НРКмания

Форум любителей сериала "Не родись красивой" и не только
Текущее время: 19 апр 2024, 02:30

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 180 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 9  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Прогулки по Москве
СообщениеДобавлено: 25 июл 2014, 14:15 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 22:34
Сообщения: 6556
Большая Никитская улица , окрестности консерватории. Улица очень интересная, там много чего можно показать и рассказать.


Покажу то чего с улицы не видно.

Раньше усадебные дома были в глубине от улицы, а впереди был парадный въезд с приусадебным садом. Потом эти сады застроили в первой линии улицы большими домами, чаще доходными, а усадьбы оказались во второй линии от улица, т. е. во дворе. И там целые богатства.

Изображение

если свернуть с Большой Никитской в Газетный пер и зайти в первую арку слева то попадешь ко дворцу Меньшикова но не друга и сподвижника царя Петра, а его внука Сергея Александровича постройки 1776—1777 года. Дом возводился в несколько приёмов. Сначала, в 1775 году, возникла основная часть. Крупный объем дома включил в свой цокольный этаж каменные палаты перв. пол. XVIII в. Лет через пять построены два флигеля. Ещё лет через 10 - несколько построек по бокам, а после 1812 года фасад был переделан. Главный фасад дошел до нас в интерпретации 1840-х годов, когда портик ионических пилястр был заменен портиком стройных коринфских полуколонн. К сожалению, не сохранилась композиция парадного двора сложной эллиптической формы, обращенного к Б. Никитской ул., о существовании которого в настоящее время напоминает часть левого крыла, в вогнутой полукруглой стене которого располагался въезд на хозяйственный двор. Отделка интерьеров утрачена в 1875— 1885 гг., а передняя часть парадного двора застроена в 1920-х годах жилым зданием.

В конце XIX века в доме размещались "Танцевальная академия" и "Русское хоровое общество".

В советское время в здании размещались редакция газеты "За коммунистическое просвещение" - впоследствии "Учительская газета".

Сейчас в здании размещается Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы.


Вот так выглядел дом изначально, въезд был с Б. Никитской улицы.

Изображение



И еще очень любопытное здание немного в глубине улицы- электроподстанция метрополитена, построена в 1934-35г. архитектором Фридманом.
До возведения электроподстанции на Большой Никитской, 7/10, строение 1 на этом месте располагался Никитский монастырь, который вел свою историю еще с 1582 года. Основал его при Никитской церкви боярин Никита Романович (дед царя Михаила Фёдоровича) .

К 1917 году обитель представляла собой архитектурный ансамбль, который состоял из трех храмов, стоявших в камне, и часовни. Все постройки были снесены в 1933 году.


Изображение

Для естественной освещенности внутренних помещений в конструкции были предусмотрены большие окна. Плоскость полов устлана метлахскими плитами, как простыми, так и кислотоупорными. В служебных помещениях настелен дубовый паркет. Стены окрашены кислотоупорными или масляными красками. Лестничные марши и площадки выполнены с использованием мозаики.

Классические колонны устроены по всему фасаду здания, который украшают различные барельефы и скульптуры,(не всегда приличными) на тему строительства метро. Но курьез становится заметным только если смотреть на барельеф сбоку. При этом, известно, что скульптор во время сталинских репрессий был расстрелян за свою шутку.

Изображение

Говорят, что для этой композиции позировали Осип и Лиля Брики и В.Маяковский.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прогулки по Москве
СообщениеДобавлено: 25 июл 2014, 14:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 22:34
Сообщения: 6556
Гуляли в Армянском переулке, это рядом Маросейка. В двух минутах от моего старого дома. Хожено там перехожено. А вот подробности как всегда выпадают.

Армянский переулок, дом 2


Раньше это был Ла́заревский институ́т восто́чных языко́в , потом неоднократно менявший название и статус и вошедший в 1927 году в состав Московского института востоковедения. Сейчас посольство Армении.
Изображение

Вот так он выглядел раньше, как видите практически не изменился.

Изображение

Планы по созданию особого училища для армянских детей вынашивались богатыми армянами Лазаревыми ещё в 1791 году. В январе 1800 года Ованес (Иван Лазаревич) Лазарев предписал в завещании своему наследнику, брату Овакиму (Екиму Лазаревичу) Лазареву, внести в Московский опекунский совет 200 тыс. руб. ассигнациями, чтобы на проценты с этой суммы со временем построить здание для воспитания армянских детей из бедных семей. Закладка здания состоялась 10 мая 1814 года.Строительство основных зданий ансамбля продолжалось до начала 20-х годов XIX века. Вокруг зданий была установлена ажурная ограда, отлитая на принадлежащих Лазаревым уральских Чермозовских заводах. К этому времени уже десятки учеников занимались в классах "Армянской господ Лазаревых гимназии". В декабре 1822 года в присутствии учеников и почетных гостей был торжественно открыт памятник Лазаревым. Учебное заведение в Армянском переулке с годами превратилось в крупный научно-просветительский центр; в 1827 году училище преобразуется в Лазаревский институт восточных языков. Преподавались армянская, арабская, персидская и русская словесность, турецко-татарский язык, история Востока, армянский (обязательный для армян) и грузинский (для грузин) язык, практика арабского, персидского и турецкого языков, восточная каллиграфия и французский язык. Выпускники, которые представляли «кандидатскую диссертацию» по восточной словесности, получали право на чин 10-го класса.

К 1848 году ансамбль Лазаревского института включал шесть зданий с большим садом.

После покупки, в начале XIX века у М. А. Салтыковой, строения на углу Армянского и Кривоколенного переулков, типография была раширена; появился «малый типографский корпус».
Вот это правый флигель сегодня.

