Начну рассказ о поселках Мещерского края со Спас Клепиков, это была последняя остановка перед Москвой и мы там только обедали в симпатичном ресторане с именем "Хемингуэй". Но Спас Клепики знакомы мне с юности, именно оттуда начинался наш чудесный поход на лодках по системе Клепиковских озер.
С тех пор очарование Мещерами до сих пор в памяти. Кстати мещерские леса, расположенные между Окой и Клязьмой, тянутся до Москвы. И парк Сокольники и Лосиноостровский остров это остатки мещерских лесов.
Речка Пра , с неё и начиналось путешествие
Известный русский писатель и путешественник Константин Паустовский в своей знаменитой повести «Мещёрская сторона» писал: «Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли увижу когда-нибудь реку более девственную и таинственную, чем Пра». Пра издавна считалась самой чистой, заповедной и таинственной рекой Мещёры. Её неповторимая красота неизменно привлекала к себе внимание. Какая-то там тишина и покой. Практически нет населенных пунктов. Только мы и природа, оглушающе прекрасная.
Вот такого типа фотографии у меня остались, но в памяти картинки цветные и красочные.
Озеро Дубовое
Озеро Великое
Озеро Белое
Потом было речка Гусь и закончился тогда поход в Гусь- Хрустальном. Но сегодня на нашем пути
Гусь - Железный.
Вот как вдруг в селе появился храм по размерам ,величию и красоте сравнимый со столичными храмами.
Что- же это за история, в результате которой появился такой храм. Тут и возникает фамилия Баташова Андрея Родионовича, хозяина этих мест и крупного промышленника.
На самом деле их было два брата Андрей и Иван , были они тульскими заводчиками и в конце XVIII века,в нижнем течении реки Гусь они начали строительство железоделательного завода. Первая плавка из небогатых местных руд состоялась в 1759 году. Кроме того, им принадлежали заводы в Нижегородской, Калужской губернии. По богатству Баташевы шли вслед за промышленниками Демидовыми и Яковлевыми. В 1783 году род Баташевых получил дворянство, в том же году братья разделили имущество. Гусь-Железный достался Андрею Родионовичу.
Именно Гусь на протяжении почти полутора столетий оставался основным местом пребывания нескольких поколений Баташевых. Еще при жизни Андрея Родионовича при заводе была выстроена большая усадьба, названная «Орлиное гнездо» , в духе того времени окруженная крепостными стенами и башнями: «дом господский, каменный, о двух этажах, с флигелями при нем и прочими многими службами, садом и в саду беседками и ранжереями». В саду располагался и домашний театр А. Р. Баташева.
Главный усадебный корпус Баташевых (до недавнего времени детский кардиологический санаторий) сохранился почти без утрат, отсутствует лишь надстройка над вторым этажом в центральной части здания.
Сравнительно благополучно выглядят служебные помещения вокруг дома.
Прямо от усадьбы тянулась километровая плотин, когда-то знаменитая на всю Россию и считавшаяся чуть ли не одним из чудес света, с 4 шлюзами тесаного камня, разделяя собой небольшое озеро и огромный пруд. На другом конце плотины начинались заводские постройки.
Тем не менее общее впечатление от усадебного комплекса удручающее. Разрушаются остатки высоченных крепостных стен и оранжерей, запущен когда-то ухоженный сад.
Развалины театра превратились в земляной холм, поросший деревьями.
Сразу за усадебной стеной разрушается двухэтажное каменное здание.
Возможно, это тот самый дом, что Баташевы передали жителям Гуся весной 1917 г. под устройство в нем высшего начального училища. Ничего не осталось от гигантского пруда: вода ушла, прорвав шлюзы, в весенний паводок 1923 г.
Вот рядом с этой усадьбой и была задумана Андреем Родионовичем гигантская белокаменная Троице-Никольская церковь, . Очевидно, что его заказал владелец усадьбы, но собор был заложен только в 1802 году, то есть через три года после смерти Андрея Родионовича. А достроен в 1868 гг. Сначала строительством занимался его старший сын Андрей Андреевич. По предположению автором проекта этого грандиозного сооружения является В. И. Баженов. Сын умер 1825 году и собор лет 20 стоял недостроенный. Затем на деньги родственников и общины был закончен.
Но сначала еще немного о самом Андрее Родионовиче. Это был очень яркий и неоднозначный человек. Он в чем-то повторил судьбу Влада Цепеша, прототипа графа Дракулы. В том смысле, что в памяти потомков имя этого человека, похоже, навечно осталось связанным с некой зловещей тайной. Легенды о нем, так же как и легенды о знаменитом вампире из Трансильвании, хранят в преданиях жителей.
Всю, обратную дорогу до Москвы мы читали вслух купленную в Гусе книгу Л.П. Чекиной «Орлиное гнездо», которая в начале прошлого века вышла в свет.
Вот как в ней описывался Андрей Баташев: «Если бы сатана был не поэтическим вымыслом, а существовал в действительности и вздумал бы воплотиться в человеческий образ, то конечно, для своего воплощения он взял бы Андрея Баташева. Выдающийся ум, колоссальная энергия соединились в нем с не меньшей жестокостью и дерзостью, переходившей в издевательство не только над соседями-помещиками, но и над тогдашними властями». Молва хранит рассказы о «Хозяине» и его жестокости, о «павильоне любви» и о замученных в «страшном саду».
Бесконечные пирушки в доме «Хозяина» своей неслыханной роскошью и расточительством славились на всю Россию. Усадьба напоминала феодальный замок, остатки огромных стен с бойницами видны и по сей день. От известного на всю округу театра остались одни развалины. По словам местных жителей, деревья в саду, прозванном «страшным», малорослые оттого, что земля в нем за годы правления «Хозяина» пропиталась кровью.
Самая страшная из легенд о Баташеве связана, как это обычно и бывает, с подземельем. По преданиям, под усадьбой спрятана развернутая сеть подземных ходов, в которых Андрей Родионович хранил свои несметные сокровища, охотники за кладами до сих пор не потеряли надежду найти сокровища.
Там же под землей, скрыта и главная тайна «Хозяина», так его в поселке называют и по сей день. Жители Гуся рассказывают, что у Баташева был свой монетный двор, на котором работали 300 человек. Каждый день они спускались под землю и под страхом наказания молчали обо всем, что там делали. Проговорился только один, на следующий день его нашли мертвым. До смерти покровительствующего Баташеву князя Потемкина никаких вопросов к заводчику на официальном уровне не возникало, а вот после того, как Потемкин скончался (при императоре Павле I), в Орлиное Гнездо (так назвал Баташев свою усадьбу), прибыла специальная комиссия. В том числе и для того, чтобы проверить наличие некоего «тайного монетного двора». Узнав о прибытии комиссии, Баташев, согласно народной молве, совершил то, что навеки навлекло проклятье на Гусь Железный. Якобы «Хозяин» запер рабочих в подземелье, и все 300 свидетелей навсегда исчезли. С тех пор пропал и вход в зловещие и таинственные подвалы. Однако никаких несметных богатств или очевидных нарушений обнаружено не было. Сам же бывший заводчик окончательно превратился в отшельника и в 1799 году скончался в своем имении.
Рассказы о личной жизни гусевского Дракулы напоминают о другом, не менее известном, чем Дракула, персонаже — Маркизе Де Саде. Баташев трижды женился при живых женах. Все они жили в одном поместье. На смертном одре на вопрос благоверных: «Кому же он отдаст все свое баснословное состояние?» — он выговорил лишь: «Тому, кто одолеет…» Что одолеет? Ответ на этот вопрос так и остался неизвестным. Но местные уверены: «одолеть» необходимо проклятие, повисшее над усадьбой.
Деньги промышленного магната действительно не принесли счастья никому из потомков. После смерти «Хозяина» гусевский завод довольно быстро пришел к банкротству, сказочные богатства, если они и правда были, он как будто унес с собой под землю. Уже к началу прошлого века заводы не работали, люди отправлялись на заработки в другие места.
Мнения краеведов и историков о правдивости легенды о подземельях «хозяина» и баташевском монетном дворе расходятся. Прагматики считают ее не более чем фантастическим преданием, страшной сказкой.
Но, во-первых, здания на территории усадьбы действительно проседают: под ними явно есть полости. Уже в советские времена одно из зданий по этой причине пришлось «законсервировать». Во-вторых, в этом месте находят фальшивые деньги.
Местный краевед Алексей Мишаков — автор книги об истории Гуся Железного, посвятил изучению местных тайн всю свою жизнь. Он уверен: Баташев был масоном. Об этом свидетельствует могила „Хозяина" на Гусевском кладбище. Сейчас это колонна, уходящая ввысь, но когда-то основанием колонны служила пирамида, количество ступенек которой говорило о степени посвящения похороненного в тайны ордена. К ним относились и алхимические знания, полезные в производстве фальшивых монет.
Камни позже переложили таким образом, что их изначальное положение определить не представляется возможным. Теперь мы уже никогда не сможем узнать, сколько ступеней вело к той колонне, что ныне стоит пред могилой Баташова. Хотя над могилой одной из жен Баташова сохранилась масонская пирамида. Так что предания живы и сегодня.
Собор Живоначальной Троицы в поселке Гусь-Железный - один из самых необычных православных храмов России: массивными высокими стенами, длинными рядами стрельчатых окон и остроконечной пятиярусной колокольней он скорее напоминает старинное английское аббатство, чем традиционную русскую церковь. Стены Троицкого собора сложены из красного кирпича и облицованы белым камнем, при этом во внешнем оформлении сочетаются элементы псевдоготики, барокко и классицизма - столь редких для нашей страны архитектурных стилей. Во Владимирском государственном архиве имеются сведения только о том, что храм строился «знаменитым архитектором», но имя его не названо. Известно также, что этому храму нет аналогии. Троицкий храм считался усадебным храмом Русской Православной Церкви.
Внутренняя планировка храма планировка уникальна. Высота храма – 55 метров, колокольни – 70. Состоит он из нижнего и верхнего храма. Верхний храм — летний, нижний — отапливаемый.
Службы сейчас идут только в нижнем храме. В круглой части спланирована ротонда в ротонде, такого нет ни у одного храма.
а верхний наполнен светом и воздухом.
Церковь сильно пострадала в советское время, иконы были полностью утрачены. Полы нижнего храма, прежде выложенные металлическими, с вензелями, листами, теперь дощатые. Храм использовался для хозяйственных нужд, в нем были размещены склады, а под колокольней торговали керосином – для этого даже была устроена цистерна внутри основания колокольни.
Разоренная и пустовавшая Троице-Никольская церковь постепенно отстраивается, с 1990г. в ней идут службы.
В семи километрах от Гусь-Железного, на реке Гусь, недалеко от впадения в Оку, стоит
село Погост с уникальным храмовым комплексом XVIII века.
В нём служит о. Николай, приветливый, радушный, весёлый человек. Все богослужения он поёт хорошо поставленным голосом, который разносится под сводами Никольского храма с замечательной акустикой. Отец Николай ждёт с надеждой: а вдруг появится человек, который поможет ему восстановить это каменное чудо?
«Гуский погост». Много раз его перестраивали . Ни одна его часть, не находится в гармонии с другими. Но в этом есть даже особое очарование.
В ансамбль Гусевского Погоста входят Никольская церковь 1771 г., часовня XIX в., колокольня 1796–1829 гг., Преображенская церковь 1734–1820 гг.
Колоннада, ведущая в Никольский храм поистине волшебна. Она больше напоминает античные руины, нежели развалины деревенской церкви.
Крайне любопытна колокольня, украшенная 14 скульптурами «местночтимых святых», как утверждают иные из местных старожилов.
Этот комплекс тоже связывают с именем Баташова. Но легенд уже меньше.
Замечательный Батюшка - отец Николай угощал нас компотом на местных травах и рассказывал, как вычищал из храма мусор в перемешку с навозом и возрождал приход. С колокольни открывается захватывающий дух вид на речку Гусь.
Ну и козочки у храма. Вот эта самая главная коза требовала рвать ей листья с деревьев и ела только сама, никого не подпускала.
Последнее село
Сынтул, там такие красивые светлые рощи и 2 деревянных храма 18 века.
Летний
И зимний.