НРКмания

Форум любителей сериала "Не родись красивой" и не только
Текущее время: 23 апр 2024, 19:12

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 17 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 30 июл 2015, 20:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 22:34
Сообщения: 6556
Видимо так сложилось это лето, что надо собрать все впечатления по древним русским землям.

Наибольшее количество памятников домонгольской Руси сохранилось в Новгородских и Смоленских землях. Эти земли мало были затронуты монгольским нашествием.Там же есть свидетельства и дохристианской Руси, правда. в основном в виде раскопок. Дохристианских строений я не увидела, это были деревянные города и крепости, но раскопанных материальных свидетельств достаточно много, для того чтобы составить впечатления от этой эпохи.

Итак, Новгород и Старая Ладога и Смоленск и Гнездово

Я решила объединить эти две поездки , потому что логика возникновения и становления этих городов одинакова. Легендарный путь из Варяг в Греки, дал жизнь не только этим землям, но и всей русской государственности.
Изображение
Путь из Варяг в Греки проходил по рекам и лишь в некоторых местах волоком (пунктирная линия). Указаны ключевые поселения, связанные с его функционированием.

Я обещала рассказать о дохристианском периоде этих земель. Что было, почему появились Рюрики, как и когда сложился путь из Варяг в Греки.

Не буду касаться передвижений индоевропейцев до нашей эры и в начале нашей эры. Там много недоказанных домыслов, основанных на генетических кодах и лингвистических изысканиях.

По результатам раскопок признаки славянской культуры появляются в Смоленских и Новгородских землях только в 6-7 веках н.э. и это результат великого переселения народов, затронувших всю Европу. Пришли славянские племена с запада. Это совпадает с тем, что я слышала в Чехии и Моравии, там славяне тоже появились примерно в это время и как они говорят пришли с Балкан, примерно район Сербии.
Кривичи,населившие Смоленские и Псковские земли, сформировались в результате ассимиляции пришлыми славянами местных балтских и западнофинских племен, постепенно славянизированных. Об этом ярко свидетельствуют данные археологии. (VI век: Культура длинных курганов).До этого на этих землях археология показывает тушемлинскую культуру и народ, говоривший на балтских наречиях.

Гнездовские длинные курганы в 12 км от Смоленска, их там порядка 6000, обследовано около 1200.Это в основном ритуальные захоронения, в составе которых находят горшки с сожженным прахом и различные предметы ритуала захоронений.
Изображение
Сегодня Гнездово это важнейший источник информации о дохристианской Руси.
В Гнездове найден глиняный горшок с древнейшей русской надписью начала X века. Это самая старая из надписей на славянском языке, найденная на территории России.
Изображение
Я видела этот горшок, он находится в Смоленском историческом музее.


Западные кривичи создали Полоцк, а южные — Смоленск (Гнёздово), включенные в состав Древнерусского государства уже при преемнике Рюрика князе Олеге.
Но это произошло не ранее 10 века. Гнездово возникло раньше Смоленска( 11 век) и расположено в 12 км от Смоленска, вниз по течению Днепра. В районе Гнёздово проходил «путь из варяг в греки» — здесь располагался один из волоков между реками Касплей (левый приток Западной Двины, бассейн Балтийского моря) и Днепром (бассейн Чёрного моря).
В Гнездове в древности существовал огромный формирующийся город (протогород) с двумя укрепленными городищами, двумя селищами -посадами, крупнейшим в Европе курганным могильником и торговым портом. На данный момент у ученых, занимающихся раскопками в Гнёздове, не вызывает никакого сомнения факт присутствия там большого количества скандинавов. На основе материалов погребений, скандинавы составляли не менее четверти населения Гнёздова.

О скандинавах речь идет и в Старой Ладоге. Но если в Гнездове скандинавы являются лишь частью населения, то Старая Ладога основана скандинавами- норманнами.

Старая Ладога.
Изображение
Изображение
Село Старая Ладога в Ленинградской области, расположено на 190 км выше Новгорода по течению реки Волхов и ближе к Ладожскому озеру.
В 2003 году древний город отпраздновал свое 1250-летие.
Изображение
Археологические раскопки, произведенные на территории Старой Ладоги, показали, что первое поселение было основано здесь скандинавами не позднее 753 года и называлось Альдейгья, уже в 760е годы было разрушено словенами и построено на новый лад, тогда и возникло название Ладога.После скандинавов и славян поселение было захвачено варягами в 830 году. В 860 году было разрушено из за междоусобных воин, а в 870 году там построили первую крепость - деревянную с земляным валом. На ее основе развился типичный древнерусский город. По одной из версий Старая Ладога была местом княжения Рюрика с 862 по 865 года, что подразумевает что она могла быть первой столицей Руси.
Город стоял на пути "из Варяг в Греки" из Балтийского моря, в частности порт Бирка(Швеция), и положение его было довольно выгодным, поэтому именно сюда в 862 году "сел" старший из трех (существование двух других оспаривается) призванных на Русь братьев-варягов Рюрик (его брат Трувор сел в Изборске, а Синеус — в Белоозере).
Изображение
Но вскоре Рюрик понял, что Ладога слишком далека от крупных городов, и несколько лет спустя перенес столицу в Новгород, к истокам Волхова. Тем не менее, Ладогу можно назвать предшественником Новгорода. Другим крупным событием того времени стала смерть Вещего Олега, покорителя Хазарии и Константинополя, по преданию случившаяся тут же, в Ладоге.