Изображение

Вот это меня поразило. Сейчас перед реставраторами встает вопрос на какое время реставрировать постройки. Если Лазаревская школа, под неё и строилась и вопросов нет, то приобретенный правый флигель это более древняя постройка.Выявлены они как Палаты Салтыковых в 1970-80 г.

Двухэтажные кирпичные палаты с высокой аркой построены в 1670-1680-е г. г. В это время участок принадлежал Милославским, в начале XVIII в. палаты перешли к "железных заводов держателю" В. П. Меллеру. Далее они неоднократно меняют владельца: в 1780 г. их купила княгиня Е. А. Несвицкая, некоторое время владельцами были купцы Уваров и Мосягин, а в начале XIX в. палаты купила княгиня М. А. Салтыкова, по имени которой они и известны.
В 1828 г. палаты и прилегающие здания купил И. Е. Лазарев, потомок выходцев из Персии Лазарянов. Здания были объединены переходами в единый комплекс и перестроены в стиле ампир, и в таком виде я его и помнила. А сейчас в торце Лазаревского интитута раскрыты более древние палаты, как они выглядели еще до Лазаревых.
Изображение

_________________
Изображение


Последний раз редактировалось Ворона 03 апр 2015, 11:28, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прогулки по Москве
СообщениеДобавлено: 25 июл 2014, 14:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 22:34
Сообщения: 6556
В Хамовниках (Чудовка) мы были внутри Шефского дома, тоже построенного на бывших палатах. Сейчас там идет реставрации и раскрыта интерьеры сводчатых палат. Тоже красный кирпич.

Очень интересная история этого района. Практически полностью сохранился Хамовнический(Фрунзенский) плац, с казармами, церковью, Шефским(Штабным) домом, конюшни( не реставрированы, а реконструированы в прежнем виде- новодел, но симпатичный)

Весь этот плац и стал началом Комсомольского проспекта в 1958г.

Удивительно иной раз складывается судьба здания. Иногда мне кажется, будто это вовсе не хозяин дома выбрал место для своего дома, где жить ему, человеку, а сам дом обустроился там, где стоит.В основе здания - каменные подвалы деревянных хором начала XVIII в., принадлежавших А. Ф. Лопухину( брат первой жены Петра 1). После его опалы оно было пожаловано И.П. Тамесу (Дж. Томасу, владельцу Хамовнической мануфактуры).
Существующее здание выстроено в формах раннего классицизма сыном владельца, И. И. Тамесом. На рубеже XVIII-XIX в. в. усадьба была приобретена военным ведомством и переделана под квартиры высших офицеров на случай приезда из Петербурга шефа Астраханского полка.

Шефский дом

Изображение
По крайней мере случилось, похоже, именно так с этим великолепным зданием на улице, некогда называемой Чудовкой.
Чего только с домом этим не происходило… Но стряхнул с плеч своих пыль и пепел веков, выстоял в пожарный 1812 год, и уж после того, как отошел он в государеву казну, приписали здание к казармам знаменитого Хамовнического полка. Жил в этих стенах и знаменитый московский декабрист Александр Николаевич Муравьев, полковник гвардейского полка, временно в Москве расквартированного.
Потом - война. Сражался при Бородине и за храбрость получил орден Св. Анны, дрался столь же отважно под Тарутином, Малоярославцем… За взятие Вязьмы награжден золотой шпагой со словами, выбитыми на клинке: «За храбрость». Потом был награжден еще многими орденами - и все за сражения, а отнюдь не за штабную работу, хотя вряд ли кто возьмется отрицать важность последней. В конце концов участвовал во взятии Парижа и въехал в него на белом коне.
Дальше же с ним случилась полнейшая нелепость. Уже он был полковником и состоял обер-квартирмейстером в кавалерийском корпусе, начальником штаба гвардейского полка, когда по приказу Александра I его арестовали. И было бы за что! Приказ гласил: «За неисправность унтер-офицеров на крещенском параде». И только-то! Муравьев совершенно справедливо возмутился несправедливости и подал в отставку.
Наверное, не следует удивляться, что потянуло его в масонство, основал свободолюбивый «Союз спасения», стал членом «Союза благоденствия» - был всюду активен, а потом ото всех этаких дел взял да и отстранился. И уж после восстания декабристов, когда многие сочли, что об Александре Муравьеве предержащие власти забыли, до него добрались все-таки. Арестовали в подмосковном имении, препроводили на гауптвахту в Петербург и традиционно заключили в Петропавловскую крепость.
Сослали Муравьева в Якутск, чинов и дворянства, однако, не лишили.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прогулки по Москве
СообщениеДобавлено: 25 июл 2014, 14:33 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 22:34
Сообщения: 6556
Это район за Старым цирком на Цветном бульваре и Петровкой 38.
Я по некоторым из этих переулков никогда не ходила. Колобовские переулки, Лихов чудесные, ни разу не была там.
Интересное название Лихов переулок -Название возникло в XIX веке, по фамилии одного из домовладельцев. Ранее переулок назывался Дурной. Полагают, что и это название восходит к фамилии какого-то домовладельца. Ещё одно предположение, что в этом переулке обитали «лихие люди», разбойники, которые грабили тех, кто шёл на каретные переулки покупать кареты или лошадей.
Доходный дом в Лиховом переулке К.Х. (Карп Христофорович?) Каракаш, построен в 1902 г. по проекту архитектора В. Ф. Жигардловича.
Изображение
Особенностью дома является уникальный лепной декор фасада, характерный для стилистики декоративного модерна: натуралистические изображения летучих мышей в оконных наличниках второго этажа, листьев и плодов каштана — во фризе третьего этажа и женские головки с развевающимися волосами на кронштейнах карниза. Одинокий филин на правом фасаде дома.
Филин предводитель летучих мышей
Изображение

А мышей там целая стая
Изображение

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прогулки по Москве
СообщениеДобавлено: 25 июл 2014, 14:37 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 22:34
Сообщения: 6556
Через пару домов по Лихову переулку расположен Епархиальный дом. Сейчас этот религиозное сооружение на реставрации или реконструкции , частично будет переделан.

Исторический вид на здание с Лихова переулка
Изображение

Более 12 лет велась борьба за возвращение Русской Православной Церкви здания Епархиального дома, в котором во время поместного cобора 1917 года было принято историческое решение о восстановлении патриаршества, в ноябре 1917 года после долгого перерыва в патриаршестве был избран патриарх Тихон. Известна его "анафема большевикам"
19 января 1918 года Патриарх Тихон издал своё знаменитое Воззвание, которое, в частности, гласило:

"Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной.
Властью, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной.

Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: «Измите злаго от вас самех»

20 сентября 1918 года работа Поместного Собора была насильственно прервана, а 15 июня 1922 года Епархиальный дом был окончательно закрыт. Разграблены его музейные коллекции, библиотеки; уничтожено убранство Владимирского храма. Здание реквизировано у Церкви; с 1924 года сменилось более 5 собственников, каждый из которых перестраивал и перепланировал здание под свои нужды.
В Епархиальном доме размещалось множество церковных благотворительных организаций, редакции 2-х духовных журналов: «Московских церковных ведомостей» и «Воскресных бесед», библиотека с богатым книгохранилищем, читальный зал в котором каждый желающий мог найти все выходившие в России газеты и журналы. Кроме того, здесь располагались епархиальный училищный совет и отдел распространения духовно-нравственных книг, широко известный своей деятельностью по изданию, и бесплатному распространению духовной литературы, православное миссионерское общество с редакцией журнала «Православный Благовестник». (Апостольская просветительская деятельность этого общества хорошо известна в Сибири, Японии и Китае).

На нижнем этаже Епархиального дома находились попечительство о бедных духовного звания, духовно-цензурный комитет, церковно-археологический музей с уникальными собраниями предметов церковной старины (С первых дней открытия в нем действовал комитет по сбору предметов церковной утвари для рассылки в бедные храмы и помощи бедствующему священству), общество любителей церковного пения (общество записывало и издавало старинные церковные напевы, учредило премии и выдавало их ежегодно за лучшие сочинения для церковных хоров). С 1918 г. в Епархиальном доме начались занятия Православной Народной Академии – уникального высшего учебного заведения, сочетавшего богословское образование со светским.

В 1930-е годы здание было существенно перестроено. Впоследствии в нем располагалась Центральная студия документальных фильмов. В 2004 году решением правительства РФ здание было возвращено Русской православной церкви и передано православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету и в нем началась реконструкция. Весной 2010 года в домовом храме служили первую литургию. Домовой храм с куполом уже восстановлен
.ИзображениеИзображение
Восстановление московского епархиального дома планируется завершить весной 2015 года, это один из самых сложных объектов для восстановления.
Вот так будет выглядеть дом по проекту восстановления. Сейчас фасад с Лихова пер. закрыт сеткой.

Изображение

Ну вот такая история, будем надеяться на успешное завершение проекта.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прогулки по Москве
СообщениеДобавлено: 25 июл 2014, 14:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 22:34
Сообщения: 6556
Ну и еще один замечательный храм. Церковь Иконы Божией Матери Знамение за Петровскими воротами.


В Каретной и Колобовской слобода издревле были расположены центральные управления жандармерии. Дома в которых жили полицейские и множество зданий принадлежащих полицейским органам. Петровка, 38 - Центральное Управление Внутренних дел (ГУВД) по традиции тоже расположена рядом, занимает огромный квартал. Так вот Церковь Знамение является дворовой церковью ГУВД, сейчас тоже находится на реставрации, но внешний вид практически уже восстановлен. Закрытые службы в храме идут.

Изображение
Храм Знамения иконы Божией Матери за Петровскими воротами при ГУ МВД по г. Москве - уникальный памятник русской истории и культуры XVII века. Он был построен "государевыми людьми" - стрельцами полковника Никифора Ивановича Колобова, и с момента его создания являлся полковым, воинским храмом.
На месте стрелецкой слободы позднее разместились Петровские казармы, а позже обосновалась московская жандармерия. Местоположение в непосредственной близости от Петровки, 38 и история храма определили его специфическое значение для гарнизона московской милиции.
В 2002 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Знаменскому храму официально придан статус храма при ГУ МВД по г. Москве.
ИзображениеИзображение



Ну и еще из любопытного об этом районе. Поскольку здесь были центральные полицейские участки, то и дамы легкого поведение, тоже гнездились поблизости. В участках их регистрировали, проводили медицинские осмотры, вот и квартиры с услугами располагались поблизости. Говорят, что официальных публичных домов там не было,но квартир соответствующих было много, так что места вокруг трубы(Цветной бульвар раньше был Трубным) , были весьма злачными. Порядочным гражданам там появляться не рекомендовали.


А это один из Колобовских переулков, с очень характерной кирпичной застройкой.
Изображение

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прогулки по Москве
СообщениеДобавлено: 25 июл 2014, 14:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 22:34
Сообщения: 6556
Москва многократно меняла свой облик. Те городские усадьбы и доходные дома, которые сохранились , это 19 и начало 20 века. До 1812 года, Москва во многом деревянная - она выгорела, и в конце 19 веке, вышло постановление, разрешающее строить дома выше 2 этажей и Москва была выстроена заново. Советское время также оставило свой отпечаток. И наше время тоже не исключение. Дорогие современные постройки в старых переулках есть, не могу сказать, что радуют, но время не может стоять на месте.

Русский дух в Москве очень разный. Особенно это хорошо видно на тематических экскурсиях. Это и дворянская Москва, и профессорско-интеллигентная, и масонская, и кабацкая, и революционная, и купеческая. Дух не может быть постоянным, в архитектуре и интерьерах он законсервирован, но не сохранен. Мы живем в своем времени и дух соответственно современный.

Но рассматривать старую Москву все равно интересно, а рассказы как бы оживляют старые дома и улицы. Многое не сохранилось, но память пока жива.

Панорамное фото 1867 года с храма Христа Спасителя.Отмечен дом на Гоголевском бульваре,д.5
Такой Москвы уже нет, думаю и ты такой не знаешь.

Изображение

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прогулки по Москве
СообщениеДобавлено: 25 июл 2014, 14:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 22:34
Сообщения: 6556
В Москве есть очень сохранные районы - Маросейка, Покровка,Солянка, Петровка, Кузнецкий мост, Мясницкая, Сретенка, Пречистенка с переулками. Но опять же это не вот какая старина в основном 19-20 век, с небольшими сохранными палатами 16-17 века. Судя по фотографии 1867 года Москва была в основном двухэтажной и от этого начали избавляться только в конце 19 начале 20 века, советские преобразования варварски уничтожили старые храмы и продолжили застройку центра в стиле доходных домов - сталинский ампир.

Из того что я прошла и увидела , меня поразил неудачной реконструкцией только один доходный дом на Пречистенке. Все остальное выглядит очень пристойно. Может быть и есть изменения первоначального вида в мелких деталях, но общее впечатление бережного сохранения старых строений.

А дом, который поразил покажу. Меня удивила такая как бы чересчур аскетичная реконструкция, раньше дом не производил такого грозного впечатления, был как бы мягче и более московским.

дом № 13 на углу Пречистенки и Лопухинского переулка был построенный в 1911 году архитектором Г.А. Гельрихом по заказу Я.А. Рекк, как роскошный доходный дом. Здесь он снят из Пречистенского переулка.
Так было
Изображение

Так стало
Изображение

И покрупней фасад
Старый
Изображение

Новый
Изображение

Кстати этот дом связан с Булгаковым и Частично описан в "Мастере и Маргарите" и " Собачьем сердце".

Дом вошел в историю как место обитания сразу нескольких персонажей романов Михаила Булгакова. До революции в нем жил Александр Фаберже (семья Фаберже занимала 6-й этаж дома), родственник прославленного ювелира. После того как он эмигрировал, в обе его квартиры вселилась коммуна художников, образовавшая группу "Бубновый валет". К ним любил приходить в гости автор "Мастера и Маргариты". Сам писатель поселился неподалеку, в Обуховом (ныне Чистом) переулке, в доме N 9. В том же переулке он довольно часто гостил у своих "дядек" - братьев-врачей Н.М. и М.М.Покровских. Позднее с одного из них был списан герой романа "Собачье сердце" профессор Преображенский. Самого Филиппа Филипповича автор поселил в дом №24 на Пречистенке, а вот стеклянная парадная дверь и ступени серого мрамора в вестибюле, по которым профессор поднимался домой вместе с Шариком - это уже детали дома №13.
Затем "нехороший" дом появился в романе "Мастер и Маргарита" - именно здесь находилась квартира ювелирши Анны Францевны Фужере. Кроме того, с потолка квартиры самого Александра Фаберже свисала на цепи большая люстра, очень напоминающая ту, на которой качался кот Бегемот. Деревянные диванчики на лестничных площадках, отличавшие лестницу дома №13, также фигурируют в романе. Вообще Булгаков так увлекся Пречистенкой, что даже задумал написать роман об этой улице и ее обитателях.
Квартиры там есть с семиметровыми потолками и похоже в такой квартире кот Бегемот катался на люстре.
Говорят, что при реконструкции сохранили старую планировку квартир.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прогулки по Москве
СообщениеДобавлено: 25 июл 2014, 16:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 13:33
Сообщения: 92741
Откуда: Ашдод
Спасибо, очень интересно :flower:

_________________
Уезжают таланты, творцы и умы,
едут люди отменно отборные.
И останутся там, как у всякой тюрьмы,
надзиратели и поднадзорные.

И. Губерман


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прогулки по Москве
СообщениеДобавлено: 25 июл 2014, 20:50 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 22:34
Сообщения: 6556
Зарядье и Москва еврейская.

Зарядье это район , рядом с которым я жила 12 лет и вроде бы должна знать все. Ан нет, все только начинается.


Для начала, чтобы было понятно , про Москву и евреев. Это Васильевский спуск, Видны храм Христа Спасителя и Кремль. Дом посредине со звездами Давида это синагога.
Изображение

А район это Зарядье сносить , который начали в 1931 году и к 50-м годам снесли окончательно. Фотография 1931г. Тот же дом-синагога, но синогога уже в другом месте, не очень далеко.
Изображение
Это более ранняя картинка , виден тоже дом- синагога
Изображение
На этом месте сейчас Васильевский спуск , а еще совсем недавно была гостиница Россия, вечерний кофе с видом на Кремль и посиделки в кафе в России для меня -дело обычное.

Пожар в России ограничил доступ к кафешкам, но пройти было можно, время было наивное.
Теперь на этом месте пустырь, страшный забор и бомжи. Обещают парк, но ….


На эту тему будет несколько постов. История занимательная , фотографий ушедшего Зарядья у меня много.
Так что приглашаю к путешествию.

_________________
Изображение


Последний раз редактировалось Ворона 03 апр 2015, 11:40, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прогулки по Москве
СообщениеДобавлено: 25 июл 2014, 21:19 
Не в сети
Очень Дикий Кошка
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 окт 2007, 09:52
Сообщения: 14113
Откуда: Питер
Марина, молодец!
Очень интересно и познавательно.

_________________
Поверь мне, невозможное – возможно,
И быть волшебником совсем не сложно.
Согрей сердца людей любовью, лаской,
И серость будней обернется сказкой!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прогулки по Москве
СообщениеДобавлено: 25 июл 2014, 21:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 13:33
Сообщения: 92741
Откуда: Ашдод
Мурлыча писал(а):
Марина, молодец!
Очень интересно и познавательно.

:friends: :flower:

_________________
Уезжают таланты, творцы и умы,
едут люди отменно отборные.
И останутся там, как у всякой тюрьмы,
надзиратели и поднадзорные.

И. Губерман


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прогулки по Москве
СообщениеДобавлено: 25 июл 2014, 21:54 
Не в сети
Независимая
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 окт 2007, 01:35
Сообщения: 8252
Откуда: Israel
Марина,
Ты можешь прислать мне фото с синагогами? Я собираю старые фото синагог и молельныъ домов. Твоих у меня нет.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прогулки по Москве
СообщениеДобавлено: 25 июл 2014, 22:34 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 22:34
Сообщения: 6556
Лен, эта синогога вторая в Москве. Попозже напишу о первой и следующих.

Это самые лучшие фотографии, на других видно хуже. Так что копируй.

А из иранского Хамадана - Эстер и Мордыхая у тебя есть? Я не размещала, здание не выдающиеся, но у меня есть.


Дальше буду писать историю, как я её увидела. Поправляй и дополняй, если что-то не так.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прогулки по Москве
СообщениеДобавлено: 25 июл 2014, 23:21 
Не в сети
Независимая
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 окт 2007, 01:35
Сообщения: 8252
Откуда: Israel
Ворона писал(а):
Лен, эта синогога вторая в Москве. Попозже напишу о первой и следующих.
Это самые лучшие фотографии, на других видно хуже. Так что копируй.
А из иранского Хамадана - Эстер и Мордыхая у тебя есть? Я не размещала, здание не выдающиеся, но у меня есть.
Дальше буду писать историю, как я её увидела. Поправляй и дополняй, если что-то не так.

Я только Рос. империю собираю.
Почему-то отсюда не копируется. Я тебе адрес в личку пришлю.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прогулки по Москве
СообщениеДобавлено: 26 июл 2014, 01:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 22:34
Сообщения: 6556
Сегодня район Зарядья вновь представляет собой поле для архитектурных упражнений - только теперь на месте снесенной гостиницы "Россия" власти намерены построить не футуристический небоскреб, а современный ландшафтный парк. Из числа этих шести работ был выбран и победитель - проект американских дизайнеров.


По данным археологических раскопок 1948—1950 гг. поселение на этом месте возникло в XII—XIII веках. С тех пор в Зарядье велась торговля, так как по Москве-реке сюда доставляли товары. Главная улица Зарядья — Великая (впоследствии — Мокринский переулок) — вела от Константино-Еленинских ворот Кремля к пристани на берегу Москвы-реки. В 1534—1538 годах была построена стена Китай-города, которая отделила Зарядье от реки. С XVI—XVII веках Зарядье было заселено торговцами, ремесленниками и мелкими приказчиками.

К XVII веку в Зарядье сложилась сеть переулков. C Варварки спускались Зарядьевский, Малый Знаменский (впоследствии — Максимовский), Псковский и Кривой переулки; параллельно Варварке проходили Мытный, Большой Знаменский (впоследствии — Елецкий) и Ершов переулки.
Изображение
Карта 1853 года.Зеленое сохранившиеся строения, Красное гостиница Россия, желтое Большой Москворецкий мост.
Изображение
Зарядье до пожара 1812 г. Слева палаты Романовых. Стоят и сейчас.
Изображение
Конец 19 века. Архип Куинджи.


Мало кто знает, но в Москве, как и во многих европейских городах, тоже было свое еврейское поселение. И располагалось оно не где-нибудь на задворках Белокаменной, а прямо под стенами Кремля, этого сакрального символа русской государственности.
Это - Зарядье, второй по древности, после Кремля, район Москвы.

Еврейское расселение появилось в Зарядье не сразу. Вообще-то, во времена Средневековаья это был довольно престижный район - Зарядье это один из древнейших посадов города, возникший возле главной Речной пристани на Москва-реке. В XVI - XVII веке этот район был довольно плотно застроен богатыми каменными зданиями, но к концу XIX века от былой роскоши остались одни напоминания – например, в виде каменных палат бояр Романовых, сохранившихся и до наших дней.

Но потом случилась Отечественная война 1812 года, и древний посад практически полностью выгорел. Новые жильцы уже были людьми попроще - это были мастеровые люди, грузчики, работавшие на пристани, купцы, приказчики, трактирщики. Попроще стала и застройка - теперь здесь строили не особняки, а двух- и трёхэтажные каменные дома, в нижних этажах которых находились лавки и склады, а верхние были жилыми. «Несмотря на то, что владельцами домов были известные богачи, - писал краевед Петр Сытин, - сами они не жили в этих домах, которые были построены специально для сдачи мелкому ремесленнику или служащему люду».

Московский путеводитель, изданный в начале XX в., предупреждал читателя: «Стоит только спуститься по одной из лестниц, идущих от Варварки, вниз по направлению к той стене Китай-города, которая примыкает к Москве-реке. Из кварталов европейского типа вы сразу попадаете в трущобный мир старой Москвы. Тут все характерно: и грязные кривые переулки, и двухэтажные, с обсыпавшейся штукатуркой, жалкого типа домишки, сплошь облепленные примитивными вывесками».

На конец 18 века в Москве жили 49 мужчин,8 женщин и 12 детей иудейского вероисповедания. Национальность в паспортах тогда не указывали.

В Зарядье находилось и Глебовское подворье — единственное место в Москве, где дозволялось останавливаться в Москве еврейским купцам. На всех вокзалах были что-то вроде таможен, если при проверке видели иудея, ему придавался конвой и сопровождали на Глебовское подворье. Двери открыты были от рассвета до заката, потом закрывались, кто не успел мог переночевать в полицейском участке за мзду.

В принципе, Москва долгое время была запретным для евреев городом. Лишь в 1826 году московский генерал-губернатор князь Голицын разрешил купцам из Шклова и Орши приезжать в Москву на ограниченное время и останавливаться в указанном месте. На территории Зарядья, в Знаменском переулке, находился двухэтажный дом, принадлежавший действительному статскому советнику Глебову, получивший по имени хозяина название — Глебовское подворье. Владелец, ослепший в конце жизни, отказал в завещали свою недвижимость городской управе, указав непременное условие: все доходы по использованию подворья должны передаваться на содержание глазной больницы. Двухэтажный дом с длинным холодным коридором по указанию генерал-губернатора князя Голицына был определен для приезжих еврейских купцов, которые должны были останавливаться только в этом месте. Было выпущено и предписание, чтобы «приезжающие в Москву евреи в публичных местах и на улицах не показывались в непозволительной одежде».
Изображение

На заднем плане - Глебовское подворье. В нем и был первый в Москве молельная комната.

С 1856 года приезжим евреям было разрешено повсеместно селиться в Москве, но Глебовское подворье на протяжении долгих лет продолжало быть центром национальной жизни еврейской общины. Прибывавшие в Москву даже на ограниченное время евреи вносили в жизнь города национальные элементы: они ревностно придерживались кошерной пищи, привозили из родных мест резника, одна из комнат подворья была превращена в молельню. Несмотря на ограниченные права, купцы привыкали к московской жизни, были в курсе городских новостей.

К концу семидесятых годов XIX века вблизи Глебовского подворья появилась синагога на Васильевском спуске. Это было очень важно: те евреи, кто служил в Первопрестольной в армии более 15 лет, имели право на семейную жизнь, и купцы вместе с товарами привозили в Москву девушек из бедных еврейских семей. «Времени на ухаживание не было, - писал историк Самуил Вермель. - Очень быстро составляли брачный договор, в молитвенном зале ставили «хупу», раввин благословлял молодых, служилый становился семейным человеком, а его жена и дети получали право на жительство в Первопрестольной; их внуки называли себя коренными москвичами».
Изображение
двор

И вскоре Зарядье превратилось в настоящий островок евреев в Москве. Стояли одноэтажные дома с вывесками: «Часовщик Анцелович», «Булочник Дроздонс», «Фабрика гарусной тесьмы Э. Бенньямисона»; в больших комнатах жилых помещений устраивали молитвенные залы; к субботе и праздникам женщины пекли струдель, яичные коржики, в минуту отдыха ласкали детей, щипая за щеки, произносили необходимые слова, оберегавшие от дурного глаза, и пели грустные колыбельные песни».

О жизни евреев в Зарядье мы читаем на страницах прессы; корреспондент газеты «День» подробно описывает колорит национальной жизни: «У нас на самом деле существует „китайская стена“, окружающая наше московское гетто — Зарядье. Здесь скромно приютилась в тесных, серых, грязных помещениях большая часть нашего еврейского населения. Евреи как будто сроднились с этой местностью, и русское население, так сказать, с ним сжилось и свыклось, не питая к ним никаких недружелюбных чувств. Еврейское население Зарядья состоит из мелких торговцев и ремесленников; слепая приверженность к старине, та же бедность и нужда с мелочными заботами, как в наших голодных северо-западных губерниях».

На страницах журнала «Время», издаваемого Ф. М. Достоевским и его братом, мы читаем: «Евреи стеснены весьма значительно, и огромное количество их живет в крайней бедности с огромным количеством детей… Живут они обыкновенно в страшной тесноте и в своих занятиях, ремеслах соперничают друг с другом до последней крайности».


«Зарядье в начале 70-х годов прошлого столетия наполовину было заселено евреями,- писал краевед Иван Белоусов в своей книге «Ушедшая Москва». - Некоторые переулки представляли собой в буквальном смысле еврейские базары, ничем не отличающиеся от базаров каких-нибудь захолустных местечек на юге, в черте оседлости. Торговки-еврейки со съестными припасами и разным мелким товаром располагались не только на тротуарах, но прямо на мостовой. По переулкам были еврейские мясные, колбасные лавочки и пекарни, в которых к еврейской пасхе выпекалось огромное количество мацы. При мясных лавках имелись свои резники, так как по еврейскому закону птица или скот должны быть зарезаны особо посвященными для этого дела людьми — резниками. Много было в Зарядье и ремесленников-евреев; по большей части они занимались портновским, шапочным и скорняжным ремеслом».

Изображение
Дом с "галдарейками". Ершов переулок, дом 7.

Иван Белоусов писал: «Жили евреи, мелкие торговцы и ремесленники, снимая комнаты, в домах известных домовладельцев, которые строили дома для сдачи, и тип построек был самый экономный; для того чтобы уменьшить число лестниц и входов, с надворной части были устроены длинные галереи, или, как их называли, „галдарейки“, в каждую квартиру вел только один вход. На „галдарейках“ в летнее время располагались мастеровые со своими работами; а сапожники сидели на „липах“ и стучали молотками, евреи-скорняки делали из польских — камчатских бобров или сшивали лоскутки меха, хозяйки выходили со своим домашним шитьем, около них вертелась детвора».

Но в 1891 году генерал-губернатором стал князь Сергей Александрович, брат императора, при котором из Москвы были принудительно выселены около 30 тысяч еврейских семейств. Состав гетто несколько изменился. Так, в “Прогулках по Москве”, вышедших в 1917 году, сказано: “Здесь ряд больших, малых и мелких торговых и промышленных предприятий и лавок, принадлежащих представителям всех национальностей: тут и персы, и армяне, и евреи, и русские”. Так что, к началу ХХ века только половина жителей Зарядья принадлежали е еврейской диаспоре.

Изображение

«Жизнь здесь течет крутая и суровая, - писал местный уроженец Леонид Леонов, ставший в советские времена довольно известным писателем. - В безвыходных каменных щелях дома в обрез набилось разного народу, всех видов и ремесел: копеечное бессловесное племя, мелкая муравьиная родня. Окна в дому крохотные, цепко держат тепло. Голуби живут в навесах, прыгают оравами воробьи. Городские шумы и трески не заходят сюда, зарядцы уважают чистоту тишины. Глухо и торжественно, как под водами большой реки. Только голубей семейственная воркотня, только повизгивающий плач шарманки, только вечерний благовест».
Изображение
Фотография перед сносом.
Мокринский переулок - бывшая Великая улица, впервые упомянутая в XV столетии, но существовавшая еще раньше. Великая связывала первоначальный город (Кремль) с главной московской пристанью — тысячелетним центром речной коммуникации, определившим место самой Москвы на карте страны. Трасса Великой улицы была сохранена даже при строительстве гостиницы “Россия”: ее стилобат примерно соответствовал северной линии уличной застройки. Перспективу исчезнувшей улицы до сих пор «держат» на западе — колокольня Ивана Великого и на востоке — церковь Зачатия Анны, что в Углу.

Изображение
Церковь Зачатия Анны, что в Углу (Москворецкая наб., 5). Впервые упомянута в летописи 14 века. Сохранена и реставрирована.

Изображение
Дом корабль в Зарядье - это, наверное, самый большой и самый известный дом с галереями, который существовал в Москве. Это одно из интереснейших зданий такого плана. Тут, экономия в итоге стала изюминкой дома, она его и прославила. Тут галереи украшены коваными заборчиками и держателями крыши в стиле модерн. И, прекрасные мостики между галереями придают удивительного колорита этому дому.

Изображение
Дома подходят к Китайгородской стене так вплотную, что из окон второго этажа можно выходить прямо на боевой ход древней крепости. Как писал незадолго до ее сноса архитектор Н.Д. Виноградов: «Слой земли прикрывает стену настолько, что на ней растут деревья, а жители смежных дворов сажают на ней цветы».

Изображение
Так Зарядье выглядело в 1931 году перед сносом
Изображение
В 1962-1969 годах на его месте по проекту Чечулина была построена гостиница «Россия». И в начале 1960-х остатки Зарядья доломали окончательно.
Таким и было Зарядье. когда я жила рядом. В правом углу церковь Зачатия Анны
Изображение
Победитель конкурса застройки Зарядья - проект американского бюро Diller Scofidio + Renfo, авторов парка High Line в Нью-Йорке.

В презентации проекта сказано : "проект парка «Зарядье» основан на принципах ландшафтного урбанизма, который создает понятную систему взаимодействия между природой и городом. Людям не навязываются определенные маршруты, а растения могут расти свободно. На территорию парка перенесены 4 характерные для России ландшафтные зоны: тундра, степь, лес и болота, которые спускаются террассами с верхнего уровня участка к его нижней части, с северо-востока на юго-запад. Они пересекаются между собой, наслаиваются друг на друга и заключают в себя основные объекты парка. Использование технологий устойчивого развития позволяет создать искусственный микро-климат в разных частях парка: с помощью регуляции температуры, управления ветром и имитации естественного света".

Между тем, дизайн парка уже вызвал споры в среде столичных историков и краеведов. «Победивший проект, как и другие проекты-лауреаты, не могут быть реализованы без серьезной корректировки, - говорится в заявлении Общественного движения «Архнадзор» . - Решение, предложенное американскими проектировщиками и одобренное российским жюри, совершенно не учитывает факторов исторического развития Зарядья, его роли в системе градостроительного ансамбля центра Москвы, визуально-ландшафтных связей с соседними историческими районами. Такой проект может быть реализован в любом другом месте, а квартал у стен Московского Кремля требует более вдумчивых и ответственных подходов.

Проект-победитель, впрочем, как и все остальные, совершенно игнорирует исторические владения сохранившихся архитектурных памятников Зарядья. Так, владение бывшего Знаменского монастыря на Варварке, 8 в советское время сокращено на треть. Проектировать сегодня улицу (тундру, тайгу, степь) под стенами монастырского собора 17 века — значит продолжать дело проектировщиков 1960-х, окруживших монастырь подъездным пандусом. Старый Английский двор (Варварка, 4, филиал Музея истории Москвы) был именно двором; однако современное владение музея не простирается дальше линии проезда, спроектированного при строительстве гостиницы “Россия”. Никто из проектировщиков не помышляет о восстановлении исторического участка знаменитого памятника, фасад Английского двора XVI-XVII веков вновь оказывается на линии никогда не существовавшей улицы.


Вот такие споры идут пока вокруг Зарядья. Пока там гуляют бомжи.

Продолжение следует ....

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прогулки по Москве
СообщениеДобавлено: 26 июл 2014, 20:11 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 22:34
Сообщения: 6556
Улица Солянка, является как бы продолжением Варварки через Старую Площадь. Так вот, если пройти по Солянке метров 100 и свернуть в переулок налево, подняться по Спасоглинищевскому переулку, то попадем к главной Московской Хоральной синагоге.

Такой я её помню, без купола. И переулок был улицей Архипова.
Изображение

Такая она теперь, купол появился в 2001г.
Изображение
Московское правление Еврейской общины арендовало большой двухэтажный дом на Солянке для молитвы и религиозно-просветительских учреждений. На фотографии он слева.
Именно в эту синагогу ходил поминать своих родителей живший поблизости, в Большом Трехсвятительском переулке, Исаак Левитан, здесь иногда встречался с раввином Минором Лев Толстой, учивший в 1880-е годы древнееврейский язык, для чтения библии в подлиннике.
При синагоге были открыты училище и приют «Талмуд-Тора» для детей-сирот и еврейское ремесленное училище имени Александра II. В 1886 г. председатель еврейской общины Лазарь Поляков приобрел в Спасоглинищевском переулке участок земли, на котором по проекту архитектора Семена Эйбушитца было возведено новое здание хоральной синагоги.
Синагогу предполагалось освятить в марте 1891 г., но новый московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович начал правление с выселения еврейского населения из столицы. В течение двух лет после этого московское еврейство сократилось в десять раз и к 1893 г. составляло 7 тысяч человек. Это были купцы первой гильдии, промышленники, дипломированные специалисты и солдаты-отставники, получившие право на жительство при Николае I.

По первоначальному плану, синагогу должен был украшать купол. Но он возведен не был. По существующей легенде, Великий князь Сергей Александрович, проезжая по городу, увидел строящийся купол и, решив, что идет строительство церкви, перекрестился. Когда генерал-губернатору разъяснили его ошибку, он пришел в неописуемую ярость и приказал купол убрать.

Революция 1905 г. изменила ситуацию. В начале 1906 г. московские власти позволили открыть для молитвы Большую хоральную синагогу в Спасоглинищевском переулке. Правление общины провело необходимые реставрационные работы, к которым был привлечен известный московский зодчий Роман Клейн. Он внес в оформление большого молитвенного зала художественную изысканность модерна.

Внутри я была первый раз, раньше почему-то боялась зайти, но на второй этаж можно зайти и просто посмотреть.
Изображение

И вот этого раньше не было, появились уже в 2000 г.г.
Московская Стена плача
Изображение
скульптура «Птица счастья» работы Бурганова, символизирующая дружбу между народами.
Изображение


Ну и еще одно событие связанное с синагогой и имевшее большие последствия для еврейской диаспоры.

Дело происходило в 1948 году, когда Голда Меир, ставшая несколькими месяцами ранее первым послом еврейской страны в Советском Союзе, посетила во время еврейского Нового года Московскую синагогу.
Изображение
В середине толпы в черной шляпке Голда Меир.

Восторг советских евреев, встречавших представителей только что возникшего государства Израиль, граничил с экстазом. Голда Меир позднее вспоминала: «Такой океан любви обрушился на меня, что мне стало трудно дышать; думаю, что я была на грани обморока. А толпа все волновалась вокруг меня, и люди протягивали руки и говорили «наша Голда» и «шалом, шалом» и плакали… Но я не могла найти слов. Только и сумела я пробормотать не своим голосом одну фразу на идише: «А данк айх вос ир зайт геблибн идн!» («Спасибо вам, что вы остались евреями!») И я услышала, как эту жалкую, не подходящую случаю фразу передают и повторяют в толпе, словно чудесное пророчество».
Затем толпа евреев сопровождала Голду Меир до гостинцы "Метрополь", где она останавливалась.
Очевидно, что энтузиазм, с которым еврейское население СССР встречало Голду Меир, не мог понравиться Сталину. Именно тогда, в короткий период ее пребывания на посту главы израильской дипломатической миссии в Москве, был разгромлен Еврейский антифашистский комитет, закрыты его печатный орган, газета «Эйникайт», и издательство «Дер Эмес». Крупнейшие деятели еврейской культуры были арестованы, а их книги изъяли из библиотек.
Непродолжительная поддержка Советским Союзом Израиля закончилась, сменившись репрессиями в отношении «безродных космополитов» и опустившимся железным занавесом, сделавшим репатриацию евреев из СССР практически невозможной.
Фотография, запечатлевшая Голду Меир в московской толпе, стала горьким напоминанием о кратком периоде относительной свободы советского еврейства и была перенесена на купюру как одно из самых выдающихся событий в биографии израильского политика.

Изображение


В Москве много мест, связанных с известными евреями, но больше пока показывать не буду.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прогулки по Москве
СообщениеДобавлено: 27 июл 2014, 00:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 13:33
Сообщения: 92741
Откуда: Ашдод
Хочу такую купюру... :oops:

_________________
Уезжают таланты, творцы и умы,
едут люди отменно отборные.
И останутся там, как у всякой тюрьмы,
надзиратели и поднадзорные.

И. Губерман


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прогулки по Москве
СообщениеДобавлено: 29 июл 2014, 12:22 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 01:00
Сообщения: 1371
Откуда: Израиль Иерусалим
Денюшка и летучие мышки потрясли мое воображение!!! Марина, большое спасибо! :hi:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прогулки по Москве
СообщениеДобавлено: 29 июл 2014, 13:13 
Не в сети
Независимая
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 окт 2007, 01:35
Сообщения: 8252
Откуда: Israel
oshera писал(а):
Денюшка и летучие мышки потрясли мое воображение!!! Марина, большое спасибо! :hi:

:friends:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 180 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 9  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB