Пока мне еще не дает покоя Турция, напишу о том, что осталось в Стамбуле от Константинополя.
Константинополь, Византий, Новый Рим, Царьград – это все о нем. Даже сегодня слово “Константинополь” живет и здравствует, например в православной церкви. Константинопольский патриарх выше всех других патриархов, даже Иерусалимского, а его резиденция по прежнему находится в исламском Стамбуле. Исторических достопримечательностей в Стамбуле много, причем разных культур,ведь этот город был столицей четырех империй: Римской, Византийской, Латинской и Османской.Чтобы осмотреть их все и месяца мало, поэтому расскажу, то что удалось увидеть и услышать о древнем Константинополе времен Римской и Византийской империи и о древних христианских храмах.
Нельзя сказать, что от Константинополя в Стамбуле осталось много, кроме Святой Софии эти островки былого величия не сразу бросаются в глаза, но тем не менее в городе достаточно много византийского наследия и некоторые строения дошли до нас в очень хорошем состоянии. Можно сказать, что вся историческая часть Стамбула, расположенная внутри Феодосиевых стен на мысе Золотого Рога - археологический парк и чуть копни в глубь можно наткнутся на своды, мозаики, мраморные полы и колонны.
В 1934 году американец Виттемор, чрезвычайно предприимчивый и страстно любивший Византию, находившийся в дружеских отношениях с Ататюрком, убедивший его, кстати говоря, превратить в музей Святую Софию, уговорил его издать декрет, запрещающий любое строительство в районе дворцового квартала. Этот указ был издан и до сих пор, формально говоря, действует. Поэтому в течение многих десятилетий в этом самом привлекательном с туристической точки зрения (это как бы сердце Константинополя) районе Стамбула возводились только деревянные времянки не выше двух этажей. Всякий хозяин знал, что он возводит это здание на свой страх и риск, и что если придут и велят сломать, надо будет сломать: закон запрещает.
Тем не менее, уж больно велико было искушение, поэтому постепенно в 70-х годах по мере роста урбанизма в Стамбуле, стали строить и каменные дома потихонечку, так как-то украдкой. Разумеется, при рытье фундаментов всякий раз наталкивались то на мозаики, то на фрески, то на какие-то мраморные полы и т.д. Кто-то эти строения пытается сохранить, устраивая в них подсобные помещения и они зачастую открыты для доступа, достаточно знать где вход и спустится по лестнице вниз.
Вот это самый край мыса - слева залив Золотой рог, справа Мраморное море, впереди Босфор. На фото главным зданием является Собор Святой Софии. С него и начнем, все-таки это самая почитаемая святыня Восточно-Римской империи.
Собор Святой Софии, или Ая София, является главной достопримечательностью Стамбула и одним из древнейших христианских храмов, дошедших до нас почти в полной сохранности. Мировую известность это сооружение получило благодаря своим громадным размерам, возрасту и архитектурному великолепию. Ая София включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. История собора Святой Софии начинается в 6-м веке в 532-537 гг., когда ее в нынешнем виде построил император Юстиниан, на протяжении последующей почти целой тысячи лет в Византии не строили ничего сопоставимого по размерам. Потом город завоевали турки и огромные мечети стали вдруг расти как грибы после дождя. Эти мечети стилистически очень схожи с византийской архитектурой того давнего времени, в том числе и со Святой Софией. Часто трудно сходу определить, что изображено на фото: Ая София или какая-то из крупных мечетей 15-17 веков, которых в Стамбуле немало. Историки также скажут, что собор Святой Софии был построен еще на два века раньше – Константином Великим. Но потом этот собор сгорел, затем его отстроили и он снова сгорел и т.д., пока Юстиниан не выстроил, то что можно увидеть сегодня. Размеры собора потрясают. Его высота 55 метров, а диаметр купола 31 метр. До возведения собора Святого Петра в Риме в 16-м веке Святая София была самым большим христианским храмом в мире – тысячу лет! Посмотрите, как он возвышается над ландшафтом, насколько маленькими кажутся фигурки людей. Когда строительство собора было закончено, Юстиниан, якобы, воскликнул: “Соломон, я превзошел тебя!”. Имеется в виду легендарный библейский храм, построенный Соломоном в Иерусалиме.
В отделке интерьера использовались драгоценные металлы и он буквально сиял золотом. Трудно сказать точно, в каком году турки замазали штукатуркой все стены собора, закрыв этим от взора молящихся великолепные мозаики и фрески. Лишь в 20-м веке штукатурка была удалена, и миру предстали эти шедевры византийского искусства.
Вообще, напомню историю собора и Константинополя. В 1204 году город был захвачен крестоносцами, истовые христиане, ворвались в сердце Византии вместо того, чтобы защищать от неверных Святые земли- крестоносцы разграбили город, и собор Святой Софии не стал исключением. В числе многих трофеев воины креста увезли из собора знаменитую плащаницу, которая позже стала называться Туринской, вместе с христианскими святынями вывезены огромное количество подвод с золотом и архитектурными памятниками. В частности бронзовая и позолоченная квадрига коней на базилике Сан-Марко в Венеции вывезена из Константинополя. С той поры Константинополь так и сумел восстановить былого величия и богатства. В 1453 году Константинополь завоевали турки, которые превратили собор в мечеть. В настоящее время София является музеем. На огромных круглых щитах изображены слова из Корана.
Византийцы считали, что купол Софии подвешен к небесам золотой цепью
Этот эффект неожиданности византийские архитекторы несомненно учитывали, но вовсе не ради него они оставили фасады Великой церкви без всякой декоративной обработки. В Софии Константинопольской мы встречаемся с той крайней фазой архитектурной мысли, которая при создании сакрального пространства видит храм только изнутри, а его оболочку рассматривает как материализованную метафору небес.
Айя-София,- здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
Осип Мандельштам
Неф окружают порфировые колонны - по две в каждой экседре. Это какие-то римские сполии из давно погибшего храма или дворца - при Юстиниане секрет обработки порфира был уже утрачен. Капители (эта, например, украшает колонну из зеленого фессалийского мрамора) - ранневизантийские "корзиночные". Есть легенда, что эти тонкие зеленый колонны - из храма Артемиды Эфесской, сожженного Геростратом.
О мозаиках и внутреннем убранстве Святой Софии можно рассказывать много, но ограничусь тремя мозаиками.
Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей, Константина (слева), приносящего в дар город Константинополь, и Юстиниана (справа), приносящего Богородице собор Святой Софии.
Вообще для того, чтобы представить внешний вид Софии в ее изначальном виде, потребуется приложить немало усилий - мысленно убрать все пристройки, подпорные стенки, минареты и арки, призванные уберечь здание от разрушения под давлением огромного купола. Четыре гигантских контрфорса, пристроены в IX или X веках, чтобы остановить расползание стен наружу. Минареты пристроены уже в османский период.
В этой же части мыса сохранились еще несколько памятников.
Церковь Святой Ирины, старшая сестра Святой Софии, полностью скрывшаяся в знаменитой тени последней - уникальный храм. Во-первых, его принято считать единственным византийским строением на Первом холме Константинополя (холм Акрополя), во-вторых, Святая Ирина никогда не была мечетью, - при османах здесь располагался арсенал, а затем - склад всяких редкостей. Сейчас этот холм занимает ханский Дворец Топкапы.А раньше это место занимал Большой Дворец императоров. Он начал разрушаться, еще при византийцах и был заброшен.
Церковь Святой Ирины (названная не в честь этой уважаемой святой, а в честь Божественного Мира) построена в IV веке примерно там, где на Акрополе стоял храм Афродиты. До освящения Святой Софии в 360 году именно Святая Ирина выполняла функции патриаршего храма Константинополя.После освящения Святой Софии ее старшая сестра, названная в честь Божественного Мира, была объединена с Софией общим двором и обслуживалась одним клиром. пространство между церквями заполняли кухни, подсобные помещения и большой госпиталь Святого Сампсона Странноприимца.
Чтобы представить себе Святую Ирину в расцвете красоты, нужно помнить, что культурный слой здесь за века поднялся более чем на пять метров, а сам храм неоднократно горел (в том числе и во время восстания Ника) и обрушивался из-за землетрясений.
При императоре Констанции II именно здесь, в святой Ирине. проходили ожесточенные споры с арианами. В 346 году в ходе массовых беспорядков в давке у стен церкви погибло около трех тысяч человек - константинопольцы не желали пропускать в храм арианского епископа Македония, охрана стала расчищать путь мечами, народ, как положено, запаниковал, что и повлекло за собой печальные последствия. Несмотря на все неприятности, церковь сохранила характерные черты византийской базилики. Во многом этому способствовало и то, что она ни дня не была мечетью и, соответственно, не подвергалась перестройкам, таким, например, как закладка окон или пристройка минаретов. Однако купол и своды, рухнувшие во время землетрясения, были восстановлены около 753 года, в период иконоборчества.
По периметру стены окружает глубокий раскоп с остатками каких-то построек, галерей и прочего. В византийскую эпоху кварталы, прилегающие к церкви, были плотно застроены. Здесь, в самом центре Константинополя, рядом с Большим Дворцом, располагалось множество богатых домов, лечебниц, школ, общественных сооружений. Под зданиями есть и остатки Большого Дворца, там еще непаханное поле для археологов
Храм представляет собой четырехугольник 42,2 на 36,7 метров, диаметр купола - 15, 5 метров. Скромная на фоне Святой Софии церковь, тем не менее, смотрится весьма внушительно, если подойти поближе. Святая Ирина - крестовокупольный храм, оба купола которого (центральный и вспомогательный, над западной частью), опираются на крестообразно расположенные цилиндрические своды. Это уберегло стены от расползания (такая проблема всегда остро стояла в соседней Святой Софии с ее циклопическим тяжелым куполом). Впоследствии такую систему взяли за основу зодчие Древней Руси.
Внутреннее убранство не сохранило фресок и мозаик. В апсиде находится единственное украшение Святой Ирины - огромный мозаичный крест. Удивительно, что изображение выложено на выгнутой поверхности. Черный контур эффектно выделяется на золотом фоне. С мая по июль 381 года здесь проходили заседания Второго Вселенского собора.
Сейчас церковь иногда используется, как концертный зал и имеет прекрасную акустику.
Тут же рядом на площади Султанахмет расположены остатки древнего ипподрома. Справа край Голубой мечети.
Ипподром был построен еще Константином Великим в 4-м веке. На нем проходили соревнования колесниц. В длину он был 450 м, а его вместимость была якобы около 100 000 чел. Посреди Ипподрома стояли различные памятные колонны и обелиски. Фото из археологического музея Стамбула.
Сегодня можно видеть только три. Например, это обелиск Феодосия, доставленный из египетского Луксора в 4-м веке. Обелиск является самой старой архитектурой Стамбула, его возраст датируется 16-м веком до н. э., он изготовлен из бело-розового асуанского гранита, а его вес достигает 300 тонн. На всех сторонах обелиска имеются египетские иероглифы, изображающие героические деяния фараона Тутмоса III.
На мраморном постаменте египетского обелиска изображены различные сцены с участием императора Феодосия и сцена установки обелиска на Ипподроме.
Змеиная колонна. Колонна символизировала победу греков над персами в битве при Платеях (479 год до н. э.). Изначально находилась в Дельфах, впоследствии перевезена императором Константином в 4-м веке.
В оригинале эта колонна, высотой 6,5 метров, состояла из трёх переплетенных змей и была увенчана трехногой золотой чашей, причём сами змеи были вылиты из бронзовых щитов павших персов. Чаша была утеряна в античные времена, а змеиные головы были разбиты в 1700 году. Одна из них находится в Археологическом музее.
Третий монумент Ипподрома –Он был покрыт позолоченными бронзовыми или медными листами, которые были содраны и переплавлены крестоносцами во время 4-го крестового похода. Сегодня обелиск имеет высоту в две трети от того, что было.
Старое название обелиска Константина – Колосс. А рядом с ним находится край Ипподрома в виде такого непримечательного древнего сооружения. Интерес представляет то. что это сооружение на одной из карт подписано как “Колизей”. Сравнения с Римом, римский Колизей был назван по стоящему рядом памятнику – огромной статуе императора Нерона, именовавшейся Колоссом. Получается, что и в Риме, и в Новом Риме – Константинополе, существовали Колизей и рядом стоящий Колосс. Но сегодня в Риме, есть Колизей, но нет никакого Колосса, а в Стамбуле наоборот – есть Колосс, но нет Колизея. Хотя, вот следы последнего на соседних улицах какие-то есть…
мраморные скамьи Ипподрома стоят в соседнем скверике.
Все тут же на площади Султанахмет, еще одна выдающаяся постройка византийских времен - Цистерны Базилики или Yerebatan Saray (Подземный дворец).
Полуостров между Золотым Рогом и Пропонтидой(Мраморным морем), на котором вырос Константинополь, хорош всем, кроме одного - источников пресной воды здесь крайне мало. Соответственно, важнейшей из городских проблем стала проблема водоснабжения. Акведуки пришлось тянуть более чем за 200 километров из Родопских гор, сейчас это территория Болгарии. Однако и из этой сложной ситуации был найден выход - огромные накопительные резервуары или цистерны. Для искателя древностей они представляют ценнейший ресурс - расположенные, как правило, под землей, цистерны избежали разрушения и дошли до нас точно в том же виде, в котором были задуманы архитекторами. Цистерн в Городе множество, начнем с известнейшей и самой эффектной - Цистерны Базилики. Акведук Валенты тоже частично сохранился и пересекает проспект Ататюрка.
Цистерна Базилика имеет размеры 140 на 70 метров, своды потолка поддерживают 336 колонн, выстроенных в 12 рядов. Высота колонн - 8 метров. Все колонны являются сполиями, материалом вторичного использования, то есть взяты из более ранних римских построек, при необходимости подрезаны или наоборот - надставлены до нужной высоты. Поэтому они отличаются между собой. Пол выложен кирпичом. Вместимость резервуара - 80000 кубических метров, каналами он был связан с другими цистернами.
После падения города цистерна была совершенно заброшена. Вода стояла высоко и сквозь проломы в сводах местные жители добывали воду и даже ловили рыбу. Кроме того, цистерна служила мусорной свалкой, использовавшейся не только для утилизации бытовых отходов, но и для неприятных криминальных целей - при расчистке многовековых слоев грязи внутри было найдены человеческие останки. Первые исследования Цистерны Базилика проведены около ста лет назад. В 1988 году цистерна получила статус музея - предварительно из нее вывезли 50000 тонн грязи и укрепили некоторые колонны бетонными "юбками". Базилика стала кинозвездой - тут снимался один из фильмов о Джеймсе Бонде, остросюжетный "The International" и "Одиссея" Кончаловского.
Сейчас здесь поддерживается небольшой уровень воды, над которой проложены дорожки для туристов. Между колонн плавают рыбы. Есть две колонны с головами медузы Горгоны. Лики выломаны из фриза храма Аполлона в Дидиме (античный город на побережье Эгейского моря в Турции) и, возможно, привезены сюда не просто так. Медуза (сама по себе или даже в компании с вполне христианскими изображениями Богоматери или Архангела Михаила) служила оберегом от отравлений и желудочных хворей, соответственно, помещенные в толщу воды головы чудовищ предохраняли город от заразы. Для того, чтобы уменьшить вредоносную силу взгляда Медузы, одну голову уложили набок, а вторую и вовсе перевернули верх ногами.
В двух шагах от Базилики, в переулке Sogukcesme, идущем позади Айя Софии вдоль стены парка Гюльхане находится явно византийская стена с характерным чередованием кирпичной и каменной кладки. В стене есть окна, а в окнах горит свет. Это цистерна Locantashi, тщательно отреставрированная и превращенная в одноименный ресторан. Сыростью не пахнет, вода давно ушла, а стены герметичны. Говорят, летом в цистернах прохладно. Внутрь можно зайти и пофотографировать. Высота цистерны 10 метров, а колонны изготовлены специально для этого помещения. Помещение очень величественное.
Складывается впечатление, что все дома центра (района Султанахмет) стоят на цистернах. Вот современный магазин ковров и ювелирных украшений за мечетью Султанахмет (Nacibent cad., дом №33). Заходим внутрь и через небольшой вестибюль проходим в правый дальний угол, за лавкой керамики. По лесенке спускаемся в совершенно бесплатную и отлично отреставрированную цистерну, принадлежавшую какому-то богатому византийскому дому. Она абсолютно безлюдна, светом управляют датчики движения. 34,3 метра в длину, 9,3 метра в ширину, своды поддерживают два ряда коринфских колонн по 9 колонн в каждом ряду. Эта безымянная цистерна датируется концом 5-началом 6 века, то есть тем временем, когда район еще не был занят дворцовыми постройками.
Закончу этот пост площадью Султанахмет, раз уж так много всего вокруг неё сосредоточено. А это знаменитая Голубая мечеть, напротив Святой Софии.
Немецкий фонтан(беседка слева) - самое "молодое" сооружение на площади. Его подарило Турции германское правительство и в частности император кайзер Вильгельм II в 1900 году. На этом месте, когда то был вход на ипподром.
И еще реконструкция этой части Константинополя с ипподромом
Продолжение следует :crazyfun: