К десяти часам вечера в лавках начинали гаснуть огни и закрываться ставни, и улицы, весь Сочельник бывшие похожими на ярмарки, постепенно теряли свой блеск и начинали погружаться в обычную темноту, разгоняемую только фонарями. Большие железнодорожные транспортные компании сбивались в этот вечер с ног, чтобы доставить посылки, пакеты, корзины, коробки подарков и хороших вещей, которые были доверены им. Сотни корзин были отмечены словом "Скоропортящиеся". Но поезда опаздывали из-за увеличения товарного и пассажирского движения. А "скоропортящиеся" корзины прибывали в такие обширных количествах, что лошади и люди должны быть оставаться на работе днем и ночью, чтобы доставить их. Иногда долгожданная домашняя птица или дичь из деревни, которая должна была стать украшением рождественской трапезы, попадала к разочарованному адресату только на следующий день, как раз когда его семья уже садилась за стол, на котором было серверовано блюдо из гуся, купленного в отчаянии втридорога и в последний момент.
В полночь на главных улицах можно было увидеть либо полицейских, либо случайных запоздавших прохожих. Однако английские рождественские традиции предполагали хождение в эту ночь также так называемых "waits", которые во многом соответствовали русским христославам или колядчикам, певшим на святках коляды. Первоначально это были "штатные" музыканты и певцы, которых нанимали городские власти для своих праздников. На Рождество они исполняли особые рождественские песни (carols; одно время эти песни пелись на Рождество даже в церквях вместо обычных церковных гимнов). Однако к середине 1830-х годов эти музыканты были отменены, и их название перешло к группам певцов и музыкантов, исполнявших по ночам под окнами домов рождественские песни в надежде получить за это вознаграждение. Обычно такие ночные концерты длились в течении одной или двух недель перед Рождеством и прекращались в Сочельник.
В викторианские времена жанр рождественской песни возродился, она стала весьма популярной, издавались песенники, а мелодии напевались и вне рождества безо всяких стихов. Сами же колядчики, похоже, не пользовались особой симпатией, хотя существовали по крайней мере до конца 19 века. В 1850-х года они описывались как "выносливые и обычно пьяные группы молодых людей, обладавших сильными легкими, громко исполнявшие на духовых инструментах Гайдна и других шумных композиторов". В 1877 году юмористический журнал "Панч" писал: "Какая жалость, что Лондон должен находиться пока позади Бирмингема, где энергичный начальник полиции, майор Бонд, начал крестовый поход против колядчиков. К несчастью, у Лондона нет Бонда! За неимением полицейской защиты против этих рождественских ночных нарушителей спокойствия, можем мы принять это сердитое предложение одного старого грубияна-мизантропа, который посылает нам следующий рецепт: "Держите в вашей спальне садовый насос с резервуаром, наполненным ледяной водой, из которого обдайте любого колядчика по полной". А Бернард Шоу в 1889 записывал: "Единственная музыка, которую я слышал на этой неделе — это колядчики; досидеть, работая до двух или трех часов утра, и затем — только я забываюсь в своем первом сне — услышать, что "Venite Adoremus", порождаемая партией английского корнета, партией саксгорна Общества искусств (или чем-то вроде этого) и партией французского тромбона, является тем, что нарушает мой мир и уничтожает мою доброжелательность к людям!"
Этой ночи ждали не только взрослые лондонцы, вожделея долгожданного избавления от ночных серенад под окнами, но и дети. Обычай дарения детям подарков на Рождество распространился после начала промышленного производства игрушек, ставших доступными по цене среднему классу. С 1870-х годов в Англии стал известен пришедший из Америки пожилой джентльмен с румяными щеками, приносящий детям подарки — Санта-Клаус. В Британии его конкурентом (до рекламной компании Кока-Колы в 1930-х годах довольно успешным) стал Рождественский дед (Father Christmas), бывший частью старинного английского праздника середины зимы. В народной традиции он носил зеленую одежду как символ возвращения весны, и до 1880 года только в такой одежде изображался на рождественских открытках. Подарки обычно клались под елку, где дети находили их утром на следующий день. Обычай заворачивать подарки в яркую цветную бумагу возник уже в самом конце царствования королевы Виктории, около 1900 года. В бедных семьях около 1870 года распространился обычай подвешивать у камина или в ногах кровати старый детский чулок, чтобы Санта-Клаус или Рождественский дед положили в него апельсин, яблоко или пару орехов — игрушки были все-таки слишком дороги для бедноты.
РождествоУтром в Рождество Лондон вставал не столь рано, как обычно. Около десяти часов к железнодорожным вокзалам начинали тянуться люди, которые собирались провести этот день с друзьями или родственниками в пригородах или на небольшом расстоянии, начинали свой путь к железнодорожным вокзалам. Почти все они без исключения несли коричневые бумажные пакеты в которых лежали рождественские подарки, небольшие презенты, который преподносились хозяевам дома, где проходило торжество.
В одиннадцать часов к этому потоку присоединялась толпа тех, кто предпочитал церковную службу бумажному пакету и проводил Рождество у себя дома. Весело звонили церковные колокола. Магазины были закрыты, поезда на линиях подземки переставали ходить до окончания богослужения, и теперь добраться куда-либо в городе можно было только пешком либо сев в омнибус, конку или кэб. Частные экипажи и наемные брумы с небольшими семейными группами, выезжавшими из Лондона, появлялись на улицах позже. Когда колокола умолкали, поток пешеходов заметно уменьшался.
Если в этот день была хорошая погода, парки и скверы заполняли люди, желавший совершить перед долгой рождественской трапезой пешую прогулку и нагулять аппетит. Но после половины второго на лондонских улицах опять воцарялась тишина. Лондонцы вновь разбредались по домам. Богатые приступали к ланчу, а бедные — к обеду.
С часу до половины второго небольшой поток посетителей возникал в работных домах и других благотворительных заведениях, где Рождество отмечалось обедом, даваемым благотворителями обитателям заведений. В больницах доктора, сиделки и студенты также старались устроить больным подобие праздника. Детям дарились игрушки и устраивалась рождественская елка, а взрослые получали пудинг, ростбиф и темное пиво — портер. Это был единственный день в году, когда они могли отведать столь роскошной еды".
Уборщики перекрестков — люди, в чьи обязанности входило расчищать от снега и навоза переходы на перекрестках, профессия неизвестная в России - уходили со своих постов после возвращения людей из церкви и не появлялись вплоть до самого вечера.
Около четырех часов на улицах зажигались фонари, в домах задергивались шторы, и постепенно город погружался в темноту. Начиналась собственно рождественская трапеза, которая в среднем длилась часов до семи. Практически повсеместно, за исключением аристократических кругов, эта трапеза осуществлялась именно днем, а не вечером. С четырех до семи вы можете рисовать семейные вечеринки почти в любом доме.
Свечи на рождественском дереве зажигали непосредственно перед приглашением гостей в комнату. Часто позади елки в таких случаях стоял слуга с ведром воды на всякий случай. Стол сервировался наилучшей посудой, имевшейся в доме. Типичная рождественская трапеза состояла из овощного супа, пирожков с птичьим мясом и вареной бараньей ноги в желе или гуся, зажаренного в большом духовом шкафу местного пекаря. На столе у среднего класса могла быть индейка вместо гуся, запеченный окорок, устрицы.
За гусем или индейкой подавался рождественский пудинг со сладкими пирожками с начинкой из изюма, миндаля, сахара, цукатов и пр., затем орехи и фрукты и выбор портвейна, горячие пунши, подогретое вино с пряностями или воссейл - горячий фруктовый напиток со специями. Как правило пудинг обливался сверху бренди и поджигался перед внесением в столовую.
Глава дома разрезал и раздавал пудинг, прося благословения каждому, кто его готовил. Если кто-либо находил в своем куске монету, это сулило ему богатство, кольцо — скорую женитьбу или замужество, наперсток, брелок или пуговицу — жизнь удачную, но одинокую.
Некоторые в силу своей работы устраивали рождественский обед там, где могли. Например, к кучеру омнибуса могла прийти жена с детьми и принести еду и пудинг в двух мисках, и семья праздновала Рождество прямо в омнибусе. Холостых коллег обычно приглашали присоединиться к трапезе, а те, в свою очередь, покупали пиво в ближайшем трактире.
Непременным увеселением во время рождественского обеда были хлопушки. Традиционные британские рождественские хлопушки обязаны своим появлением лондонскому кондитеру Тому Смиту. В 1840 году, посещая Париж, он обратил внимание на "бон-бон", засахаренный миндаль, завернутый в фантик из папиросной бумаги. Он изготовил нечто подобное у себя в Лондоне, ведь сласти особо хорошо продавались на Рождество. Чтобы сделать "бон-боны" еще более привлекательными, он добавил к ним девиз (любовный стишок), который клался внутрь фантика. Ему хотелось, чтобы получение этого стишка сопровождалось бы каким-нибудь хлопком или звоном. Дело оставалось за малым — придумать, как это сделать. Было ясно, что необходимо что-то большее, чем "бон-боны", куда он мог бы поместить какую-нибудь производящую хлопок смесь. Для этого Смит использовал селитру, которая взрывалась от трения, возникавшего при разрыве фантика. Постепенно Смиту удалось подобрать нужное количество селитры, и в 1846 году родилась рождественская хлопушка в ее классическом виде. Это была небольшая трубка из плотной бумаги или картона, завернутая в цветную папиросную бумагу, закрученную на концах. Смит отказался от сладостей вообще и отбросил название "бон-бон", назвав свои новые хлопушки "Cosaques", что по-французски означает "казак". Однако он сохранил стишок-девиз и добавил сюрприз-подарок. Когда Том Смит умер и дело его перешло к сыновьям, они добавили к обычному содержанию бумажные головные уборы (обычно в виде короны).
Хлопушки клались рядом с салфеткой у каждой тарелки, или, иногда, на саму тарелку. Часто все садились за стол, каждый брал свою хлопушку за один конец правой рукой, скрещивал руки перед собой и левой ухватывался за хлопушку соседа. Потом все одновременно тянули — получался невообразимый шум, который всех очень забавлял. Делалось это во время основной трапезы, иногда после благословения перед едой. Иногда в промежутке между блюдами, иногда перед самым десертом. Впрочем, в некоторых семьях хлопушки дожидались своего часа до вечернего чая.
Послеобеденные развлечения часто состояли из пения хором вокруг фортепиано рождественских песен, декламирования вслух поэм или игр. Любимой забавой в то время была игра "Snapdragon", когда игроки садились на пол вокруг неглубокой миски, в которую клались ягоды коринки (сорт бессемянного изюма) и наливалось спиртное, которое затем поджигалось. Игроки пытались выхватить из огня коринку и положить ее в рот. Трюк состоял в том, чтобы сделать это быстро, и закрыть рот с горящей ягодой, чтобы погасить пламя. Другой распространенной игрой были шарады. Интересно, что викторианские семьи любили увеселяться лицедейством, при том что актерская профессия менее всего считалась достойной уважения.
Все заканчивалось к десяти часам вечера, когда последним гостям подавали перед их уходом ликеры или пунш. Улицы снова были заполнены группами хорошо одетых людей, возвращающихся в свои дома, шумным от веселья или тяжелыми от вина; проезжали кэбы и наемные картежы. Этот грохот колес и разудалое шествие пешеходов продолжалось большую часть ночи, пока наконец не наступала тишина.
День подарковВ 1871 году в Закон о банковских выходных был включен день Св. Стефана, 26 декабря, носивший в Англии неофициальное название "День рождественских подарков" ("Boxing Day"). Ни магазины, ни банки в этот день не работали. В этот день было принято посещать родственников и друзей, но более всего он был известен традицией награждать прислугу, разносчиков, молочников, зеленщиков, почтальонов, торговцев и клерков в больших заведениях за услуги, которые они оказывали в течении года. Как написал один американец, "этот день после Рождества является счастливым днем для прислуги, и раздражением для всех остальных". Тот же американец дал довольно красочное описания своих впечатлений об этом дне:
"Когда разносчик газет оставлял у наших апартаментов утренний выпуск "Таймс", вместо позволения слуге принести его нам, как обычно, он сам заявился к дверям нашей столовой, и, сняв шляпу, сказал: "Рождественский подарок, пожалуйста, сэр!" Сопротивления его требованию не было, и наш кошелек стал тоньше из-за его визита. Спустя несколько мгновений явился почтальон, сделал подобное же требование, с тем же успехом. Час спустя и угольщик пожелал свой рождественский подарок; еще позднее прачка пожелала причитающееся ей, и к ночи мы не обнаружили ни одной оставшейся серебряной монеты у себя в кошельке."
Источник — Светозар Чернов,
http://svetozarchernov.221b.ru/articles/christmas.htmlhttps://vk.com/wall-80583551_5651?hash= ... 726032ca27