится провести кардинальные преобразования в компании для прорыва, для выхода на новый уровень, то Жданов будет мерить-мерить, мерить - мерить, и не факт, что отрежет.
Нет, не так. С Катей и отмерит, и отрежет. А вообще удивительная планида у Андрея: без Кати Зималетто в обязанность – и только, но только с Катей он вряд ли будет счастлив, если лишится Зималетто. Правильно Марго в своё время сказала:
Цитата:
Зималетто – вся его жизнь! Мы ведь обе это знаем. И еще мы знаем, что он не сможет без Кати.
Им нужно быть вместе. И ведь будут!
А пока автор удивительно тонко перебросил мостик из прошлого в настоящее. Вспомним эпизод из вечера перед Советом.
Цитата:
Он закрыл ладонями лицо, потёр веки и сказал сам себе: "Пора признаваться, Жданов, ты влюбился, ты первый раз в жизни влюбился …… в Катю Пушкарёву."
И в то время уже одного этого было достаточно, и не было тогда понимания, как же невыносимо сложно жить без этой женщины.
Но прошло почти 2 года и совсем на другом качественном уровне прозвучало новое признание Андрея:
Цитата:
Чего ему стоило набрать эти одиннадцать цифр – всего-навсего признания, что без нее ничего не имеет смысла, ни прорыв, ни триумф. Что он принадлежит ей, в независимости от того, нужен или нет. Он закрыл ладонями лицо, потер веки, уговаривая себя на еще одну попытку.
ГГерой свой путь в точку, где пересекаются их с ГГероиней параллельные линии – жизни, прошёл. Он позвонил Кате.
И не только он, но и она тоже.
Катя. Почти 2 года понадобилось героине, чтобы всё-таки придти к мысли, что прежняя жизнь, оказывается, была счастливой. И это прозвучало очень по-бунински: в его лирике прошлое оказывается ярче – насыщеннее - важнее настоящего.
И даже, если бы Полянский не оставил ей заветный телефон, и даже если бы Андрей не позвонил ей, она всё равно бы его нашла, тем более, что возвращается в Москву.
Но телефон есть, и очень символичен тот факт, что именно Катя дозвонилась до Андрея. Ведь она в сущности ничего не знала, что и как с ним происходит - Коля ничего ей не рассказал и не собирается рассказывать. И этот её звонок был, как когда-то у Андрея, зовом сердца – порывом души. Автор красивым ходом завершил и путь Кати в точку, где пересекаются параллельные линии - жизни, одновременно с Андреем.
Миша. Автор интересно, всего лишь двумя деталями, представил образ этого героя во всей полноте и вызвал к нему стойкую неприязнь.
Цитата:
Вернулась в Питер, впряглась в работу, и бежала каждое утро – машина осталась у Миши - от метро на шумную Садовую, где был ресторан....
Миша пару раз звонил, просил проконсультировать, и она приезжала, консультировала, объясняла.....
И это уже новая неприязнь, независимая от предыстории. Хотя нет, не так. Без предыстории здесь не разберёшься. Всё то, что сделала Катя для амбициозного, но нелепого в бизнесе Миши, все эти сетевые рестораны, открытые её усилиями с нуля под ключ, не послужили поводом достойно разобраться хотя бы с машиной. А уж тем более вызывает отторжение прогрессирующая скаредность Миши, готового даже жену ввести в переживания по поводу деловых визитов Катюши в ресторан, только бы лишний раз не потратиться.
Но к ГГероям. Для меня кульминацией рассказа послужил телефонный звонок, который и свёл пути ГГероев в одну совместную линию - жизнь. Но накал беспросветности, очерченный в 1-ой главе, был слишком велик, чтобы не дать читателю возможность немедленно убедиться в воссоединении героев. И автор рвёт хронологическую последовательность рассказа описанием их уже свершившейся встречи, а вернее, их совместного утра. И только после этого автор переходит к описанию событий, которые предшествуют этому утру, а именно: поездке ГГероя в Питер. На мой взгляд, это очень сильный эпизод в рассказе. Отправляя героя в Питер не поездом и не самолётом, а автомобилем, автором допущена некая литературная условность, но это не просто стоило того, а было просто необходимо. Необходим был этот естественный ночь-заполночь разговор Кати и Андрея, чтобы последнему не уснуть за рулём. Но его предназначение не только в этом. Ведь по сути Андрей ехал к Кате, с которой он расстался почти два года назад. Да, они любили, но прошло столько времени в разлуке, они отвыкли друг от друга, и первая встреча могла бы быть испорчена – омрачена неловкостью – стеснением - зажатостью. Да и что они толком знали друг о друге? Сначала было недосуг за этими бизнес – перипетиями, потом совсем уж всё порушилось эпистолярным творчеством Малины и тотальным неверием Кати – не до разговоров было. Нет, конечно, Палыч кое-что знал. Знал, например, вес-рост Катюши: рост – ему по грудь, так официанту в караоке показал, а вес он почти семьдесят серий нянькал на руках в кружениях-верчениях Катюши. Знал, что она с папой любит собирать грибы. Знал, что папа смешно чихает. Вот, пожалуй, и всё, не считая потрясающей настроенности друг на друга –так судьба распорядилась, и единения в бизнесе. А что знала Катя о нём? Да вот…… рыбак он любитель. Но эта дорога Москва-Питер, а точнее, художественно организованные автором воспоминания, много чего им друг о друге поведали. И приехал Андрей, как - будто мужем из командировки вернулся, близкий и родной, и никакой неловкости, а единственное, что изумило – испугало Катюшу, так это то, что он был без пальто.
И опять, тягучие сложные предложения воспоминаний, которые невозможно проскочить-пробежать наскоком, рождают в восприятии ощущение объёма рассказа, его солидной тяжести, тем более, когда зрительно представляешь их содержание.
И, наконец, удивительный по красоте апофеоз эпизода сконструировал автор. Андрей едет на голос Кати, как - будто по нити Аридны выбирается из жизненного лабиринта, в котором, наконец, победил все прошлые химеры и впереди - новая счастливая жизнь.
Не могу не отметить ещё одну деталь, завершающую эпизод. Очень по-бунински, одним предложением автор воссоздал тягучую чувственность момента, имея ввиду, что это наша Катя, которая и могла-то сказать в прошлой жизни: Анд…. А сейчас…….
Цитата:
Андрей, прижимая ее к себе, понимал, что не сможет остановиться, и едва не парил от счастья, когда она просила его не останавливаться…
Ну а дальше….. Бунин редко, когда заглядывал за «бесшумно закрывшуюся дверь».
И ещё. Мне понравилась конструкция 2-ой главы. Автор запечатал в прекрасное настоящее время: утро и Малую Морскую улицу, - кусочек из уже прошлого времени: сумасшедшую дорогу в Питер. И всё это огранил великолепием будущего времени – мечтами Катюши: про хлеб, про пирожные, от которых их с дочкой оттаскивает Палыч, про яблоки, наверное, антоновские, про чашки. Но самое главное вот что: на смену безумно красивому знаковому переплетению рук ГГероев придёт новый ритуал:
Цитата:
а она пойдет посмотреть, спокойно ли спит дочка, и будет ждать его в детской, чтобы он поцеловал ее у дочкиной кроватки – нежно, благодарно.
Если честно, то мне жаль. Хотя……. С чего это я взяла, что обе традиции не уживутся под одной крышей дома Ждановых? Конечно же, уживутся.
И, наконец, апофеоз самого рассказа. Андрей Павлович Жданов покорил новую модную вершину – Милан. Есть ещё, есть порох в пороховницах, когда по правую руку стоит Екатерина Валерьевна Жданова. Браво!
Автору нижайшее почтение за доставленное наслаждение творчеством.
Засим, автор, хочу откланяться. Перехожу по Вашему совету в другую тему, но отнюдь не производственную: «Битву в пути» мне не потянуть.