Сегодня район Зарядья вновь представляет собой поле для архитектурных упражнений - только теперь на месте снесенной гостиницы "Россия" власти намерены построить не футуристический небоскреб, а современный ландшафтный парк. Из числа этих шести работ был выбран и победитель - проект американских дизайнеров.
По данным археологических раскопок 1948—1950 гг. поселение на этом месте возникло в XII—XIII веках. С тех пор в Зарядье велась торговля, так как по Москве-реке сюда доставляли товары. Главная улица Зарядья — Великая (впоследствии — Мокринский переулок) — вела от Константино-Еленинских ворот Кремля к пристани на берегу Москвы-реки. В 1534—1538 годах была построена стена Китай-города, которая отделила Зарядье от реки. С XVI—XVII веках Зарядье было заселено торговцами, ремесленниками и мелкими приказчиками.
К XVII веку в Зарядье сложилась сеть переулков. C Варварки спускались Зарядьевский, Малый Знаменский (впоследствии — Максимовский), Псковский и Кривой переулки; параллельно Варварке проходили Мытный, Большой Знаменский (впоследствии — Елецкий) и Ершов переулки.
Карта 1853 года.Зеленое сохранившиеся строения, Красное гостиница Россия, желтое Большой Москворецкий мост.
Зарядье до пожара 1812 г. Слева палаты Романовых. Стоят и сейчас.
Конец 19 века. Архип Куинджи.
Мало кто знает, но в Москве, как и во многих европейских городах, тоже было свое еврейское поселение. И располагалось оно не где-нибудь на задворках Белокаменной, а прямо под стенами Кремля, этого сакрального символа русской государственности.
Это - Зарядье, второй по древности, после Кремля, район Москвы.
Еврейское расселение появилось в Зарядье не сразу. Вообще-то, во времена Средневековаья это был довольно престижный район - Зарядье это один из древнейших посадов города, возникший возле главной Речной пристани на Москва-реке. В XVI - XVII веке этот район был довольно плотно застроен богатыми каменными зданиями, но к концу XIX века от былой роскоши остались одни напоминания – например, в виде каменных палат бояр Романовых, сохранившихся и до наших дней.
Но потом случилась Отечественная война 1812 года, и древний посад практически полностью выгорел. Новые жильцы уже были людьми попроще - это были мастеровые люди, грузчики, работавшие на пристани, купцы, приказчики, трактирщики. Попроще стала и застройка - теперь здесь строили не особняки, а двух- и трёхэтажные каменные дома, в нижних этажах которых находились лавки и склады, а верхние были жилыми. «Несмотря на то, что владельцами домов были известные богачи, - писал краевед Петр Сытин, - сами они не жили в этих домах, которые были построены специально для сдачи мелкому ремесленнику или служащему люду».
Московский путеводитель, изданный в начале XX в., предупреждал читателя: «Стоит только спуститься по одной из лестниц, идущих от Варварки, вниз по направлению к той стене Китай-города, которая примыкает к Москве-реке. Из кварталов европейского типа вы сразу попадаете в трущобный мир старой Москвы. Тут все характерно: и грязные кривые переулки, и двухэтажные, с обсыпавшейся штукатуркой, жалкого типа домишки, сплошь облепленные примитивными вывесками».
На конец 18 века в Москве жили 49 мужчин,8 женщин и 12 детей иудейского вероисповедания. Национальность в паспортах тогда не указывали.
В Зарядье находилось и Глебовское подворье — единственное место в Москве, где дозволялось останавливаться в Москве еврейским купцам. На всех вокзалах были что-то вроде таможен, если при проверке видели иудея, ему придавался конвой и сопровождали на Глебовское подворье. Двери открыты были от рассвета до заката, потом закрывались, кто не успел мог переночевать в полицейском участке за мзду.
В принципе, Москва долгое время была запретным для евреев городом. Лишь в 1826 году московский генерал-губернатор князь Голицын разрешил купцам из Шклова и Орши приезжать в Москву на ограниченное время и останавливаться в указанном месте. На территории Зарядья, в Знаменском переулке, находился двухэтажный дом, принадлежавший действительному статскому советнику Глебову, получивший по имени хозяина название — Глебовское подворье. Владелец, ослепший в конце жизни, отказал в завещали свою недвижимость городской управе, указав непременное условие: все доходы по использованию подворья должны передаваться на содержание глазной больницы. Двухэтажный дом с длинным холодным коридором по указанию генерал-губернатора князя Голицына был определен для приезжих еврейских купцов, которые должны были останавливаться только в этом месте. Было выпущено и предписание, чтобы «приезжающие в Москву евреи в публичных местах и на улицах не показывались в непозволительной одежде».
На заднем плане - Глебовское подворье. В нем и был первый в Москве молельная комната.
С 1856 года приезжим евреям было разрешено повсеместно селиться в Москве, но Глебовское подворье на протяжении долгих лет продолжало быть центром национальной жизни еврейской общины. Прибывавшие в Москву даже на ограниченное время евреи вносили в жизнь города национальные элементы: они ревностно придерживались кошерной пищи, привозили из родных мест резника, одна из комнат подворья была превращена в молельню. Несмотря на ограниченные права, купцы привыкали к московской жизни, были в курсе городских новостей.
К концу семидесятых годов XIX века вблизи Глебовского подворья появилась синагога на Васильевском спуске. Это было очень важно: те евреи, кто служил в Первопрестольной в армии более 15 лет, имели право на семейную жизнь, и купцы вместе с товарами привозили в Москву девушек из бедных еврейских семей. «Времени на ухаживание не было, - писал историк Самуил Вермель. - Очень быстро составляли брачный договор, в молитвенном зале ставили «хупу», раввин благословлял молодых, служилый становился семейным человеком, а его жена и дети получали право на жительство в Первопрестольной; их внуки называли себя коренными москвичами».
двор
И вскоре Зарядье превратилось в настоящий островок евреев в Москве. Стояли одноэтажные дома с вывесками: «Часовщик Анцелович», «Булочник Дроздонс», «Фабрика гарусной тесьмы Э. Бенньямисона»; в больших комнатах жилых помещений устраивали молитвенные залы; к субботе и праздникам женщины пекли струдель, яичные коржики, в минуту отдыха ласкали детей, щипая за щеки, произносили необходимые слова, оберегавшие от дурного глаза, и пели грустные колыбельные песни».
О жизни евреев в Зарядье мы читаем на страницах прессы; корреспондент газеты «День» подробно описывает колорит национальной жизни: «У нас на самом деле существует „китайская стена“, окружающая наше московское гетто — Зарядье. Здесь скромно приютилась в тесных, серых, грязных помещениях большая часть нашего еврейского населения. Евреи как будто сроднились с этой местностью, и русское население, так сказать, с ним сжилось и свыклось, не питая к ним никаких недружелюбных чувств. Еврейское население Зарядья состоит из мелких торговцев и ремесленников; слепая приверженность к старине, та же бедность и нужда с мелочными заботами, как в наших голодных северо-западных губерниях».
На страницах журнала «Время», издаваемого Ф. М. Достоевским и его братом, мы читаем: «Евреи стеснены весьма значительно, и огромное количество их живет в крайней бедности с огромным количеством детей… Живут они обыкновенно в страшной тесноте и в своих занятиях, ремеслах соперничают друг с другом до последней крайности».
«Зарядье в начале 70-х годов прошлого столетия наполовину было заселено евреями,- писал краевед Иван Белоусов в своей книге «Ушедшая Москва». - Некоторые переулки представляли собой в буквальном смысле еврейские базары, ничем не отличающиеся от базаров каких-нибудь захолустных местечек на юге, в черте оседлости. Торговки-еврейки со съестными припасами и разным мелким товаром располагались не только на тротуарах, но прямо на мостовой. По переулкам были еврейские мясные, колбасные лавочки и пекарни, в которых к еврейской пасхе выпекалось огромное количество мацы. При мясных лавках имелись свои резники, так как по еврейскому закону птица или скот должны быть зарезаны особо посвященными для этого дела людьми — резниками. Много было в Зарядье и ремесленников-евреев; по большей части они занимались портновским, шапочным и скорняжным ремеслом».
Дом с "галдарейками". Ершов переулок, дом 7.
Иван Белоусов писал: «Жили евреи, мелкие торговцы и ремесленники, снимая комнаты, в домах известных домовладельцев, которые строили дома для сдачи, и тип построек был самый экономный; для того чтобы уменьшить число лестниц и входов, с надворной части были устроены длинные галереи, или, как их называли, „галдарейки“, в каждую квартиру вел только один вход. На „галдарейках“ в летнее время располагались мастеровые со своими работами; а сапожники сидели на „липах“ и стучали молотками, евреи-скорняки делали из польских — камчатских бобров или сшивали лоскутки меха, хозяйки выходили со своим домашним шитьем, около них вертелась детвора».
Но в 1891 году генерал-губернатором стал князь Сергей Александрович, брат императора, при котором из Москвы были принудительно выселены около 30 тысяч еврейских семейств. Состав гетто несколько изменился. Так, в “Прогулках по Москве”, вышедших в 1917 году, сказано: “Здесь ряд больших, малых и мелких торговых и промышленных предприятий и лавок, принадлежащих представителям всех национальностей: тут и персы, и армяне, и евреи, и русские”. Так что, к началу ХХ века только половина жителей Зарядья принадлежали е еврейской диаспоре.
«Жизнь здесь течет крутая и суровая, - писал местный уроженец Леонид Леонов, ставший в советские времена довольно известным писателем. - В безвыходных каменных щелях дома в обрез набилось разного народу, всех видов и ремесел: копеечное бессловесное племя, мелкая муравьиная родня. Окна в дому крохотные, цепко держат тепло. Голуби живут в навесах, прыгают оравами воробьи. Городские шумы и трески не заходят сюда, зарядцы уважают чистоту тишины. Глухо и торжественно, как под водами большой реки. Только голубей семейственная воркотня, только повизгивающий плач шарманки, только вечерний благовест».
Фотография перед сносом.
Мокринский переулок - бывшая Великая улица, впервые упомянутая в XV столетии, но существовавшая еще раньше. Великая связывала первоначальный город (Кремль) с главной московской пристанью — тысячелетним центром речной коммуникации, определившим место самой Москвы на карте страны. Трасса Великой улицы была сохранена даже при строительстве гостиницы “Россия”: ее стилобат примерно соответствовал северной линии уличной застройки. Перспективу исчезнувшей улицы до сих пор «держат» на западе — колокольня Ивана Великого и на востоке — церковь Зачатия Анны, что в Углу.
Церковь Зачатия Анны, что в Углу (Москворецкая наб., 5). Впервые упомянута в летописи 14 века. Сохранена и реставрирована.
Дом корабль в Зарядье - это, наверное, самый большой и самый известный дом с галереями, который существовал в Москве. Это одно из интереснейших зданий такого плана. Тут, экономия в итоге стала изюминкой дома, она его и прославила. Тут галереи украшены коваными заборчиками и держателями крыши в стиле модерн. И, прекрасные мостики между галереями придают удивительного колорита этому дому.
Дома подходят к Китайгородской стене так вплотную, что из окон второго этажа можно выходить прямо на боевой ход древней крепости. Как писал незадолго до ее сноса архитектор Н.Д. Виноградов: «Слой земли прикрывает стену настолько, что на ней растут деревья, а жители смежных дворов сажают на ней цветы».
Так Зарядье выглядело в 1931 году перед сносом
В 1962-1969 годах на его месте по проекту Чечулина была построена гостиница «Россия». И в начале 1960-х остатки Зарядья доломали окончательно.
Таким и было Зарядье. когда я жила рядом. В правом углу церковь Зачатия Анны
Победитель конкурса застройки Зарядья - проект американского бюро Diller Scofidio + Renfo, авторов парка High Line в Нью-Йорке.
В презентации проекта сказано : "проект парка «Зарядье» основан на принципах ландшафтного урбанизма, который создает понятную систему взаимодействия между природой и городом. Людям не навязываются определенные маршруты, а растения могут расти свободно. На территорию парка перенесены 4 характерные для России ландшафтные зоны: тундра, степь, лес и болота, которые спускаются террассами с верхнего уровня участка к его нижней части, с северо-востока на юго-запад. Они пересекаются между собой, наслаиваются друг на друга и заключают в себя основные объекты парка. Использование технологий устойчивого развития позволяет создать искусственный микро-климат в разных частях парка: с помощью регуляции температуры, управления ветром и имитации естественного света".
Между тем, дизайн парка уже вызвал споры в среде столичных историков и краеведов. «Победивший проект, как и другие проекты-лауреаты, не могут быть реализованы без серьезной корректировки, - говорится в заявлении Общественного движения «Архнадзор» . - Решение, предложенное американскими проектировщиками и одобренное российским жюри, совершенно не учитывает факторов исторического развития Зарядья, его роли в системе градостроительного ансамбля центра Москвы, визуально-ландшафтных связей с соседними историческими районами. Такой проект может быть реализован в любом другом месте, а квартал у стен Московского Кремля требует более вдумчивых и ответственных подходов.
Проект-победитель, впрочем, как и все остальные, совершенно игнорирует исторические владения сохранившихся архитектурных памятников Зарядья. Так, владение бывшего Знаменского монастыря на Варварке, 8 в советское время сокращено на треть. Проектировать сегодня улицу (тундру, тайгу, степь) под стенами монастырского собора 17 века — значит продолжать дело проектировщиков 1960-х, окруживших монастырь подъездным пандусом. Старый Английский двор (Варварка, 4, филиал Музея истории Москвы) был именно двором; однако современное владение музея не простирается дальше линии проезда, спроектированного при строительстве гостиницы “Россия”. Никто из проектировщиков не помышляет о восстановлении исторического участка знаменитого памятника, фасад Английского двора XVI-XVII веков вновь оказывается на линии никогда не существовавшей улицы.
Вот такие споры идут пока вокруг Зарядья. Пока там гуляют бомжи.
Продолжение следует ....