ПечорыГород Печоры (12 тысяч жителей), или, по-эстонски, Petseri - самый западный город "основной" России в 50 км от Пскова. Это практически граница с Эстонией, несколько лет назад Печоры были внесены в пограничную зону с ограниченным доступом, но вовремя опомнились. Долгое время это место было форпостом Православия в католической Ливонии - с 1392 года известен Псково-Печорский монастырь, возникший на немецкой территории спонтанно и сделавший постепенно эту территорию русской. Между 1 и 2 мировыми войнами Печоры были территорией Эстонии.
Псково-Печорский монастырь производит впечатление "градообразующего предприятия", его влияние чувствуется в Печорах повсюду. Монастырей в России несколько сотен, и если попытаться вспомнить 3-5 самых красивых и интересных - то безусловно, Псково-Печорский монастырь вспомнится одним из первых. Пожалуй, самая яркая черта Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря - его неординарность. Во всей России не вспомнить ничего даже приблизительно похожего по своему облику и судьбе.
Подходя к монастырю, не видишь ни высокой колокольни, ни крестов над древней крепостной стеной - только саму стену. Напротив сетусской(сету-православные эстонцы) церкви Святой Варвары
располагается главный вход в монастырь - Петровская башня (16-18вв.).
Сам монастырь стоит на дне глубокого оврага, и большинство его главок находятся ниже, чем основания стен.
Дорога от часовни в воротах до собора называется Кровавый путь. Происхождение столь мрачного названия связано с Иваном Грозным, который под этой аркой убил игумена Корнилия. Последний управлял монастырём в 1529-1570-м годах, и по сути именно Корнилий создал тот Псково-Печорский монастырь, что дошёл до нас: число монахов выросло с 15 до 200 человек, на свои средства была выстроена каменная крепость, было налажено хозяйство, крещены сету, появились крупные храмы...
Приехав в монастырь, Иван Грозный почему-то (кто его поймёт спустя 440 лет?) решил, что Корнилий его предал, и убил игумена на месте своим жезлом. Спустя несколько минут раскаялся, и отнёс тело игумена в храм на руках, окропив мостовую кровью. И возможно, одуматься Ивана Грозного заставил именно увиденный за аркой масштаб того, что создал убитый игумен. Конечно, нынешний вид эти храмы приобрели уже в 17-18 веках и позже, но всё же многие из них стояли тут уже тогда. Кровавый путь - главная монастырская улица, ведущая прямиком к древним пещерам.
Монастырь возник из пещерного скита (печора - это ведь и есть пещера), где молились с 14 века беглые монахи из Киево-Печерской лавры. Территория эта была спорной между Псковом и Ливонией, постоянно переходила из рук в руки, поэтому здесь было едва ли не опаснее, чем на разоряемом татарами Юге.
Однако скит постепенно расширялся, происходили чудеса, обретались нетленные мощи... В 1473 году монастырь был учреждён официально, а с 16 века, при игумене Корнилии, Псково-Печерский монастырь превращается в мощную крепость, заменившую "морально устаревший" Изборск. Также монастырь вёл миссионерскую деятельность среди чуди, и монахам удалось крестить предков нынешнего народа сету.
Таким образом монастырь, зародившись на чужой земле, сделал эту землю русской. Ансамбль монастыря сформировался в 16-18 веках, и это настоящее архитектурное чудо. Поэтому тут, конечно же, много туристов. Но монахи демонстрируют чудеса смирения, и по крайней мере в "низкий сезон" единственным требованием было надевать женщинам платки и юбки, которые выдаются сразу за Петровскими воротами, у подножья Острожной башни. Часть монастырской территории закрыта для посторонних, в том числе проход к Михайловскому собору - единственному храму не в овраге. Нам удалось попасть и на закрытую территорию монастырского сада, которая называется Святой горой.
Там гуляют аисты, фазаны, бегала белая белка(Позировала она хорошо, но получилась плохо)
Камень на котором молились первые монахи
Попали мы и дальние пещеры, что тоже удается далеко не всем. Пещеры не освещены, надо идти со свечкой в руках, впереди монах с фонариком.
Фотография с монастырского сайта, нам фотографировать в пещерах не разрешили, да там и темнота полная.
Изначально монахи не только жили в пещерах, но и расширяли их - ныне длина "печор" около 200 метров, они представляют собой 7 улиц, и делятся на 3 разных некрополя: Старобратский, Новобратский и некрополь мирян, где покоятся герои войн и представители знатных родов - Бутурлины, Пушкины, Татищевы, Мусоргские, Суворовы, Плещеевы, Кропоткины - все эти фамилии хотя бы частично связаны с Псковщиной. Там же покоится и сам игумен Корнилий. Многие мощи в пещерах - нетленные.
Особенность пещер - керамиды, то есть керамические плиты с рельефными надписями и изображениями, вставленные в стены, старейшие из которых относятся к 1530-м годам.
При выходе из пещер мы немного подождали монастырского звона и это еще одно чудо. Очепной звон.
Очеп - это жердь. Смысл в том, что есть колокола, они связаны между собой. К двум самым большим прикреплены жерди, к ним тянутся веревки. Звонарь начинает раскачивать веревку, находясь внизу на земле. Веревка же привязана не к языку, а к самому колоколу, к жерди этой. И колокол молча раскачивается, довольно долго. Начинаешь подозревать, что все, ничего не будет и в это время колокол достигает языка, раздается звон. Потом второй звонарь раскачивает второй колокол большой, звонов становится два. А эти колокола инерцией раскачивают малые, сцепленные с ними. В общем, это мегакруто и сохранилось видимо только в Печорах. Звон называется очепной.
Это европейская технология звона: статичный язык и качающийся колокол (в России было наоборот - статичный колокол и качающийся язык). Кстати, колокола в Псково-Печорском монастыре сохранились подлинные. Звонница построена в 1523 году, и по своему устройству это типичная псковская звонница, к тому же крупнейшая на Псковщине.
Звон оповещал о начале службы в соборе в Михайловском соборе.
Вон он на горе над домом настоятеля.
Это и самая поздняя из крупных монастырских построек - храм был возведён в 1816-1827 гг. по проекту Л. Руска, и является памятником героям Отечественной войны 1812 года.
Псково-Печерский монастырь уникален еще и тем, что он ни разу за всю историю не закрывался, даже в 1930-е годы, так как был на территории Эстонии (хотя обитель и переживала в это время упадок). После войны многие монахи были репрессированны, но сам монастырь остался. И здесь почти всё - подлинное.
Всё, наш день подошел к конце, напоследок выглянуло закатное солнце.
Уезжаем и заканчивается чудесный день.