Под Алыми парусами
Jan. 27th, 2010 at 2:48 AM
Цитата:
"Алые паруса" - прекрасный спектакль РАМТа. Теперь впечатления и мысли, мысли и впечатления! Постараюсь сдерживать свой поток сознания и по порядку рассказать, что я думаю об этом музыкальном спектакле. Именно музыкальном спектакле. А не мюзикле. Потому что само слово "мюзикл" вызывает у меня ассоциации с незатейливыми песенками, массовкой, отбивающей чечетку, перьями, блестками и претензией на шоу. После стандартного мюзикла ты можешь выйти в приподнятом и бодрячковом настроении, это да, но не более. После спектакля РАМТа я вышла в удивительно прекрасно-нервном состоянии, когда хочется думать над тем, что увидел и услышал, когда тебя теребит изнутри какое-то беспокойство, но мне сложно это ощущение объяснить словами, это не беспокойство в отрицательном смысле, а, наоборот, какая-то жизнеутверждающая энергия. Ну, в общем я уже углубилась тут в самоанализ, и пора вернуться к самому спектаклю. Да, он замечательный. Он очень глубокий и очень сильный. И спасибо Алексею Владимировичу Бородину за него, и авторам прекрасного текста, и всем актерам и создателям. Вот такое состояние восторженности у меня по поводу спектакля. А почему мне так все понравилось? Да вот почему.
Если бы я увидела нежную, позитивную сказку, в которой очаровательная Ассоль ждала бы - ждала своего Грея, напевая что-нибудь очень милое на солнечном берегу, да и дождалась, и жили бы они долго и счастиливо, уплыв под алыми парусами от не умеющих мечтать жителей Каперны, так вот, если бы я увидела такую сказку, то, наверное, сказала бы: "Да, все очень мило". И все. А после спектакля РАМТа я еще очень многое не могу сказать и выразить, настолько сложная и глубокая постановка. Ни в коем случае не надо сравнивать спектакль с известным фильмом. Это две совсем разные истории. Конечно, фильм с Анастасией Вертинской и Василием Лановым - чудесный, он очень добрый и светлый, но фильм - это именно очень красивая сказка Грина. А в истории РАМТа сказке нет места. Это уже не сказка Грина, а произведение, наполненное отчасти той болью реального человека, писателя Александра Гриневского, который писал красивейшее произведение в послереволюционном Петрограде во время голода, холода и всеобщего отчаяния. Когда однажды я узнала биографию Грина, у меня был шок, как человек в таких нечеловеческих условиях мог писать такие волшебно-человеческие произведения. И какие чувства должны были раздирать его, а он продолжал придумывать свой собственный мир, свою Гринландию, в которой царили поэзия и любовь.
И опять мои мысли сбились немного в сторону от самого спектакля. Продолжаю свой поток сознания))) РАМТ рассказывает свою историю Алых парусов. Вообще легко ли человеку ждать? Многим Ассоль представляется хорошенькой девочкой, греющейся в лучах солнца на берегу и безмятежно улыбающейся в ожидании сказки. И так ожидать своего счастья, наверное, легко и приятно.
Но в спектакле РАМТа солнца нет, оно не светит ни Ассоль, ни всем остальным жителям рыбацкого поселка. Легко ли ждать чуда, когда надежды на него нет? А Ассоль верит и ждет. И не сдается в борьбе с окружающей беспросветной, грубой жизнью. Именно в борьбе, потому что иначе не выстоять. Спектакль очень жесткий, о наивности не может быть и речи.
А, паруса-то в итоге просто обмакнут в красное вино, да-да))) Ведь, если человек жаждет чуда, то не все ли равно, каким образом паруса стали алыми, м?:))) Ох, рядом со мной сидела бабулечка очень интеллигентная, так она во втором действии, когда на сцену выехали байкеры с хозяйкой борделя "Маяк", просто начала медленно сползать с кресла в шоке))) Я с интересом ожидала ее негодования после спектакля, а она выдала своей подруге, тоже очень интеллигентной бабушке: "А знаешь, Света, вообще очень сильный спектакль! Правда, я совсем другого ожидала, но та-ак все было сильно!" Вот. Так что в итоге сознание бабушки байкеры не так уж сильно покоробили)))
Эх, а Мария Рыщенкова в роли хозяйки борделя - просто красавица!;) Как она свою песню-то пела, просто ух!
Ассоль прекрасна - упрямая, честная девчонка в кроссовках и красной накидке; хрупкая, но сильная, упрямая в своей вере, верная своей мечте, не устающая зажигать маяк. А как красиво поет Рамиля Искандер, играющая как раз главную роль... Дело даже не в силе голоса, а в самих интонациях, в том, как она произносит свои слова... Ассоль в спектакле - очень настоящая, очень искренняя. Переживающая отчаяние, боль и все равно побеждающая силой своей мечты и веры.
"Алые паруса" РАМТа - это, с одной стороны, история мечты человека, его веры, его внутренней силы, которую никому не удается сломить. Это история о том, что верить в чудо лучше, чем не верить. О том, что это отвратительно, когда люди живут на море, а поют про пиво и креветки. О том, что алые паруса могут и не приплыть, но все равно нельзя отказываться от борьбы за них.
Вот только один акцент произведения Грина точно смещен и очень резко. В спектакле по сути нет истории любви Грея и Ассоль, вернее, конечно, Грей есть, и они даже дуэтом поют в финале. Грей появляется в самом конце как символ исполнения мечты, все-таки он достаточно условный образ (впрочем, поет тоже хорошо).
Но в спектакле говорится еще и о том, что в жизни, кроме алых парусов и мечты о них, есть еще очень много боли, горя и невзгод. Есть зло, которое может погубить, растоптать жизнь и любовь, как случилось с матерью Ассоль.
А еще есть ведь и безответная, безнадежная любовь. Да, это боль и это отчаяние, но если в мире заброшенных маяков еще возможно такое чувство, то мир не безнадежен. И образ Меннерса-младшего (Денис Баландин), пожалуй, не менее значим, чем образ Ассоль. Не было бы истории его любви к Ассоль, и весь спектакль потерял бы очень многое. Самые красивые слова о любви произносит именно Меннерс-младший, это подтвердят и школьницы, и те мои соседки-бабули, которые были шокированы байкерами)))) А то, что Меннерс порядком озлоблен по жизни, так его можно понять, ему-то алых парусов никто не обещал, а жить все время среди моральных уродов - дело непростое и чреватое психологическими стрессами, а вдобавок еще и влюбился в единственную девушку, не такую, как все, и то безответно... Ассоль хотя бы сны хорошие снятся, а у Меннерса все совсем плохо. Ну, я уже все несколько утрирую, но факт остается фактом, что мотив безответной любви для спектакля очень важен. Иначе все было бы слишком приторно. Ну, встретились бы Ассоль и Грей, ну, узнали бы друг друга с первого взгляда и полюбили бы друг друга навсегда, вот только не думаю, что тогда вся эта история так запала бы в души зрителей без истории Меннерса-младшего и без всех остальных болевых точек спектакля.
Музыка красивая, но еще красивее стихи. Сценография очень необычная: марчный остов проржавевшего корабля, который, вращаясь, становится и трактиром, и домом Ассоль, и прочими местами действия. Свет тоже очень много значит для этого спектакля. Замечательный ансамбль актеров, создающих то образы обитателей поселка, то философских стихий Волн и Ветра. В спектакле нет массовки, но есть настоящий ансамбль.
Эгль в исполнении Алексея Блохина тоже замечательный. Особенно запомнились его самый первый выход и потом еще ближе к концу спектакля отчаяние: почему же никто не может увидеть бегущую по волнам Фрэзи Грант?!
У Нелли Уваровой совсем маленькая роль матери Ассоль, но все равно у нее тоже очень запоминающийся образ, благодаря той пронзительной колыбельной, которую она поет. Отныне мои неразумные друзья перестанут относиться к ней скептически, судя лишь по сериалам *Кстати, надвигая на нос очки, задаюсь вопросом: а чего они вообще умничают, если сами смотрят эти сериалы, а потом еще наезжают на Уварову?))))) Я вот сериалов с ней и не смотрела, а в спектаклях она замечательная*
В общем, восторженная девица в моем лице сейчас постарается подвести итог своим таким сумбурным впечатлениям))))))))
"Алые паруса" РАМТа - сильный спектакль, жесткий, серьезный, необычный, заставляющий задуматься. И это все мои банальные характеристики.
Ну, и кто сказал, что произведение Грина может быть только наивной сказкой?.. Хотя для меня такая трактовка не была шокирующей уже по той причине, что я не воспринимала "Алые паруса" Грина романтической историей для подростков с тех пор, как случайно услышала песню Валерия Леонтьева, которую написали прекраснейшие люди: Александра Пахмутова и Николай Добронравов, песня называется "Парус алый", и там есть такие строки:
Ветер рвет тугие снасти,
Тень беды из-за угла,
Как тревожно наше счастье!
Как спокойно море зла!
В нашем сердце бой и ярость,
Мир от серости устал!
Я хочу, чтоб алый парус
Никогда не выцветал!
Здравствуй мужество разлуки
И поэзия любви!
Парус алый, алый, алый,
Сердца алая заря!
Вот после этой песни Леонтьева я уже стала по-другому относиться к образу алых парусов)))))
И спектакль РАМТа тоже ведь и о том, что уже ну, устал мир от серости и пошлости, и хоть как-то надо этому противостоять и не поддаваться.
Так, что-то я еще хотела написать... Кошмар, сколько я уже всего накатала, и это еще не все)))))))))
Есть что-то общее с рок-операми Алексея Рыбникова, и это хорошее общее)))
Финальная точка с летящими алыми парусами должна быть потрясающая. На фотографиях очень красиво это дело. На премьере, к сожалению, вышла техническая накладочка, и паруса так и не взлетели, поэтому, може быть, после спектакля осталось больше болевых ощущений, так как не было такого светлого финала, но это ничего страшного, видимо, алые паруса действительно так просто не приплывают:)))) Но все равно главное, что спектакль завершился, несмотря на всю свою жесткость, надеждой. У Максима Дунаевского есть очень красивая песня "Ветер перемен", вот ощущение этой песни лично у меня и было в финале.
П.С.
Неужели восторженная девица дописала свое вдохновенное сочинение?))) Нет, безо всяких шуток, спектакль чудесный;) Мои бабушки-соседки были явно более въедливыми, чем я, и то прониклись, несмотря на байкеров))))))))
http://alexaleli.livejournal.com/654.html