НРКмания

Форум любителей сериала "Не родись красивой" и не только
Текущее время: 20 апр 2024, 10:40

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 989 ]  На страницу Пред.  1 ... 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 ... 50  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Ретро и не только
СообщениеДобавлено: 19 дек 2016, 10:46 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 мар 2014, 00:19
Сообщения: 3818
Откуда: Екатеринбург
Фаберже

Sandringham Lucy. Creator: Fabergé (jeweller): c. 1907 Materials: Chalcedony, rubies Acquirer: King George V, King of the United Kingdom (1865-1936) Provenance: Commissioned by King Edward VII in 1907 (the Sandringham Commission); bought by the Prince of Wales (later King George V) from Fabergé's London branch, 1909, (£102). The Royal Collection.

Изображение

Кот с серебряным клубком (The House of Fabergé Jewelry Salon, St. Petersburg, Russia)
Резной агат
Аукцион Bonhams

Изображение

Кошечка. Фаберже, примерно 1910г.
По заказу короля Эдуарда VII, 1907 г.
Калганская яшма, оливин, золота
Royal Collection © Her Majesty Queen Elizabeth II

Изображение Изображение

Год петуха грядёт:

Fabergé cockerel carved in agate with cabochon cut ruby eyes and chased gold legs and feet. Commissioned by King Edward VII, 1907 (the Sandringham Commission).

Изображение

This large-scale Fabergé model of a cockerel uses obsidian to great effect - like most of the birds fitted with gold feet it was made in Henrik Wigström's workshop. Other materials: purpurine, jasper, rose diamonds. Commissioned by King Edward VII, 1907 (the Sandringham Commission); bought by Queen Alexandra from Fabergé's London branch, 1909, (£113 10s.).

Изображение

Фаберже, мастерская Перхина, 1898 год
Рождественское дерево принадлежало императорской балерине Матильде Кшесинской. На кончиках иголок подвижно закреплены сотни алмазов, поэтому при малейшем сотрясении происходит сияние отражённых от драгоценных камней лучей, имитирующих отблески снежинок.
Золото, серебро, авантюрин, алмазы, нефрит.

Изображение

1. Подвес. Фаберже, Москва, 1899-1908. 9,5 см
Золото, топаз, алмазы
Аукцион Christie's.
2. A GOLD AND SILVER-MOUNTED AQUAMARINE AND DIAMOND PENDANT BROOCH BY FABERGÉ, WITH THE WORKMASTER'S MARK OF AUGUST HOLLMING, ST PETERSBURG, 1899-1903, SCRATCHED INVENTORY NUMBER 76389 A rectangular-shaped aquamarine within silver-cast laurel wreath surmounted with a rose-cut diamond and tied with ribbon below, suspending a lozenge-shaped aquamarine within a gold-mounted rose-cut diamond border, with suspension loop, in the original case stamped 'Fabergé St Petersburg Moscow, Odessa'

Изображение Изображение

_________________
Время от времени следует говорить глупости, это способствует созданию теплой дружеской атмосферы. (Макс Фрай "Лабиринты Ехо")


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ретро и не только
СообщениеДобавлено: 20 дек 2016, 15:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 мар 2014, 00:19
Сообщения: 3818
Откуда: Екатеринбург
113 лет назад в Зимнем дворце состоялся грандиозный костюмированный бал.

До настоящего времени это бал, за которым закрепилось условное название "Бал 1903 года", остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования Николая II - последнего императора из рода Романовых.
Бал, устроенный к ознаменованию очередной годовщины дома Романовых, состоялся по окончании Рождественского поста и проходил в два этапа: 11 февраля 1903 года состоялся Вечер, а 13 февраля непосредственно сам Костюмированный бал.

11 февраля гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершив так называемый «русский поклон». Следом состоялся концерт в Эрмитажном театре, со сценами из оперы Мусоргского «Борис Годунов» (исполняли Федор Шаляпин и Медея Фигнер), из балетов Минкуса «Баядерка» и Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). После спектакля в Павильонном зале танцевали «Русскую». За ним последовал праздничный ужин, проходивший в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа. Завершился вечер танцами.

13 февраля 1903 года состоялась вторая часть бала; среди гостей присутствовали назначенные Ее Величеством 65 "танцующих офицеров". Члены царской семьи собрались в Малахитовой гостиной, остальные – в прилегающих помещениях. В одиннадцатом часу вечера все участники перешли танцевать в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой столовой, столики с чаем и вином – в Малахитовом зале.

После ужина гости и хозяева возвратились в Концертный зал и танцевали до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. Кавалерами выступали молодые офицеры гвардейских полков: кавалергарды, конногвардейцы и уланы. Группа танцующих прошла серьезную подготовку: 10 февраля 1903 года на генеральной репетиции в Павильонном зале дамы явились в сарафанах и кокошниках, мужчины – в костюмах стрельцов, сокольничих и др. В качестве "жюри" на репетиции присутствовали Императрица Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна.

По распоряжению Императрицы Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля 1903 года лучшие фотографы Санкт-Петербурга выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания альбома с фототипиями, содержащего 173 изображения. Альбомы распространялись (за определенную плату) с благотворительной целью, в первую очередь среди участников бала. Знакомство с фототипиями позволяет представить общую направленность художественного оформления маскарадных костюмов всех участников бала.

В целом маскарад 1903 года в Зимнем дворце, вызвавший широкий общественный резонанс у современников, сейчас представляется событием, которое приобрело особый смысл и значение, далеко выходящее за рамки конкретного действия.
Более 200 систематизированных и подписанных фотографий с бала:
https://commons.wikimedia.org/wiki/Roma ... Ball_(1903)#.D0.A7_.28Ch.29
Источники: https://vk.com/wall-1179772_5078?hash=6 ... 0f82e50b1c
https://vk.com/wall-131813765_7?hash=cd9578881e1b5b1895

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

_________________
Время от времени следует говорить глупости, это способствует созданию теплой дружеской атмосферы. (Макс Фрай "Лабиринты Ехо")


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ретро и не только
СообщениеДобавлено: 20 дек 2016, 23:59 
Не в сети
главная роза этого форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 окт 2007, 21:36
Сообщения: 6104
Чего ж было не развлечься если крестьяне денежки зарабатывают а ты костюмчики шей

_________________
Никакое моральное удовлетворение не может сравниться с аморальным.
Изображение
жизнь летит очень быстро


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ретро и не только
СообщениеДобавлено: 21 дек 2016, 16:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 мар 2014, 00:19
Сообщения: 3818
Откуда: Екатеринбург
Роза - 22 писал(а):
Чего ж было не развлечься если крестьяне денежки зарабатывают а ты костюмчики шей

:Wink:

Волшебная красота русских эмалей.
Эмалевые шкатулочки.
Конец 19-го - начало 20-го века.
Серебро, позолота, эмаль.
https://vk.com/wall-4648906_33636?hash= ... 5232851995

Шкатулка из позолоченного серебра с эмалью. Николай Васильевич Алексеев, Москва, около 1895.

Изображение

Шкатулка, эмаль, Сергей Назаров.

Изображение

Иван Крутиков, Москва, около 1895.

Изображение

Шкатулка из позолоченного серебра с эмалью. Одиннадцатая артель, Москва, около 1910.

Изображение

Russian silver enameled hinged box. Vividly enameled throughout with scrolled and floral design. Handled to sides. Has hinged flap for lock to front. Gold wash interior. Has town marks and 84 silver purity marks to bottom. Also holds Faberge and double eagle mark to bottom. Holds A.C. assayer mark with M. F. Sokolov Cyrillic MC workmaster marks.

Изображение

Шкатулка из позолоченного серебра с эмалью, Овчинников, Москва, 1908-1917.

Изображение

_________________
Время от времени следует говорить глупости, это способствует созданию теплой дружеской атмосферы. (Макс Фрай "Лабиринты Ехо")


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ретро и не только
СообщениеДобавлено: 22 дек 2016, 14:03 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 мар 2014, 00:19
Сообщения: 3818
Откуда: Екатеринбург
Опять о бале 1903 года.

Вспомнила, что читала о нём в воспоминаниях В.К. Александра Михайловича более 10-то лет назад и прочитав следующие строки: " 22 января 1903 г. весь Петербург танцевал в Зимнем Дворце. Я точно помню эту дату, так как это был последний большой придворный бал в истории Империи.
Почти четверть столетия прошло с той достопамятной ночи, когда я и Никки смотрели на появление Царя Освободителя под руку с княгиней под сводами этих зал, отражавших в своих зеркалах семь поколений Романовых. Внешность кавалергардов оставалась все та же, но лицо Империи резко изменилось. Новая, враждебная Россия смотрела чрез громадные окна дворца. Я грустно улыбнулся, когда прочел приписку в тексте приглашения, согласно которому все гости должны были быть в русских костюмах XVII века. Хоть на одну ночь Никки хотел вернуться к славному прошлому своего рода.
Ксения была в наряде боярыни, богато вышитом, сиявшем драгоценностями, который ей очень шел. Я был одет в платье соколничьего, которое состояло из белого с золотом кафтана, с нашитыми на груди и спине золотыми орлами, розовой шелковой рубашки, голубых шаровар и желтых сафьяновых сапог. Остальные гости следовали прихоти своей фантазии и вкуса, оставаясь, однако, в рамках эпохи XVII века. Государь и Государыня вышли в нарядах Московских Царя и Царицы времен Алексея Михайловича. Аликс выглядела поразительно, но Государь для своего роскошного наряда быль недостаточно велик ростом. На балу шло соревнование за первенство между Великой Княгиней Елисаветой Федоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой.
Сердце мое, ныло при виде этих двух безумных увлечений моей ранней молодости. Я танцевал все танцы с княгиней Юсуповой до тех пор, пока очередь не дошла до русской. Княгиня танцевала этот танец лучше любой заправской балерины, на мою же долю выпали аплодисменты и молчаливое восхищение.", решила добавить фотографии княгини Юсуповой:

Изображение Изображение
На первом снимке: Князь Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон с женой - княгиней Зинаидой Николаевной.

и В.К. Елизаветы Фёдоровны:

Изображение Изображение

Вспомнила ещё об одной красавице, упомянутой в этих мемуарах - Зинаиде Дмитриевне Скобелевой (сестре знаменитого генерала), графине Богарне, герцогине Лейхтенбергской: "Когда я упоминаю её имя, я отдаю себе отчет в полной невозможности описать физические качества этой удивительной женщины.

Я никогда не видел подобной ей во время всех моих путешествий по Европе, Азии, Америки и Австралии, что является большим счастьем, так как такие женщины не должны попадаться часто на глаза. Когда она входила, я не мог оставаться с нею в одной комнате. Я знал её манеру подходить в разговоре очень близко к людям, и я сознавал, что в её обществе я становлюсь не ответственным за свои поступки. Все молодые Beликиe Князья мне в этом отношении вполне сочувствовали, так как каждый страдал при виде её так же, как и я. Находясь в обществе очаровательной Зины, единственное, что оставалось сделать — это её обнять, предоставив церемонимейстеру делать, что угодно, но мы, молодежь, никогда не могли собраться с духом, чтобы решиться на этот единственно логический поступок.

Дело осложнялось тем, что наш «Beau Brummell» Великий Князь Алексей Александрович был неразлучным спутником четы Лейхтенбергских, и его любовь к герцогине уже давно была предметом скандала. В обществе эту троицу называли «ménage royal à trois», и все усилия Императора Николая II воздействовать на своего темпераментного дядю не имели никакого успеха. Я полагаю, что Великий Князь Алексей пожертвовал бы всем русским флотом, только бы его не разлучали с Зиной."

Тогда (в 2004-м) мне страсть как хотелось поглазеть на её портрет, но интернет не выдавал никаких картинок, как бы я ни оформляла запрос, ни как сестру генерала Скобелева, ни как герцогиню Лейхтенбергскую, Богарне .

Изображение Изображение

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение


Если кому интересно, то княгиня Надежда Дмитриевна Белосельская-Белозёрская, чьё фото с бала есть в предыдущем посте, - старшая сестра герцогини.

"Бал прошел с большим успехом и был повторен во всех деталях через неделю в доме богатейшего графа А. Д. Шереметева.
Это замечательное воспроизведение картины XVII века, вероятно, произвело странное впечатление на иностранных дипломатов. Пока мы танцевали, в Петербурге шли забастовки рабочих, и тучи все более и более сгущались на Дальнем Востоке." ©

_________________
Время от времени следует говорить глупости, это способствует созданию теплой дружеской атмосферы. (Макс Фрай "Лабиринты Ехо")


Последний раз редактировалось agatha 12 мар 2017, 16:37, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ретро и не только
СообщениеДобавлено: 23 дек 2016, 13:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 мар 2014, 00:19
Сообщения: 3818
Откуда: Екатеринбург
Карл Фаберже. Ювелирные изделия с моховым агатом.
В начале XX века в России, именно фирма Карла Фаберже занимаясь искусством резьбы по полудрагоценным камням, приобрела тот неповторимый почерк, который отличает их произведения от подобных изделий других ювелирных мастерских. К таким произведениям относятся изделия с моховым агатом. Ювелир с мировым именем очень любил моховой агат за разнообразие оттенков и причудливый узор.
https://vk.com/wall-4648906_6292?hash=a ... 2093d1e445

1. Faberge, бриллианты огранки формы "роза" и моховой агат, Russia c. 1900.
2. A Fabergé jewelled and enamelled gold and hardstone печать, workmaster Henrik Wigström, St Petersburg,circa 1910.

Изображение Изображение

3. Впечатляющая брошь с моховым агатом, Fabergé. Брошь была изготовлена в мастерской Henrik Wigström.

Изображение

4. Брошь с моховым агатом, Fabergé, мастерская Михаила Перхина, St. Petersburg, circa 1890.

Изображение

5. Пара запонок с моховым агатом и рубинами, Carl Fabergé.

Изображение

6. Брошь Fabergé в форме картины в раме.

Изображение

7. Шкатулка, золото, моховой агат, маркированная Fabergé, с отметкой мастерской Henrik Wigström, St. Petersburg,1903-1904.
8. Инкрустированная золотом, эмалью и моховым агатом коробочка для пилюль Fabergé, мастер Henrik Wigström, St. Petersburg, 1899-1908.

Изображение Изображение

9. Золото,т нефрит, моховой агат. Fabergé, workmaster Henrik Wigström, St. Petersburg, 1908-1917.
10. Эмалированная золотая шкатулка с нефритом и пенелью из мохового агата, Carl Faberge.

Изображение Изображение

11. Fabergé, шкатулка из золота двух цветов, розовой гильошированной эмалью, бриллиантами огранки "роза" и панелями из мохового агата. Henrik Wigström, 1908.

Изображение

12. Moss agate Faberge brooches from the recent exhibition Faberge and Russian Stone Carvers.

Изображение

13. Moss agate brooch by Fabergé in original box.

Изображение

14. Karl Fabergé, St. Petersburg, late 19th century.

Изображение

15. A FABERGÉ IMPERIAL PRESENTATION CARVED MOSS AGATE BONBONNIÈRE WITH DIAMOND AND GOLD MOUNTS, WORKMASTER MICHAEL PERCHIN, ST. PETERSBURG, CIRCA 1890.

Изображение

16. Rare FABERGÉ Moss Agate Diamond Double Cufflinks.

Изображение

17. Faberge Patchbox. Perkhin- workmaster 1894

Изображение

18. FABERGÉ, подвес в форме яйца из мохового агата, WORKMASTER FEODOR AFANASIEV, ST PETERSBURG, CIRCA 1910

Изображение

19. A Fabergé gold and enamel-mounted moss agate miniature pendant Easter egg, workmaster Fedor Afanasiev, St. Petersburg, late 19th century.
20. Часы и барометр, Fabergé, workmaster August Holström, St. Petersburg, circa 1890

Изображение Изображение

_________________
Время от времени следует говорить глупости, это способствует созданию теплой дружеской атмосферы. (Макс Фрай "Лабиринты Ехо")


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ретро и не только
СообщениеДобавлено: 24 дек 2016, 09:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 мар 2014, 00:19
Сообщения: 3818
Откуда: Екатеринбург
Катки в Царской России

Помимо балов и маскарадов общество блистательного Петербурга любило проводить время на катках.

Считается, что в Петербурге регулярные катания на коньках зароди­лись в середине 1860-х гг. в знаменитом Юсуповом саду па Садовой улице, под эгидой созданного в том же году в столице первого в России конько­бежного клуба. Однако пальму первенства оспаривает Таврический сад, где кататься на коньках стали еще в конце 1850-х гг. «Таврические катания» описал и своей юмористической поэме «Тавриада», вышедшей в 1863 г., князь В.П. Мещерский, сам посещавший ежедневно «Таврические горы».
В предисловии он рассказывал: «Стариками, старухами, зрелыми и незрелыми овладела лихорадочная страсть покупать коньки, надевать их, скакать в Таврический сад, падать раз двадцать в минуту и т. п. На­шлись люди, которые по утрам после чая или кофе вместо чтения газет или служебных занятий надевали коньки и летали по всем комнатам под предлогом приготовления к Таврическим катаниям ». В своем миниатюрном литературном труде князь Мещерский в довольно комическом виде описал посетителей катка.

На катках не только занимались спортом или просто проводили время. Здесь устраивались феерические балы и маскарады, с музыкой, иллюминацией и фейерверками. Новый год и Рождество отмечались традиционной елкой на катке в Юсуповом саду на Садовой улице. Это была давняя петербургская традиция, которую осуществляло каждый год С.-Петербургское общество любителей бега па коньках. К праздникам громадный каток Юсупова сада обычно украшался разноцветными элек­трическими лампочками. Ставилась гигантская елка, она также освещалась сотнями электрических огней. Украшались и многочисленные сооружения изо льда, находившиеся возле катка, — башни, гроты и домики.
На коньках катались и дети, и взрослые, как правило, на общественных катках, которые устраивались каждую зиму. Каток в Гельсингфорсе "был очень хороший, весь огорожен высокими стенами из брезента, которые крепились на столбах, вмороженных в лед, и маскировались изнутри зелеными елками. Пожарные ежедневно чистили каток от снега и поливали. При катке была теплая раздевальня и трибуны для публики. Ежегодно здесь проходили состязания по фигурному катанию и скоростному бегу на коньках. По вечерам играл духовой оркестр. Катающихся было много."

В Москве на катке близ Дмитровки было "пестро и весело. Дамы в мехах сидели в креслах, которые катили перед собой молодые люди, конькобежцы в обтянутых рейтузах, в одних куртках, с развивающимися шарфами.

В Петербурге на катке "воскресная музыка была задорной и морозной. Играли почти всегда один и тот же вальс, - и умелый знаток в черном костюме, похожем на трико, делал лихие пируэты. Потом вдруг уносился, подаваясь всем корпусом в такт музыке.

Катки, катки - на Мойке, на Фонтанке,
в Юсуповском серебряном раю:
кто учится, смешно раскинув руки,
кто плавные описывает дуги,
и бегуны в рейтузах шерстяных
гоняются по кругу, перегнувшись,
сжав за спиной футляр от этих длинных
коньков своих, сверкающих, как бритвы,
по звучному лоснящемуся льду. писал В. Набоков.

Ольга Ваксель вспоминала подробности своего катания на коньках в Гатчинском Приоратском парке: "Я не помню, как я училась бегать на коньках - по видимому, легко, зато свой вид точно могу описать: у меня были ботинки на шнурках до колен, коньки "Снегурочка", красная шуба с пелеринкой, отделанная каракулем, такая же круглая с ушами шапочка и маленькая муфта на шнурке. Идти через весь город с коньками было большим удовольствием, чем кататься. Но я пыталась даже танцевать на льду, хотя танцевать не умела. Какие-то досужие молодые люди для смеху кружили меня.

"Былого счастия обзор"
"Модные увлечения блистательного Петербурга"

(с) Ася Бологовская

Изображение

Изображение

_________________
Время от времени следует говорить глупости, это способствует созданию теплой дружеской атмосферы. (Макс Фрай "Лабиринты Ехо")


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ретро и не только
СообщениеДобавлено: 24 дек 2016, 19:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 мар 2014, 00:19
Сообщения: 3818
Откуда: Екатеринбург
Рождественские праздники в викторианской Англии
Распорядок и традиции

Сочельник

Праздник Рождества начинался с Сочельника. Это был пик предрождественской торговли. Лондонцы заполняли лавки и магазины, громоздкие рекламные фургоны еврейских продавцов дешевой одежды разъезжали во всех направлениях, груженые кипами рождественской одежды — "цыганских" плащей, масок и зимних мантий за полцены.

Во второй половине дня люди выплескивались из лавок и магазинов обратно на улицы и начинали расходиться по домам. Тысячи мужчин и женщин, которые в Лондоне зарабатывали себе на жизнь, переполняли железнодорожные вокзалы, откуда отправлялись к своим родственникам и друзьям в другие города. Для лондонцев ночь на Рождество была временем, которое следовало провести дома в кругу семьи, с женой и детьми, поэтому мюзик-холлы были полупусты, театры главным образом закрыты, и лишь в некоторых из них шли последние репетиции и приготовления к великолепной Рождественской пантомиме, которая должна была быть разыграна 26 декабря, в День рождественских подарков.

Трактиры все еще были открыты, но в этот день они не были переполнены как обычно. Спешили домой отцы семейств, получившие гуся в своем "гусином клубе", другие несли корзины со спиртным и вином, которое в недельный кредит отпустил им трактирщик. Дома надлежало нарядить вместе с детьми рождественскую елку и украсить комнаты венками из вечнозеленых растений, привязанные к газовым рожкам, и пучками падуба над каминными досками. Многие дома украшались венками из падуба снаружи двери, и гирляндами из падуба, плюща и других вечнозеленых растений внутри. Пучки омелы часто подвешивались над дверным проходом — и любая пара, проходящая под ними, должна была обменяться поцелуем. Снимать украшения полагалось в конце святок (Twelve Days), ни раньше и не позже, иначе можно было накликать беду.

К десяти часам вечера в лавках начинали гаснуть огни и закрываться ставни, и улицы, весь Сочельник бывшие похожими на ярмарки, постепенно теряли свой блеск и начинали погружаться в обычную темноту, разгоняемую только фонарями. Большие железнодорожные транспортные компании сбивались в этот вечер с ног, чтобы доставить посылки, пакеты, корзины, коробки подарков и хороших вещей, которые были доверены им. Сотни корзин были отмечены словом "Скоропортящиеся". Но поезда опаздывали из-за увеличения товарного и пассажирского движения. А "скоропортящиеся" корзины прибывали в такие обширных количествах, что лошади и люди должны быть оставаться на работе днем и ночью, чтобы доставить их. Иногда долгожданная домашняя птица или дичь из деревни, которая должна была стать украшением рождественской трапезы, попадала к разочарованному адресату только на следующий день, как раз когда его семья уже садилась за стол, на котором было серверовано блюдо из гуся, купленного в отчаянии втридорога и в последний момент.

В полночь на главных улицах можно было увидеть либо полицейских, либо случайных запоздавших прохожих. Однако английские рождественские традиции предполагали хождение в эту ночь также так называемых "waits", которые во многом соответствовали русским христославам или колядчикам, певшим на святках коляды. Первоначально это были "штатные" музыканты и певцы, которых нанимали городские власти для своих праздников. На Рождество они исполняли особые рождественские песни (carols; одно время эти песни пелись на Рождество даже в церквях вместо обычных церковных гимнов). Однако к середине 1830-х годов эти музыканты были отменены, и их название перешло к группам певцов и музыкантов, исполнявших по ночам под окнами домов рождественские песни в надежде получить за это вознаграждение. Обычно такие ночные концерты длились в течении одной или двух недель перед Рождеством и прекращались в Сочельник.

