Камиль Писсарро «Бульвар Монмартр ночью» (1897)
Холст, масло. 64,8 x 53,3 см.
Национальная галерея, Лондон, Великобритания.
Как пишет А.Д. Чегодаев: «Писсарро Париж пленяет непрекращающимся и всеобщим движением – ходьбой пешеходов и бегом экипажей, течением потоков воздуха и игрой света. Город Писсарро не перечень достопримечательных домов, попавших в поле зрения художника, а живой и беспокойный организм. Захваченные этой жизнью, мы не осознаем банальности строений, составляющих бульвар Монмартр. Неповторимое очарование находит художник в неугомонности Больших бульваров. Утренним и дневным, вечерним и ночным, залитым солнцем и посеревшим запечатлел Писсарро бульвар Монмартр, рассматривая его из одного и того же окна. Вся серия состоит из тринадцати полотен. Ясный и простой мотив уходящей вдаль улицы создает четкую композиционную основу, не меняющуюся от холста к холсту. Совершенно иначе строился цикл холстов, написанных в следующем году из окна Луврского отеля. В письме к сыну во время работы над циклом Писсарро подчеркивал отличный от Бульваров характер этого места, то есть площади Французского театра и прилегающего района. Действительно, там все устремляется вдоль оси улицы. Здесь – площадь, служившая конечной остановкой нескольких омнибусных маршрутов, пересекается в самых различных направлениях, и вместо широкой панорамы с обилием воздуха нашим глазам предстает замкнутое пространство переднего плана».
https://vk.com/wall-40368555_20886?hash ... 7f53a7a486Камиль Писсарро. Серия картин «Оперный проезд в Париже» (1898).
В пейзажах преобладает светлый тон - в картине "Оперный проезд, эффект снега", здания тонут в пелене снега, смешанного с дождем, прохожие с зонтиками превращаются в легкие неуловимые тени. Продолговатые, положенные горизонтально мазки заставляют все формы как бы под властью влажной атмосферы вибрировать и расплываться вширь; голубоватые, желтые, розовые оттенки кажутся результатом преломляющегося белого дневного света; массы сырого воздуха, затопившие площадь, будто сгущаются и превращаются в плотный туман в конце Оперного проезда. Эти картины настолько глубоко вошли в историю искусства, что ныне невозможно представить себе традиционный образ Парижа иначе, чем глазами Писсарро. В 90-е годы он получил известность в своей стране и за границей; картины, нашедшие широкий круг любителей, регулярно выставлялись в галереях Дюран-Рюэля. В Эраньи он построил себе большую удобную для работы мастерскую. К нему часто приезжали гостить друзья-художники, а зимой в Париже Камиль Писсарро был в центре кружка молодежи - живописцев, литераторов и критиков, которым он излагал свое понимание задач живописи, стремился подвести итог импрессионизма и сформулировать принципы этого направления в живописи.
https://vk.com/wall-40368555_2122?hash= ... 18a73fd191Камиль Писсарро. «Розы Ниццы» (1902).
Холст, масло.
Частная коллекция.
Камиль Писсарро "Аванпорт в Гавре. Набережная Су-Амгон. Корабль, выходящий из порта" (1903)
Холст, масло. 56 х 66 см.
Музей изящных искусств, Гавр, Франция.
Летом 1903 года Писсарро, глядя из окон отеля на порт в Гавре, создает картину "Аванпорт в Гавре. Набережная Су-Амгон. Корабль, выходящий из порта", являющуюся одной из 18 картин, заключенных в рамки одной серии. Эта серия полотен представляла собой своеобразные вариации на одну и ту же тему: на каждом полотне мы находим фрагменты порта — пирс, доки, набережные, корабли и парусники, портовые рабочие и простые прохожие. В каждой работе все это запечатлено по-разному: под иным углом, в разное время дня, при другом освещении — но везде с восторгом! Здесь стоит вспомнить, что в 1860—1880 годах Клод Моне тоже восхищался портом и "бесконечным движением кораблей".
С точки зрения техники картина "Аванпорт в Гавре" отличается от остальных картин, написанных в Руане в 1896 году, не смотря на сходную тематику. Плотная фактура, непрозрачный слой краски и большое количество белого цвета — все приближает эту картину к последним парижским пейзажам Писсарро. Как всегда, художник стремится передать естественную гармонию, причем он способен увидеть ее даже в самых неожиданных местах — будь то оживленные улочки Руана, парижский бульвар Монмартр во всем его величии или ничем, казалось бы, не примечательная набережная в Гавре. Манера художника в этот период больше зависит от симпатии автора к тому или иному образу, а не от выбранной темы.
https://vk.com/wall-40368555_26391?hash ... b7dd528dea