С Днем рождения, дорогая Алла Борисовна!!!
Из книги Муслима Магомаева "Любовь моя - мелодия":
"Когда я, подыгрывая окружающим, называю ее по имени-отчеству, она не противится. И мне тогда кажется, что она - солидная дама-примадонна, вроде милейшей Изабеллы Даниловны Юрьевой, а я - юный, и у меня все еще впереди.
Но вообще для меня она просто Алла.
Я был в Баку на ее концертах три раза. От меня такого обычно не дождешься. Я уже говорил об этой своей черте. Я и в Большой театр редко хожу, за исключением премьер, когда там поневоле уровень премьерныи. В Баку мы и познакомились с Аллой и тогдашним ее мужем Евгением Болдиным.
Она уже знала себе цену - эта женщина, которая поет. Хотя, разумеется, «великая» о ней говорили другие - от продюсеров до бесчисленных разновозрастных поклонниц. Но она не возражала. Правда, я как-то, под настроение, заметил ей: «Знаешь, Алла, насчет великости пусть история скажет». Она не обиделась, не дрогнула ни черточкой лица. Лишь вздохнула, как бы устало перевела дыхание, опустив взгляд.
Что бы о ней ни говорили, другой такой, такого размаха и такой породы, нет и на горизонте пока не видно.
Алла - личность. Голосом ли она будет дальше брать тысячные залы или всей своей статью, характером бойца, на сцене она - актриса, при нас, на наших глазах творящая песню. Не со всем, что она делает на сцене как режиссер (а она профессиональный дипломированный постановщик), я согласен. Но и в этом она - Алла, это - ее стиль.
Она и на сцене неожиданна, и в жизни непредсказуема. Когда меня спрашивают: «Какая она, Пугачева, в жизни?» - я честно отвечаю: «Не могу знать». Сегодня она такая, завтра другая. Искренняя до мурашек - и очаровательно фальшивая... Тонкая, трепетная, деликатная до слез - и грубая. Хохотушка - и страдающая от собственных рефлексий флегма... И ангел, и бесенок...
Словом, личность! Существо неподражаемое (кстати, когда Пугачевой пытаются подражать, - смешно). Вся она кипит внутри, но не всегда этот вулкан сдерживает. И чего тут удивляться, что мы ожидаем от нее штиль, а она на нас с ясного неба - шторм".
Анатолий Королев писатель, член русского Пен-Клуба для РИА Новости
Алла Пугачева, (ей 60! Не верится…) - пример самой яркой певческой карьеры в государстве, категорически не удобном для карьеры звезды, тем более певца, который выбрал эстраду, а не подмостки Большого театра.
И все-таки это вышло - поп-певица взлетела в зенит славы, что было вскоре отмечено саркастическим анекдотом от армянского радио. Вопрос: кто такой Брежнев? Ответ: мелкий политический деятель в эпоху Аллы Пугачевой.
Легендарный анекдот передает растерянность тогдашнего устройства страны перед явлением феномена великой певицы.
Как и отчего она стала петь - тайна.
Обычное желание храброй девочки выделиться среди сверстниц.
Тем более рыжей девочки.
Рыжие всегда на прицеле у жизни. В пять лет Алла уже оказалась на сцене самого главного зала Москвы, в колонном зале Дома Союзов. Спела в детском концерте, там, где еще год назад прощались со Сталиным. В школе ее мальчишеский характер окреп, а заодно окреп и ее дивный голос. Но характер пока был главнее, вот почему она решает бежать на Кубу, «помочь кубинцам», и увлекает в побег влюбленного в нее мальчишку. И хотя добраться до острова свободы не получилось, с той поры Алла Пугачева всегда сама первой выбирала в спутники друзей, мужчин и мужей. И в тандеме беспрекословно лидировала.
Но и характер, и голос мало что значат для той начальной поры, пока тебе не выпадет жребий судьбы. Алле этот жребий выпал самым престранным образом в виде цирка. Поступив в музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова, она стала тапером (концертмейстером) в цирковом училище, где Аллу окружил и заворожил мир прыжков, гримас, пинков, клоунады и риска. Эта была как раз та парадоксальная купель, из которой и появился на свет феномен Аллы Пугачевой, великой клоунессы русской поп-музыки.
Клоунесса - редчайший талант, чаще этот дар озаряет судьбы мужчин: Чарли Чаплин, Бестер Китон, Марсель Марсо… первый муж Аллы был как раз циркачом, долговязый пластичный человек с фигурой в духе Пьеро. Именно из этого космоса арены и кувырков и родилась на свет та самая первая песня певицы, которая принесла ей мгновенную всесоюзную славу: «Арлекино».
Арлекино, Арлекино нужно быть смешным для всех
Арлекино, Арлекино есть одна награда - смех…
О Ха..ха..ха..
Этот трагикомический хохот до сих пор звучит в нашей памяти, так словно это было вчера. Песня композитора Эмила Димитрова принесла певице Гран-при «Золотой Орфей» на фестивале 1975 года в Болгарии. Тогда это было очень престижно.
До «Арлекино» Пугачева всего лишь искала свой образ. Скажем, милая песенка «Робот» или распевы в фольклорном стиле «Посидим, поокаем» нравились публике, да, но в них еще не было пугачевской эксцентрики, шарма в сочетании с шоком.
После «Арлекино» слава певицы пошла семимильными шагами.
С ней просто некого сравнивать.
Причем рядом с клоунадой голоса в нашей памяти встают лирические шедевры певицы, например, песни, которые она в ту пору спела за кадром для легендарного фильма «Ирония судьбы». Никакой шалости, мы слышим зимний голос печали и одиночества. Широта творческого диапазона певицы, глубина перевоплощений, безукоризненный вкус, изумительное чутье на шлягеры восхищают.
Она всегда чувствует, что подхватят, а что обречено.
Уже через два года Пугачева становится героиней фильма о себе самой («Женщина, которая поет»). 55 миллионов человек придут в кинозалы страны, чтобы увидеть и услышать певицу! А количество проданных пластинок суперзвезды достигнет 150 миллионов.
Она стала главным хитом СССР и…. и так и осталась советской певицей. В новом времени ей неуютно. Порой она энное количество лет вживую не выходит на московскую сцену. Она царица голубого эфира. Там ее застекленное ТВ-царство. И, хотя кончилась пора безденежья (ведь в советской стране за успех ей не платили), и хотя на смену зависимости пришла власть, пришла опека (контроль) над конкурсами молодых дарований, и хотя теперь она сама легко достает из собственного кармана приз «Алла» ценой в 50 тысяч собственных долларов, и хотя последний - четвертый - муж Филипп Киркоров мог, например, привезти к дому миллион алых роз в автофургоне или обвязать белый лимузин алой лентой и поставить у окна в день рождения, и хотя слава мурлычет черной кошкой у ног, все-таки ее высший пик остался там, в декабре 1991 года, когда президент СССР Горбачев подписал свой последний указ. Указ от 20 декабря 1991 года «О присвоении Пугачевой А.Б. почетного звания «Народный артист СССР».
Прошло несколько дней, и Горбачев заявил об отставке; СССР развалился.
Но, оставаясь первой певицей страны, Алла Пугачева, на мой взгляд, все же не стала первой певицей новой России. Почему? Вопросов больше, чем ответов. Странное чувство, но, оставаясь на пике славы, она кажется старомодной. Когда-то она опекала бесшабашную молодую панк-звезду Жанну Агузарову, она не боялась конкуренции, хотя динамит Агузаровой подорвал судьбы многих поющих кошечек. Пугачева и сегодня вне конкуренции, но фанаты той же Земфиры раскалены горячей.
Отчасти предпочтения певицы прочитываются в судьбе ее дочери Кристины Орбакайте. В Кристине есть то, чего никогда не было у великой родительницы: безупречная фигура модели, стиль идеальной Барби, голос диснеевской Белоснежки. Рядом с другими Кристина как ангел. Но, к несчастью, Россия -- страна уголовного мелоса, ее соловьи издавна - каторжане, беглецы и убийцы. Советский лагерь стал продолжением народного мелоса, и кумиры страны Советов - чаще шпана.
Вот откуда всенародный успех Высоцкого.
Пугачева первой - после войны - укротила Байкальский шторм отечественной непогоды и озарила темные воды нашего сонорного космоса каскадом прекрасных мелодий. До нее этим укрощением тьмы занимались Петр Лещенко, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева, Лидия Русланова. Новое время разрушило Берлинскую стену между русской и европейской, мировой эстрадой и нашим вчерашним советским певцам пришлось вступить в бой за публику с королями и демонами западной поп и рок музыки.
Ангелы и кошечки против певцов героина… зайки против черных пантер…
Итог этого сражения пока плачевный. Даже великая Алла не смогла покорить новую Ойкумену, и например, на конкурсе Евровидения в 1997 заняла 15-ое место! И с какой песней. Она спела прекрасную «Примадонну». Вся страна переживала этот результат как кровную обиду.
Опыт сотрудничества Аллы со шведской группой «Херейз» тоже не стал триумфом. А без успеха нового качества Пугачева «быть Пугачевой» уже не захотела. Отсюда ее уход в продюсеры, создание радиостанции «Алла», патронаж «Фабрики звезд» на ТВ, да и годы берут свое.
На недавней встрече в агентстве РИА-Новости (первая пресс-конференция чуть ли не за 8 лет) Алла Борисовна объявила о своем уходе с эстрады и о том, что в канун юбилея даст несколько прощальных концертов. Некоторые СМИ ей не поверили, мол, рекламный ход, некоторые поспешили сообщить о том, что билеты на эти концерты продаются неважно. Не знаю. Во всяком случае, уход Аллы Пугачевой с эстрады станет чертой, которая нас окончательно отделит от советского прошлого.
Сергей Соседов:
«Обозреваю ее огромную жизнь и думаю: какая удивительная, фантастическая судьба! Сорок с лишним лет она поет, всё уже давно спела и сделала! Всё и давно! А о ней всё говорят, и говорят, и говорят. И спорят, и спорят, и спорят. И спорам этим нет конца! Казалось бы, всё уже сказано, обсуждено, переспорено, обмусолено, а вот не дает никому покоя Пугачева уже столько лет! Смотрите: она не Карл Маркс, не Ленин, не Зигмунд Фрейд, не Ницше, не палач Сталин, а ее творчество и вклад в искусство, культуру, ментальность, образ жизни и быт великой страны без конца переосмысляются, переоцениваются, обрастают новыми открытиями, догадками, домыслами, причитаниями, всхлипываниями, уничижением и проклятиями.
Вот она, судьба великого человека. Помните, как в «Покаянии» у Абуладзе: «Он умел превращать врагов в друзей и друзей во врагов. Удел избранных». Именно это приходит в голову, когда слышу, как какой-то бывший горячий поклонник (или поклонница) Пугачевой причитает: «Как мы ее любили, песни пели, влюблялись-танцевали, она была свет в окне, только она одна! А сейчас она нас предала, исписалась, опошлилась, прокурилась, богохульница, интриганка, дура! А что поет? Да лучше б не пела. Позор на веки вечные!»
Удивительно, как во всех этих словесных помоях люди умеют видеть лишь себя и умудряются СОВСЕМ НЕ ВИДЕТЬ ЕЕ. Ведь то, что «вы влюблялись, пели-танцевали», на самом деле вовсе не заслуга достопочтенной Аллочки. Просто это было ВАШЕ время — время юности, молодости, красоты и любви. А несравненная Алла только раскрасила ярчайшими фломастерами вашу и без того счастливую жизнь. Но прошло время — вы, простите, стали уже «не тем» или «не той»: лучшие годы давно прошли, снедает ностальгия, появилось разочарование в жизни (неудачный брак или просто «прошла любовь, завяли апельсины», неблагодарные дети, морщины, болезни, «уволили с хорошей работы — взяли помоложе, посвежее», ну и т.д.). Что, в этих ситуациях мы разве ищем причины в себе? Черта с два! Виноваты кто угодно: общество, работодатели, шеф-самодур, кадровые агентства, мужья-алкоголики, глупые жены, больные родители, равнодушные дети, злая соседка, плохие лекарства, кошки-собаки… В этот же список попадает и… Алла Пугачева (не удивляйтесь, это в самом деле так!): «Мы ей так верили, мы ее боготворили, а она, такая-сякая, от нас отвернулась: не поет, видите ли, хороших песен…» Да, Пугачева давным-давно не просто певица, а значительно даже больше, чем «в России поэт» (а уж политиков она вообще отодвинула на десятые места, вспомнить хотя бы анекдот про Брежнева). Поэтому и спрос с нее такой «адский». То есть когда-то, по логике этих людей, Она определяла «уровень их счастья, счастья всей страны», а ныне определять его перестала. (Господи, только сейчас начинаю понимать, какую же ношу волокла на себе эта невероятная женщина!) <…>
Проблема ситуации с Пугачевой и нашего восприятия ее нынешнего (и не только) периода творчества упирается в тот безрадостный постулат, что, ПОДНЯВ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ НА НЕДОСЯГАЕМУЮ ДОСЕЛЕ ВЫСОТУ, ПУГАЧЕВА ПРАКТИЧЕСКИ ИСЧЕРПАЛА ЕГО ДО ДНА. Трагизм шекспировских страстей и комизм современного бытия, фантастическая точность и филигранная рельефность жанровых зарисовок, исповедальность до последней душевной капли и надрыв «всех нервов и сил», детская лирика и «жестокий» шансон, ажурное кружево романса и брутальная жесткость рока, вплоть до хеви-метал (были у нее и такие работы) — вот какой музыкальный космос охватывает творчество Пугачевой (то есть оно «объемлет необъятное», опровергая самого Козьму Пруткова; нет времени указывать примеры песен — их вы найдете в ее «Золотой коллекции»). Причем абсолютно всё, за что бралась, она делала или гениально, или отлично, или на худой конец просто очень хорошо. А теперь назовите мне хотя бы одну певицу в мире, которая владела бы столь обширным жанровым инструментарием? Элла Фицджеральд, Тина Тернер, Уитни Хьюстон, Эдит Пиаф, Мирей Матье, Танита Тикарам, Сезария Эвора??? То-то и оно. <…>
Разонравилась Пугачева? Ничего страшного. Слушайте ее «вечные» песни, старые записи. Но помните, что не только Пугачева изменилась, но и вы сами, и все мы, и мир вокруг нас, и мир в мире. МЫ ВСЕ УЖЕ ДАВНО ДРУГИЕ. Но это ведь не повод поливать грязью прекрасную певицу и роскошную во всех отношениях женщину. Нам у нее еще учиться и учиться. И главным образом — толерантности. Во всяком случае, за долгие годы я не припомню ни одного случая, чтобы Алла говорила о ком-то плохо. Да, она говорила остроумно, смело, раскованно, иронично, иногда даже дерзко, но никогда — оскорбительно или уничижительно.
Сейчас я готовлюсь к посещению ее прощальных сольных концертов и бенефиса. Именно готовлюсь. Потому что ее творчество — это колоссальная часть моей жизни. Я не хожу на ее песенные спектакли с «жестокой» мыслью: «А что ты нам, Аллочка, сегодня споешь? А хватит ли тебе сил и голоса?» Она давно уже может позволить себе вообще не петь, а, к примеру, рассказывать что-то, читать стихи (о боже, КАК она это делает!) или просто шептать. Потому что это эпохальная Личность, Легенда, и мне важно увидеть Пугачеву именно сегодняшнюю, сиюминутную, а не вчерашнюю, когда «деревья были большими».
Это время давно ушло, и смешно говорить самому себе, что ты «всё такой же, как вчера». А стало быть, и Пугачева не может (и не должна!) быть такой же, как когда-то. Более того, если бы она сегодня была такой же, как 10—20—30 лет назад, я бы на ее концерты не ходил. (Вон Ротару или Кобзон, Толкунова как пели сто лет назад, так и сейчас поют — всё теми же голосами, всё те же песни, всё в той же манере. Кому-то это нравится. А по мне, это застой и болото.) Мне не нужна та, давнишняя Пугачева (для этого у меня есть ее старые записи). Мне важно, какой она стала сегодня. И сопоставить СЕБЯ сегодняшнего с НЕЮ — тоже сегодняшней. А это колоссальная душевная, внутренняя работа. Вот к ней именно я и готовлюсь. Для меня посещение этих концертов вовсе не развлекаловка, как для других, а что-то сродни подведению важных итогов большого этапа СВОЕЙ жизни».
http://www.aprilclub.net/abp.htm