В викторианские времена жанр рождественской песни возродился, она стала весьма популярной, издавались песенники, а мелодии напевались и вне рождества безо всяких стихов. Сами же колядчики, похоже, не пользовались особой симпатией, хотя существовали по крайней мере до конца 19 века. В 1850-х года они описывались как "выносливые и обычно пьяные группы молодых людей, обладавших сильными легкими, громко исполнявшие на духовых инструментах Гайдна и других шумных композиторов". В 1877 году юмористический журнал "Панч" писал: "Какая жалость, что Лондон должен находиться пока позади Бирмингема, где энергичный начальник полиции, майор Бонд, начал крестовый поход против колядчиков. К несчастью, у Лондона нет Бонда! За неимением полицейской защиты против этих рождественских ночных нарушителей спокойствия, можем мы принять это сердитое предложение одного старого грубияна-мизантропа, который посылает нам следующий рецепт: "Держите в вашей спальне садовый насос с резервуаром, наполненным ледяной водой, из которого обдайте любого колядчика по полной". А Бернард Шоу в 1889 записывал: "Единственная музыка, которую я слышал на этой неделе — это колядчики; досидеть, работая до двух или трех часов утра, и затем — только я забываюсь в своем первом сне — услышать, что "Venite Adoremus", порождаемая партией английского корнета, партией саксгорна Общества искусств (или чем-то вроде этого) и партией французского тромбона, является тем, что нарушает мой мир и уничтожает мою доброжелательность к людям!"

Этой ночи ждали не только взрослые лондонцы, вожделея долгожданного избавления от ночных серенад под окнами, но и дети. Обычай дарения детям подарков на Рождество распространился после начала промышленного производства игрушек, ставших доступными по цене среднему классу. С 1870-х годов в Англии стал известен пришедший из Америки пожилой джентльмен с румяными щеками, приносящий детям подарки — Санта-Клаус. В Британии его конкурентом (до рекламной компании Кока-Колы в 1930-х годах довольно успешным) стал Рождественский дед (Father Christmas), бывший частью старинного английского праздника середины зимы. В народной традиции он носил зеленую одежду как символ возвращения весны, и до 1880 года только в такой одежде изображался на рождественских открытках. Подарки обычно клались под елку, где дети находили их утром на следующий день. Обычай заворачивать подарки в яркую цветную бумагу возник уже в самом конце царствования королевы Виктории, около 1900 года. В бедных семьях около 1870 года распространился обычай подвешивать у камина или в ногах кровати старый детский чулок, чтобы Санта-Клаус или Рождественский дед положили в него апельсин, яблоко или пару орехов — игрушки были все-таки слишком дороги для бедноты.

Рождество

Утром в Рождество Лондон вставал не столь рано, как обычно. Около десяти часов к железнодорожным вокзалам начинали тянуться люди, которые собирались провести этот день с друзьями или родственниками в пригородах или на небольшом расстоянии, начинали свой путь к железнодорожным вокзалам. Почти все они без исключения несли коричневые бумажные пакеты в которых лежали рождественские подарки, небольшие презенты, который преподносились хозяевам дома, где проходило торжество.

В одиннадцать часов к этому потоку присоединялась толпа тех, кто предпочитал церковную службу бумажному пакету и проводил Рождество у себя дома. Весело звонили церковные колокола. Магазины были закрыты, поезда на линиях подземки переставали ходить до окончания богослужения, и теперь добраться куда-либо в городе можно было только пешком либо сев в омнибус, конку или кэб. Частные экипажи и наемные брумы с небольшими семейными группами, выезжавшими из Лондона, появлялись на улицах позже. Когда колокола умолкали, поток пешеходов заметно уменьшался.

Если в этот день была хорошая погода, парки и скверы заполняли люди, желавший совершить перед долгой рождественской трапезой пешую прогулку и нагулять аппетит. Но после половины второго на лондонских улицах опять воцарялась тишина. Лондонцы вновь разбредались по домам. Богатые приступали к ланчу, а бедные — к обеду.

С часу до половины второго небольшой поток посетителей возникал в работных домах и других благотворительных заведениях, где Рождество отмечалось обедом, даваемым благотворителями обитателям заведений. В больницах доктора, сиделки и студенты также старались устроить больным подобие праздника. Детям дарились игрушки и устраивалась рождественская елка, а взрослые получали пудинг, ростбиф и темное пиво — портер. Это был единственный день в году, когда они могли отведать столь роскошной еды".

Уборщики перекрестков — люди, в чьи обязанности входило расчищать от снега и навоза переходы на перекрестках, профессия неизвестная в России - уходили со своих постов после возвращения людей из церкви и не появлялись вплоть до самого вечера.

Около четырех часов на улицах зажигались фонари, в домах задергивались шторы, и постепенно город погружался в темноту. Начиналась собственно рождественская трапеза, которая в среднем длилась часов до семи. Практически повсеместно, за исключением аристократических кругов, эта трапеза осуществлялась именно днем, а не вечером. С четырех до семи вы можете рисовать семейные вечеринки почти в любом доме.

Свечи на рождественском дереве зажигали непосредственно перед приглашением гостей в комнату. Часто позади елки в таких случаях стоял слуга с ведром воды на всякий случай. Стол сервировался наилучшей посудой, имевшейся в доме. Типичная рождественская трапеза состояла из овощного супа, пирожков с птичьим мясом и вареной бараньей ноги в желе или гуся, зажаренного в большом духовом шкафу местного пекаря. На столе у среднего класса могла быть индейка вместо гуся, запеченный окорок, устрицы.

За гусем или индейкой подавался рождественский пудинг со сладкими пирожками с начинкой из изюма, миндаля, сахара, цукатов и пр., затем орехи и фрукты и выбор портвейна, горячие пунши, подогретое вино с пряностями или воссейл - горячий фруктовый напиток со специями. Как правило пудинг обливался сверху бренди и поджигался перед внесением в столовую.

Глава дома разрезал и раздавал пудинг, прося благословения каждому, кто его готовил. Если кто-либо находил в своем куске монету, это сулило ему богатство, кольцо — скорую женитьбу или замужество, наперсток, брелок или пуговицу — жизнь удачную, но одинокую.

Некоторые в силу своей работы устраивали рождественский обед там, где могли. Например, к кучеру омнибуса могла прийти жена с детьми и принести еду и пудинг в двух мисках, и семья праздновала Рождество прямо в омнибусе. Холостых коллег обычно приглашали присоединиться к трапезе, а те, в свою очередь, покупали пиво в ближайшем трактире.

Непременным увеселением во время рождественского обеда были хлопушки. Традиционные британские рождественские хлопушки обязаны своим появлением лондонскому кондитеру Тому Смиту. В 1840 году, посещая Париж, он обратил внимание на "бон-бон", засахаренный миндаль, завернутый в фантик из папиросной бумаги. Он изготовил нечто подобное у себя в Лондоне, ведь сласти особо хорошо продавались на Рождество. Чтобы сделать "бон-боны" еще более привлекательными, он добавил к ним девиз (любовный стишок), который клался внутрь фантика. Ему хотелось, чтобы получение этого стишка сопровождалось бы каким-нибудь хлопком или звоном. Дело оставалось за малым — придумать, как это сделать. Было ясно, что необходимо что-то большее, чем "бон-боны", куда он мог бы поместить какую-нибудь производящую хлопок смесь. Для этого Смит использовал селитру, которая взрывалась от трения, возникавшего при разрыве фантика. Постепенно Смиту удалось подобрать нужное количество селитры, и в 1846 году родилась рождественская хлопушка в ее классическом виде. Это была небольшая трубка из плотной бумаги или картона, завернутая в цветную папиросную бумагу, закрученную на концах. Смит отказался от сладостей вообще и отбросил название "бон-бон", назвав свои новые хлопушки "Cosaques", что по-французски означает "казак". Однако он сохранил стишок-девиз и добавил сюрприз-подарок. Когда Том Смит умер и дело его перешло к сыновьям, они добавили к обычному содержанию бумажные головные уборы (обычно в виде короны).

Хлопушки клались рядом с салфеткой у каждой тарелки, или, иногда, на саму тарелку. Часто все садились за стол, каждый брал свою хлопушку за один конец правой рукой, скрещивал руки перед собой и левой ухватывался за хлопушку соседа. Потом все одновременно тянули — получался невообразимый шум, который всех очень забавлял. Делалось это во время основной трапезы, иногда после благословения перед едой. Иногда в промежутке между блюдами, иногда перед самым десертом. Впрочем, в некоторых семьях хлопушки дожидались своего часа до вечернего чая.

Послеобеденные развлечения часто состояли из пения хором вокруг фортепиано рождественских песен, декламирования вслух поэм или игр. Любимой забавой в то время была игра "Snapdragon", когда игроки садились на пол вокруг неглубокой миски, в которую клались ягоды коринки (сорт бессемянного изюма) и наливалось спиртное, которое затем поджигалось. Игроки пытались выхватить из огня коринку и положить ее в рот. Трюк состоял в том, чтобы сделать это быстро, и закрыть рот с горящей ягодой, чтобы погасить пламя. Другой распространенной игрой были шарады. Интересно, что викторианские семьи любили увеселяться лицедейством, при том что актерская профессия менее всего считалась достойной уважения.

Все заканчивалось к десяти часам вечера, когда последним гостям подавали перед их уходом ликеры или пунш. Улицы снова были заполнены группами хорошо одетых людей, возвращающихся в свои дома, шумным от веселья или тяжелыми от вина; проезжали кэбы и наемные картежы. Этот грохот колес и разудалое шествие пешеходов продолжалось большую часть ночи, пока наконец не наступала тишина.

День подарков

В 1871 году в Закон о банковских выходных был включен день Св. Стефана, 26 декабря, носивший в Англии неофициальное название "День рождественских подарков" ("Boxing Day"). Ни магазины, ни банки в этот день не работали. В этот день было принято посещать родственников и друзей, но более всего он был известен традицией награждать прислугу, разносчиков, молочников, зеленщиков, почтальонов, торговцев и клерков в больших заведениях за услуги, которые они оказывали в течении года. Как написал один американец, "этот день после Рождества является счастливым днем для прислуги, и раздражением для всех остальных". Тот же американец дал довольно красочное описания своих впечатлений об этом дне:

"Когда разносчик газет оставлял у наших апартаментов утренний выпуск "Таймс", вместо позволения слуге принести его нам, как обычно, он сам заявился к дверям нашей столовой, и, сняв шляпу, сказал: "Рождественский подарок, пожалуйста, сэр!" Сопротивления его требованию не было, и наш кошелек стал тоньше из-за его визита. Спустя несколько мгновений явился почтальон, сделал подобное же требование, с тем же успехом. Час спустя и угольщик пожелал свой рождественский подарок; еще позднее прачка пожелала причитающееся ей, и к ночи мы не обнаружили ни одной оставшейся серебряной монеты у себя в кошельке."

Источник — Светозар Чернов, http://svetozarchernov.221b.ru/articles/christmas.html
https://vk.com/wall-80583551_5651?hash= ... 726032ca27


William Ewart Lockhart - Old Father Christmas

Изображение

Albert Chevallier Tayler - The Christmas Tree

Изображение

John Ritchie - A Winter's Day in St. James' Park

Изображение

Christmas Time - Eastman Johnson

Изображение

John Ritchie - Christmas Day

Изображение

_________________
Время от времени следует говорить глупости, это способствует созданию теплой дружеской атмосферы. (Макс Фрай "Лабиринты Ехо")


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ретро и не только
СообщениеДобавлено: 25 дек 2016, 11:05 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 мар 2014, 00:19
Сообщения: 3818
Откуда: Екатеринбург
Рождественская ёлка

В среднем и высшем классах викторианского общества нужно было озаботиться и приобретением к Рождеству ёлки. Она появилась при королевском дворе еще в царствование Георга III Ганновера, и часто упоминалсь его женой, королевой Шарлоттой. Королева Виктория тоже в детстве была знакома с этим обычаем. Но его распространение среди англичан связывают с именем принца Альбетра, мужа Виктории, который с 1840 года стал активно внедрять среди подданных супруги рождественские обычаи своей немецкой родины. 12 декабря 1848 "Лондонские иллюстрированные новости" опубликовали гравюру "Рождественское дерево в Виндзорском замке", изображавшую королевское семейство, собравшееся вокруг ёлки. Эта сцена помогла популяризировать устанавливавшееся на столе рождественское дерево в Англии. Вскоре новый обычай стал теснить более старые традиции рождественских украшений: например, специально приготовлявшиеся букеты или шары из вечнозеленых растений — лавра, самшита, сосны, омелы, падуба, — а также свечей и яблок.

В 1854 году большая рождественская ель была установлена на месте Великой выставки 1851 года. По мере того как распространялся обычай использловать украшенные деревья, увеличивался ежегодно и спрос на них, так что к 1880-м годам в районе Лондона среди богатых семейств спрос был столь велик, что питомники должны были гарантировать, что они имеют нужное количество деревьев.

Рождественская ёлка увешивалась фруктами (были популярны апельсины), цветами, выпечкой, конфетами, засахаренными фруктами и небольшими подарочками вроде вязаных сумочек, брелоков или игрушек. Каждый гость получал потом одно из этих украшений в качестве подарка. После 1865 ветви деревьев стали украшаться стеклянными безделушками и серебряным проволочными укаршениями. Стеклянные украшения ручной работы импортировались в Великобританию из городка Лауша в Тюрингии, к 1870-м они стало признаком положения в обществе, и чем больше их было у вас на рождественском дереве, тем выше был ваш статус. Но к 1880 году компания Вулворта стала продавать изготовленные промышленным способом украшения. Тем не менее самодельные украшения были еще долго в ходу. Ель украшалась небольшими игрушками, печеньем, конфетами и перевязанными лентами коробками со сладостями вроде засахаренного миндаля или леднецов. Другим немецким украшением была мишура, которая вплоть до 1950-х изготавливалась из настоящего серебра на специальной машине. По мере того как росла империя, популярным украшением елочной верхушки становился национальный флаг, иногда использовались флаги империи и флаги союзнических стран. Деревья и другие украшения убирались в двенадцатую ночь (6 января). Делать это до или после означало накликать неудачу. Для светового оформления елки перовначально использовались свечи, в 1895 году из Америки в Британию были привезены электрические фонарики в виде стеклянных шаров и постепенно получили распространение.

В 1880-х годах рождественские елки перестали быть настольным украшением. Если в прежние десятилетия малодоступность и дороговизна елочных игрушек ограничивало размеры деревьев, то с началом промышленного производства эти ограничения были сняты, и теперь признаком социального статуса стал размер рождественского дерева, которое могла позволить себе семья. Достигая теперь потолка, елки увешивались всем, что только можно было на них повесить. Даже "средние классы" умудрялись украсить свои деревья сверх меры. Впрочем, существовала и противоположная тенденция: почитатели растущего Эстетического движения стремились к изящному балансу цвета, стиля и формы. К 1900 году стало популярным украшать елку на определенную тему. Темы эти имели названия, например, Восточное дерево или Египетское дерево, что определяло цвет лент или шаров. Со смертью королевы Виктории украшательство рождественских деревьев пришло в упадок и только в 1930-х возродилось вновь.

Источник — Светозар Чернов, http://svetozarchernov.221b.ru/articles/christmas.html
https://vk.com/wall-80583551_5611?hash= ... 5170826356

12 декабря 1848 года в "Лондонских иллюстрированных новостях" появилась гравюра, изображавшая королевское семейство у елки.

Изображение

Рождественская ёлка в хрустальном дворце, 1854 год.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

_________________
Время от времени следует говорить глупости, это способствует созданию теплой дружеской атмосферы. (Макс Фрай "Лабиринты Ехо")


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ретро и не только
СообщениеДобавлено: 25 дек 2016, 23:50 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 мар 2014, 00:19
Сообщения: 3818
Откуда: Екатеринбург
Символы Рождества в Англии

Mistletoe, по-русски омела

Одно из самых загадочных и противоречивых растений. Омела паразитирует на деревьях в виде ажурных шаров, которые к декабрю покрываются белыми ягодками. В течение долгого времени омелу считали вредным растением, которое пьёт соки из деревьев. Однако последние наблюдения показывают, что омела даёт приют многим редким птицам, которые гнездятся в сплетениях её побегов, а эти птицы помогают распространению разных растений, поедая их плоды и рассеивая семена.

У многих народов с омелой связано множество примет и суеверий. Со времен античности омела была символом жизни и защитным талисманом. Римляне считали, что омела способствовала зачатию, если женщина носила ее с собой. Друиды, считая свойства омелы чудодейственными, срезали её золотым серпом в астрономически вычисленное время и признавали её символом вечности и бессмертия. По христианским преданиям, именно из омелы был изготовлен крест Христа, и в наказание омела была превращена после его распятия в растение-паразит.

Омела была символом мира в Скандинавии. Ею украшали дома снаружи в знак того, что путнику здесь будет оказан приют, а сам дом обойдут громы и молнии. Если врагам случалось встретиться под деревом, на котором росла омела, они обязаны были сложить оружие и в этот день больше не сражаться. Именно из Скандинавии, как считается, в Британию и другие страны пришёл знаменитый обычай целоваться незнакомцам, встретившимся под веткой омелы под Рождество.

По другим данным, этот обычай является отзвуком древнеримских сатурналий в день зимнего солнцестояния, поскольку в этот день разрешалось целовать даже совершенно незнакомых людей.

Омела фигурирует во многих песнях. Например, она упоминается в знаменитой песне "Chestnuts roasting on an open fire" ("The Christmas Song") в исполнении Нат Кинг Коула. А Барбра Стрейзанд в 2001 году записала песню "It Must Have Been the Mistletoe".

Holly, по-русски падуб или остролист

Это вечнозелёный кустарник, который порой вымахивает и до размеров дерева. В Британии его очень любят и часто используют в садах и парках, но встречается он и в диком виде. В английских лиственных лесах колется и царапается похуже русской ели или малины с ежевикой вместе взятых. К зиме на падубе созревают красивые красные ягодки, которые и делают его нарядным.

Как и омелу, остролисты использовали еще в Древнем Риме во время зимних празднеств сатурналий, на месте которых с приходом христианства возникло Рождество. В верованиях друидов падуб символизировал солнце, поэтому древние кельты украшали свои жилища молодыми побегами растения в хмурые зимние месяцы.

По сей день остролист является традиционным рождественским растением и широко используется во время зимних праздников в качестве украшения для помещения и праздничного стола, как материал для изготовления рождественских венков и даже порой вместо ёлки. Веточки падуба часто изображают на рождественских открытках, салфетках, подарочной упаковке, посуде и прочих подобных товарах.

Robin, по-русски зарянка или малиновка

Эта птичка семейства дроздовых живёт во многих странах, но в Великобритании и Ирландии она стала наиболее популярной. Интересно, что российские зарянки спасаются от суровых зим в том числе и в Великобритании, а более теплолюбивые британские — на юге Европы, в Испании.

Людей зарянка почти не боится, и если человек не двигается, может вплотную к нему подлететь и с любопытством разглядывать. Часто зарянки прилетают к садоводам, которые копают землю, и ищут червяков и насекомых, прыгая в нескольких футах от человека. К сожалению, птички эти живут недолго — средняя продолжительность их жизни составляет немногим более года.

В британской популярной культуре зарянка ассоциируется с Рождеством по двум причинам. Первая — это легенда о происхождении её оранжевой грудки. По преданию, зарянка, оперение которой тогда было просто светло-коричневым, пела на ухо распятому на кресте Христу, чтобы облегчить его страдания. Кровь с тела Христа якобы брызнула на грудь пташки и окрасила перья.

Вторая причина — это красная униформа британских почтальонов, которые из-за неё получили кличку "малиновки". После появления в середине 19 века почтовых марок и рождественских открыток именно малиновку стали изображать в виде символа рождественского почтальона, доставляющего поздравления. Каждый год в Великобритании можно купить открытки, где малиновка сидит на почтовом ящике, рядом с которым обязательно растёт кустик падуба.

Источник: http://www.anglomania.org/2013/12/simvo ... estva.html
https://vk.com/wall-80583551_5427?hash= ... aaba07a833

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

_________________
Время от времени следует говорить глупости, это способствует созданию теплой дружеской атмосферы. (Макс Фрай "Лабиринты Ехо")


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ретро и не только
СообщениеДобавлено: 26 дек 2016, 11:11 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 мар 2014, 00:19
Сообщения: 3818
Откуда: Екатеринбург
Рождественская кухня

Обязательным блюдом на рождественском столе была птица (у тех, кто мог ее себе позволить), и к ее покупке тоже готовились заранее. В начале царствования королевы Виктории курятина и индейки были слишком дороги для большинства людей. Поэтому на севере Англии традиционной рождественской едой был ростбиф, а в Лондоне и на юге — гусь. Те, кто не мог позволить себе и этого, довольствовались кроликом. Рождественское меню королевы и ее семейства в 1840 году включало говядину и пару жареных лебедей. Из-за дороговизны птицы многим приходилось заботиться о ее покупке заранее. Были распространены, особенно в крупных мастерских и заведениях, так называемые "гусиные клубы". Члены этого "клуба" делали еженедельные взносы в несколько пенсов в учрежденный фонд, из которого председатель клуба к рождественским праздникам — традиционно гусей и индеек приобретали в рождественский сочельник, а готовили в утро Рождества — покупал на оптовом рынке всем участникам по гусю — (см. "Голубой карбункул"). К концу 19 столетия большинство людей праздновало Рождество с индейкой на своем столе.

Еще одним блюдом, о котором следовало позаботиться заблаговременно, был рождественский пудинг. Он стал входить в моду как еда на Рождество после 1714 года, когда королю Георгу I во время его первого Рождества в Англии был подан пряный плам-пудинг. В 1836 году плам-пудинг стал называться рождественским пудингом, во многом благодаря красочному описанию, сделанному Диккенсом в "Рождественской песне". Готовили пудинг, как правило, в ноябре, во время Рождественского поста (по традиции пудинг должен был быть готов к 25 воскресенью после Троицы). В поздневикторианское время считалось, что он должен был содержать 13 ингредиентов, символизирующих Христа и его апостолов, причем во время приготовления пудинга каждый член семьи обязан был поучаствовать в перемешивании его деревянной лошкой (с востока на запад, в честь трех волхвов). Было принято также класть в пудинг различные предметы: кольца, брелоки, монеты, которые использовались потом для гадания о судьбе нашедших их во время рождественской трапезы. Плам-пудинг расценивался как вершина кулинарного искусства хозяйки, это было блюдо, приготовлению которого каждая мать обязана была научить своих дочерей.

В средние века плам-пудинг действительно готовился со сливами, но в XIX веке он был заменен ароматным изюмом, импортировавшимся из Греции, и кишмишем (ягоды которого назывались "султаншами"), получаемым из Турции. Хотя существовало множество рецептов его приготовления, в него входили, как правило, нутряной жир, белые хлебные крошки, изюм и специи. До Рождества он висел в мешке в кладовке, затем вынимался и в течении восьми часов варился в мясном отваре.

Источник — Светозар Чернов, http://svetozarchernov.221b.ru/articles/christmas.html
https://vk.com/wall-80583551_5559?hash= ... fe5ba441b8

Реконструкция викторианского рождественского стола.

Изображение

Robert Braithwaite Martineau - The Christmas Hamper

Отец семейства купил замечательного гуся для рождественского стола. Семейство с восторгом и предвкушением рассматривает покупку.

Изображение

Готовый плам-пудинг.

Изображение

Процесс замешивание плам-пудинга.

Изображение

Приготовление плам-пудинга.

Изображение

_________________
Время от времени следует говорить глупости, это способствует созданию теплой дружеской атмосферы. (Макс Фрай "Лабиринты Ехо")


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ретро и не только
СообщениеДобавлено: 26 дек 2016, 18:08 
Не в сети
главная роза этого форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 окт 2007, 21:36
Сообщения: 6104
тут есть кнопка КЛАСС?

_________________
Никакое моральное удовлетворение не может сравниться с аморальным.
Изображение
жизнь летит очень быстро


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ретро и не только
СообщениеДобавлено: 26 дек 2016, 23:16 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 мар 2014, 00:19
Сообщения: 3818
Откуда: Екатеринбург
Спасибо! Рада, что интересно. Девчонки из Victorian era https://vk.com/victorian_era молодцы!

Рождественское или йольское полено — один из атрибутов викторианского Рождества. Эта традиция сохранилась еще с языческих времен, когда день зимнего солнцестояния считался днем перерождения природы и символизировал завершение старого и начало нового года. С приходом христианства йольское полено стали зажигать на Рождество. Перед тем как поджечь полено, его украшали гирляндами из вечнозеленых растений, осыпали зерном и сбрызгивали сидром. Считалось добрым знаком, если оно горело не только в сочельник, но и все утро. Головешку от полена сохраняли до следующего года, чтобы разжечь от нее новое. В горах Северной Шотландии из полена вытесывали фигуру Рождественской старухи. Она символизировала не плодородие и жизнь, а все горести стылой зимы, так что сжигали ее без сожаления. За неимением полена или же большого камина, девонцы жгли вязанку хвороста, перевязанную колючими плетями ежевики. Как только одна из них с треском лопалась, каждый из гостей выпивал по кварте сидра. А когда догорала целая вязанка, все были уже навеселе.

Источник — "Суеверия викторианской Англии" Екатерина Коути и Наталья Харса.
https://vk.com/wall-80583551_5607?hash= ... b97c55ffa8

Изображение

Изображение

Йольский пирог / Рождественское полено
https://vk.com/wall-80583551_5681?hash= ... 8a7f7aabc2

Традиционный рождественский торт в виде полена. Пирог напоминает рулет. Как правило, готовится из бисквитного теста. Срез пирога напоминает спил дерева, а крем — древесную кору. Часто пирог украшали веточкой остролиста и присыпали сахарной пудрой, имитируя снег.

В некоторых графствах булочники выставляли на витринах йольский пирог в форме младенца. Втыкать нож в это чудо кондитерского искусства было, наверное, жестоко, но пирог пользовался популярностью.

Ингредиенты:

Бисквит
Яйцо куриное — 4 шт.
Мука пшеничная (с верхом) — 2 ст. л.
Крахмал картофельный (с верхом) — 2 ст. л.
Сахар — 3 ст. л.
Ванильный сахар — 1 ч. л.

Крем номер 1
Молоко — 0.5 л.
Какао-порошок — 2 ст. л.
Масло сливочное — 30 г.
Сахар — 3 ст. л.
Крахмал картофельный — 3 ст. л.
Соль (на кончике ножа)
Ванильный сахар — 0.5 ч. л.
Шоколад темный — 20 г.

Крем номер 2
Масло сливочное — 125 г.
Сахарная пудра — 100 г.
Молоко — 50 мл.
Какао-порошок — 2 ст. л.
Ванильный сахар — 1 ч. л.

Приготовление:

Бисквит
1. Яйца взбить с сахаром на высокой скорости в теч. 5-10 мин. до получения светлой пены, аккуратно вмешать муку и крахмал.
2. Вылить тесто на противень, застеленный пергаментом. Выпекать ок. 15 мин. в разогретой до 160*-180*С духовке.
3. Готовый корж освободить от пергамента и еще теплым свернуть с помощью полотенца в рулет. Остудить.

Крем номер 1
1. В кастрюлю налить 300 мл. молока, подогреть.
2. Добавить в молоко соль, сахар, какао, масло и все тщательно перемешать.
3. Довести до кипения и прокипятить, помешивая, пару минут. Снять кастрюлю с огня.
4. В стакане молока ( оставшиеся 200 мл.) развести крахмал и осторожно влить смесь в горячее молоко, тщательно вымешивая.
5. Поставить кастрюлю на маленький огонь и довести до кипения, непрерывно помешивая. Смесь начнет густеть. Кипятить, помешивая, ок. 2 мин. Снять с огня, остудить.
6. Готовый крем поставить в холодильник на 1 час.

Крем номер 2
1. Вскипятить молоко и отставить, чтобы оно остыло до комнатной t*.
2. В миску высыпать сахарную пудру и какао, выложить масло и вылить молоко.
3. Взбивать миксером на min. скорости не менее 5 мин.

Сборка
1. Остывший корж аккуратно развернуть и смазать всю поверхность кремом номер 1.
2. Поверх крема натереть темный шоколад и чуть-чуть прижать.
3. Свернуть рулет. Поставить на 1 час в холодильник.
4. Затем аккуратно обрезать края - с одной стороны ровно, с другой под углом — отрезая будущий "сучок".
5. Приложить "сучок" к "полену" и "приклеить" на масляный крем.
6. Покрыть всю поверхность "полена" кремом номер 2.
7. Вилкой прорисовать характерный рисунок древесной коры.
8. Посыпать какао и сахарной пудрой. Украсить по желанию.

Источники:
http://www.povarenok.ru/recipes/show/98876/
"Суеверия викторианской Англии" Екатерина Коути и Наталья Харса
Доработка - Анастасия Зарецкая.


Изображение

_________________
Время от времени следует говорить глупости, это способствует созданию теплой дружеской атмосферы. (Макс Фрай "Лабиринты Ехо")


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ретро и не только
СообщениеДобавлено: 27 дек 2016, 16:18 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 мар 2014, 00:19
Сообщения: 3818
Откуда: Екатеринбург
Горячительные напитки викторианского рождественского стола

В придачу к традиционным блюдам с рождественским сезоном ассоциировались и горячительные напитки. В Уэльсе и на острове Гернси бытовало поверье, что вода в сочельник превращается в вино. Одна беда — любого, кто захочет лично в этом удостовериться, сразит небесная кара. Так что приходилось рассчитывать только на собственные силы.

От холодов издавна спасал поссет, горячий напиток из молока, створоженного пивом и приправленного специями. Подавали его в особой фарфоровой кружке с двумя ручками и тонким изогнутым носиком, благодаря которому можно было добраться до сладкого осадка на дне. В кулинарных книгах 19 века приводятся разнообразные рецепты поссета: с добавлением пива, вина, патоки и т. д. Вот типичный рецепт:

"Нагреть полпинты (1 кварта = 946 мл, 1 пинта = 473 мл, 1 фунт = 453 г, 1 унция = 28 г) хереса и полпинты эля, добавить кипящее молоко или сливки, немного тертого муската и сахар по вкусу. Готовить на медленном огне в течение часа. Перед подачей добавить два желтка и тщательно взбить напиток".

В Стаффордшире излюбленным напитком был lamb's wool — "ягнячья шерсть", которым хозяева угощали рабочих и служащих. Этот пунш Несложно приготовить в домашних условиях:

"К одной кварте горячего эля добавить мякоть шести печеных яблок, а также тертый мускат, имбирь и коричневый сахар по вкусу. Тщательно размешать и подавать горячим".

Пользовалось спросом вино из ягод бузины — дерева, вселявшего страх в нечистую силу. Пить его было не только приятно, но и полезно для спасения души — нечисть близко не подберется!

Городские джентльмены предпочитали более изысканные глинтвейны. Например, в конце "Рождественской песни" подобревший мистер Скрудж предлагает своему клерку побеседовать за чашей "дымящегося епископа" — глинтвейна из красного вина, портвейна, сахара, специй и севильских апельсинов. В Средние века его пили из чаши, напоминавшей епископскую митру. Среди других глинтвейнов, названных в честь должностных лиц, были "дымящийся папа" — из бургундского, "дымящийся кардинал" — из рейнского вина и, наконец, "дымящийся бидль" — из имбирного вина с добавлением изюма.

1. Традиционная кружка для поссета.

Изображение

2. Напиток lamb's wool (ягнячья шерсть) из эля, мякоти печеных яблок и специй.
3. Современная бутылка вина из ягод бузины.

Изображение Изображение

4. Иллюстрация к "Рождественской песне". Свершившаяся беседа Скруджа со своим клерком за чашей "дымящегося епископа" (глинтвейна из красного вина, портвейна, сахара, специй и севильских апельсинов).

Изображение

5. Глинтвейн.

Изображение


Зимние праздники не обходились без чаши с пуншем "вассейл" (wassail), название которого восходит к англо-саксонскому приветствию "waes haeil" — "будь здоров". Традиционный английский напиток, подаваемый в день Богоявления (Крещение Господне, 6 января у англиканцев и 19 января у православных). А так же на Рождество и Новый год.

В кулинарной книге 1906 года "Буфет холостяка" приводится следующий рецепт этого пунша: "К пинте эля добавить по полунции тертого имбиря и муската, щепотку корицы и полфунта коричневого сахара. Нагреть и размешать, не доводя до кипения. Добавить еще две пинты эля, полпинты хереса, цедру одного лимона, растертую с кусочком сахара, и шесть печеных яблок без сердцевины. Подавать горячим, с кусочком яблока в каждой чашке". Часто его подавали в большой деревянной миске, украшенной вечнозелеными растениями (падубом или плющом), и ярко-красными лентами.

Единого рецепта вассейла не существует, в разных графствах свои вариации. Тем не менее, основные компоненты везде одинаковы: специи, алкоголь и яблоки. Не смотря на то, что напиток больше ассоциируется с Рождеством и Новым годом, его нередко вкушали на свадьбах, крестинах, а так же праздненствах в честь сбора урожая.

Приведенная версия рецепта основана на древнем рецепте, зафиксированном в графстве Суффолк.

Ингредиенты:

6 небольших яблок
6 чайных ложек коричневого сахара
1 апельсин
6 штучек сушеной гвоздики
200 г. сахарной пудры
2 литра сидра
300 мл. портвейна
300 мл. хереса или мадейры
2 палочки корицы
1/2 чайной ложки молотого имбиря
1/4 чайной ложки молотого мускатного ореха
1 лимон, разрезанный пополам

Приготовление:

1. Предварительно разогреть духовку до 200C / 400F.
2. Вырезать из яблок сердцевины и заполнить каждое чайной ложкой коричневого сахара.
3. Переложить яблоки в блюдо для запекание. В центр поместить палочки корицы.
4. Добавить в блюдо немного воды и поместить в предварительно разогретую духовку.
5. Запекать в течении 30-45 минут, пока яблоки не станут мягкими (но при этом не потеряют свою форму). После того, как яблоки приготовились, не вынимать их из блюда (так они дольше останутся теплыми).
6. Взять апельсин, разрезать его пополам, насадить на него гвоздички, и поместить в большую кастрюлю.
7. Влить туда сок из блюда, в котором выпекались яблоки и остальные перечисленные ингредиенты (следите за тем, чтобы сахар растворился как следует).
8. Доведите смесь до кипения, после чего поместите кастрюлю в теплую духовку, чтобы смесь не остыла до времени подачи.
9. Перед подачей перелейте смесь в деревянную миску, опустите туда яблоки.
10. Вассейл готов! Можно отправляться колядовать!
11. Оставшиеся яблоки используйте в качестве десерта, приправив их взбитыми сливками или заварным кремом.


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Источник — http://www.lavenderandlovage.com/2015/01/twelfth-nigh..
Перевод: Анастасия Зарецкая.

Чашу с вассейлом брала с собой молодежь, когда отправлялась христославить к соседям. Изначально в этой церемонии принимали участие исключительно девушки, но уже в 19 веке появились смешанные группы певцов. В своих песнопениях они благословляли хозяев, слуг и всю домашнюю скотину, желали хозяйке вкусного пирога, а хозяину — смачного куска говядины. Вознаграждением за приветливые слова и глоток пунша были деньги, еда или сласти. Кроме Рождества подобным образом колядовали на Новый год и в двенадцатую ночь, накануне Крещения.

Источник — "Суеверия викторианской Англии" Екатерина Коути и Наталья Харса.
https://vk.com/wall-80583551_5747?hash= ... 385e90a154
https://vk.com/wall-80583551_5625?hash= ... 0cb5f333b0

_________________
Время от времени следует говорить глупости, это способствует созданию теплой дружеской атмосферы. (Макс Фрай "Лабиринты Ехо")


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ретро и не только
СообщениеДобавлено: 27 дек 2016, 23:28 
Не в сети
главная роза этого форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 окт 2007, 21:36
Сообщения: 6104
прямо страшно смотреть на ничем не защищенные свечи на елках!

_________________
Никакое моральное удовлетворение не может сравниться с аморальным.
Изображение
жизнь летит очень быстро


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ретро и не только
СообщениеДобавлено: 28 дек 2016, 09:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 мар 2014, 00:19
Сообщения: 3818
Откуда: Екатеринбург
В викторианский период праздник Рождества окончательно закрепил за собой все известные нам сегодня атрибуты: от плам-пудинга и украшенной елки до рождественского шоппинга. Именно в эту эпоху набирающие силу предприниматели открыли для себя "чудеса Рождества" — когда люди в предпраздничной суете начинают скупать всякие ненужные им товары, которые идут на праздничные подарки и украшения. Тогда же особенно смекалистые торговцы стали пышно и торжественно украшать свои магазины, дабы привлечь как можно больше покупателей. Как об этом пишет Чарльз Диккенс:

"Газовые лампы ярко горели в витринах магазинов, бросая красноватый отблеск на бледные лица прохожих, а веточки и ягоды остролиста, украшавшие витрины, потрескивали от жары. Зеленные и курятные лавки были украшены так нарядно и пышно, что превратились в нечто диковинное, сказочное, и невозможно было поверить, будто они имеют какое-то касательство к таким обыденным вещам, как купля-продажа".
Автор заметки: Мария Дорофеева.
https://vk.com/wall-80583551_5445?hash= ... 15f779c4c6

Изображение

Рождественские распродажи на фотографиях конца XIX - начала ХХ веков.
https://vk.com/wall-44986529_24939?hash ... ad4012cbfa

Изображение Изображение
Изображение Изображение Изображение

_________________
Время от времени следует говорить глупости, это способствует созданию теплой дружеской атмосферы. (Макс Фрай "Лабиринты Ехо")


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ретро и не только
СообщениеДобавлено: 28 дек 2016, 22:00 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 мар 2014, 00:19
Сообщения: 3818
Откуда: Екатеринбург
Рождественская пирамида (нем. Weihnachtspyramide) — традиционное рождественское украшение в немецких домах, родом из региона Рудных гор, представляющее собой украшенную фигурками деревянную конструкцию со свечами в форме карусели. В предрождественское время увеличенные копии рождественских пирамид устанавливаются на центральных площадях и рождественских базарах. Самые крупные из них устанавливаются в Дрездене и Ганновере.

Часто на рождественских пирамидах изображаются ангелы или сцена Рождества, но также встречаются пирамиды с фигурками горняков, сценками из жизни леса или повседневной жизни жителей Рудных гор. Рождественская пирамида вращается благодаря поднимающемуся к лопастям тёплому воздуху от свечей, расставленных в пирамиде по кругу.

Так умелые жители Рудных гор создали свой рождественский символ, распространившийся по Германии к середине XIX века.
(Википедия)
https://vk.com/wall-70547958_7968?hash= ... 421539fd48

Рудные горы, 1900 - 1920-е гг.

Изображение Изображение
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

_________________
Время от времени следует говорить глупости, это способствует созданию теплой дружеской атмосферы. (Макс Фрай "Лабиринты Ехо")


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ретро и не только
СообщениеДобавлено: 29 дек 2016, 11:35 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 мар 2014, 00:19
Сообщения: 3818
Откуда: Екатеринбург
Обложки книг с рождественскими историями. Конец XIX - начало ХХ веков.
https://vk.com/wall-44986529_24922?hash ... a4c44f122d

1. Old Christmas by Washington Irving.
5. The Fairies and the Christmas Child by Lilian Gask (1912).
6. The Romance of a Christmas Card by Kate Douglas Wiggin (1916).

Изображение Изображение
Изображение Изображение Изображение Изображение

_________________
Время от времени следует говорить глупости, это способствует созданию теплой дружеской атмосферы. (Макс Фрай "Лабиринты Ехо")


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ретро и не только
СообщениеДобавлено: 29 дек 2016, 20:17 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 мар 2014, 00:19
Сообщения: 3818
Откуда: Екатеринбург
Роза - 22 писал(а):
прямо страшно смотреть на ничем не защищенные свечи на елках!

:da:

"До изобретения электричества с пожарной безопасностью на зимние праздники было так себе...
Украшения-подсвечники для ёлки"
https://vk.com/wall-70547958_8055?hash= ... 0f97fa5704

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

_________________
Время от времени следует говорить глупости, это способствует созданию теплой дружеской атмосферы. (Макс Фрай "Лабиринты Ехо")


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ретро и не только
СообщениеДобавлено: 30 дек 2016, 17:36 
Не в сети
главная роза этого форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 окт 2007, 21:36
Сообщения: 6104
Цитата:
Украшения-подсвечники для ёлки"

супер!!! впервые вижу. я думала свечи лепили прямо на ветки.

а такая пирамидка с вертушкой вверху была у меня!!! из Германии производством, не помню откуда мама ее взяла. свечи ставятся по краям, она вертится теплым воздухом и были еще подвески, они звенели от верчения)))

_________________
Никакое моральное удовлетворение не может сравниться с аморальным.
Изображение
жизнь летит очень быстро


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 989 ]  На страницу Пред.  1 ... 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 ... 50  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB