НРКмания

Форум любителей сериала "Не родись красивой" и не только
Текущее время: 29 апр 2024, 11:17

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 14 янв 2010, 16:09 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 дек 2009, 18:00
Сообщения: 96
Добрый день, друзья!

Перед новым годом в теме «Пожелания читателей» состоялась очень интересная дискуссия, во время которой я выдвинула предположение о некой связи между предпочтением определенного литературного жанра и характером или психологическим состоянием читающего. Различные высказывания Деллы побудили меня заняться изучением этого, на мой взгляд, очень интересного вопроса. Глубоким исследованием этой темы я занялась только вчера. Конечно, подобные заключения не делаются за день. Для этого нужно перелопатить огромное количество литературы, как «рабочего» характера, так и художественной. И все-таки, невзирая на это, я рискнула открыть отдельную тему и завести разговор. По мере накопления и переваривания информации, я буду помещать сюда статьи и работы психолингвистов, психологов и социологов. Несмотря на формальный язык общения, я надеюсь привлечь внимание участников форума и развить интересную дискуссию.

Итак, поехали!

_________________
Женщины умнее мужчин. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

Мне не надо много, достаточного самого лучшего :wink:

Если вам нечего ответить оппоненту, следует тщательно проверить его сообщение на предмет орфографических и пунктуационных ошибок!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 янв 2010, 16:32 
Не в сети
Жертва Гламура
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 окт 2007, 19:42
Сообщения: 2017
Откуда: Israel
Танюш, с возвращением!
Давненько не виделись :o

_________________
"А я так счастлив, я так рад, что кто-то счастлив" (с) АукцЫон


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 янв 2010, 16:36 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 дек 2009, 18:00
Сообщения: 96
Прежде всего, литература - это не просто развлечение для читателя или необходимое средство для самообразования, но и психологическая терапия. Думаю, это ни для кого не секрет. А теперь, давайте копнем поглубже. В принципе, основная часть этой статьи посвящена детскому развитию. Однако, я полагаю, подобные процессы не чужды и нам - взрослым. Затронувшие лично меня моменты я выделю. Может быть, кто-нибудь знает, как писать и другими цветами, не только черным? Например, зеленым или синим. Я не знаю, как это делается. Научите меня, пожалуйста.

<Библиотерапия>: история и теории

Кабачек О. Л.

Активно используется в библиотерапевтической работе поэзия, которая способствует снятию нервного и физического напряжения у детей с болезнями опорно-двигательного аппарата. Лечебным потенциалом, по мнению Л.Г. Куликовой, обладает поэзия русских символистов, богатая ассоциациями, смысловыми и интонационными оттенками. "Вредные советы" Г. Остера - не что иное, как психотерапевтический прием "парадоксальной интенции", используемый в лечении неврозов и в поведенческой терапии /21/.

Лечебным потенциалом обладает и собственное поэтическое творчество: это средство гармонизации своих душевных переживаний, психических состояний с помощью ритма, размера, метафоры. Поэтический жанр, как и определенный поэтический размер задает определенный угол рассмотрения травмирующего события, меняя, тем самым, отношение автора к нему: эпичность, объективность гекзаметра, задумчивость, неагрессивность элегии, преувеличенная язвительность сатиры (доводящая чувство до крайности и, тем самым, до своего разрешения)... Все эти винни-пуховские кричалки и сопелки - не только средство выхода негативных эмоций, но и, одновременно, способ посмотреть на себя и мир юмористически!

Возможности философской литературы разных исторических эпох в сфере оказания терапевтического эффекта на личность рассмотрены М.В. Кардановой: "...Философия ...оказывает благотворное, воспитательно-терапевтическое воздействие на общество, на людей разного возраста, занятий и положения. Это происходит не только через ее универсальную предметную область (философия как гносеология, логика, этика, эстетика, культурология и т.д.), но и множественность философских направлений, школ, теорий, идей, которые дают работу мысли и чувству. ...Взаимосвязь, взаимопереходы, взаимопереливы философской литературы с другими видами и жанрами литературы на почве смысложизненных, метафизических вопросов о добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом, истинном и т.п. - это объективный историко-литературный факт. ...Практически терапевтическое применение философии известно с античности. Достаточно вспомнить высказывание Эпикура: "Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так от философии, если она не изгоняет болезни души". (Антология мировой философии: В 4-х т. - М.: Мысль, 1969. Т.1, с.360).

Философия учила человека познавать самого себя, стремиться к добродетели и находить счастье в ней одной, быть независимым от окружающего общества и презирать его условности.

Она же учила жить среди людей, находить с ними общий язык, наслаждаться всеми благами, накопленными цивилизацией.

Обозревая все пространство субъектно-объектных отношений, философия диагностирует основные болевые точки человеческого существования и с помощью своих постоянных "партнеров" - науки и искусства - воздействует на разум и чувства людей.

<История> философии дает нам богатую <и> разнообразную картину многонаправленного интеллектуально-эмоционального анализа <и> терапии (феноменализм, интуитивизм, экзистенциализм, прагматизм, позитивизм <и> т.п.). Она формируется в античности, достигает апогея в ХХ веке <и> сохраняет возможности для дальнейшего развития" /18;29-30 /.

То, что серьезная литература - классическая проза <и> поэзия, философские произведения способны помочь читателю в трудную минуту жизни, известно давно. Марсель Пруст писал: "Бывают... случаи духовного упадка, когда чтение может стать чем-то вроде лечебной дисциплины, задача которой путем повторных побуждений непрерывно вновь <и> вновь вводить ленивый ум в умственную жизнь. Книги играют тогда для него ту же роль, что психотерапевт для иных неврастеников. ...Самый возвышенный разговор, самые убедительные советы также будут бесполезны, потому что сами по себе они эту особую активность породить не могут. Нужно, следовательно, вмешательство, хотя <и> исходящее от других, но действующее в глубине нас самих; как раз таков импульс, идущий от другого ума, но полученный в уединении. ...Именно такого определение чтения, <и> только к чтению оно подходит. ...В той мере, в какой чтение есть посвящение, волшебный ключ, открывающий нам в глубине нас самих дверь обителей, куда мы иначе не сумели бы проникнуть, оно играет целительную роль в нашей жизни. <И> напротив, чтение становится опасным, когда вместо того, чтобы пробудить нас к самостоятельной духовной жизни, оно пытается подменить ее собой..." /30;25-26/.

<И>.Н.Казаринова как раз изучала чтение как катализатор духовной жизни - действие механизмов <библиотерапии> в условиях стационара /17/. Был отслежен характер читательских предпочтений в зависимости от этапа болезни (предкризис, кризис, выздоровление) и от уровня читательского развития ("элитарный" или "массовый" читатель). Выяснилось, что способности личности к самовосстановлению в различных неблагоприятных ситуациях отражаются на ее читательской деятельности, а также на избираемых способах саморегуляции этой деятельности, способах выхода из кризисов и выборе путей читательского развития. Читательские предпочтения даже в самые острые кризисные моменты и у "элитарных" читателей, и у "массовых" оказались более разнообразные и серьезные, чем в обычной стабильной ситуации. (Так, многие читатели в больнице проявляли интерес к литературе, отражающей психологические аспекты взаимоотношений, к литературоведению, к русской и зарубежной классической литературе).

Итак, различные литературные жанры и виды по-разному выполняют психотерапевтическую функцию. (Этот вопрос в свое время анализировался библиотерапевтами А.Е. Алексейчик, А.М. Миллер, И.З.Вельвовским и др.). Многообразны и сами библиотерапевтические методики. Расскажем в первую очередь о библиотечных. Широко практикуется организация библиотекарем - вместе с читателями и их родителями - книжных выставок "Моя любимая книга", "Книги, которые меня изменили (потрясли)", "Любимые строки", дополненными поэтическими вечерами, литературно-музыкальными композициями и т.п. Особенность этих мероприятий в том, что в основу отбора литературных произведений и их фрагментов, отдельных строк положен не привычный для библиотекарей и педагогов тематический принцип, но принцип метафоры, глубинной эмоциональной ассоциативной связи (по сходству, по контрасту и т.д.), позволяющий впрямую использовать магию художественного слова - как психотерапевтического средства, способа организации эмоционального, ценностно-духовного мира читателя. Художественное слово выступает при этом в роли своего рода "формулы внушения" - по типу формул аутогенной тренировки или настроев Г.Н.Сытина. Не только прямые формулы-внушения: от "...Все равно его не брошу, Потому, что он хороший" (А.Барто) до "Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья..." (А.Пушкин), "Чудная картина, Как ты мне родна..." (А.Фет), "Подожди немного, Отдохнешь и ты..." (М.Лермонтов), и др., но и - вспомним М.Эриксона, - просто отдельные выражения, художественные детали, создающие так необходимый детской (и взрослой) душе образ мира, пронизанный светом, красотой и добром: "Чудный день! Пройдут века - Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река И поля дышать на зное" (Ф.Тютчев), "О сад ночной, таинственный орган, лес длинных труб, приют виолончелей..." (Н.Заболоцкий).

