Обратила внимание, что в темке "не-наши" тоже заявлены и решилась выложить свою небольшую рецензию. На сколько мне известно, спектакль видела не я одна.
А.Камю. "Калигула". Театр им. Ленсовета.
Режиссер Юрий Бутусов, художник Александр Шишкин
В ролях: Константин Хабенский, Михаил Пореченков и др.
Сам текст пьесы Камю "Калигула"
http://www.netslova.ru/postnov/pv/caligula.html
Очень рекомендую - пьеса о остроумная. У меня она даже с событиями на форуме почему-то как-то перемигнулась.
Вумная рецензия на спектакль тут:
http://www.theatre.ru/ptzh_archives/1999/17/060.html
И коротенькая рецензия от меня лично:
По-моему, все те блестящие и остроумные мысли, которые рассыпаны в тексте Камю, в спектакле были совершенно смазаны. Т.е. они не прозвучали так, как они того были достойны. Впрочем, возможно, это именно мне кажется, что они такие важные, а режиссер стремился создать нечто другое, какую-то более общую и целостную картинку.
Действия, как такового, на сцене не происходит. Т.е. никакого экшена. Несмотря шикарную хореографию и музыку (есть парочка сцен с избиением и убийством, которые показаны очень кинематографично - в замедленной, как бы, съемке, под очень такую бравурную музыку).
Некоторые сценографические задумки мне оказались совершенно не понятны - почему герои пьесы в первом действии все вылезают из гробов, как вампиры? Вообще, декорации - минмиальные. Их практически нет - какая-то мебель (стулья, скамейка) плюс деревянные ящики справа, плюс дерюга там же, плюс сундук, плюс обычная настольна лампа, которую герои зачем-то периодически включают, светят ей друг в друга и просто крутят в руках.
Актеры, все, кроме одного, играли НИКАК. Т.е. если в мужчинах чувствуется "школа", которую не пропьешь, хоть их игра и не трогает совершенно, то единственный женский персонаж был соврешенно невнятен - говорила тихо, местами просто проглатывала текст. Играла никак. Т.е. практически не играла.
И тем не менее, я ни минуту не жалею, что пошла на этот спектакль, потому что игра Константина Хабенского затмевала все огрехи спектакля. Он совершенно потрясающе сыграл какую-то ненормальную, непонятную грань между, казалось бы, полным безумием и абсолютной нормальностью. Ненормальной нормальностью, которая, видимо, и есть подвид безумия.
В целом, я бы сказала, что это был моноспектакль Актера (с большой буквы) Хабенского, где все остальные актеры были лишь декорацией к действию. Мне кажется, что если бы Хабенский был на сцене совершенно один, то спектакль от этого бы ничего не потерял (а, возможно, и выиграл бы). В спектакле, кстати, есть гениальная сцена, где Хабенский один на сцене, мечется между несколькими стульями (в буквальном смысле) и разыгрывает некий диалог между всем остальными действующими лицами, пародируя их. Т.е. совершенно очевидно, что сыграть свою собственную свиту (свиту императора и "кордебалет" актера) он мог бы вполне и сам.
Хабенский выкладывается на спектакле на все сто, и это, естественно, не может не вызвать отклика у зрителя. Те, кто досидел до конца (а многие не выдержали занудности спектакля и свалили после первого действия) очень слаженно и дружно апплодировали Константину. И цветы принесли тоже.
И в туалете некая дама спросила у меня участливым голосом, если у меня какая-либо информация свежая из интернета о состоянии здоровья его жены.