АЛАМ (ударение на второй слог) - нашивное или пристяжное украшение одежд в средневековой Руси.
В источниках встречаются разные толкования этого предмета.
В словаре древнерусского языка И.И. Срезневского - алам - пристяжное нагрудное украшение; в описании московской Оружейной палаты А.Ф. Вельтмана - это ожерелье или воротник, украшенные драгоценными камнями, золотом или жемчугом. По определению историков П.И. Савваитова и И.Е. Забелина - "серебряная, вызолоченная кованая или чеканная бляха".
Аламами украшались как мужские, так и женские одежды, о них упоминается в духовных завещаниях. Например, великий князь Дмитрий Иванович (1389 г.) завещал сыну своему Петру "пояс золот с калитою да с тузлуки, да наплечники, да алам". Для украшения одежд аламы "обнизывались жемчугом и пришивались напереди, на плечах и назади, вместе с кружевом".
На бархатную накладную шубку "царевны Ирины Михайловны (1636 г.) были нашиты аламы кованы, серебряны, золочены, обнизано около аламов жемчугом". В описи казны царевича Алексея Михайловича значатся "четыре аламы низаны жемчугом с каменьем и с завязки тканы в столбец золото с серебром, ворворки низаны жемчугом". И.Е. Забелин пишет, что аламы в виде больших запон украшали ездовую одежду. На них изображались орлы, грифы, львы. Вероятно, такие аламы прикреплялись и к воинскому платью.
(Источник: Ювелирные изделия: Иллюстрированный типологический словарь, автор-составитель Ванюшова Р.А., Ванюшов Б.Г., Санкт-Петербург, 2000)
На фото: Алам пушкарский (знак московских пушкарей). Москва, Оружейная палата. XVII в. Железо, чеканка. Диаметр – 30 см.
https://vk.com/wall-44986529_610?hash=a ... adb3b87895 БАРМЫ (ударение на первый слог) - парадное оплечье, украшенное золотом, жемчугом, драгоценными камнями, вышивками и металлическими, с финифтью, священными изображениями.
Бармы составляли одну из главнейших принадлежностей парадного одеяния русских князей и царей. Царские бармы имели вид широкого округлого воротника и надевались поверх порфиры - длинной пурпурной мантии - при венчании на царство и в других торжественных случаях. Как принадлежность княжеского и царского сана бармы передавались по наследству.
В памятниках древней письменности: описях, выходных книгах бармы иногда называют "диадимами", а бармы со священными изображениями - святыми бармами.
В последний раз по "древнему царскому чину" бармы были возложены на царевичей Иоанна и Петра Алексеевичей. С превращением Руси в Российскую империю в XVIII в. "древний обряд венчания на царство заменяется общеевропейским ритуалом коронации, на смену венцу приходит корона, бармы заменяются мантией".
(Источник: Ювелирные изделия: Иллюстрированный типологический словарь, автор-составитель Ванюшова Р.А., Ванюшов Б.Г., Санкт-Петербург, 2000)
На фото: Великокняжеские бармы. Золото, самоцветы, жемчуг, перегородчатая эмаль, скань, зернь. Старая Рязань. XII век. ГИКМЗ Московский Кремль.
https://vk.com/wall-44986529_962?hash=c ... 40a3aeb15ehttps://ru.m.wikipedia.org/wiki/Бармы