В 997 году крепость разрушает варяг Эйрик. Далее в течении 100 лет крепость постоянно меняет посадников, так и оставаясь под властью Руси. В 1116 году закладывается каменная крепость, которая и является основанием современной. Ладога оставалась крупным и богатым торговым городом. В 1164 году город штурмовали шведы, пришедшие по Ладожскому озеру на 55 судах. Но штурм не удался, шведы отступили, были настигнуты новгородским войском и наголову разбиты. Следующий шведский штурм был в 1313 году, и в этот раз шведы взяли крепость и сожгли город. Штурм 1338 года вновь был неудачным.
Изображение
В XV веке, с присоединением Новгорода к Москве, а затем снова в конце XVI века, после Ливонской войны, крепость была перестроена и приспособлена к использованию огнестрельного оружия. Эта крепость уцелела до наших дней. В 1610 году, в Великую Смуту, шведы вновь захватили город, но по Столбовскому мирному договору 1617 года Россия получила Ладогу обратно. Последний шведский штурм был отбит в 1701 году, в начале Северной войны.

С начала XVIII века начинается упадок Старой Ладоги. В 1704 году Петр Первый перенес административный центр окрестностей и переселил часть жителей в Новую Ладогу, через которую прошел Староладожский, а позднее Новоладожский канал. В эти годы Старая Ладога еще жила за счет перевозок по Волхову. Однако в конце XIX века южнее Старой Ладоги прошла железная дорога (станция Волхов), и речные перевозки почти прекратились. За последующие несколько десятилетий Старая Ладога превратилась в деревню.
Внутри крепости располагаются две церкви. Первая — домонгольская Георгиевская церковь — представляет собой типичный древнерусский храм XII века: шлемовидная глава, позакомарное покрытие, желтоватая штукатурка поверх плинфы. Внутри церкви сохранилась фреска "Чудо Георгии о Змии", большая редкость-сохранившаяся фреска 12 века.
Изображение
Изображение
Рядом расположена деревянная церковь Дмитрия Солунского 1731 года — одна из редких городских деревянных церквей. Она довольно проста, и имеет одну главку, крытую лемехом. В целом обе церкви Ладожской крепости исключительно интересны, и особенно удивляет их сочетание.
Изображение
В 1880-е годы в крепости экспедиция Николая Ефимовича Бранденбурга начала археологические раскопки. В Старой Ладоге раскопки проводятся и по сей день. В 1970-е годы тут был открыт археологический музей-заповедник.

Ну так, а что же показывает археология Старой Ладоги.
Изображение
В центре урочища Сопки - большой холм высотой около 10 м. Его считают местом погребения Олега Вещего - объединителя северной и южной Руси. Летописцы точно не знали обстоятельств конца жизни этого князя. По версии новгородского летописца,Олег " идет к Новгороду и оттуда в Ладогу(...) есть могила его в Ладозе". По другой, он умер и был погребен в Киеве на горе Щековице. Северная версия признана более правдоподобной. Ладога была, очевидно, связана с именем Олега. В поисках его останков в Старой Ладоге в 1820г. десять человек в течение девяти дней колодцем раскапывали уже поврежденную ранее так называемую "сопку Олега", пока не дошли до ее основания. Находки оказались более чем скромными: сожженные кости, нечто похожее на задвижку замка, еловые, сосновые, ольховые угли, наконец, двушипный железный дротик длиной около 34 см. По этим находкам трудно сказать что-либо определенное о погребении, однако и опровержение словам северного летописца здесь, пожалуй, нет. Возможно захоронение было разграблено ранее.
Археологические данные со всей убедительностью подтверждают, что финны и шведы плавали по рекам из Ладоги в Гнездово-Смоленск и из Онеги в Ростов и Муром и это был другой путь из Варяг в Арабы.

А вот был ли Рюрик -норманном или славинином мне выяснить так и не удалось, но то что в Ладоге скандинавское присутствие явно выражено, в этом сомнений нет. Как нет сомнений и в том, что на всем пути до Греков или Арабов взымалась дань за проход через порты. И контроль за этим процессом Рюрики наладили четко - через Новгород, Смоленск(Гнездово), аж до самого Киева, а потом и Киев взяли под свой контроль. Так и встала на ноги Древняя Русь.

Старая Ладога - это пример типичного древнерусского города, который остановился в развитии на стыке 17-18 веков. Он как бы законсервировался и остался спрятанной сказкой, к сожалению довольно сильно разрушенной и заброшенной. Город оживает, когда в крепости проводят исторические праздники и реконструкции.
Шведы тут настоящие, шведские.
Изображение

Изображение

Ну и Никольский монастырь на прощание с очень интересной Старой Ладогой
Изображение

Далее Новгород и Смоленск

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 авг 2015, 00:31 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 22:34
Сообщения: 6556
Рюриково городище прекрасно видно из Новгородского кремля, а особенно со звонницы. Еще лучше с противоположного берега Волхова, от Юрьева монастыря.
«Геополитически» оно находится в крайне выгодном месте: там, где из озера Ильмень вытекает река Волхов. От центра Новгорода до него – километра 2, но это по прямой и такой дороги сейчас нет. И это второй пункт продвижения на пути из Варяг в греки.
Изображение
Древняя церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Рюриковом Городище (1103, заново поставлена в 1342, разрушена в 1942 году)

Городище начинается с крепости VIII—IX веков, построенной ильменскими словенами, и имевшей деревянную стену на валу. При археологических исследованиях слоев IX—XI веков обнаружено значительное количество находок военного снаряжения и одежды варягов, обнаружены берестяные грамоты, множество свинцовых княжеских печатей, арабских, византийских и западноевропейских монет (в том числе три клада дирхемов), стеклянные, сердоликовые и хрустальные бусы, грецкие орехи, предметы скандинавских и общебалтийских типов (равноплечные, скорлупообразные и кольцевидные фибулы, железные гривны с молоточками Тора, две бронзовые подвески с руническими надписями (причём одна скопирована с другой), серебряная фигурка Валькирии и др.), части весов, весовые гирьки.
В одном из вариантов толкования «Повести временных лет» о призвании новгородцами (в другой версии прочтения «Повести временных лет» эту запись относят к Ладоге) князя Рюрика (862 год), что служит причиной и начальной датой легендарного появления княжеской резиденции на Городище. По последним археологическим изысканиям, в Рюриково городище княжеская резиденция была перенесена из Ладоги, поближе к истоку реки Волхов из озера Ильмень. Вероятно для контроля над входом судов в озеро. Город Новгород возникает на другом берегу Волхова чуть позже, а Рюриково городище остается княжеской резиденцией. Новгород, собственно, прозвался Новым городом относительно Рюрикова городища.

Торговые пути древней Руси, которые и привели к созданию государства.

В течение IX и до середины X века торговые пути избороздили восточно-европейскую равнину. Причиной перемещения торговых путей на восток, стало образование арабского халифата, в связи с чем, Средиземное море закрылось для европейских торговых путей.

Торговля мехами, приносившая 1000-процентные прибыли, втягивала всё больше разноэтничных пассионариев. Из общего количества восточного серебра, найденного в Восточной и Северной Европе, 30—40% дошло до Балтики через территорию теперешней России (из монет IX века — 25%, X-го — 45—50%), составив в Скандинавии половину находящихся в обороте денежных средств. Остальное серебро оседало на Восточноевропейской равнине. На торговых путях возникают торгово-ремесленные и дружинные поселения, которые начинают участвовать в торговле, как и некоторые старые центры.

Северной оконечностью пути викингов стали торговый порт Бирка (в Швеции) и Хедебю (в Дании). Хотя собственно Скандинавия едва ли могла предложить какие-либо товары, кроме дерзких викингов, державших в страхе половину Европы.

Ещё одним регионом, вовлечённым в восточную торговлю, было южное побережье Балтики — область балтийских славян. Огромное количество кладов восточного серебра сосредоточено в окрестностях Волина (Польша в устье Одера).

Волго-Балтийский путь начинает осваиваться скандинавами в середине VIII века. Их первой базой на этом пути, как уже говорилось, становится Ладога. Второй базой, уже на Волге, стало в IX веке Тимерёво в Ярославской области (около 70% его населения составляли угро-финны), где возникает открытое торгово-ремесленное поселение, и по соседству дружинный посёлок в Михайловском. В этот же период (840-е) скандинавские вещи появляются в древнем Ростове (Сарское городище в землях мери). В конце IX века растёт мерянское Клещино городище (древний Переславль-Залесский), где тоже появляются куфические арабские монеты.
Изображение
Русь торгует исключительно за серебряную монету.
Через Оку Волжский путь был связан с Доном, откуда на север проникают салтовские предметы из Подонья (Хазарский каганат). С конца IX века важнейшим центром становится Булгар.

Во второй половине IX века начинает функционировать путь Западная Двина — Верхнее Поднепровье — Волга (или Ока), контролируемый древним Смоленском (Гнездово), чей расцвет также приходится на вторую половину IX — X века.

Основные торговые центры этого времени не были племенными, они были более связаны друг с другом, нежели с окружающим населением. Лишь в X веке, когда поток куфического серебра становится особенно полноводным, его получателями становятся и племенные центры.

Днепровский путь «из варяг в греки» на этом фоне первоначально выглядит довольно бледно (по-настоящему важным он становится с середины X века). Но тем не менее в IX веке он уже существовал, свидетельством чему может служить возникновение на его северном отрезке нескольких укреплений, в том числе в середине IX века древнего Новгорода — Рюрикова Городища (археологически, таким образом, подтверждается сообщение ПВЛ в летописи по Ипатьевскому списку об основании Новгорода Рюриком, имевшего в качестве первоначальной резиденции Ладогу).

Присутствие скандинавов прослеживается почти во всех названных пунктах.
Исследователи отмечают, что на Восточноеропейской равнине, как и в Скандинавии, именно дальняя торговля сыграла решающую роль в развитии государственности.
Обмен и торговля в ранних обществах в первую очередь стимулируют их социальное, а не экономическое развитие, прежде всего социальную иерархию. Они позволяют концентрировать богатства в руках тех его представителей, которые осуществляют контроль над торговлей, укрепляют их статус и, консолидируя правящий слой, оказывают влияние на политическое устройство общества.

Масштабы денежного обращения как в Скандинавии, так и на Восточноевропейской равнине намного превосходили реальный уровень социально-экономического развития общества. По сути монетное серебро имело в значительной степени характер престижной ценности, материализованной харизмы его обладателя.

Путь «из в хазар в немцы» был частью трансконтинентального маршрута еврейских купцов-рахдонитов. Он шел из Хазарии через Дон, Киев, Волынь, Прагу, Баварию, Францию в аль-Андалус (мусульманскую Испанию), с ветвью из Баварии в Венецию и далее морем в Магриб. Этот путь находился преимущественно в руках еврейских купцов-работорговцев. Рабы, меха и воск были и основным предметом экспорта из Восточной Европы. Путь функционировал уже как минимум в 772 году (к этому времени относятся первые попытки борьбы с работорговлей со стороны баварского духовенства) и, достигнув расцвета в IX веке, в X веке постепенно утратил размах. Крещение славян (и христиане, и мусульмане допускали торговлю рабами-язычниками) и развал Кордовского халифата, очевидно, положили ей конец.

Экзотические северные товары на восточных рынках были предметом роскоши. Славянские рабы и рабыни ценились за «расовые достоинства» — рост, цвет кожи, сложение, выносливость. В мусульманских странах, где была постоянная нужда в евнухах, кастрация была строжайше запрещена. Поэтому работорговцы кастрировали рабов в христианской Европе, а уже потом продавали их мусульманам. Количество славянских рабов («сакалиба») было велико. Из них даже формировались гвардейские части, и порой они становились эмирами.

С середины IX века в Германии были известны и купцы-русы (хотя точно и неизвестно, о какой руси идёт речь).

Восточный отрезок пути шёл по Дону в Волгу, через Итиль (столицу Хазарского каганата)далее по Каспию в Джурджан и далее в Багдад. Он был известен русским торговцам мехами уже в IX веке. В это же время (или чуть позднее) они продают рабов-славян в Хазарию и Булгар. Известен был им и морской путь в Византию. И в начале X века русы плавают «в страну Андалус, Румию, Кустантинию и Хазар». Остаётся контрагентом русов в X веке и Булгар, куда был проложен путь по Оке.

В конце VIII — начале IX веков важнейшим был путь Магриб — Сирия — Закавказье — Дон — Донец и далее на север, по которому в этот период шёл основной приток куфического серебра на восток и север Европы. Этот путь был прерван в 830-е годы, видимо, в результате действий мадьяр и гражданской войны в Хазарском каганате.

Вот как описывают торговые пути русов Ибн Хордадбех и Ибн ал-Факих:

"Что же касается до русских купцов—а они вид славян—то они вывозят бобровый мех и мех чёрной лисицы и мечи из самых отдалённых частей страны Славян к Румскому(Черное) морю , а с них (купцов) десятину взимает царь Рума (Византии), и если они хотят, то они отправляются по…, реке Славян, и проезжают проливом столицы Хазар, и десятину с них взимает их (Хазар) правитель. Затем они отправляются к Джурджанскому морю (Каспийское), и высаживаются на каком-угодно берегу. ..Продают всё, что у них есть, и всё это попадает в Райию (Северный Иран) и иногда они привозят свои товары на верблюдах из Джурджана в Багдад, где переводчиками для них служат славянские рабы. И выдают они себя за христиан и платят джизию( дискриминационный налог на немусульман)."

Ибн ал-Факих даёт несколько иной маршрут. У него купцы-славяне из «дальнейшего конца Славонии(Сербия)» отправляются к Румскому морю, «затем идут по морю к Самкушу — Еврею(Тамань), после чего они обращаются к Славонии». Или же «берут путь от Славянского моря(озеро Ильмень), пока не приходят к Хазарскому рукаву; затем идут к Хазарскому (Каспийскому) морю по той реке, которую называют Славянской рекою(Волга)» .

После конфликта русов с хазарами в 910 году Волжский торговый путь оказался заблокирован для русов, в связи с чем становится более интенсивным «путь из варяг в греки» через Ладогу,Новгород,Смоленск(Гнездово),Киев, Чернигов и далее в Черное море. И так формируют Русскую землю, т. е. протогосударство , созданную Олегом(Вещим).

Важнейшим событием, известным из летописей, становится захват власти в Киеве Вещим Олегом в 882 году.По Ключевскому связано это было с желанием контроля за самым южным портом Руси. Археологически это ознаменовалось строительством на киевской Лысой горе дружинного поселения, господствующего над прежними полянскими городищами. В начале X века внизу, на Подоле, начинает развиваться посад — собственно Киев.

Археология и письменные источники показывают нам существование на Восточно-европейской (Русской) равнине фактически двух параллельных миров.

Первый — мир торгово-ремесленных поселений (укреплёнными крепостями, они становятся в конце IX — начале X веков). Это мир дальней торговли и авантюрных приключений, множества этносов, вер, обрядов, танцев и песнопений, имущественной дифференциации, связанный культурно (вплоть до совпадения мер и весов и синхронности изменения моды) с такими же центрами в Скандинавии (Бирка и Хедебю) несравненно больше, чем с соседними славянскими селениями. Этот мир, как насос, втягивал в себя пассионириев из славян, балтов, угро-финнов, иранцев и скандинавов.

Второй — славянский мир рода и племени, родовой веры, коллектива, равенства (следы дифференциации появляются только в X веке), анонимности (отсутствуют имена князей), земледельческих весей — кажется почти неподвижным, косным. Но именно здесь происходили незаметные процессы, которые в течение IX—X веков изменили облик страны: медленное расселение, большая распашка ополий и берегов рек. В конечном счёте именно эта внешне неэффектная деятельность создала экономическую базу для глобальных трансформаций следующего периода — второй половины X века.

В течение нескольких столетий Великий торговый путь «Из варяг в греки» являлся основным каналом общения между языческим севером Европы и просвещённым Средиземноморьем, наследовавшим традиции античной культуры и государственности. Византийское общество с его древними городскими центрами, развитым ремеслом, сложными политическими структурами и высокой культурой дало сильнейший импульс для социального и культурного развития славян, скандинавов и других народов Северной и Восточной Европы. Это был путь «от северного языческого варварства к эллинистически-христианской духовности». Он соединял древнюю римско-византийскую цивилизацию Средиземноморья с рождавшейся на заре средневековья «цивилизацией Северной Европы». И контуры этой культурной общности, объединявшей в «эпоху викингов» скандинавов и славян, балтов и финнов, определились как своего рода позитивный итог вечного спора между «норманистами и антинорманистами». А затухание транзитного движения со второй половины XI в. было обусловлено общим изменением исторической обстановки в Европе: спадом торговой и военной активности варягов на Севере, постоянным присутствием в южнорусских степях кочевников, затруднявших передвижение по Днепру, появлением транс-европейских сухопутных дорог.


Итак, вернемся в Новгород. Город изначально располагался на двух берегах Реки Волхов.

Софийская сторона, на которой расположен Кремль(Детинец) с храмом святой Софии( 1050 год постройки)
Изображение

и Торговой стороной на другом берегу реки, на котором расположено Ярославово дворище, где и проходили торги и городские вече.
Изображение

Не буду рассказывать про этапы христианизации Новгорода, весьма непростой , про знаменитую Новгородскую вечевую республику,контролировавшей огромную Новгородскую Землю и имевшую обширные европейские торговые связи, и даже о присоединении к московскому царству в 1475- 1478 годах Иваном III, не без внутренних распрей, но послы Новгорода признали власть Ивана III. В знак упразднения новгородского вече вечевой колокол — символ независимости Новгорода — был увезён в Москву.

Но об образованности Древней Руси, а в частности Новгорода не сказать нельзя. Самый большой вклад внес Ярослав Мудрый (978—1054г.), правивший в Новгороде более 20 лет.
Ярослав Владимирович Мудрый -князь ростовский, князь новгородский, великий князь киевский. Ярослав Владимирович — сын крестителя Руси князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы.
Изображение
Его по праву считают великим просветителем Руси. Им основано первое народное училище в Новгороде и положено начало великокняжеской библиотеке. Как законодатель, Ярослав повелел записать первый в истории свод гражданских законов — «Русскую Правду». При Ярославе Мудром была основана Киево-Печерская лавра, ставшая центром летописания на Руси и впервые в истории русского православия указом князя был избран митрополит, не зависящий от константинопольского патриарха. Им стал Илларион, великий древнерусский писатель, один из основоположников русской литературы.Именно при нем возникает русское монашество, появляются русские монастыри, которые играли роль не только религиозных центров, но и своего рода академии наук и университетов. Здесь писались трактаты на самые различные темы и воспитывалось новое поколение образованных людей. Князья ездили в монастыри не только для молитвы, но и для совета - ведь нередко тут были самые знающие соотечественники.

Письменность на основе различных алфавитов (греческого, кириллического, рунического) использовало разноплеменное население древнейших городов и протогородов, находившихся на важных торговых путях. Торговля стала той почвой, которая способствовала распространению по всей территории Руси приспособленной для славянской речи и удобной для письма кириллицы.
Уже через несколько десятков лет после принятия христианства появляются не только собственные «книжники», но и грамотные иконописцы, оружейники, гусляры, дружинники, сборщики налогов, женщины из княжеских семей. Позднее, во второй половине XI и особенно в XII—XIII вв., грамота постепенно проникает и в более широкие слои городского населения.

Новгородская земля оказалась уникальной для сохранности берестяных грамот и даже книг 10-11 веков. Грамот уже найдено около 1500 . На бересте велась деловая переписка, записи долгов и повинностей, писались челобитные и учебные задания. Но берестяные грамоты относятся в абсолютном большинстве к древнему Новгороду и лишь единицы найдены в других городах Руси, особенности, почвы которых позволили сохраниться этим уникальным историческим памятникам.

Из рукописных книг XI—XII вв. сохранились единицы. Сенсационная находка в Новгороде фрагмента древнерусской Псалтыри, написанной на восковых дощечках (кодексах), историками датируется началом 990-х — концом 1010-х г., хотя сама не содержит прямых данных о времени ее изготовления. Весьма скупы и сведения о производстве пергаменных книг. Самая ранняя из датированных пергаменных книг на 294 листах — Остромирово евангелие — была переписана дьяконом Григорием в 1056 — 1057 гг. для новгородского посадника Остромира-Иосифа. В XI—XIII вв. на Руси в обращении находилось около 130—140 рукописных книг, до нашего времени дошло около 80.

Деревянная книга с текстом на воске, древнейшая из известных славянских книг так называемая «Новгородская Псалтирь». Книга состоит из трех листов с "обложкой". На листах, покрытых воском, нанесены тексты из "Псалтири" - псалмы Давида. Имя древнего автора осталось неизвестным.
Изображение

Около 1030 г. сын Ярослав Мудрый открыл в Новгороде школу «собра от старост и от пресвитеров детей 300 и повеле учить книгам».
Для «учения книжного» использовались переводные книги: жизнеописание Александра Македонского «Александрия», «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, трактаты о шести днях Творения («Шестодневы»), сборники поучительного содержания — «Златоструй», «Маргарит», «Измарагд»; рассказы (патерики) о видениях загробного мира («Хождение Богородицы по мукам»), о «подробностях» сотворения мира («Сказание, как сотворил Бог Адама»), Синайский патерик и другие сочинения. Разнообразным был спектр переводной литературы — от церковно-богословской до исторической, естественнонаучной и апокрифической.
В 1086 г. княгиня Анна Всеволодовна открыла при Андреевском монастыре в Киеве первую известную нам женскую школу на Руси, где ученицы обучались «писанию, ремеслам, пению, швению». Как свидетельствуют летописи, все свои средства на устройство школ израсходовал в 1180 г. смоленский князь Роман Ростиславович. В домонгольской Руси существовали школы во Владимире-на-Клязьме, Ростове, Полоцке, Галиче. Одна из школ находилась при Киево-Печерском монастыре. В них изучали богословие, философию, риторику, грамматику на основе произведений античных авторов, византийской литературы, болгарских источников.


Так что образование 10-12 веков на Руси вполне соответствовало уровню Европы того времени.

К началу IX в. на Руси насчитывалось около 24 крупных городов В центре древнерусского города, укреплённого естественным и (или) искусственным образом, находился детинец (кром - кремль), который окружали посады ремесленников, а на окраинах находились слободки (слободы). Так же выглядел и древний Новгород. Кремль окруженный стеной, а на другом берегу Волхова - торговая часть, на которой был дворец Ярослава Мудрого. Позже новгородские князья жили исключительно на Рюриковом городище, а на месте дворца Ярослава Мудрого, был построен Никольский собор. 1113 – 1136 гг.
Изображение
На Ярославовом дворище стоит Церковь Параскевы Пятницы на Торгу. 1207 г.
Изображение
Церковь Георгия на Торгу. XIV-XVIII вв.
Изображение
В Новгороде сохранилось более трехсот древних построек , все мы даже и осмотреть не смогли.Ни один город России не сохранил такого количества прекрасных памятников зодчества и монументальной живописи. В Великом Новгороде трудно, а порой – невозможно определить, где кончается город и начинается музей. Около 50 ценнейших памятников древнерусского зодчества XI-XVII веков стали частью живой структуры современного городского мира. Можно коснуться шероховатых стен храмов, увидеть древнюю фреску…

из самых самых
Георгиевский собор Юрьева монастыря близ Новгорода. 1119 год
Изображение
Изображение
ЦЕРКОВЬ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ НА ИЛЬИНЕ УЛИЦЕ, 1374 г. Среди памятников монументальной новгородской живописи роспись Спаса на Ильине занимает совершенно исключительное место. Созданная знаменитым византийским художником Феофаном Греком,
Изображение
Изображение

Храм Спаса на Нередице( 1198 г) не блистал геометрической точностью линий и форм, стены его непомерно толсты, а кладка грубовата. Однако кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов - все это придавало облику церкви особую пластичность, столь отличающую новгородское зодчество той поры.
Изображение
Через год после завершения строительства артель изографов покрыла внутреннее пространство церкви фресками. Эти росписи образовывали непрерывную живописную поверхность на стенах, сводах, столпах, арках и куполе храма.

Фрески Спаса на Нередице были открыты в середине 19 в. и ошеломили знатоков и любителей древностей. В 1903-1904 г.г. их тщательно отреставрировали. Известный искусствовед И.Э. Грабарь вспоминал: "Все стены внутри храма покрыты сплошным ковром фресок, хорошо сохранившихся и оставляющих глубокое впечатление значительностью композиций и торжественной суровостью красок. Фрески эти должны быть отнесены к числу лучших созданий стенной живописи не только в России, но и в целой Европе".

Во время Великой Отечественной войны церковь Спаса на Нередице, находившаяся в черте Волховского фронта, была разрушена. Из руин пострадавший храм поднимали в течение многих лет. По старым чертежам удалось воссоздать церковное здание. Все кусочки фресок, опавшие внутрь развалин, были тщательно собраны и какая-то их часть впоследствии восстановлена (работа эта не завершена и по сей день), но того чуда, какое когда-то представляла собой Нередицкая церковь, больше уже не существует. Лишь по довоенным фотографиям, зарисовкам и копиям можно представить этот уникальный памятник древнерусского фрескового искусства.
Изображение
Изображение

Современный Новгород это небольшой город, в котором после войны осталось только 3 не разрушенных дома. Город собрали буквально по кусочкам и востановили огромную часть архитектурных ценностей. Город небольшой но очень уютный и живой.
Изображение

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 авг 2015, 14:21 
Не в сети
Независимая
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 окт 2007, 01:35
Сообщения: 8252
Откуда: Israel
Я была в Новгороде очень давно, тогда велось очень много реставрационных работ: судя по статье, их успешно завершили. А насчет уютности - поразило огромное количество пьяных и выпивавших на каждом углу прямо с утра. Ни в каком другом старом русском городе я не встречала ничего подобного.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 авг 2015, 01:17 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 22:34
Сообщения: 6556
Лен, конечно, не все там восстановлено. Но основные, особо ценные объекты приведены в приличное состояние. Вокруг может быть некошеный пустырь. Особенно , если это не центр города. В центре, где мы в основном и ходили пешком, все чистенько. В куски пьяных я не вижу давно. Может у меня избирательное зрение, но мне на глаза они не попадаются. А возможно им запрещают появляться в людных местах. В Касимове рядом с соборной площадью есть небольшой сквер и ни одной лавочки. Я сразу подумала- чтобы не распивали на глазах гуляющих. Сказали, что они перебрались в глухие дворы.


В Праге нам говорили, что городские власти договорились с бездомными или праздно шатающимися, что днем они не светятся в людных местах, зато на ночь из пускают в закрытые скверики при музеях или монастырях. Может и у нас тоже так же.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 сен 2015, 12:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 22:34
Сообщения: 6556
Эта наиболее полная работа по генофонду славянских и балтских народов подводит итоги многолетних исследований. Для реконструкции давней истории народов, говорящих на родственных языках, применен междисциплинарный подход. Генетики и лингвисты проследили пути формирования генофонда всех групп славян и балтов.
Прослежено, какие местные популяции впитывал генофонд славян при их расселении по Европе: именно этот глубинный субстрат сформировал основные различия генофондов разных ветвей славян.
Корреляция генетического разнообразия с лингвистическим оказалась велика, но еще больше — с географическим соседством популяций. Результатом исследования стало и уточнение древа балто-славянских языков.

http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/?page_id=4440

К вопросу один ли народ славяне и Це Европа. Работа научная и результаты описаны научным языком, несколько сложным для восприятия, но в основном понятно, что славянский компонент очень велик почти во всей Европе.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 сен 2015, 14:51 
Не в сети
Независимая
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 окт 2007, 01:35
Сообщения: 8252
Откуда: Israel
Ворона писал(а):
в основном понятно, что славянский компонент очень велик почти во всей Европе.

И что? США, как писали в патриотическом блоге, не нация. Теперь понятно, что и ЕС, и США - недоделанный славянский компонент русского мира. :flower:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 сен 2015, 15:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 22:34
Сообщения: 6556
:shock: Видимо, ты настолько идеологизирована, что никаких других представлений о славянстве, кроме русского мира представить не можешь.

В этом материале вообще ни слова о русском мире и в нем участвовали исследователи из многих стран, в которых славянские и балтские народы составляют большинство населения.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 сен 2015, 15:46 
Не в сети
Независимая
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 окт 2007, 01:35
Сообщения: 8252
Откуда: Israel
Ворона писал(а):
:shock: Видимо, ты настолько идеологизирована, что никаких других представлений о славянстве, кроме русского мира представить не можешь.

В этом материале вообще ни слова о русском мире и в нем участвовали исследователи из многих стран, в которых славянские и балтские народы составляют большинство населения.


Ну да, сейчас многие темы используют в пропагандистских целях. И этот я восприняла это именно так. Потому что понять, какая связь между поездкой в Смоленск и славянским компонентом в Европе, мне не под силу.

Генотипы и расселения - интересеная тема, но она , как любая наука, требует пояснений и "перевода" на доступный язык. Я сейчас не помню фамилию автора, но он опубликовал кучу книжек именно про величие славянского компонента и его первородство в древних культурах. Я случайно начала читать, сильно удивилась и пошла гуглить про него. Как и предположила: псих , а не ученый. Теперь с любой темой осторожничаю.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 сен 2015, 15:58 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 22:34
Сообщения: 6556
Я бы не стала давать ссылок на всяких одиночных писателей и исследователей. Их множество и многие с серьёзными научными степенями.

Я тут на днях зачиталась о тюркском мире, его влиянии и заимствованиях в христианстве. А величии тюркской цивилизации охватившей почти всю евроазию и все им платили дань и Римская империя, и шведы, и Византия, и Индия. Не могла оторваться, как интересно. До сих пор под впечатлением. Хотя там и есть научные ссылки, но меня они не убедили.

В теме про древние русские города, просто самой интересно, как проходила славянизация Восточной Европы. А серьезные исследования по геному и лингвистике раньше мне не попадались.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 сен 2015, 16:14 
Не в сети
Независимая
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 окт 2007, 01:35
Сообщения: 8252
Откуда: Israel
У меня возникли вопросы по своим корням. Особенно по 2-м дедам. У обоих предки перемещались несколько раз на тысячи километров. И я решила выяснить, насколько мне помогут генисследования. И поняла, что на сегодняшнем уровне не очень, если вообще.
Пока что научились хорошо прослеживать только женские и мужские гены отдельно. А у меня получается, что линия смешанная : прабабка\прадед - дед - мама, и дед - папа - я. Нет единой мужской или женской линии, и это мешает установлению происхождения генома. В общем, я поняла, что установить по генетическому анализу ареал проживания предков в 15-16 веке не смогу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 сен 2015, 16:21 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 22:34
Сообщения: 6556
"Ученые проследили пути формирования генофонда всех групп славян и балтов одновременно по трем генетическим системам: по Y-хромосоме (отцовские линии наследования), по митохондриальной ДНК (материнские линии наследования) и по широгеномным данным об аутосомных маркерах (где отцовские и материнские линии представлены равноправно)"


Я не очень понимаю как это. Надо спрашивать у генетиков. Думаю сделать это самостоятельно невозможно. И я даже не знаю возможно ли кому-то заказать такие исследования.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 сен 2015, 17:15 
Не в сети
Независимая
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 окт 2007, 01:35
Сообщения: 8252
Откуда: Israel
Как я поняла из комментариев людей, которые заказывали исследования по разным ген параметрам, и некоторые делали это много раз, главное - объем статистики. Только он дает возможность определить ареалы и выявить специфические сочетания, характерные для тех или иных этнических групп. И второе - наличие возможности проследить мужские или женские линии, для чего надо брать слюну у двух самых старших потомков одной линии.

В общем, я поняла, что у меня просто не хватает "доноров" для исследования, потому что все потомки от линий перемешанных мужчин и женчин, а не последовательно одногендерных. А по таким смешанным в глубину ничего определить нельзя.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 сен 2015, 14:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 мар 2014, 00:19
Сообщения: 3818
Откуда: Екатеринбург
Ворона писал(а):
Эта наиболее полная работа по генофонду славянских и балтских народов подводит итоги многолетних исследований.

"А вот компонент k6 (темно-желтый), который доминирует в Китае, Монголии и на Алтае, у русских почти на нуле. Это означает, что восточный след в генофонде северных русских связан, скорее, с древними миграциями из лесов и тундр Сибири, чем из степей Центральной Азии (новое опровержение расхожего представления о большом влиянии на русский генофонд татаро-монгольского ига). "
- мне эта часть показалась любопытной, т.к. некоторое время назад читала статьи с альтернативной точкой зрения на татаро-монгольское ( или монголо-татарское ) иго. В качестве одного из доводов о том, что это миф, сторонники этой точки зрения, и приводят результаты исследований генетиков.

_________________
Время от времени следует говорить глупости, это способствует созданию теплой дружеской атмосферы. (Макс Фрай "Лабиринты Ехо")


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18 дек 2015, 09:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2015, 13:14
Сообщения: 11
Очень красивые города,даже представить себе не могла, какие пейзажы открываются, экскурсии в старинном стиле,представляю какая там царит атмосфера, мне кажется в таких городах и люди должны быть доброжелательными и гостеприимными, возьмем на заметку, для дальнейших путешествий.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 дек 2015, 09:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2015, 13:14
Сообщения: 11
Решили следуя вашим советам, решили поехать в Нижний Новгород, нашли гостиницу альянс великий новгород http://www.travel.ru/hotel/russia/nizhn ... om_alyans/, думаю,что поездка удастся)))


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 дек 2015, 10:18 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 янв 2009, 00:30
Сообщения: 67
Жульен писал(а):
Решили следуя вашим советам, решили поехать в Нижний Новгород, нашли гостиницу альянс великий новгород http://www.travel.ru/hotel/russia/nizhn ... om_alyans/, думаю,что поездка удастся)))
почему Нижний???, а гостиница в другом городе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 дек 2015, 10:35 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 22:34
Сообщения: 6556
Жульен писал(а):
Решили следуя вашим советам, решили поехать в Нижний Новгород, нашли гостиницу альянс великий новгород http://www.travel.ru/hotel/russia/nizhn ... om_alyans/, думаю,что поездка удастся)))



Видимо вы запутались в Новгородах. Я рассказывала про Великий и гостиница в Великом. Я посмотрела расположение гостиницы. Мне понравилось. Рядом Ярославово дворище- Торговая сторона, напротив Кремля через Волхов.Место очень красивое и древнее. Бывший двор Ярослава Мудрого.

Изображение

Гостиница, которую вы выбрали, где-то в правом нижнем углу. На первом плане Ярославово дворище, через Волхов Кремль, их соединяет пешеходный мост.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 17 ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB