Рюриково городище прекрасно видно из Новгородского кремля, а особенно со звонницы. Еще лучше с противоположного берега Волхова, от Юрьева монастыря.
«Геополитически» оно находится в крайне выгодном месте: там, где из озера Ильмень вытекает река Волхов. От центра Новгорода до него – километра 2, но это по прямой и такой дороги сейчас нет. И это второй пункт продвижения на пути из Варяг в греки.
Древняя церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Рюриковом Городище (1103, заново поставлена в 1342, разрушена в 1942 году)
Городище начинается с крепости VIII—IX веков, построенной ильменскими словенами, и имевшей деревянную стену на валу. При археологических исследованиях слоев IX—XI веков обнаружено значительное количество находок военного снаряжения и одежды варягов, обнаружены берестяные грамоты, множество свинцовых княжеских печатей, арабских, византийских и западноевропейских монет (в том числе три клада дирхемов), стеклянные, сердоликовые и хрустальные бусы, грецкие орехи, предметы скандинавских и общебалтийских типов (равноплечные, скорлупообразные и кольцевидные фибулы, железные гривны с молоточками Тора, две бронзовые подвески с руническими надписями (причём одна скопирована с другой), серебряная фигурка Валькирии и др.), части весов, весовые гирьки.
В одном из вариантов толкования «Повести временных лет» о призвании новгородцами (в другой версии прочтения «Повести временных лет» эту запись относят к Ладоге) князя Рюрика (862 год), что служит причиной и начальной датой легендарного появления княжеской резиденции на Городище. По последним археологическим изысканиям, в Рюриково городище княжеская резиденция была перенесена из Ладоги, поближе к истоку реки Волхов из озера Ильмень. Вероятно для контроля над входом судов в озеро. Город Новгород возникает на другом берегу Волхова чуть позже, а Рюриково городище остается княжеской резиденцией. Новгород, собственно, прозвался Новым городом относительно Рюрикова городища.
Торговые пути древней Руси, которые и привели к созданию государства.
В течение IX и до середины X века торговые пути избороздили восточно-европейскую равнину. Причиной перемещения торговых путей на восток, стало образование арабского халифата, в связи с чем, Средиземное море закрылось для европейских торговых путей.
Торговля мехами, приносившая 1000-процентные прибыли, втягивала всё больше разноэтничных пассионариев. Из общего количества восточного серебра, найденного в Восточной и Северной Европе, 30—40% дошло до Балтики через территорию теперешней России (из монет IX века — 25%, X-го — 45—50%), составив в Скандинавии половину находящихся в обороте денежных средств. Остальное серебро оседало на Восточноевропейской равнине. На торговых путях возникают торгово-ремесленные и дружинные поселения, которые начинают участвовать в торговле, как и некоторые старые центры.
Северной оконечностью пути викингов стали торговый порт Бирка (в Швеции) и Хедебю (в Дании). Хотя собственно Скандинавия едва ли могла предложить какие-либо товары, кроме дерзких викингов, державших в страхе половину Европы.
Ещё одним регионом, вовлечённым в восточную торговлю, было южное побережье Балтики — область балтийских славян. Огромное количество кладов восточного серебра сосредоточено в окрестностях Волина (Польша в устье Одера).
Волго-Балтийский путь начинает осваиваться скандинавами в середине VIII века. Их первой базой на этом пути, как уже говорилось, становится Ладога. Второй базой, уже на Волге, стало в IX веке Тимерёво в Ярославской области (около 70% его населения составляли угро-финны), где возникает открытое торгово-ремесленное поселение, и по соседству дружинный посёлок в Михайловском. В этот же период (840-е) скандинавские вещи появляются в древнем Ростове (Сарское городище в землях мери). В конце IX века растёт мерянское Клещино городище (древний Переславль-Залесский), где тоже появляются куфические арабские монеты.
Русь торгует исключительно за серебряную монету.
Через Оку Волжский путь был связан с Доном, откуда на север проникают салтовские предметы из Подонья (Хазарский каганат). С конца IX века важнейшим центром становится Булгар.
Во второй половине IX века начинает функционировать путь Западная Двина — Верхнее Поднепровье — Волга (или Ока), контролируемый древним Смоленском (Гнездово), чей расцвет также приходится на вторую половину IX — X века.
Основные торговые центры этого времени не были племенными, они были более связаны друг с другом, нежели с окружающим населением. Лишь в X веке, когда поток куфического серебра становится особенно полноводным, его получателями становятся и племенные центры.
Днепровский путь «из варяг в греки» на этом фоне первоначально выглядит довольно бледно (по-настоящему важным он становится с середины X века). Но тем не менее в IX веке он уже существовал, свидетельством чему может служить возникновение на его северном отрезке нескольких укреплений, в том числе в середине IX века древнего Новгорода — Рюрикова Городища (археологически, таким образом, подтверждается сообщение ПВЛ в летописи по Ипатьевскому списку об основании Новгорода Рюриком, имевшего в качестве первоначальной резиденции Ладогу).
Присутствие скандинавов прослеживается почти во всех названных пунктах.
Исследователи отмечают, что на Восточноеропейской равнине, как и в Скандинавии, именно дальняя торговля сыграла решающую роль в развитии государственности.
Обмен и торговля в ранних обществах в первую очередь стимулируют их социальное, а не экономическое развитие, прежде всего социальную иерархию. Они позволяют концентрировать богатства в руках тех его представителей, которые осуществляют контроль над торговлей, укрепляют их статус и, консолидируя правящий слой, оказывают влияние на политическое устройство общества.
Масштабы денежного обращения как в Скандинавии, так и на Восточноевропейской равнине намного превосходили реальный уровень социально-экономического развития общества. По сути монетное серебро имело в значительной степени характер престижной ценности, материализованной харизмы его обладателя.
Путь «из в хазар в немцы» был частью трансконтинентального маршрута еврейских купцов-рахдонитов. Он шел из Хазарии через Дон, Киев, Волынь, Прагу, Баварию, Францию в аль-Андалус (мусульманскую Испанию), с ветвью из Баварии в Венецию и далее морем в Магриб. Этот путь находился преимущественно в руках еврейских купцов-работорговцев. Рабы, меха и воск были и основным предметом экспорта из Восточной Европы. Путь функционировал уже как минимум в 772 году (к этому времени относятся первые попытки борьбы с работорговлей со стороны баварского духовенства) и, достигнув расцвета в IX веке, в X веке постепенно утратил размах. Крещение славян (и христиане, и мусульмане допускали торговлю рабами-язычниками) и развал Кордовского халифата, очевидно, положили ей конец.
Экзотические северные товары на восточных рынках были предметом роскоши. Славянские рабы и рабыни ценились за «расовые достоинства» — рост, цвет кожи, сложение, выносливость. В мусульманских странах, где была постоянная нужда в евнухах, кастрация была строжайше запрещена. Поэтому работорговцы кастрировали рабов в христианской Европе, а уже потом продавали их мусульманам. Количество славянских рабов («сакалиба») было велико. Из них даже формировались гвардейские части, и порой они становились эмирами.
С середины IX века в Германии были известны и купцы-русы (хотя точно и неизвестно, о какой руси идёт речь).
Восточный отрезок пути шёл по Дону в Волгу, через Итиль (столицу Хазарского каганата)далее по Каспию в Джурджан и далее в Багдад. Он был известен русским торговцам мехами уже в IX веке. В это же время (или чуть позднее) они продают рабов-славян в Хазарию и Булгар. Известен был им и морской путь в Византию. И в начале X века русы плавают «в страну Андалус, Румию, Кустантинию и Хазар». Остаётся контрагентом русов в X веке и Булгар, куда был проложен путь по Оке.
В конце VIII — начале IX веков важнейшим был путь Магриб — Сирия — Закавказье — Дон — Донец и далее на север, по которому в этот период шёл основной приток куфического серебра на восток и север Европы. Этот путь был прерван в 830-е годы, видимо, в результате действий мадьяр и гражданской войны в Хазарском каганате.
Вот как описывают торговые пути русов Ибн Хордадбех и Ибн ал-Факих:
"Что же касается до русских купцов—а они вид славян—то они вывозят бобровый мех и мех чёрной лисицы и мечи из самых отдалённых частей страны Славян к Румскому(Черное) морю , а с них (купцов) десятину взимает царь Рума (Византии), и если они хотят, то они отправляются по…, реке Славян, и проезжают проливом столицы Хазар, и десятину с них взимает их (Хазар) правитель. Затем они отправляются к Джурджанскому морю (Каспийское), и высаживаются на каком-угодно берегу. ..Продают всё, что у них есть, и всё это попадает в Райию (Северный Иран) и иногда они привозят свои товары на верблюдах из Джурджана в Багдад, где переводчиками для них служат славянские рабы. И выдают они себя за христиан и платят джизию( дискриминационный налог на немусульман)."
Ибн ал-Факих даёт несколько иной маршрут. У него купцы-славяне из «дальнейшего конца Славонии(Сербия)» отправляются к Румскому морю, «затем идут по морю к Самкушу — Еврею(Тамань), после чего они обращаются к Славонии». Или же «берут путь от Славянского моря(озеро Ильмень), пока не приходят к Хазарскому рукаву; затем идут к Хазарскому (Каспийскому) морю по той реке, которую называют Славянской рекою(Волга)» .
После конфликта русов с хазарами в 910 году Волжский торговый путь оказался заблокирован для русов, в связи с чем становится более интенсивным «путь из варяг в греки» через Ладогу,Новгород,Смоленск(Гнездово),Киев, Чернигов и далее в Черное море. И так формируют Русскую землю, т. е. протогосударство , созданную Олегом(Вещим).
Важнейшим событием, известным из летописей, становится захват власти в Киеве Вещим Олегом в 882 году.По Ключевскому связано это было с желанием контроля за самым южным портом Руси. Археологически это ознаменовалось строительством на киевской Лысой горе дружинного поселения, господствующего над прежними полянскими городищами. В начале X века внизу, на Подоле, начинает развиваться посад — собственно Киев.
Археология и письменные источники показывают нам существование на Восточно-европейской (Русской) равнине фактически двух параллельных миров.
Первый — мир торгово-ремесленных поселений (укреплёнными крепостями, они становятся в конце IX — начале X веков). Это мир дальней торговли и авантюрных приключений, множества этносов, вер, обрядов, танцев и песнопений, имущественной дифференциации, связанный культурно (вплоть до совпадения мер и весов и синхронности изменения моды) с такими же центрами в Скандинавии (Бирка и Хедебю) несравненно больше, чем с соседними славянскими селениями. Этот мир, как насос, втягивал в себя пассионириев из славян, балтов, угро-финнов, иранцев и скандинавов.
Второй — славянский мир рода и племени, родовой веры, коллектива, равенства (следы дифференциации появляются только в X веке), анонимности (отсутствуют имена князей), земледельческих весей — кажется почти неподвижным, косным. Но именно здесь происходили незаметные процессы, которые в течение IX—X веков изменили облик страны: медленное расселение, большая распашка ополий и берегов рек. В конечном счёте именно эта внешне неэффектная деятельность создала экономическую базу для глобальных трансформаций следующего периода — второй половины X века.
В течение нескольких столетий Великий торговый путь «Из варяг в греки» являлся основным каналом общения между языческим севером Европы и просвещённым Средиземноморьем, наследовавшим традиции античной культуры и государственности. Византийское общество с его древними городскими центрами, развитым ремеслом, сложными политическими структурами и высокой культурой дало сильнейший импульс для социального и культурного развития славян, скандинавов и других народов Северной и Восточной Европы. Это был путь «от северного языческого варварства к эллинистически-христианской духовности». Он соединял древнюю римско-византийскую цивилизацию Средиземноморья с рождавшейся на заре средневековья «цивилизацией Северной Европы». И контуры этой культурной общности, объединявшей в «эпоху викингов» скандинавов и славян, балтов и финнов, определились как своего рода позитивный итог вечного спора между «норманистами и антинорманистами». А затухание транзитного движения со второй половины XI в. было обусловлено общим изменением исторической обстановки в Европе: спадом торговой и военной активности варягов на Севере, постоянным присутствием в южнорусских степях кочевников, затруднявших передвижение по Днепру, появлением транс-европейских сухопутных дорог.
Итак, вернемся в Новгород. Город изначально располагался на двух берегах Реки Волхов.
Софийская сторона, на которой расположен Кремль(Детинец) с храмом святой Софии( 1050 год постройки)
и Торговой стороной на другом берегу реки, на котором расположено Ярославово дворище, где и проходили торги и городские вече.
Не буду рассказывать про этапы христианизации Новгорода, весьма непростой , про знаменитую Новгородскую вечевую республику,контролировавшей огромную Новгородскую Землю и имевшую обширные европейские торговые связи, и даже о присоединении к московскому царству в 1475- 1478 годах Иваном III, не без внутренних распрей, но послы Новгорода признали власть Ивана III. В знак упразднения новгородского вече вечевой колокол — символ независимости Новгорода — был увезён в Москву.
Но об образованности Древней Руси, а в частности Новгорода не сказать нельзя. Самый большой вклад внес Ярослав Мудрый (978—1054г.), правивший в Новгороде более 20 лет.
Ярослав Владимирович Мудрый -князь ростовский, князь новгородский, великий князь киевский. Ярослав Владимирович — сын крестителя Руси князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы.
Его по праву считают великим просветителем Руси. Им основано первое народное училище в Новгороде и положено начало великокняжеской библиотеке. Как законодатель, Ярослав повелел записать первый в истории свод гражданских законов — «Русскую Правду». При Ярославе Мудром была основана Киево-Печерская лавра, ставшая центром летописания на Руси и впервые в истории русского православия указом князя был избран митрополит, не зависящий от константинопольского патриарха. Им стал Илларион, великий древнерусский писатель, один из основоположников русской литературы.Именно при нем возникает русское монашество, появляются русские монастыри, которые играли роль не только религиозных центров, но и своего рода академии наук и университетов. Здесь писались трактаты на самые различные темы и воспитывалось новое поколение образованных людей. Князья ездили в монастыри не только для молитвы, но и для совета - ведь нередко тут были самые знающие соотечественники.
Письменность на основе различных алфавитов (греческого, кириллического, рунического) использовало разноплеменное население древнейших городов и протогородов, находившихся на важных торговых путях. Торговля стала той почвой, которая способствовала распространению по всей территории Руси приспособленной для славянской речи и удобной для письма кириллицы.
Уже через несколько десятков лет после принятия христианства появляются не только собственные «книжники», но и грамотные иконописцы, оружейники, гусляры, дружинники, сборщики налогов, женщины из княжеских семей. Позднее, во второй половине XI и особенно в XII—XIII вв., грамота постепенно проникает и в более широкие слои городского населения.
Новгородская земля оказалась уникальной для сохранности берестяных грамот и даже книг 10-11 веков. Грамот уже найдено около 1500 . На бересте велась деловая переписка, записи долгов и повинностей, писались челобитные и учебные задания. Но берестяные грамоты относятся в абсолютном большинстве к древнему Новгороду и лишь единицы найдены в других городах Руси, особенности, почвы которых позволили сохраниться этим уникальным историческим памятникам.
Из рукописных книг XI—XII вв. сохранились единицы. Сенсационная находка в Новгороде фрагмента древнерусской Псалтыри, написанной на восковых дощечках (кодексах), историками датируется началом 990-х — концом 1010-х г., хотя сама не содержит прямых данных о времени ее изготовления. Весьма скупы и сведения о производстве пергаменных книг. Самая ранняя из датированных пергаменных книг на 294 листах — Остромирово евангелие — была переписана дьяконом Григорием в 1056 — 1057 гг. для новгородского посадника Остромира-Иосифа. В XI—XIII вв. на Руси в обращении находилось около 130—140 рукописных книг, до нашего времени дошло около 80.
Деревянная книга с текстом на воске, древнейшая из известных славянских книг так называемая «Новгородская Псалтирь». Книга состоит из трех листов с "обложкой". На листах, покрытых воском, нанесены тексты из "Псалтири" - псалмы Давида. Имя древнего автора осталось неизвестным.
Около 1030 г. сын Ярослав Мудрый открыл в Новгороде школу «собра от старост и от пресвитеров детей 300 и повеле учить книгам».
Для «учения книжного» использовались переводные книги: жизнеописание Александра Македонского «Александрия», «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, трактаты о шести днях Творения («Шестодневы»), сборники поучительного содержания — «Златоструй», «Маргарит», «Измарагд»; рассказы (патерики) о видениях загробного мира («Хождение Богородицы по мукам»), о «подробностях» сотворения мира («Сказание, как сотворил Бог Адама»), Синайский патерик и другие сочинения. Разнообразным был спектр переводной литературы — от церковно-богословской до исторической, естественнонаучной и апокрифической.
В 1086 г. княгиня Анна Всеволодовна открыла при Андреевском монастыре в Киеве первую известную нам женскую школу на Руси, где ученицы обучались «писанию, ремеслам, пению, швению». Как свидетельствуют летописи, все свои средства на устройство школ израсходовал в 1180 г. смоленский князь Роман Ростиславович. В домонгольской Руси существовали школы во Владимире-на-Клязьме, Ростове, Полоцке, Галиче. Одна из школ находилась при Киево-Печерском монастыре. В них изучали богословие, философию, риторику, грамматику на основе произведений античных авторов, византийской литературы, болгарских источников.
Так что образование 10-12 веков на Руси вполне соответствовало уровню Европы того времени.
К началу IX в. на Руси насчитывалось около 24 крупных городов В центре древнерусского города, укреплённого естественным и (или) искусственным образом, находился детинец (кром - кремль), который окружали посады ремесленников, а на окраинах находились слободки (слободы). Так же выглядел и древний Новгород. Кремль окруженный стеной, а на другом берегу Волхова - торговая часть, на которой был дворец Ярослава Мудрого. Позже новгородские князья жили исключительно на Рюриковом городище, а на месте дворца Ярослава Мудрого, был построен Никольский собор. 1113 – 1136 гг.
На Ярославовом дворище стоит Церковь Параскевы Пятницы на Торгу. 1207 г.
Церковь Георгия на Торгу. XIV-XVIII вв.
В Новгороде сохранилось более трехсот древних построек , все мы даже и осмотреть не смогли.Ни один город России не сохранил такого количества прекрасных памятников зодчества и монументальной живописи. В Великом Новгороде трудно, а порой – невозможно определить, где кончается город и начинается музей. Около 50 ценнейших памятников древнерусского зодчества XI-XVII веков стали частью живой структуры современного городского мира. Можно коснуться шероховатых стен храмов, увидеть древнюю фреску…
из самых самых
Георгиевский собор Юрьева монастыря близ Новгорода. 1119 год
ЦЕРКОВЬ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ НА ИЛЬИНЕ УЛИЦЕ, 1374 г. Среди памятников монументальной новгородской живописи роспись Спаса на Ильине занимает совершенно исключительное место. Созданная знаменитым византийским художником Феофаном Греком,
Храм Спаса на Нередице( 1198 г) не блистал геометрической точностью линий и форм, стены его непомерно толсты, а кладка грубовата. Однако кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов - все это придавало облику церкви особую пластичность, столь отличающую новгородское зодчество той поры.
Через год после завершения строительства артель изографов покрыла внутреннее пространство церкви фресками. Эти росписи образовывали непрерывную живописную поверхность на стенах, сводах, столпах, арках и куполе храма.
Фрески Спаса на Нередице были открыты в середине 19 в. и ошеломили знатоков и любителей древностей. В 1903-1904 г.г. их тщательно отреставрировали. Известный искусствовед И.Э. Грабарь вспоминал: "Все стены внутри храма покрыты сплошным ковром фресок, хорошо сохранившихся и оставляющих глубокое впечатление значительностью композиций и торжественной суровостью красок. Фрески эти должны быть отнесены к числу лучших созданий стенной живописи не только в России, но и в целой Европе".
Во время Великой Отечественной войны церковь Спаса на Нередице, находившаяся в черте Волховского фронта, была разрушена. Из руин пострадавший храм поднимали в течение многих лет. По старым чертежам удалось воссоздать церковное здание. Все кусочки фресок, опавшие внутрь развалин, были тщательно собраны и какая-то их часть впоследствии восстановлена (работа эта не завершена и по сей день), но того чуда, какое когда-то представляла собой Нередицкая церковь, больше уже не существует. Лишь по довоенным фотографиям, зарисовкам и копиям можно представить этот уникальный памятник древнерусского фрескового искусства.
Современный Новгород это небольшой город, в котором после войны осталось только 3 не разрушенных дома. Город собрали буквально по кусочкам и востановили огромную часть архитектурных ценностей. Город небольшой но очень уютный и живой.