ЗФБ-2017: выложены тексты R-NC-17

НРКмания

Форум любителей сериала "Не родись красивой" и не только
Текущее время: 20 фев 2017, 12:34

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 18 окт 2015, 23:48 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 апр 2009, 17:48
Сообщения: 214
Решила открыть тут тему о том, как развивать свои творческие способности, как научиться писать интересные книги. Буду приносить сюда статьи о методах тренировок, о литературных приемах и играх. По-моему, это интереснo и полезнo :-)

Уровень литературного мастерства


Нулевой уровень: человек осиливает письма в стиле: "Здравствуй, дорогая бабушка. Я живу нормально. Пришли, пожалуйста, денег".

Первый уровень: человек в состоянии запротоколировать поток мыслей и озаглавить его "роман".

Второй уровень: у произведения появляется начало, середина и конец. Сюжет и герои списаны с любимых произведений из детства. Ни одной свежей мысли.

Третий уровень: автор научился выстраивать более-менее любопытный сюжет, но докопаться до его сути не в состоянии никто, кроме мамы (которой автор заранее пересказал все на словах). Теоретически, произведение уже можно отредактировать - если убрать все длинноты, несмешной юмор и пространные диалоги. Наибольший интерес в тексте представляют "перлы": "По свидетельствам очевидцев, генерал имел сношения с женщинами и имел трех сыновей".

Четвертый уровень: автор научился писать "легко". Теперь он уже заимствует не у классиков приключенческой литературы, а у блоггеров и шутников с сайта anekdot.ru. Выходит довольно мило. На этом уровне автор начинает издаваться.

Пятый уровень: автор научился креативить. У него появляется собственный, легко узнаваемый стиль. В романе присутствуют две-три оригинальные идеи. Главные герои выглядят вполне достоверно.

Шестой уровень: автор научился писать красиво. Некоторые его фразы становятся крылатыми. Он в совершенстве владеет искусством метафоры и умеет тонко шутить. Его романы - это реальный, дышащий мир, населенный героями из плоти и крови.

Седьмой уровень: автор привносит нечто новое в литературу. Прочитав его книгу, уже невозможно смотреть на мир прежними глазами. Иногда писатели перескакивают с пятого сразу на седьмой уровень - в случае, если их книги посвящены насущным социально-экономическим темам. Их произведения попадают в школьную программу, но когда уровень злободневности спадает, ради удовольствия их читают только профессиональные историки.

:girl_sigh:


Последний раз редактировалось nezabudka 19 окт 2015, 00:16, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18 окт 2015, 23:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 апр 2009, 17:48
Сообщения: 214
Как реагировать на критику


Новичкам жизненно необходимы критики, но не абы какие, а начитанные, доброжелательные и искренние. Члены семьи — это не всегда удачный вариант. Они любят нас и не видят в наших произведениях коммерческий продукт. Исключения попадаются довольно редко.

Не ищите тех, кто будет хвалить вашу книгу — эти люди не способствуют развитию. Самый лучший критик — это тот, кто разберет произведение по косточкам и пояснит, что ему показалось удачным, а что — не очень. При этом он не будет голословен и не станет приклеивать ярлыки ни вам, ни вашей работе. Он будет стараться помочь вам довести книгу до ума.

Самый худший критик — неудачливый злобный литератор. Он и сам ничего не добился (по большей части из-за лени и веры в мифический талант), и другим не способен помочь. Он плохо начитан, и потому у него отсутствует вкус, он никогда не учился литературному мастерству, поэтому не знает, что такое писательская техника. Но он вполне способен закатывать глаза и брезгливо поводить плечами. Такие деятели лишь самоутверждаются за счет новичков.

Постарайтесь, чтобы вашу рукопись прочитали несколько человек: что упустит один, заметит другой. Но все бета-ридеры (именно так называют первичных критиков) должны входить в вашу целевую аудиторию. Сентиментальный роман не стоит показывать офицеру-десантнику, а крутой боевик не оценит дама, влюбленная в викторианскую эпоху.

Я не советую выставлять рукопись в интернет и просить народ покритиковать. Во-первых, вы не знаете, кто именно откликнется на ваш призыв — нередко на литературных форумах обитают не совсем адекватные люди. Во-вторых, сырая рукопись создаст вам славу графомана. В третьих, книга может разойтись по Сети — и вы уже не сможете контролировать ее судьбу.

Иногда даже стоит нанять профессионала, чтобы он раскритиковал ваше произведение. Грамотный разбор полетов — это уникальная возможность научиться чему-то новому.

Опросник для бета-ридера

Можно попросить бета-ридера дать оценку рукописи по следующим параметрам:

1. Изначальный интерес к книге — исходя из аннотации;

2. Уровень языка;

3. Интерес к развитию темы/сюжета;

4. Насколько просто отслеживать различные сюжетные линии? Не возникает ли ощущения путаницы в событиях?

5. Темп произведения. Нет ли ощущения затянутости или напротив — излишней торопливости?

6. Интерес к героям как к личностям. Насколько привлекательных персонажей удалось создать?

7. Логика повествования;

8. Новизна идей/информации, почерпнутой в книге;

9. Вероятность рекомендации друзьям;

10. Общая оценка произведения по пятибальной шкале.


Писатель в роли критика

Иногда мы сами выступаем в роли критиков, особенно когда видим, что автор делает что-то не то — или "то", но можно сделать лучше. Стоит или не стоит говорить об этом?

Смотря с какой целью. Если цель — показать собственную образованность, то не стоит. В ту же секунду вы получите ответный удар и только зря потратите время и нервы.

Вот примерный сценарий такого разговора:

Критик: Вы уж постыдились бы такую лажу писать. Вы что, не видите, что у вас *** и ***? (Обязательные условия: тон язвительный, заявление делается публично, работа ведется не на автора, а на зрителей).

Автор: Батенька, вы головку-то остудите. У меня вот и вот, потому что ***.

Далее идет нудный обмен любезностями, плавно переходящий в трамвайное хамство.

Автор в душе, может, десять раз согласен с критиком, но тут идет борьба за принцип. Раз "наших бьют", надо защищаться.

Что произойдет, если критик будет работать на автора?

• Он пощадит его самолюбие и никогда не будет критиковать новичка публично.

• Тон будет доброжелательный, и автор сразу поймет, что ему хотят помочь.

• Критик скажет, что ему кажется, что так будет лучше, и объяснит, почему.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 окт 2015, 00:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 апр 2009, 17:48
Сообщения: 214
Самые избитые темы в литературе


Есть несколько сюжетов, которые непонятно почему бередят сердца начинающих авторов. Независимо друг от друга писатели создают романы, очень похожие друг на друга по содержанию:

1. Ангел хочет жениться. Прекрасный ангел попадает на землю и влюбляется во что-то земное и смертное. Альтернативный вариант: вместо ангелов -- вампиры.

2. Жизнь не удалась или Поймите меня кто-нибудь. Главный герой списывается с автора, но наделяется еще недюжими сексуальными способностями. Он непонятый, одинокий и гордый как Печорин. Только работает либо инженером, либо дизайнером. Сюжет: череда пьянок, случайных связей и проблем на работе. Кончается чем-нибудь вроде: "Он стоял на мосту и смотрел на звезды".

3. Меч Фаберже. Все гоняются за каким-нибудь алмазом, мечом или волшебной лопатой, которой загребают деньги. Артефакт, как водится, способен изменить ход истории. Главный герой желает использовать его во благо, злодей -- во зло.

4. Бог из-за бугра. Главный герой переносится в параллельный мир и там становится богом, королем, богатырем, волшебником (нужное подчеркнуть).

5. Любовь офис-менеджера. Живет себе девушка, все у нее есть -- образование, работа, красота внешняя и внутренняя. Только любви нет. Но тут появляется ОН -- красавец с деньгами и проблемами. Обязательное условие: наличие разбитной подруги-советчицы.

6. Герцогиня-ударница. Она умна не по годам и не по эпохе. Разоблачает международные заговоры, спасает Родину и любит подкаченного гусара, благородного, как кот Леопольд.

7. Советский семейный союз. Улицкая и Рубина слишком вкусно рассказывают семейные байки из 1940-1960-х: так и тянет увязаться за ними. Коммуналки, никакие герои, отсутствие диалогов и обилие прилагательных.

8. Конь бледный в темном подвале. Апокалипсис наступил, люди либо вымерли, либо превратились в мутантов. Жить грустно, остается только одно: ходить по подземельям с пулеметом. Книга является сиквелом компьютерных стрелялок.

9. Замуж за иностранца. Описывается знакомство, мытарства по посольствам и долгожданная любовь. Понятно, что автору хочется поделиться своим счастьем. Беда в том, что таких "невероятных" историй в каждом издательстве -- завались. Миграция приобрела массовый характер -- ничего не поделаешь.

10. Следствие ведет дилетант. Убийство не трогает, мотивации невероятны, герои неправдоподобны. Непременное условие: автор никогда не работал в правоохранительных органах. Книга имеет то же отношение к литературе, что и кроссворд.

11. Всемирный заговор сержантов милиции. Враг не дремлет -- не важно какой: масоны, шпионы, янки или анонимные алкоголики. Миру вообще и Родине в частности грозит смертельная опасность. И тут появляется отставной Как-бы-бэшник Добрыня Шерлокович Суперменов. Читатель может спать спокойно. Уже на второй странице.

12. Грязные портянки политики. Профпригодность к написанию романов о продажных политиках определяется так: автор должен видеть политиков только по телевизору и в тревожных снах. Тогда его незамутненный глаз различит всю подноготную Давоса, швейцарских банков и американкого Сената. Знание иностранных языков, изучение истории и путешествия по миру строго воспрещаются.

:-) :girl_sigh:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 окт 2015, 00:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 апр 2009, 17:48
Сообщения: 214
Типичные ошибки при написании детективов

Источник: Форум сайта издательства "Эксмо"


1) Читатель должен иметь равные с сыщиком возможности для разгадки тайны преступления. Все ключи к разгадке должны быть ясно обозначены и описаны.

2) Читателя нельзя умышленно обманывать или вводить в заблуждение, кроме как в тех случаях, когда его вместе с сыщиком по всем правилам честной игры обманывает преступник.

3) В романе не должно быть любовной линии. Речь ведь идет о том, чтобы отдать преступника в руки правосудия, а не о том, чтобы соединить узами Гименея тоскующих влюбленных.

4) Ни сам сыщик, ни кто-либо из официальных расследователей не должен оказаться преступником. Это равносильно откровенному обману – все равно как если бы нам подсунули блестящую медяшку вместо золотой монеты. Мошенничество есть мошенничество.

5) Преступник должен быть обнаружен дедуктивным методом – с помощью логических умозаключений, а не благодаря случайности, совпадению или немотивированному признанию. Ведь, избирая этот последний путь, автор вполне сознательно направляет читателя по заведомо ложному следу, а когда тот возвращается с пустыми руками, преспокойно сообщает, что все это время разгадка лежала у него, автора, в кармане. Такой автор не лучше любителя примитивных розыгрышей.


6) В детективном романе должен быть детектив, а детектив только тогда детектив, когда он выслеживает и расследует. Его задача состоит в том, чтобы собрать улики, которые послужат ключом к разгадке, и в конечном счете укажут на того, кто совершил это низкое преступление в первой главе. Детектив строит цепь своих рассуждений на основе анализа собранных улик, иначе он уподобляется нерадивому школьнику, который, не решив задачу, списывает ответ из конца задачника.


7) Без трупов в детективном романе просто не обойтись, и чем натуралистичней труп, тем лучше. Только убийство делает роман достаточно интересным. Кто бы стал с волнением читать три сотни страниц, если бы речь шла о преступлении менее серьезном! В конце концов, читатель должен быть вознагражден за беспокойство и потраченную энергию.


8) Тайна преступления должна быть раскрыта сугубо материалистическим путем. Совершенно недопустимы такие способы установления истины как ворожба, спиритические сеансы, чтение чужих мыслей, гадание, и т.д., и т.п. У читателя есть какой-то шанс не уступить в сообразительности детективу, рассуждающему рационалистически, но, если он вынужден состязаться с духами потустороннего мира, он обречен на поражение ab initio.


9) Должен быть только один детектив, то бишь только один главный герой дедукции, лишь один deus ex machina. Мобилизовать для разгадки преступления умы троих, четверых или даже целого отряда сыщиков – значит не только рассеять читательское внимание и порвать прямую логическую нить, но и несправедливо поставить читателя в невыгодное положение. При наличии более чем одного детектива читатель не знает, с которым из них он состязается по части дедуктивных умозаключений. Это все равно что заставить читателя бежать наперегонки с эстафетной командой.


10) Преступником должен оказаться персонаж, игравший в романе более-менее заметную роль, то есть такой персонаж, который знаком и интересен читателю.


11) Автор не должен делать убийцей слугу. Это слишком легкое решение, избрать его – значит, уклониться от трудностей. Преступник должен быть человеком с определенным достоинством – таким, который обычно не навлекает на себя подозрений.


12) Сколько бы ни совершилось в романе убийств, преступник должен быть только один. Конечно, преступник может иметь помощника или соучастника, но все бремя вины должно лежать на плечах одного человека. Надо предоставить читателю возможность сосредоточить весь пыл своего негодования на одной-единственной черной натуре.


13) В истинно детективном романе неуместны тайные бандитские общества, всякие там каморры и мафии. Ведь захватывающее и по-настоящему красивое убийство будет непоправимо испорчено, если окажется, что вина ложится на целую преступную компанию. Разумеется, убийце в детективном романе следует дать надежду на спасение, но позволить ему прибегнуть к помощи тайного сообщества – это уже слишком. Ни один первоклассный, уважающий себя убийца не нуждается в подобном преимуществе.


14) Способ убийства и средства раскрытия преступления должны отвечать критериям рациональности и научности. Иначе говоря, в детективный роман нельзя вводить псевдонаучные, гипотетические и чисто фантастические приспособления. Как только автор воспаряет, на манер Жюля Верна, в фантастические выси, он оказывается за пределами детективного жанра и резвится на неизведанных просторах жанра приключенческого.


15) В любой момент разгадка должна быть очевидной – при условии, что читателю хватит проницательности разгадать ее. Под этим подразумевается следующее: если читатель, добравшись до объяснения того, как было совершено преступление, перечитает книгу, он увидит, что разгадка, так сказать, лежала на поверхности, то есть все улики в действительности указывали на виновника, и, будь он, читатель, так же сообразителен, как детектив, он сумел бы раскрыть тайну самостоятельно, задолго до последней главы. Нечего и говорить, что читатель сообразительный частенько именно так и раскрывает ее.


16) В детективном романе неуместны длинные описания, литературные отступления и побочные темы, изощренно тонкий анализ характеров и воссоздание атмосферы. Все эти вещи несущественны для повествования о преступлении и логическом его раскрытии. Они лишь задерживают действие и привносят элементы, не имеющие никакого отношения к главной цели, которая состоит в том, чтобы изложить задачу, проанализировать ее и довести до успешного решения. Разумеется, в роман следует ввести достаточно описаний и четко очерченных характеров, чтобы придать ему достоверность.


17) Вина за совершение преступления не должна взваливаться на преступника-профессионала. Преступления, совершаемые взломщиками или бандитами, расследуются управлением полиции, а не писателем-детективщиком и блестящими сыщиками-любителями. По-настоящему захватывающее преступление – это преступление, совершенное столпом церкви или старой девой, известной благотворительницей.


18) Преступление в детективном романе не должно оказаться на поверку самоубийством или несчастным случаем. Завершить одиссею выслеживания подобным спадом напряжения – значит, одурачить доверчивого и доброго читателя.


19) Все преступления в детективных романах должны совершаться по личным мотивам. Международные заговоры и военная политика являются достоянием совершенно другого литературного жанра – например, романа шпионского или остросюжетного. Детективный же роман должен оставаться в уютных, домашних рамках. Он должен отражать повседневные переживания читателя и в известном смысле давать выход его собственным подавленным желаниям и эмоциям.


20) И, наконец, последний пункт: перечень некоторых приемов, которыми теперь не воспользуется ни один уважающий себя автор детективных романов. Они использовались слишком часто и хорошо известны всем истинным любителям литературных преступлений. Прибегнуть к ним – значит, расписаться в своей писательской несостоятельности и в отсутствии оригинальности.

а) Опознание преступника по окурку, оставленному на месте преступления.

б) Устройство мнимого спиритического сеанса с целью напугать преступника и заставить выдать себя.

в) Подделка отпечатков пальцев.

г) Мнимое алиби, обеспеченное при помощи манекена.

д) Собака, которая не лает и позволяет сделать в силу этого вывод, что вторгшийся человек не был незнакомцем.

е) Возложение под занавес вины за преступление на брата-близнеца или другого родственника, как две капли воды похожего на подозреваемого, но ни в чем не повинного человека.

ж) Шприц для подкожных инъекций и наркотик, подмешанный в вино.

з) Совершение убийства в запертой комнате уже после того, как туда вломились полицейские.

и) Установление вины с помощью психологического теста на называние слов по свободной ассоциации.

к) Тайна кода или зашифрованного письма, в конце концов разгаданная сыщиком.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 окт 2015, 19:13 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 апр 2009, 17:48
Сообщения: 214
Как преодолеть творческий кризис


Творческий кризис — состояние, когда автор, как бы он ни хотел, не способен написать ни строчки, поскольку ничего нового и оригинального в голову не лезет. Это не глобальный кризис, а временное состояние, которое все авторы время от времени переживают.

Как можно выйти из подобного состояния? Дам три совета, которые помогают мне:

1. Часто причиной возникновения писательского блока является страх. Страх перед неизвестностью. Опасение, что произведение не получится. Боязнь, что будет хуже, чем вы могли бы написать.

Чтобы избавиться от страха, отбросьте все оценивающие суждения. Разрешите себе писать плохо! Неважно, что сейчас не всё получается. Всё равно позднее вернётесь и исправите написанное.

Полностью освободитесь от эмоциональной зависимости писать хорошо с первого раза. Даже гении так не писали. Кажется, Гоголь мог одну и ту же строчку по 70 раз переписывать. А чем вы хуже? Пишите, как пишется. И не переживайте по поводу качества. За шлифовку возьмётесь позднее, когда будете редактировать рукопись.

2. Ещё одна причина писательского блока — отсутствие информации. Aвтор пишет, пишет и вдруг — "стоп кран": нет идей для продолжения. Что можно сделать? Исследовать возникшую проблему в контексте места, времени и характера персонажей. Посмотрите, всё ли вы знаете о своих героях? Каков их характер, достоинства и недостатки? Если герои обладают определёнными качествами, то несложно определить, как персонажи должны вести себя в той или иной ситуации.

Если события происходят в далёкой исторической эпохе, убедитесь, что вы знаете достаточно об этом времени. Почитайте исторические книги, учебники, романы. Расширяйте знания!

Если сцена должна произойти в определённом месте, представьте его. Нарисуйте план местности или здания. Что там делают ваши персонажи? Как они появляются и куда уходят? Исследуйте все детали, факты и возможности.

Собирайте как можно больше информации. Больше информации — больше идей.

3. Никаких отговорок. Никаких завтра. Начните здесь и сейчас. Просто садитесь и пишите.

Установите лимит: 1, 3, 5 или десять страниц в день. Определите срок, когда вы должны закончить книгу или сценарий. Если не укладываетесь, ничего страшного. Перенесите дату на более удобный день. Не забывайте про мотивацию. Поощряйте себя. Напоминайте, что сможете получить, когда закончите работу. Возможно, вы — гений, чьи произведения стоят не только больших денег, но и Оскара, и Букера, и даже Нобелевской премии. Но если вы свой сценарий или книгу не закончите, то никто никогда не узнает о вашем таланте, и никто никогда не сможет оценить те идеи, которые вы намереваетесь предложить миру.

Всё в ваших руках.

Дополнение:

перевертыш - прием, который помогает преодолеть ступор, когда сидишь перед экраном и понятия не имеешь, что писать дальше.

Например, героиня приходит на встречу с новым человеком. Автор чувствует, что этот "новый" получается блеклым и безвкусным, как недожаренный кабачок. Он и по сюжету должен быть таким - не особо интересной личностью; героине скучно и вся сцена выходит вялой.

А что, если сделать "перевертыш"? Смотрим на мир глазами не героини, а именно этого "новичка" - под это дело можно расписать его внутренний мир (возможность вставить несколько любопытных историй), плюс показываем героиню с неожиданного ракурса. "Новичок" ее недолюбливает. А за что? А как он себя с ней ведет?

И пошло-поехало.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 окт 2015, 19:17 
Не в сети
Ягодка
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 июн 2015, 18:50
Сообщения: 543
Откуда: Россия, г. Москва
nezabudka писал(а):
Как преодолеть творческий кризис
Спасибо! Вот эта интересная статейка и главное актуальная для авторов! :-)

_________________
"Женщины – удивительные существа... Чем больше они страдают, тем больше они любят". ©


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 окт 2015, 23:43 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 апр 2009, 17:48
Сообщения: 214
Romashka писал(а):
nezabudka писал(а):
Как преодолеть творческий кризис
Вот эта интересная статейка и главное актуальная для авторов! :-)


Ну да, я понимаю. Постараюсь сюда приносить статьи, полезные для непрофессиональных авторов. Подобных статей много раскидано в интернете, но надо искать, я подумала, что неплохо было бы их собрать тут. Есть статьи, написанные для профессионалов, которые очень подробно описывают процесс написания книг, углубляются, дают конкретные советы, а тут, я думаю, нам нужны статьи попроще, поинтересней, как для любителей. Правда же? :-)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 окт 2015, 23:48 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 апр 2009, 17:48
Сообщения: 214
Как создать интересный персонаж в книге


Героем художественного произведения может быть кто угодно — от таракана до Отца, Сына и Святого Духа. Но мы полностью вживаемся только в тот образ, который напоминает нас самих — то есть имеет такие человеческие признаки как характер, привычки, достоинства, недостатки, воспоминания, мечты, планы на будущее и т.п. Если ваша героиня отличается лишь бархатистой кожей и упругостью форм, то читать о ней будет интересно только заключенным, которые уже забыли, как выглядит настоящая женщина.

Сколько героев должно быть в романе? Столько, сколько вы можете удержать. В "Войне и мире" Льва Толстого более двухсот поименно названных персонажей. В сказке о цапле и журавле — всего два.

Считается, что три — оптимальное количество главных героев в жанровом романе. Один персонаж — нехватка конфликтных ситуаций: читателю будет сложно сопереживать ему. Два — уже лучше, но необходим кто-то еще, кто привнесет хаос в отношения между двумя главными героями. Три — в самый раз.

Но даже интеллектуальный роман и мейнстрим не стоит перенаселять. Если читатель начинает путаться в героях и забывать, кто есть кто, — это плохой знак.

Когда читатель всем сердцем принимает героя, он испытывает:

• симпатию — одобрение и сочувствие;

• эмпатию — читатель легко представляет себя на его месте.

Для того, чтобы это произошло, персонаж должен быть обаятельным. Князь Болконский, Карлсон, Кот Бегемот — всех этих и других запоминающихся героев объединяет следующее:

• достоверность — они описаны так, что читатель словно воочию видит их;

• уникальность — автор сумел создать образ, непохожий ни на один другой;

• привычки, слова и стиль поведения героев хочется копировать.

Персонажи таким образом справляются со своими проблемами, что это вызывает восхищение. Вживаясь в удачный литературный образ, читатель чувствует себя умнее, сильнее, харизматичнее — его жизнь наполняется новыми красками. И эту иллюзию другого "я" уже не хочется отпускать.

Многие считают, что идеальный герой — это простой человек. Поэтому в рукописях, приходящих в издательство, так много безликих девушек, ищущих любви, и скучных мужчин с кризисом среднего возраста. А еще больше — персонажей, страдающих запоями и психозами. Дело в том, что авторы подобных произведений занимаются не литературой, а самолечением — они описывают себя и свои проблемы.

Один из ведущих американских литературных агентов Дональд Маасс предлагает авторам представить, что они едут в поезде. С кем им хочется оказаться в купе на ближайшие десять часов — с ярким остроумным человеком или с унылым невротиком? То-то и оно. Если мы хотим, чтобы люди провели с нашими героями десять часов (а именно столько в среднем читается книга), герои должны быть интересными.

Речь не идет о персонажах вроде Супермена или Бэтмана. Речь об обаянии. А герой может быть хоть дурачком вроде Форреста Гампа, хоть мизантропом вроде доктора Хауса.

Дональд Маасс дает интересную идею — как показать героя, обладающего качествами, которые сложно передать словами (красота, властность, слава и пр.):

Если мы начнем описывать прекрасную девушку стандартным путем — какого цвета у нее глаза и какие волосы, — все это будет смахивать на шаблон. Но если мы покажем ее глазами другого персонажа, опишем его эмоции — что он испытывает, глядя на героиню, — то сцена заиграет совсем по-другому. Главное — сделать акцент на субъективном восприятии.

То же самое с царями и прочими великими: продемонстрируйте не властное лицо, не благородную посадку головы, а чувства другого героя, который приходит в трепет при виде властелина.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 окт 2015, 23:49 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 апр 2009, 17:48
Сообщения: 214
Архетипы литературных героев


Тами Коуден, Каро ЛаФевер и Сью Видерс в книге "Герои и героини" подразделяют всех литературных персонажей на следующие архетипы:

Мужские:

1) Начальник — все контролирует, требует повиновения и уважения. Цель для него оправдывает средства. В качестве примера можно привести дона Корлеоне из "Крестного отца" М. Пьюзо.

2) Плохиш — умен и харизматичен. В прошлом с ним приключилось несчастье и это серьезно повлияло на него. Общество обвиняет Плохиша во всех смертных грехах, но он никогда не оправдывается и никого не пускает в сердце. Плохиш рано становится мужчиной, постоянно бунтует, но его бунт — это средство самозащиты. В душе он добр и несколько сентиментален. Пример: Ретт Батлер из "Унесенных ветром" М. Митчелл.

3) Лучший друг — стабильный, миролюбивый, всегда готов прийти на помощь. Нередко он разрывается между долгом и собственными желаниями. Пример: Кристофер Робин в "Винни-Пухе" А. А. Милна.

4) Очаровашка — креативен, остроумен, постоянно манипулирует людьми. Он может найти ключ к любому сердцу и знает, как ублажить толпу. Очаровашка — актер, он постоянно играет в своем собственном театре. Пример: Остап Бендер в "12 стульях" И. Ильфа и Е. Петрова.

5) Потерянная душа — живет прошлыми ошибками. Ранимый, проницательный, он видит людей насквозь. Он одинок и нелюдим и зачастую не вписывается ни в какое общество. Пример: Эдичка из "Это я, Эдичка" Э. Лимонова.

6) Профессор — весь погружен в работу. Он эксперт — зачастую со странностями. Его кредо: логика и знания. Пример: Шерлок Холмс из рассказов А. Конан Дойла.

7) Искатель Приключений — не умеет сидеть на одном месте. Он бесстрашен, изобретателен и эгоистичен. Его любопытство ненасытно, он ненавидит теорию и всегда хочет докопаться до истины — даже если это сопряжено с опасностью. Он вдохновляет других и самостоятельно решает проблемы. Пример: Джеймс Бонд из "Казино Рояля" Яна Флеминга.

8) Воин — благородный, принципиальный и суровый. Он не знает пощады в погоне за справедливостью. Деньги и власть имеют для него второстепенное значение. Он честен и настойчив. Мстит врагам или спасает красоток. Пример: Эдмон Дантес из "Графа Монте-Кристо" А. Дюма.

Женские:

1) Начальница — требует к себе внимания и уважения. Она резкая, предприимчивая и высокомерная. Пример: Царевна Софья из "Петра I" А. Толстого.

2) Соблазнительница — умна и красива, знает, как привлечь внимание мужчин. Она цинична и зачастую манипулирует людьми. Ценит друзей за то, что они могут ей дать. Использует свою привлекательность как оружие. Всегда играет роль. Пример: Лолита из одноименного романа В. Набокова.

3) Отважная девчонка — цельная натура, искренняя, добрая и дружелюбная. У нее отличное чувство юмора, на нее можно положиться. При этом она скептична и совершенно не умеет ценить себя. Ее все любят. В трудных ситуациях она всегда протянет руку помощи. Храбрая и стойкая. Пример: Наташа Ростова из "Войны и мира" Л. Толстого.

4) Безбашенная — эта дама эксцентрична, болтлива и импульсивна. Она склонна преувеличивать, легко отвлекается и верит любому вранью. Дисциплины никакой. К традициям равнодушна. Все хочет попробовать сама и зачастую принимает решения на основе эмоций. Пример: Алиса из "Алисы в Стране чудес" Л. Кэрролла.

5) Белая и пушистая — наивная, трогательная, чистая душа. Ее легко убедить и легко обидеть. Она пассивна и постоянно нуждается в принце на белом коне. Часто влюбляется не в того, защищает себя только в отчаянных ситуациях. Всех понимает и всех принимает. Пример: Золушка из одноименной сказки Ш. Перро.

6) Библиотекарша — умница, книгочей. Настойчивая, серьезная, на нее можно положиться. Она необщительна и старается прятать свои чувства от окружающих. Перфекционист. Считает себя некрасивой и даже не пытается никого соблазнить. Живет в собственном мире, любит учиться. Нередко в ее душе кипят нешуточные страсти. Пример: мисс Марпл из детективов Агаты Кристи.

7) Крестоносец — борется за правое дело. Смелая, решительная, упрямая. Быстро выходит из себя. Увлечена делом и часто забывает о близких. Она не пойдет на свидание, если на тот же день назначен марш протеста. Ее цель всегда важнее личных переживаний. Пример: мать Искры из романа "Завтра была война" Б. Васильева.

8) Утешительница — может справиться с любой задачей. Она утешит, поцелует и даст совет. У нее железные нервы, но она не выносит одиночества. Ей требуется, чтобы в ней нуждались. Лучше всего чувствует себя в семье и среди близких друзей. Легко идет на компромиссы. Часто незаслуженно страдает. Альтруист, идеалист и бытовой мудрец. Пример: Пелагея Ниловна из романа "Мать" М. Горького.

Архетип бывает чистым, а бывает смешанным, с какой-либо доминантой. Например, Оксана из "Ночи перед Рождеством" Н. Гоголя — начальница и соблазнительница.

Бывает, что герой постепенно меняет свой архетип: Наташа Ростова начинает как отважая девчонка, а заканчивает в амплуа утешительницы.

Архетип не стоит путать со штампами, когда вместо определенного типажа личности мы получаем готовый персонаж с абсолютно предсказуемым поведением.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 окт 2015, 23:51 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 апр 2009, 17:48
Сообщения: 214
Штампы героев


• Напарник героя — не такой умный, не такой блестящий, как главный герой, но не лишенный некоторых достоинств. Его функция — оттенять героя.

• Любимая крутая женщина — у нее длинные ноги и быстрая реакция. Она прикроет в бою и поцелует в конце.

• Мудрец — в трудную минуту герой приходит к нему и получает нужные сведения и наставления.

• Жулик — второстепенный или третьестепенный герой, который все время пытается извлечь выгоду для себя. Часто меняет убеждения и стороны. Труслив и жаден.

• Оружейник — тот, кто дает герою оружие против врагов.

• Волшебный помощник — в народных сказках эту роль выполняли всевозможные Трое-из-ларца-одинаковы-с-лица, Серый Волк и Золотая рыбка. В современной прозе роль волшебников играют компьютерные гении, знакомые ученые и т.п.

• Шлюха — пытается соблазнить героя. Обычно добра по натуре.

• Старенькая мама — простая и любящая. Ее хочется взять под защиту. Как правило, вызывает умиление и жалость, но не уважение.

• Женщина-стерва — поначалу она ругается с главным героем, а потом влюбляется в него.

• Предатель — притворяется верным другом, а потом в самый неподходящий момент предает героя.

• Роковая женщина — предлагает любовь, но связь с ней неизменно оборачивается бедой.

• Ложный кумир — поначалу герой его обожает, а потом оказывается, что кумир того не стоит.

• Злодей, которому нужна власть над миром.

• Глупые помощники злодея — комические персонажи, которые вечно все путают, роняют и не могут одолеть главного героя даже вдесятером.


Из фольклора в литературу перекочевали и следующие клише:

Большой и сильный = простоватый

Старый = мудрый

Ребенок = беззащитный, положительный

Бывший офицер = немногословный, суровый, худой, способный на убийство

Бывший солдат = балагур, хитрец, хороший рассказчик

Стражник, охранник = туповатый

Ученый, профессор = чокнутый, рассеянный

Человек в очках = хилый, слабовольный

Иностранец = коварный или ничего не понимающий в жизни

Красивый = хороший, уродливый = плохой (Кстати, старайтесь не перенаселять роман красавцами и красавицами. В реальной жизни красивых людей мало).

Как и с сюжетными штампами, со штампами героев надо быть очень осторожными. В мейнстрим и интеллектуальную прозу их лучше вообще не допускать. В жанровой литературе использовать только тогда, когда вы можете наделить штампованных героев какими-то уникальными чертами. Особое внимание стоит обратить на злодеев. Если одна сторона в конфликте будет плохой, а другая хорошей по определению, мы получим неправдоподобный сюжет и картонных героев. У каждого персонажа должны быть причины поступать так, а не иначе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 окт 2015, 23:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 апр 2009, 17:48
Сообщения: 214
Досье на героя


Чтобы образ получился достоверным, автор должен четко представлять себе все нюансы биографии и психологии героя. Составьте на него досье:

• Ф.И.О. или прозвище.

• Почему его так назвали? Связана ли с именем персонажа какая-либо история?

• День рождения. Астрологический знак — если это имеет отношение к делу.

• Внешность: фигура, лицо, зубы, руки.

• Манера одеваться.

• Жестикуляция, громкость голоса.

• Темперамент: кто ваш герой — холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик?

• Его отношение к окружающим: все люди — родные братья? Или двоюродные? Или он ощущает себя сиротой?

• Отношение к сексу.

• Любовь для него — это...

• Его идеал женщины (мужчины)?

• Что он ценит в людях?

• Отношения с родственниками. Они у него есть? Кто именно?

• Он женат, разведен, вдов? Если у него есть бывшие, то что он думает о них?

• У него есть дети? Если да, то как у них складываются отношения?

• Место жительства — страна, город, район.

• Почему он живет здесь — он сам выбрал место жительства или его занесла сюда судьба?

• Как выглядит его жилище?

• Кто еще с ним живет? Жена, дети, соседи?

• На чем он перемещается?

• Что он любит? Что не любит?

• Каковы его привычки?

• Он сова или жаворонок?

• Вопросы гигиены: как часто он моется — раз в день? раз в неделю? когда идет дождь?

• Еда: что, сколько и когда он ест? Он гурман или всеядное животное?

• Имущество: счет в банке, дом в Малибу, дом в Простоквашине, земля на Луне?

• У него есть хобби?

• У него есть домашние животные?

• У него есть цель в жизни?

• О чем он мечтает? Пытается ли осуществить свои мечты?

• Он по натуре предприниматель или наемный работник?

• Уровень образования?

• Он читает книги? Смотрит телевизор? Ходит в кино? Слушает музыку? Посещает выставки? Что именно ему нравится?

• Что думают о нем друзья?

• Кем и где он работает? Ему нравится его работа? Если он не работает, то чем он заполняет свои дни?

• Он считает, что дети — это цветы жизни, злобные монстры, неопознанные ходячие объекты?

• Его отношение к религии.

• Его отношение к политике.

• Что он думает о своей расе и национальности?

• "Родина — это важно" или "Мой дом — планета Земля?"

• Где и в какой семье он родился? Краткая биография родителей.

• Кто его лучший друг?

• Что оказало на него самое большое влияние?

• Он курит, пьет, нюхает, колется? Если нет, то как относится к тем, кто это делает?

• У него есть враги? Если да, то кто именно?

• Как обстоят дела со здоровьем?

• За какие идеалы он готов умереть?

• В чем заключается его проблема в начале романа?

• Как он меняется на протяжении романа?

• Как читатели должны реагировать на появление этого персонажа?

• Почему он должен быть им интересен?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 29 ноя 2015, 07:57 
Не в сети
Человек из Кемерово
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 сен 2013, 16:58
Сообщения: 852
Откуда: Чудель
nezabudka, у вас нет в запасе статьи на тему "Как преодолеть творческую лень"?
Меня эта болезнь одолевает почти год. Симптомы: знаю о чем писать, знаю, как писать, в голове выстроился сюжет, определены герои, выстроены линии поведения, решены завязка, развитие, кульминация и завязка, НО лень не дает сесть и отстучать все задуманное на клавиатуре: мгновенно появляются неотложные дела.
Пытаюсь бороться с болезнью самостоятельно, даже бывают успехи, и лень отступает на полчаса-час. а потом вновь рецидив. Консультировалась с экспертом-филологом (и по совместительству моей сестрой), но ее вердикт не утешителен - болезнь врожденная, так лень родилась впереди меня.

_________________
- О, не клянись луною, в месяц раз меняющейся! Это путь к изменам. (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 29 ноя 2015, 16:21 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 июн 2013, 21:55
Сообщения: 322
Откуда: Харьков
У меня есть в запасе :)

Несколько способов собраться с мыслями и преодолеть творческий кризис

1. Настройтесь, что будете работать всего пять минут

Заставить себя работать несколько минут намного проще, чем несколько часов. Такой короткий промежуток времени можно перетерпеть даже пение Димы Билана (прошу прощения у фанатов, но для меня это, и впрямь, пытка=)). И в то же время, пяти минут вполне достаточно для того, чтобы начать. А дальше вы и втянетесь. Как вариант: назначить себе маленький объем, к примеру, двести знаков. Обычно, после этого уже не останавливаешься.

2. Поставить рядом таймер минут на пятнадцать

...и ничего не делать эти пятнадцать минут. Не разрешать себе ни музыку слушать, ни читать, ни, тем более, писать. Во-первых, руки зачешутся поделать хоть что-то (а у вас уже файл открыт для этого =)) Во-вторых, могут появиться идеи, что и как писать, и желание их срочно воплотить. Ведь известно, что идеи обычно появляются тогда, когда писать нет возможности.

3. Не пытаться достичь совершенства

Как известно, лучшее - враг хорошего. Пока вы стремитесь выбрать лучшую фразу из всех возможных, мысли улетают очень далеко и, как правило, больше не возвращаются. Лучше писать, как получается, а огранку фраз оставить на потом. У одного из маститых писателей был такой способ: начать писать белиберду, а потом постепенно перейти на нужную тему. Начало такой работы потом выкидывается.

4. Разделить на части

Бывает, что никак не можешь начать, представив сколько всего нужно переделать. В этом случае необходимо дать себе задание выполнить хотя бы малую ее часть: написать эпизод, разработать сюжетную линию, очертить характер... Такое задание пугает не так сильно, как "написать роман".

5. Убивать отговорки

Для многих обычная ситуация - встать с утра, потом поесть, погулять с собакой, заодно сходить в магазин, плюс, убраться в квартире и вынести мусор (это еще для тех, кому на работу ходить не надо), помыть машину, сходить в поликлинику, прочитать газеты, свежие новости, пройтись по форумам... и т.д и т.п. В общем, всего не переделать. Ясно, что все это - отговорки для того, чтобы не садиться за текст. Убивайте их на корню, пока они еще не появились. С самого начала дня составьте список: это я сделаю, и все. И постарайтесь, чтобы список дел закончился до того, как настанет время ложиться спать!

6. Писать утром

Те, кто пишет днем и вечером, имеют целый день, чтобы изобретать отговорки не писать. Секрет в том, чтобы писать, а не ждать.

7. Добавить поощрения

Любая рутинная работа утомляет, поэтому полезно добавить в свой график маленькие поощрения: чашку кофе, прогулку, любимую песню.

8. Следить за своим языком

Необходимо освободить язык и голову от таких слов, как "ступор", "писательский кризис", "отсрочка" и "хрень". Замените их на что-нибудь продуктивное. К примеру, "репетиция", "подготовка" или "планирование".

9. Отыскать "жилетку"

Всем нам необходим помощник, который любит нас безо всяких условий, который хвалит нас за усилия и продуктивность, а не за качество готового продукта. Слишком много критики писателя угнетает.

10. Постараться избавиться от ступора

Бренда Улэнд говорила: "все люди, которые пытаются писать, становятся беспокойными, зажатыми, натянутыми и превращаются в педантов, которые больше всего на свете боятся, что напишут нечто, что будет не так хорошо, как Шекспир". А Вильям Стаффорд добавлял, что: "так называемый "писательский ступор" есть результат дисбаланса между стандартами автора и качеством исполнения. Нужно понижать планку до тех пор, пока не преодолеешь психологический барьер перед письмом".
http://litkniga.ru/viewpage.php?page_id=8


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 май 2016, 23:38 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 июн 2013, 21:55
Сообщения: 322
Откуда: Харьков
http://ficwriter.info/stati/57-kak-napi ... -bety.html


Когда можно обойтись без беты?

Когда ты родился гением.

Когда ты окончил школу с одними пятерками и подорванным учебой здоровьем))).

А потом еще умудрился получить «красный» диплом в университете на филологическом факультете.

Когда ты освоил Word, и исправление орфографических и грамматических ошибок – не проблема!

Когда тебе сто лет, и за плечами годы писательского опыта.

Но есть случаи, когда все эти «когда» не помогают. (Кстати, обратили внимание на два недочета в этом предложении? Если нет, то эта статья – для вас).

Итак, поделюсь с вами некоторыми секретами проверки текста.

Начать лучше всего с поиска орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок, затем посмотреть – нет ли опечаток? А потом уж думать и решать, нужны ли вам некоторые слова?)))

1. Фикрайтер, безжалостно избавляйся от лишних, ничего не значащих слов.

«Показался какой-то мужчина с каким-то непонятным выражением лица».

«Странный человек зашел в странный подъезд странного дома».

«Совершенно недалеко виднелся темный лес».

«Он прислонился своей спиной к своему стулу и дотронулся до своего носа».

«Ее взгляд был обращен вверх, туда, где ее руки танцевали в воздухе, сливаясь с ее птицами».

«Просто она думала, что он просто не хочет с ней разговаривать».

Очень трудно избавляться от лишних местоимений, поэтому необходимо смотреть:

– к чему относится «их»?

– «все» – нужна ли детализация?

– не создает ли уклончивости «это»?

– не создает ли предательской двусмысленности «тут».

2. Вряд ли вам пригодятся такие вот глаголы, особенно в диалогах.

Перебил – не перебил;

Договорил – не договорил;

Хотелось – не хотелось;

Собирался – не собирался…

3. Замени «был», «были», «будет» на смысловые глаголы.

«Она была рада наступающему вечеру». / «Она радовалась наступающему вечеру».

4. Проверь одинаковость времен глаголов в одном абзаце.

«В тот день я съел яблоки с чувством собственного достоинства, и это чувство не позволило мне съесть все, три штуки я оставлю, чего раньше со мной не случалось и о чем я буду сожалеть весь остаток дня».

«В тот день я ел яблоки с чувством собственного достоинства, и это чувство не позволило мне съесть все, три штуки я оставил, чего раньше со мной не случалось и о чем я сожалел весь остаток дня».

5. Помни, что обилие причастных и деепричастных оборотов душит текст, делает его «сонным и апатичным», особенно в диалогах.

- Пойдем, - сказал хихикающий от души дед, поеживаясь от холода, пнув валенком кучку снега, выпавшего с утра.

А еще неплохо избегать в одном абзаце частого повторения «шей», «щей» и «вшей»:

«Мельчайшей пылью взлетали песчинки; щемящие звуки доносились из бывшей пустыни, утонувшей в первом дожде и исчезающей под натиском шумящей воды».

6. Использование отрицаний в описании иногда создает противоположную картину, которая вовсе и не замышлялась автором.

«Солнце не светило тускло, не прятало лучи; у Иванова не возникало чувства непереносимого мороза, напротив, он нежился с некоторым удовольствием, не замечая, как уходит небывалый день».

7. Лучше отсеивать вспомогательные глаголы. Вспомогательный глагол с инфинитивом делает фразу тяжелой, громоздкой. Избегайте пассивного залога!

«Ее кофточка казалась (была) белой…» / «Ее кофточка белела…»

«Будет расследовано», «будет вспоминаться…» и т.п.

8. В случае атрибуции глаголов – наречие не друг!

«Крикнул зловеще…»

«Униженно взмолилась…»

«Презрительно сказала…»

«Язвительно захохотал…»

«Покривился ехидно…» и.т.д.

9. Лучше убрать ненужные слова-связки (так называется, что называется, что) если они не нужны для передачи речи персонажа.

«Он рванулся стремительно, что называется, одним прыжком…»

10. Стоит осмотрительно относиться к словам: «видимо», «действительно», «однако», «впрочем» в речи автора.

«Действительно, перед моим домом находился небольшой сад. Впрочем, совсем, видимо, маленький. Однако гулять в нем было приятно».

И другие слова могут стать словами-паразитами:

- вообще

- итак

- в принципе

- было

- мол

- почему-то

- тем не менее

- все же

- скажем и др.

Уважаемые фикрайтеры, если вы будете проверять свой текст по плану, скоро это войдет в привычку, а через некоторое время вы перестанете делать подобного рода ошибки. И этим вы порадуете не только критиков, но и обычных читателей, которые перестанут запинаться, запоем читая ваши тексты и удивляясь, до чего вы славно умеете донести идею.

У меня есть еще секретики проверки текста. Хотите?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 май 2016, 23:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 июн 2013, 21:55
Сообщения: 322
Откуда: Харьков
Литература для писателей: дайджест-рейтинг - http://avtoram-com.livejournal.com/355970.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
РейСРёРЅРі@Mail.ru
Создать форум

| |

Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB

Сериал Не родись красивой и всё о нём История одного города Фанфики 13й сказки и не только