«Старший сын», 25.11.08г., г.Минск
Пишу отзыв по горячим следам, возможно, позже всё уляжется в голове несколько иной картиной, но сейчас так, как есть. Такие впечатления тоже важны.
Конечно, не обойдётся без сравнений с фильмом - пьесу я читала очень давно, ещё до того, как увидела фильм, поэтому образы все были для меня созданными фильмом. Вот сейчас обязательно перечитаю пьесу.
К сожалению, с Наташей не совпала почти полностью.
Возможно, со временем мнение изменится, но пока так.
------------
Декорации полностью отражают дух происходящего на сцене, кроме того - та сложная многофункциональная декорация в центре сцены в виде то ли дома, то ли подъезда, то ли комнаты в квартире вообще притягивала взгляды, завораживала. Особенно мне понравилась электрическая розетка, вделанная в эту декорацию.
Вот уж поистине театральный креатив.
С идентификацией исполнителей героев позавчера было трудно.
Фамилию актёра, исполняющего роль Бусыгина, я узнала только наутро, забив наугад (вроде внешне похож) из программки фамилию в Яндекс: в программке Дмитрий Ратомский значится исключительно как Сильва, а у Бусыгина два исполнителя, но ни одного из них не было позавчера на сцене!.. Я Устюгова не видела никогда, но представляла себе примерно, как он выглядит, и, уж конечно, не Витя Добронравов опоздал вчера с Сильвой на поезд. В общем, полспектакля я гадала, кто же играет Бусыгина, пока не махнула рукой и решила просто получать удовольствие.
Вот эта программка:
Я рада, что в конце концов действо меня захватило. Потому что в начале было - никак. Я видела в Фёдоре Добронравове персонажа из "Дорогой передачи" (как на грех посмотрела её как раз накануне) - и ничего более. Но под конец действа словила себя на мысли, что не хочу расставаться с героями, хочу остаться в этом пространстве, в этом дворе, в этой квартире, именно с этими людьми. Значит, всё-таки погрузилась.
После Нелли именно Ратомский - второй яркий, сильный, живой персонаж. Вообще, над всем происходящим царил пейринг Нина-Бусыгин. Конечно, огромная заслуга здесь Нелли, но и Ратомский внёс свой вклад.
Сильва Виктора Шкловского. Абсолютно серый, прозрачный и чуть ли не лишний персонаж. В диссонансе с ярчайшим Боярским - образом, рождающим противоречивые чувства, по силе не уступающие чувствам от основной сюжетной линии, Сильва Шкловского - штришок простым карандашом.
И Сильва этот не то чтобы не понравился, просто он никакой, безликий, скучный. Думаю, что в пьесе этот образ, как и в фильме, несёт серьёзную смысловую нагрузку - но в исполнении Шкловского её нет.
И "позитивный" финал в виде возвращения Сильвы в квартиру с сообщением о том, что он опоздал на электричку, и всеобщего расслабления и хэппи-энда это только подчёркивает. Уж ставить классический материал, так не пытаться подделаться под вкусы непритязательных зрителей, жаждущих "позитива".
Васенька - Евгений Ткачук. Единственный, пожалуй, персонаж, сделанный исполнителем полностью под кальку с киношного образа, но без внутренней силы и индивидуальности, а потому - ни хорошо ни плохо, сказать даже нечего.
Сарафанов – Фёдор Добронравов. Сначала просто клоун… наверное, смешной, но так как я не настраивалась на комедию, то для меня больше странный, чем смешной. Потом – жалкий клоун… это уже ближе к истине… и, хоть Леонов не был клоуном в принципе, эта жалкость зацепила и заставила предположить, что Вампилов выписывал, быть может, именно клоуна. И именно из-за Сарафанова захотелось перечитать пьесу.
Один сильный момент в игре Добронравова: его экзальтированная фраза о том, что вся его теперешняя жизнь, всё то, в чём он живёт, - пустота и бессмыслица, а хорошо было именно там, в то время, с Галиной, в Чернигове… И пробивает именно бессмыслица того, что он говорит. Ибо мы-то знаем, что этот Чернигов наполовину выдуман – из-за красок, которыми расцветил его новоявленный сынок. А значит, на самом деле – ничего у этого странного человека нет настоящего, по крайней мере, для него самого в эту данную минуту. И это состояние Добронравов передаёт так глубоко, как только можно передать.
В остальном – третье место после Нелли и Ратомского. Такой временной глубины недостаточно, актёр периодически всплывает на поверхность и долго плавает там. В то время, как у Нины дна не видно – всё глубже и глубже, и это при внешней лёгкости, отчаянной весёлости – следствия безвыходного положения и тупика, в котором оказалась семья и она сама. Единственное замечание – поначалу заинтересованности в Бусыгине не чувствовалось, хотя она должна была быть и вроде даже игралась. Но потом всё появилось, и ещё как. И такая любовь пробивает даже больше, чем явная, защищённая и понятная всем.
Вот уж кто точно клоун - так это Кудимов. Фотографий его исполнителей в программке не было, поэтому идентифицировать не удалось. Двухметровый, нескладный, в военной форме не по размеру, тюлень. Но зал смеялся, открыто и простодушно, на все его неумные выходки и громогласные проявления твердолобого жизнелюбия, что не очень мне понравилось, т.к. правильное, до конца понимание этого образа предполагает не совсем такую реакцию зрителей. Но какое-то полное затихание зала в тяжёлых и сильных моментах, ну и то, что после антракта все остались на своих местах (только многие забрали из гардероба свои вещи - было очень холодно, Медведева-Наташа то и дело норовила натянуть рукава своей красной кофточки на кисти рук
) - давало понять, что зритель всё же в теме, и это радовало.
Наташа (Ирина Медведева) – никакая, как и Сильва с Васенькой.
С удовольствием следила за парой Бусыгин-Нина. Очень интересно, свежо, остро проходит красной нитью через всё действие линия их отношений. Да и в любой сцене, где есть Нина - с отцом, с женихом, с братом - сразу появляются новые краски, какой-то особенный смысл, понятнее становится замысел драматурга и режиссёра.
Никак не могу назвать Ратомского слабым партнёром, его игра доставила мне удовольствие. Но всё же соглашусь, что игра Нелли всё же сильнее игры её партнёра Ратомского, как и остальных. И говорю так совсем не потому, что обожаю эту актрису и женщину и являюсь её поклонницей, а просто потому, что это правда, и любой, кто увидит её в этой роли, так скажет. Она действительно если не на голову, то на полголовы точно выше всех остальных.
Но есть здесь и некоторое сожаление – потому что это заставляет признать, что и этот спектакль мелок для Нелли. Потому что роль (а роль Нины, конечно, это удача для любой актрисы) - это ещё не всё. Нужно равное по силе взаимодействие, отдача, а это далеко не всегда есть. Может быть, Берег утопии – такой спектакль? Т.к., судя по отзывам с КиЧ, там примерно такая же ситуация.
Но повторю то, что говорила в марте: эта актриса верит в себя, поэтому и я верю ей. Талант, сила, целеустремлённость, оптимизм – благодаря этим качествам мы можем предвкушать будущие победы Нелли Уваровой, наслаждаясь её игрой теперь.
По самому спектаклю резюме оптимистичное. Возможно, он просто сыроват ещё, не сыгран до конца. Возможно, частая смена исполнителей не даёт цельного, глубокого впечатления, оставляющего след. Но если брать антрепризный ранжир за основу, то, безусловно, "Старший сын" - на верхних его строчках. Большое спасибо создателям и исполнителям за приятно проведённый вечер.
Вот фотографии со спектакля. Они сделаны
Лерочкой для форума
http://grantipenko2008.forum24.ru/ и любезно предоставлены мне и нашему форуму.