Вступление.
«Сейчас в кинематографе нет ничего более запущенного и поверхностного, чем психология. Я говорю о понимании и раскрытии глубинной правды тех состояний, в которых находится характер. Кино требует и от режиссера, и от сценариста колоссальных знаний о человеке и скрупулезной точности этих знаний в каждом отдельном случае, и в этом смысле автор фильма должен быть родствен не только специалисту-психологу, но и специалисту-психиатру. Потому что пластика кинематографа в огромной, часто в решающей степени, зависит от конкретного состояния человеческого характера в конкретных обстоятельствах. И своим знанием полной правды об этом внутреннем состоянии сценарист может и должен многое дать режиссеру».
Андрей Тарковский, 1990 год.
Создатели НРК какам-то чудом услышали призыв Андрея Тарковского и сняли глубоко психологический фильм о душе человека с её светом и тенью, в её диалектике, в её стремлении объединить свет, центром которого является сознание, и тень, то есть воссоздать единый центр личности, её целостность, её самость.
НРК – это история, прежде всего, о герое, о его героическом путешествии к индивидуации, которая является целью и смыслом человеческой жизни.
НРК - это история об архетипическом герое, который восстал против своего отца – носителя старых ценностей, препятствующих развитию, движению вперёд, и в конечном итоге победил, утвердив новое взамен отжившего старого.
Заслуга отца в воспитании героя несомненна, именно он формирует первоначальные ценности сына, но тот же отец становится тормозом, когда на смену старого должно придти новое, иначе - крах нажитого.
И герой вынужден стать разрушителем старой системы, старых ценностей, а это значит вступить в конфликт с отцом.
И именно отец устанавливает преграды в надежде, что сын-герой сломает себе голову.
Новое, предложенное даже собственным сыном, встречает сопротивление отца, потому что собственных сил на преобразования у него нет, но лавры преобразователя отдать другому бывает, зачастую, невыносимым.
Ситуация архетипична.
Кронос проглатывал своих детей, опасаясь, что лишится власти. Царь Лай повелел умертвить Эдипа, который по предсказанию оракула должен был отобрать царскую власть. Отголоски этих мифов находят символическое воплощение в современности.
Ничто не ново в этом мире, всё повторяется, и в очередной раз оживает архетипический образ мифилогического Прометея в современных реалиях, который в очередной раз вручает символический огонь жизни людям. Вручает факел процветания, а не тлеющую свечу прозябания, которая рано или поздно, но догорит дотла.
Герой прошёл свой путь, он делал неизбежные ошибки: у бессознательного влечения не было другого выхода, кроме как обострить ситуацию до предела, - он падал и поднимался, падал и поднимался,
но не скулил и не ныл, а шёл. И дошёл до Оксфорд-стрит. И не важно, что последний шаг сделал не он. Он заложил основы, возвёл фундамент и стены процветания, он практически выполнил свою миссию, пусть и без лавров на голове.
НРК - это история о герое, ЭГО которого под давлением морального СУПЕР-ЭГО сначала вытеснило влечение к героине в тень, но затем, заплатив высокую цену – своим здоровьем, практически помрачением рассудка, - силой жажды жизни интегрировало эту тень в сознание, и встало перед глубоко нравственным и приносящим страдание выбором между двумя ценностями: любовью к одной женщине и долгом перед другой женщиной, к которой любви уже не осталось, но осталось данное ей слово.
Это один из самых трагических внутренних конфликтов, и чтобы выбрать новую любовь необходимо изменить установки СУПЕР-ЭГО, глубоко интроецированные в психическую реальность героя. Долг, слово, данное женщине, - это мощный архетип, вырваться из-под власти которого непросто. И чтобы достичь индивидуации герой должен САМ отказаться от своего слова. Не получить свободу из рук женщины, которую разлюбил, а САМОМУ взять своё слово назад. Вот тогда герой обретает самость.
НРК - это история об извечном треугольнике, когда герой, любя одну женщину и дав ей слово, вдруг! – он ни о чём таком не просил, - но встретил другую женщину, которая сама пришла и перевернула его жизнь.
Герой прошёл все стадии развития своего любовного чувства. Сокрушительное бессознательное влечение, затем яростную страсть, затем романтическую влюблённость, которой присуща идеализация и проекции мужской анимы, затем крушение иллюзий об идеальной женщине, затем трансформацию чувства в любовь-ненависть, и, наконец, любовь к реальной женщине, какой бы она ни была.
НРК – это история о женщине, обладающей такой женственной природой, против которой не смог устоять герой, не смотря на все запреты своего морального СУПЕР-ЭГО.
Она и нежная, слабая, мягкая, чувствительная, покорная, восхищённая, доверчивая девочка-дочь, которую нужно оберегать и защищать. Она и страстная любовница, превращающая ночь в сказку. Она и воительница – помощница - сестра. Она и заботливая мать. И она умеет противостоять, пусть и на пределе сил, если нужно за себя постоять. Она оборотень, она изменчива, как будто о земь ударилась – и вот уже другая. Такая женщины никогда не станет прочитанной книгой для своего мужчины. Она его будет и изумлять, и восхищать.
О герое и героине.
«Мужские и женские духовные типы в идеальном случае представляют собой две стороны одного и того же героического деяния: только в одном случае (у мужчин) действие проживается активно (активный героизм), а в другом случае (у женщин) — пассивно (пассивный героизм). Есть героизм абсолютного утверждения (мужской) и героизм абсолютной преданности, "девоции" (женский). Но и женский героизм может быть столь же блистательным, как и мужской, если он проживается с осознанием значимости своего отдающего жеста. Такая двойственность в рамках одного и того же героического рода предопределяет для мужчин и женщин два различных пути к совершенству.
Жесту Воина или Аскета, которые (один через прямое действие, а другой через чистую отрешенность) утверждают себя в жизни, соответствует жест абсолютного предания себя другому существу, жест бытия, полностью отданного другому — либо возлюбленному мужчине (тип Любовницы, "афродитической женщины), либо сыну (тип Матери, "деметрическая женщина"), и только в этом другом женщина находит смысл своей собственной жизни, собственной радости, оправданности собственного существования. ( с--Юлиус Эвола)
Наша героиня создана служить. Не прислуживать, а служить. Вот такая у неё планида. Нет, не так, таков её свободный выбор.
НРК - это история о женщине, которая своей сокрушительной скрытой сексуальностью обладает властью над мужчинами. Все значимые мужчины в НРК испытывали к ней бессознательное влечение, и если бы она была свободна, то бы и история пошла другим путём. Например, она бы вышла из тени дизайнера, в которой помогала гению творить одну коллекцию лучше другой сублимацией бессознательного влечения в творчество, и стала бы его не теневой, а официальной музой – женой. Или бы вышла из тени друга героя и положила бы конец его поискам единственной и неповторимой. О третьем претенденте говорить не стоит, ему прежде необходимо пройти не один курс психоанализа у хорошего специалиста.
НРК - это история о женщине, в которой влечение к деструктивности, к разрушению, к символической смерти, оказалось выше, чем влечение к Эросу, то есть к жизни, и которая с завидной бессознательной силой уничтожала и уничтожила любовь героя к ней, оставив только нежность и жалость. И уголок в памяти, в котором она будет жить всегда, потому что именно она подарила герою первый в его жизни Грааль.
НРК - это история о том, как старый-старый любовный треугольник, роковым повторением воссоздался в новых условиях. Сын повторяет путь отца, но выбор сына отличен от выбора отца.
Мать оказалась в сложной ситуации. Она волей-неволей, но проецирует на новую любовь сына своё отношение к сопернице из давно минувших дней и не может побороть свою неприязнь к женщине, которая, отбирая сына, как-будто бы, символически, отбирает мужа. Это во-первых.
А во-вторых, мать, отягчённая взятой на себя ролью быть заместительницей матери для дочери погибших друзей, становится матерью дочери и сына, а, следовательно, будущей тёщей и свекровью одновременно. И несостоявшаяся тёща защищает обиженную приёмную дочь, ну, а несостоявшаяся свекровь ждёт своего часа, чтобы встать на сторону сына, потому что она бессознательно чувствует, что счастье сына составит не приёмная дочь – разрушительница, а его новая любовь, пусть и напоминающая о страстях давно минувших дней.
НРК - это история о настоящей мужской дружбе. Примерно о такой.
"Если ж он не скулил, не ныл, пусть он хмур был и зол, но - шел, а когда ты упал со скал, он стонал, но держал, если шел за тобой, как в бой, на вершине стоял хмельной, значит, как на себя самого, положись на него".
Но, как часто бывает, в мужскую дружбу вмешивается женщина, и тогда может случиться беда.
Друг героя, связанный с героем мистической партиципацией, и у которого в бессознательном живёт влечение к женщине героя, в лучшем случае переживает роман героя, как свой, а в худшем случае может совершать поступки, о которых в народе говорят: чёрт попутал. Чёрт, а в случае НРК – волк, сидит в бессознательном друга и оттуда водит его языком - и тогда влечение находит выход в остроте и шутке, - и его рукой – и тогда странным образом на видном месте забывается пакет с корреспонденцией.
НРК - это история о людях, сопутствующих главным героям, которые практически с первой минуты их встречи зафиксировали важность события: в НРК неощущающих, то есть слепых и глухих; лишённых интуиции, немыслящих, нечувствующих не было. И уши, и глаза, и интуиция наблюдали за развитием действия. Другое дело, как чувствующая и мыслительная психологические функции справлялись с поступающими сигналами. А справлялись до поры до времени отрицанием и рационализацией.
Сопричастники то помогали, то мешали, потому что у каждого даже самого солнечного, позитивного и доброго человека, даже у Феи есть тень, которая своей дланью руководит многими зримыми поступками. А если говорить о женских тенях в НРК, то богини Зависть и Ревность легко находят там пристанище. Впрочем, и в мужских тоже.
НРК - это исключительно чувственная история, благодаря мощному эротизму, который исходит от пары главных героев. Герои с первой до последней минуты исполнены влечением друг к другу, бессознательному со стороны героя в первой части НРК. Они не стоят, а колышутся друг подле друга, их тела магнитом тянет друг к другу, герой в присутствии героини жестами доказывает свою мужественность, а она восхитительным образом демонстрирет ему свою женственность. Их глаза, не давая себе отчёт, любуются друг другом.
Зрители, лишённые высокомерного рационализма, не применяющие защиты в виде отрицания и рационализации, не проецирующие собственную тень в виде неприятия героини на героя, не обесцениваюшие героя, как та лиса, для которой недоступный виноград становится зелёным, наслаждаются волшебством бессознательного влечения мужчины к женщине.
Известнейший психолог Антонио Менегетти, работающий и в психоанализе кинопроизведений, так сформулировал способность зрителей ощущать бессознательные влечения экранных героев:
Цитата:
"В той мере, в какой человек не ограничен рациональностью, он подчинен невербальным посланиям".
НРК - это история, а не сказка. Сказкой она может выглядеть для зрителей, но для психической реальности представленных героев – это история. Не надуманная, а именно жизненная история, отвечающая психологическим портретам главных героев, их жизненным ценностям, их идеалам, сформированным первыми учителями – родителями, затем другими значимыми взрослыми, и, наконец, культурным наследием – литературой, музыкальным и изобразительным искусствами. А для главного героя ещё и кумиром, отождествление с которым позволяет ему черпать и целеустремлённость и стойкость, и смех и слёзы, и жизненную силу, когда душа попадает в тиски, когда она рвётся на части в поисках смысла. Да!- и в тридцать лет есть кумиры, осознанно принятые и интроецированные в Я-ИДЕАЛ в далёкой юности.
История не фальшивая, она есть результат соприкосновения богатейших внутренних миров героев. И когда мы познакомимся с внутренним миром героя, застёгнутого на все пуговицы перед внешним миром, то высказанный мною тезис станет аксиомой. А мы познакомимся, потому что кроме солнечного дня и солнечного героя, есть ещё и лунная ночь, открывающая через сновидения «его души прекрасные порывы».
(Продолжение следует).