Возвращаясь с работы из «Зима-Лето», искал любой повод, чтобы начать разговор о компании и перевести его на Маргариту.
*****
И вот главное испытание для его сердца и воли: сегодня вечером состоится первая встреча со Ждановыми в «Лиссабоне».
Впервые встретится с объектом своих грез так близко. Как это выдержать, не показать свое внутреннее состояние?
Валерий Сергеевич уверен, что Маргарита Рудольфовна, боится встречи с ними также, как и он. Но причина ее страхов в другом: она боится предстать с новыми родственниками перед московским бомондом. Как примут Пушкаревых, которых Маргарита относит к чужому кругу?
Валерий Сергеевич был за то, чтобы соблюсти приличия и дочь приехала бы на встречу вместе с родителями. Но разве Катерину переспоришь? Приедут с Андреем. И это не оспаривается. Сил спорить с дочерью у Валерия нет. Да и какие могут быть приличия, если молодые проводят все время, до неприличия, вместе.
Ждановы, как приглашающая сторона, приехали немного раньше назначенного срока.
Строгий, невозмутимый Павел сидит в углу дивана, закинув ногу на ногу. Рассматривает носки туфель. Маргарита прохаживается вокруг стола.
В противоположном углу дивана сидит Катя. Видно как она напряжена. Абсолютно прямая спина. Руки сложены на коленях. На подлокотник диванчика присел Андрей. Время от времени незаметно старается погладить руку или спину Катерины. Несколько раз тихонько шептал ей в ухо: - «Все будет хорошо».
Больше всех из присутствующих, волнуется Андрей. Вернее он не прячет своего волнения. Все чаще бросает взгляд на часы.
-Катюш, я не пойму, почему опаздывают Лена Санна с Валерием Сергеевичем?
Не скрывает своего беспокойства жених. Маргарита бросает на сына взгляд из подлобья.
Не меняя позы, старший Жданов спокойно произносит:
-Вообще-то, еще 9 минут. Я знаком с педантичностью Валерия. Через 9 минут будут на пороге, буднично произнес Павел Олегович, продолжая изучать карту вин. И уточнил:
-Марго, ты упустила заказать шампанское. Сегодня оно совсем не будет лишним…
Открылась дверь и на пороге кабинета, в сопровождении метрдотеля, появилась чета Пушкаревых.
Им навстречу поднялись мужчины. Обменялись рукопожатиями с Валерием.
От Елены, от ее фигуры, мягких черт лица, легкого нестрогого свободного платья, веяло теплом, домом, покоем. Рядом с ней хотелось быть самим собой. Ничего из себя не представлять. Просто быть собой. Павел это почувствовал сразу. Искренне был рад, что им так повезло с будущей родственницей. Она ему подспудно напомнила Ольгу. Ту самую, Ольгу Уютову, которую любил первой юношеской любовью. Встреча с которой до сих пор заставляет более учащенно биться сердце.
Жданов старший, обеими руками обхватил ладошку Елены Александровны, и несколько раз произнес, что очень рад знакомству.
Маргарита стояла у одной из колонн. Дара речи не потеряла, но была приятно удивлена. Ожидала увидеть неотесанного мужлана, образ которого сложился у нее после Совета Директоров. Перед ней предстал немолодой мужчина с военной выправкой, которую было не скрыть. Хороший костюм сидел на нем как влитой. Аккуратно, заботливо , вел под руку свою спутницу; галантно поцеловал руку Марго. А сама Маргарита не могла оторвать взгляда от галстука-бабочки, которая украшала воротник-стойку рубашки Пушкарева.
(Итак, дорогие Пушкаревы, встретили вас, вернее встретила Марго, по одежке. Интересно, как провожать будет)?
Многие попросту не помнили и не знали, что не таким уж неотесанным мужланом был Валерий Пушкарев, каким зачастую старался предстать перед публикой . Он в свое время окончил Рязанское общевойсковое училище.
Как советского курсанта муштровали не только на плацу, но и учили правилам этики и эстетики, не снилось и студентам институтов культуры.
Советский офицер чаще всего должен был представлять лицо своей Родины. Пушкарев был одним из лучших курсантов. Его Лена была непубличным человеком, но она была женой офицера. И в свое время это накладывало на нее большую ответственность. Сейчас Лена Александровна была немного растеряна и подавлена всем великолепием окружающей обстановки. Но нисколько не потерялась. Держала себя достойно.
Естественность, натуральность поведения супруги Пушкарева, разрядили наэлектризованную атмосферу. Вот такая пара, способная привлечь к себе внимание окружающих, появилась в ресторане «Лиссабон». Стало Маргарите ясно и понятно, что краснеть, именно ей, Маргарите Ждановой, за новых родственников не придется, чего она так боялась.
Разговор за столом сразу стал крутиться вокруг скорой свадьбы детей... Никто не высказывал никакого удивления по поводу этого неожиданного события.
Заявление Катерины с Андреем, что все расходы на свадьбу они берут на себя, родители проигнорировали.
Старший Жданов хотел оплатить все сам. Пушкарёв это предложение резко отклонил. Пришли к консенсусу: родители все делят пополам, не привлекая к этому детей.
За столом сложилась почти семейная обстановка. За короткий отрезок времени, люди, до этого почти незнакомые, нашли общие интересы. Потихоньку позвякивали столовые приборы, будущие родственники ненавязчиво предлагали друг другу попробовать очередное блюдо.
Марго безъопеляционно заявила, что заниматься подготовкой и проведением свадьбы будет Юлиана Виноградова, каких денег это бы ни стоило.
Как минимум, должны быть приглашены представили пяти печатных изданий. Никаких возражений на тему корреспондентов и количества гостей, она даже не слышала. Это ее черта: она не слышит того, чего слышать не считает нужным.
Становилось понятным, что по ее замыслу, предстоящая свадьба детей – это шоу года, на которое будут приглашены не менее пятисот нужных гостей. Именно нужных и полезных людей. Попытки Катерины возразить будущей свекрови, что вся эта шумиха абсолютно ни к чему, остались без внимания. Предложение невесты обойтись только приглашением друзей и родственников, было проигнорировано. Павлу было жалко сына, который боялся этой шумихи и был во всем солидарен с невестой.
Пушкарев, к ужасу жениха с невестой, встал на сторону будущей сватьи:
- У меня одна дочь. И свадьба у нее будет первая, и уверен, что последняя. Эту свадьбу должны запомнить не только Андрей с Катюхой. Свадьбу должны запомнить все приглашенные; и о ней должны писать все газеты и журналы. Права Маргарита Рудольфовна. Я за ее предложение голосую обеими руками!
Нужно было видеть взгляд Павла Олеговича, которым он исподтишка окидывал стихийно сложившийся тандем в вопросе подготовки к свадьбе.
Основные пункты подготовки к предстоящему событию были оговорены. Беседа плавно перетекает от одного к другому.
Маргарита Рудольфовна время от времени вспоминала о каких нибудь штрихах в оформлении свадьбы. Лена ее поддерживала.
Отцы делали вид, что такие мелочи, как салфетки, голуби в штанишках и без штанишек, к ним не относятся.
Катя только успевала про себя охать и ахать. Андрей сжимал ее ладошку и тихонько успокаивал.
В динамиках, расположенных в потолке, постоянно играла тихая приятная музыка. Музыканты не уходили с эстрады. И вдруг раздался голос конферансье:
-Катя и Андрей посвящают эту песню своим родителям.
Пел дуэт, послышалось красивое двухголосие, зазвучал «Вальс расставания»:
Слышишь, тревожные дуют ветра?
Нам расставаться настала пора.
Кружится, кружится пестрый лесок.
Кружится, кружится старый вальсок.
Старый, забытый, старый забытый вальсок.
Зазвучал вальс. Король любого торжества; своего рода романтический символ любви и праздника.
С первыми нотами и словами зазвучавшего вальса, поднялся из-за стола Валерий Сергеевич. Встал перед соседом по застолью, Павлом Олеговичем:
-Позвольте мне удовольствие танцевать с вашей дамой, и после короткого кивка Жданова, означающего согласие, без раздумий, без колебания, галантно подает правую руку Маргарите. Поверх его руки, Марго красиво, плавно положила свою левую ладонь. Все завороженно смотрели на происходящее.
Оба, и Валерий, и Маргарита, прекрасные танцоры, много лет не выходившие на сцену. В данный момент испытывают необъяснимое чувство восторга, направляясь к танцполу. Именно вальс, именно этот танец позволяет чувствовать им себя любимыми и желанными. Это чувство рождалось обоюдно.
Волосы ветром сдувает со лба…
Музыка эта как наша судьба.
Снегом , слегка обжигает висок.
Кружится в сердце тот старый вальсок.
В сердце тот старый,
В сердце тот старый вальсок.
Кроме Катерины, остальные были танцорами не такими умелыми, как Валерий с Марго.
Мы расстаёмся,чтоб встретиться вновь:
Ведь остаётся на свете любовь.
Кружится первый осенний листок,
Кружится в памяти старый вальсок.
В памяти старый,
Старый забытый вальсок.
Еще две пары идут танцевать:
Павел с Еленой.
Катерина с Андреем.
Ты совершая, положенный путь,
В дальних краях это все не забудь.
Эту реку и прибрежный песок.
Этот негромко звучащий вальсок.
Этот негромкий, этот негромкий вальсок.
Но две пары, вышедшие на танцпол вслед за Марго и Пушкаревым, глаз уже не приковывают. Все присутствующие в зале, затаив дыхание следят за парой, которая первой появилась перед сценой, на танцполе, имеющем форму правильного круга. Совсем не юная пара обратила на себя внимание сразу, как зазвучал вальс. Понятно всем: время не стоит на месте. Юность этих людей давно ушла. Но только вальс остается самим собой навсегда. Этот медленный вальс подчеркивает осанку каждого из партнеров; сохранившуюся пластику. Умение слышать свое сердце; биение и ритм сердца партнера. Ведь ритм вальса – это ритм сердца. Эта пара слушала простую, нехитрую музыку звучавшего вальса и выравнивала ритм своих сердец. У присутствующих захватывает дух каждое движение танцующих.
Андрей первым почувствовал напряжение, появившееся в воздухе вокруг танцующих. В выражении глаз, в осанке танцующих. Он давно не мальчик и знал это состояние, когда ничего вокруг не видишь и не чувствуешь. Только близость желанной женщины, только ее запах, только возможность прикасаться к ней. Это все вместе взятое туманит мозг. Уводит от реальности.
Чтобы Катя не почувствовала этого отрешенного состояния отца, Андрей вывел ее из танца. Они не прошли и одного круга. Повернул ее спиной к танцевальной площадке. Положил ладонь ей на затылок и прижал к своей груди. Целовал Катю в затылок, стараясь отвлечь ее от танца. Катя в недоумении поднимает к нему глаза:
-Что случилось? Почему мы не танцуем?
-Прости, я не умею…
Подчиняясь примеру Андрея, Павел также заканчивает танец. Придерживая партнершу за плечики, выводит ее из круга и затаив дыхание следит за танцующими. Внимательно наблюдает за женой. Видит красивую, элегантную, с хорошей пластикой женщину. Впервые в жизни приходит мысль, что Маргарита может нравиться мужчинам. Она его ревновала всю совместную жизнь. И не безосновательно. Он давал поводы. Но никогда не думал, что можно ревновать ее. Был уверен, что она всегда будет при нем. Никогда, никуда не денется. Впервые, за много-много лет, в сердце Павла рождалась ревность.
Проводил взглядом Андрея с Катей. Видел непонятную потерянность, которая поселилась в глазах сына.
Впервые в жизни Елене стало холодно. Валера вот он, рядом. Всего в нескольких шагах. А ей холодно и исчезло чувство защищенности. Почти тридцать лет прожила с мужем. Он был ее Китайской стеной, и вот в одну секунду эта стена рухнула. Неосознанно захотелось закричать, вцепиться в рукав или обшлаг Валериного пиджака и увести его подальше отсюда. Не видеть как уверенно лежит его рука на спине, под лопаткой, чужой женщины. Не чувствовать как отдаляется от нее, Елены, Валерий. Не чувствовать, как рождается единение между ее мужем и этой ослепительной женщиной.
У Елены впервые в жизни в душе рождалось чувство полного одиночества. Ощущение надвигающейся беды.
Павел – хороший психолог. Почувствовал насколько стала напряженной эта мягкая, душевная женщина. Повернул Елену к себе лицом. Обнял за талию. Одну руку женщины положил себе на плечо; свободную ладошку взял в свою большую ладонь.
- Лена Александровна, я танцор никудышний. Так, как танцует ваш супруг, я танцевать не умею. Но думаю, что здесь, с краешку, и мы примем подарок наших детей. Согласны? Павел одарил Лену теплой улыбкой. Лена немного отмякла. Сумела в ответ улыбнуться и немного успокоиться.
Незамысловатая мелодия и простые слова старого вальса продолжали заполнять все уголки зала.
Валерий с Маргаритой на клеточном уровне осознавали, что этот вальс только для них двоих. Ритм разбивается – на раз, два, три; раз, два, три…
Волосы ветром сдувает со лба…
Музыка эта, как наша судьба.
Снегом слегка обжигает висок,
Кружится в сердце тот старый вальсок.
В сердце тот старый,
В сердце тот старый вальсок.
Процесс танца помогает им снять накопившееся напряжение. Марго с Валерием никого и ничего вокруг не видят и не слышат.
Только ритм танца и ритм сердец– раз, два, три; раз два, три…
Вальс - танец только для двоих. Это Валерий вынес еще с уроков танцев в семнадцать лет в актовом зале военного училища. Прочувствовал это только сейчас, более чем через сорок лет после тех первых уроков.
Марго с Валерием соприкасаются телами в танце и передают тем самым свою энергию друг другу и зрителям.
Не танцевал Пушкарев очень давно. Валерий не забывает про осанку. Подсознательно продолжает следить за каждым своим движением. Но со стороны этого не видно. Завораживает кошачья плавность, с которой он отводит ногу, скользит подушечкой стопы, а затем плавно перемещает ногу на носок. Опять делает движение ею, и вновь ступня.
Вместе. Абсолютно синхронно.
Валерий – только вперед, и только вправо.
Маргарита – только влево, и только назад.
И только ритм вальса. И только ритм их сердец в унисон: раз, два, три. Раз, два, три…
Мы расстаёмся, чтоб встретиться вновь:
Ведь остаётся на свете любовь.
Кружится первый осенний листок,
Кружится в памяти старый вальсок,
Юности нашей, юности нашей вальсок.
КОНЕЦ.