Набрела вот на такую статью про режиссера К. Занусси. Не новая, но достаточно информативная, имхо.
Цитата:
Дипломат, советник по культуре Папы Римского, директор киностудии «TOR», сценарист, преподаватель и один из самых титулованных режиссеров Старого Света.
Давно вошедший в элиту мировой режиссуры Кшиштоф Занусси считается одним из самых востребованных режиссеров в Европе. В его послужном списке около 40 кино- и телефильмов, многие из которых удостоены высших наград крупнейших международных кинофорумов, и 30 спектаклей, созданных специально для ведущих драматических и оперных площадок Европы.
Биография культового польского кинодеятеля могла бы лечь в основу увлекательного романа. Кшиштоф Занусси родился 17 июня 1939 г. в Варшаве. Получил разностороннее образование: сначала, решив посвятить себя науке, окончил физический факультет Варшавского университета (1955- 1959 гг.). «Я четыре года учился как физик, без больших успехов, но четыре года прошел. И я почувствовал это в течение одного из экзаменов, я почувствовал это, один из моих профессоров мне так просто сказал, что у него впечатление, что меня более занимает человек, который пользуется прибором, чем то, что можно этим прибором сделать. Это оказалось правдой. Мне, конечно, более интересны люди, чем материя», - рассказывает режиссер.
Потеряв интерес к физике, Кшиштоф Занусси занялся изучением философии в Ягеллонском университете в Кракове (1959-1962). Во время обучения он увлекся кино и решил попробовать себя в качестве режиссера. Еще учась в университете, он снял 11 любительских фильмов, среди которых «Трамвай до неба», «Самолет из Будапешта», «Студенты» и другие. Постепенно увлечение переросло в жизненную необходимость в результате в 1966 г. Кшиштоф Занусси окончил режиссерский факультет Высшей государственной школы театра и кино в Лодзи. Его дипломная работа - телефильм «Смерть провинциала» завоевала приз «Серебряные львы» на фестивале в Мангейме, а также призы на кинофестивалях в Венеции, Вальядолиде, Москве и Польше.
Премьера первой полнометражной картины Занусси «Структура кристалла» (в советском прокате - «Размышление») состоялась в 1969 г. на Московском кинофестивале. А на следующий после дебюта день начинающий режиссер оказался в новосибирском Академгородке, где его фильм продемонстрировали на большом экране еще раз. «Новосибирск не самый красивый город в моей жизни, - как тогда, так и сейчас. Здесь сносили старинные деревянные дома и радовались пришедшим им на смену однотипным многоэтажкам, чего я никогда не мог понять. Зато я нашел здесь островок широкого мышления и познакомился с еще незнакомой Россией, которая понравилась мне намного больше уже знакомой московской», - вспоминает Занусси.
«Структура кристалла» принесла молодому режиссеру широкую известность и ряд призов на международных кинофестивалях («Серебряный кондор» за лучший сценарий, приз в Маар-дель-Плата за лучший дебют, приз польской кинокритики «Варшавская сирена», спецприз в Панаме, призы в Вальядолиде и Коломбо). Картины, последовавшие вслед за этим фильмом, имели неменьший успех. Вот лишь некоторые из них: «Иллюминация», «Защитные цвета», «Спираль», «Постоянный фактор», «Год спокойного солнца», «Где бы ни был...», «Галоп», «Брат нашего Бога», «Жизнь, как смертельная болезнь, передающаяся половым путем», «Персона нон грата».
Творчество Кшиштофа Занусси многогранно: «Про талант говорить нескромно, про миссию - тоже нескромно. Даже признать, что у меня избыток жизненных сил - это немножко нескромно. Я занимаюсь немножко театром, немножко кино. Немножко педагогикой, иногда читаю лекции. А еще у меня десятки разных других занятий: академическая карьера, дипломатическая и прочее. Это очень интересно. Это как раз то, о чем мы все узнали из «Матрицы». И я очень благодарен, что наш век позволяет совмещать, казалось бы, несовместимые пласты».
Пан Занусси является автором или соавтором сценариев для всех своих фильмов. Причем некоторые из этих сценариев были опубликованы отдельным изданием в Польше, Италии, США, Германии, Венгрии, Чехии, России. В свет также вышли две его книги - роман «Пора умирать» и сборник эссе «Между ярмаркой и салоном».
Помимо игрового кино Занусси снимает и документальные фильмы: «Подумай», «Компьютеры», «Кшиштоф Пендерецкий», «Лютославский, Пендерецкий, Берд», «Мой Краков», «Ватикан - столица культуры», «Сегодняшняя Россия» и другие.
С 1971 по 1981 г. Кшиштоф Занусси был вице-президентом Союза кинематографистов Польши. С 1980 г. он является директором и художественным руководителем киностудии «TOR».
С 1987 г. Кшиштоф Занусси работает над телепостановками и в театрах Польши, Италии, Франции, Швейцарии, Германии и России. К настоящему моменту он поставил более 20 драматических спектаклей и осуществил 4 оперных постановки. Однако из столь обширного театрального списка всего две постановки пришлись на Польшу и лишь одна на Россию. До новосибирского «Старого дома» наладить сотрудничество с паном Занусси сумел только самый звездный российский драмтеатр - МХТ им. Чехова: спектакль под названием «Игры женщин» был поставлен в 1991 г., имел успех у публики и хорошую прессу.
Любопытный нюанс. Если кино гуру польского кинематографа расценивает как тяжелый труд, то театр для него, по собственному выражению, санаторно-курортное лечение: «Театр - это лаборатория. При постановке спектакля есть время докопаться до очень важных глубин. Я могу спокойно сидеть, работать, думать. В театре комфортно, тепло, на голову не капает. Это не то, что съемка картины. В кино я должен взять актеров такими, какие они есть, и за несколько минут снять эпизод. Театр меня увлекает, прежде всего, работой с актерами. Выбор актеров на постановку сродни выбору попутчика в поезде, то есть основывается на интуиции и внешнем впечатлении. Если выбор сделан неправильно, режиссеру там просто нечего делать. Если же выбор удачен, полдела сделано. Остается работать с тем, что есть. Если у меня нет голубой краски, я не буду рисовать небо. Лучше возьму зеленую и нарисую лес».
Кшиштоф Занусси много времени и сил уделяет педагогической деятельности. Он преподает в Высшей государственной школе кино, телевидения и театра, с 1992 г. является профессором Силезского университета в Катовице, сотрудничает с National Film School в Великобритании, проводит мастер-классы для европейских студентов и регулярно читает лекции на Высших курсах режиссеров и сценаристов в Москве.
«Я очень верю в молодое поколение, явственно ощущаю в нем новую тенденцию - жажду добра, - говорит Кшиштоф Занусси. - Хотя принято считать, что мерилом жизненного успеха у молодых давно стали деньги, мне кажется, сейчас больше идеалистов, чем во времена моей юности, когда было привычным лицемерие. Тогда все говорили об идеалах, а мечтали о деньгах. Сегодня многие имеют деньги, а втайне мечтают об идеалах. Никогда не нужно советовать молодым учиться на собственных ошибках, воодушевить их может только успех. Очень важно, чтобы молодых поощряли, это необходимо им для самоутверждения, для того, чтобы поверить в свои силы. Чему я учу студентов? Да ничему, путь каждого художника индивидуален, вкус тоже, тут ни изменить, ни подправить ничего нельзя. А вот помочь найти себя можно, поэтому я возникаю либо в качестве помехи, либо зеркала на пути своих учеников. Понимаете, любой ребенок рождается варваром, и только в процессе роста аккумулирует то, что достигнуто веками. Нет, что ни говорите, а быть педагогом - увлекательная задача, хотя и считается у нас в Польше пожеланием самым страшным - чтоб тебе довелось учить чужих детей!»
Кшиштоф Занусси - почетный доктор ВГИКа, Европейского университета в Минске, Государственной академии театра и кино в Бухаресте. В 2003 г. он возглавил жюри конкурсной программы I Международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске. Вместе с женой Эльжбетой Гроховской и при поддержке друзей открыл в Варшаве среднюю школу, девиз которой - воспитание свободной творческой личности.
Кшиштоф Занусси - лауреат Государственной премии Польши, премий Министерства культуры Польши, обладатель призов «Давид Донателло», «Люмьер» и имени Витторио де Сики. Он является членом Европейской академии кино, папской Академии изящных искусств и литературы, консультантом Комиссии по делам культуры в Ватикане, президентом общества EUROVISION, членом польского Пен-клуба и Союза польских писателей, союзов кинематографистов Польши и Германии.
Кшиштоф Занусси ведет активный образ жизни и любит путешествовать. «То, что мне удалось посмотреть мир, я считаю, сильно пошло на пользу. Я был молодым человеком, начал ездить и не в составе экскурсии, а сам по себе, - вспоминает мэтр мировой режиссуры. - Первый раз я объехал Европу автостопом в 60-е годы, без денег, спал в парках разных европейских столиц. Даже разработал систему бесплатного посещения музеев. Заходите на служебный вход и вне зависимости от того, знаете или не знаете язык, повторяйте самые известные фамилии в данной стране. То есть если бы это было в России, то я бы называл какого-нибудь Иванова. Разумеется, они меня пошлют искать Иванова на второй этаж, а потом еще куда, а я потеряюсь и посмотрю без билета все залы. А когда наконец спросят: «Вы нашли Иванова?», я скажу: «Не тот!» И так можно везде: в Германии это будет Шмидт, в Великобритании - Смит и так далее. Так я тогда и посетил все музеи. Но сейчас я уже плачу за билет. Было бы безнравственно этого не делать, поскольку у меня уже есть возможности, я могу себе это позволить».
Живет и работает Кшиштоф Занусси в Варшаве. Его гостеприимный дом кинематографической среде давно стал легендой: там проводятся мастер-классы и репетиции, снимается кино и создаются сценарии. «Перед тем как приехать, люди присылают мне факсы или письма, кто-то звонит, и я спрашиваю, что человеку интересно. Пытаюсь понять, зачем он едет ко мне. Потом уже обсуждаю, когда человек хочет приехать, потому что меня часто нет дома, решаем вопрос транспорта. Если надо, могу помочь с визой. Если меня нет дома, то там всегда есть люди, которые снимают картины. Это не школа, в ней нет никакой формы, но, оказывается, что это несет определенную пользу. Через мой дом прошло более 600 человек, и никто меня не подвел. Я не жалею ни об одном из приглашенных», - уверяет режиссер.
Кстати, актрисы театра «Старый дом» Халида Иванова и Вера Сергеева, работая вместе с Кшиштофом Занусси над спектаклем «Дуэт», тоже провели несколько недель в варшавском доме режиссера. Это первый случай в истории новосибирского театра, когда работа над текстом и репетиции проходили вдали от родной сцены - в другом государстве.
http://www.old-house.ru/index.php?optio ... &Itemid=20