Канун Шавуот
Шавуот — праздник дарования Торы, то есть нравственного закона, свободному еврейскому народу. Он отмечается 6-го числа еврейского месяца сиван и является в Израиле выходным днем.
На иврите слово «шавуот» означает «недели» — семь недель, отсчет которых начинается со второго дня Песаха. По преданию, в этот день Моисей получил на горе Синай скрижали Завета с десятью заповедями. Заповеди содержат основы всей человеческой морали, без которой не может обойтись ни один народ и ни один человек. Кроме того, Моисей получил устные заповеди, часть которых записал (получился свиток Пятикнижия — Письменная Тора), а часть — Устная Тора — были записаны только через 1500 лет, после разрушения Второго Храма. Запись Устной Торы представляет собой многотомное произведение — Талмуд, а также много других книг, в свою очередь объединенных общим названием Мидраш.
В наши дни в Шавуот в синагогах выносят свиток Торы и читают рассказ о том, как она была дарована, текст десяти заповедей и фрагмент, рассказывающий о законах празднования Шавуот в Храме. Существует также традиция в канун праздника всю ночь читать Тору.
Шавуот — это веселый праздник урожая, когда созревают зерновые и первые плоды, в том числе и семь видов, упомянутые в Торе: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, маслины и финики. Дети идут в школу или в детский сад с венками на головах и с корзинками, полными свежих фруктов. Синагоги и дома украшают зелеными ветвями и гирляндами цветов и фруктов, окна домов — бумажными аппликациями. Поэтому в канун праздника и дети, и взрослые заняты вырезанием..
В этот день в синагоге читают также книгу Библии Мегилат Рут. Рут была моавитянкой, перешедшей в еврейство, и стала прабабушкой царя Давида, поэтому существует обычай в праздник Шавуот посещать могилы царей из дома Давида.
Принятие пищи является настолько важным пунктом этого праздника, что в Шавуот, вдобавок к уже привычной трапезе, состоящей из смены четырех блюд, рыбных и мясных (в течение двух дней), есть и пятая трапеза, в ходе которой едят блюда из молочных продуктов: чизкейк, лазанью, сырные блинчики и мороженое.
Тому есть несколько объяснений. Согласно одному из них, на иврите слово «молоко» (халав) по гематрии равняется числу «40», а оно обозначает количество дней, проведенных Моисеем на горе Синай при получении Торы от Всевышнего. Да, впрочем, и о самой Торе говорится как о молоке: давным-давно царь Соломон написал: «Мед и молоко на языке твоем». В первый день праздника Шавуот устраивают молочную трапезу по следующим причинам:
1) Чтобы вспомнить о том, как Всевышний спас Моисея от смерти в реке Нил (это случилось 6 Сивана (Шавуот)
2) Одно из восьми различных названий горы Синай — Гавнуним («белый, как сыр»).
3) Относительно праздника Шавуот в Торе сказано следующее: «Минха хадаша леhашем бешавуотейхем», — а эти слова являются акронимом ивритского слова михалав («из молока»).
4) Когда евреи получили Тору на горе Синай, там упомянуты законы шхиты. Следовательно, с этого момента евреи были обязаны есть только кошерное мясо. Поскольку Дарование Торы произошло в Шаббат, евреи не могли забивать животных и потому поэтому до конца дня ели только молочные продукты.
5) Шавуот является окончанием процесса духовного очищения, начавшегося в первый день праздника Песаха, и каждый из 49 дней, разделяющих эти праздники олицетворяет собой очередную ступень на пути к этому очищению. В ходе Пасхального седера на столе сменяются два приготовленных основных блюда — в память о двух жертвоприношениях, приносимых во времена Храма. Чтобы объединить эти два праздника, в Шавуот едят два приготовленных блюда, при этом одно из них обязательно должно иметь молочный статус, а другое — мясной.
6) Во времена Храма в Шавуот на жертвенный алтарь клали два хлеба. В память об этом сегодня в этот праздник устраивают две трапезы — молочную и мясную