При этом благословенность мира может быть выражена не только через "полный гордого доверия покой", статику, но и динамически - через напряжение всех душевных и духовных сил лирического героя (рождение гармонии из душевного хаоса). И тут использование фрагмента текста – эмоциональной кульминации произведения – правомерно.

Может быть интересным <и> сопоставление, противопоставление высказываний разных авторов, связанных общей эмоционально-ценностной доминантой (перекличка строк, своего рода "венок сонетов"):"...<И> когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни" (А.Чехов) - "...не надо Бояться смерти ни в семнадцать лет, Ни в семьдесят. Есть только явь <и> свет..." (А.Тарковский); "Бессонница. Гомер. Тугие паруса." (О.Мандельштам) - "Быть незнакомы друг другу не могут бессмертные боги, Даже когда б <и> великое их разлучало пространство" (Гомер) - " ...Словно с моря мне подан знак. Над бездонным провалом в вечность, Задыхаясь, летит рысак" (А.Блок).

Для эффективности процесса <библиотерапии> необходима (помимо высокого педагогического профессионализма библиотекаря <и> подобранных им прекрасных художественных произведений - "вечных" книг) особая мотивация чтения, особые читательские ожидания, эмоционально-ценностные установки, во многом определяющие <и> глубину восприятия произведений, степень <и> характер катарсиса, <и> осмысление текста по ходу <и> после прочтения, <и> характер присвоения авторского мироощущения, преображение личности читателя-слушателя. Что же это за установки, обеспечивающие глубинно-проникающий эффект воздействия книги на юного читателя? По-видимому, это должно быть ожидание некой жизненно-важной <и> своевременной информации о себе <и> своей судьбе, ответов на свои глубинно-личностные запросы <и> вопросы (как правило, явно не формулируемые, но от этого еще более напряженные); желание вдруг, чудесным образом разрешить свои проблемы <и>, в то же время, готовность меняться самому, открыть себя нового, свои скрытые ранее возможности. Это также ожидание чего-то необыкновенного, каких-то сильных переживаний, то есть готовность к катарсису.

Известный феномен перечитывания любимой книги, прослушивания давно знакомых произведений свидетельствует о том, что не только голая информация, фабула волнует читателя, но что его притягивает, не в последнюю очередь, возможность еще раз испытать сильные эмоциональные переживания - здесь чтение выступает как своеобразный тренинг чувств. Вторая цель перечитывания - найти ответы на свои жизненно-важные вопросы: ведь нередко читатель возвращается к книге спустя много лет, когда какая-то жизненная ситуация побуждает его выяснять, как именно решалась эта проблема героям <и> автором полузабытой книги. Чем объемней такой "банк данных" в памяти читателя, тем больше возможностей для <библиотерапии>.

Часто задачу создания читательской мотивации берет на себя сам автор книги. Не только характером введения, сразу приковывающего внимание читателя, но и, например, с помощью оглавления. Старинная традиция развернутого оглавления, где подробно перечислялись все обстоятельства и приключения героев, помогала читателю узнать, увидеть свои коллизии и себя еще до начала чтения, что способствовало созданию установки "эта книга про меня".

Библиотекарь должен уметь использовать в своей работе с читателем психотерапевтические механизмы, заключенные в самой книге - закономерности построения художественного произведения - как формы его (например, ритма, создающего определенное настроение), так и содержания ( общечеловеческие, смысложизненные проблемы, обращенность книги к личности, ее "автобиографизм", ее "портрет души").
Терапия творчеством

Одной из эффективных психотерапевтических методик является создание как раз такого "портрета души" - текста о себе и мире. Создание автобиографии как преобразование своей собственной жизни по законам красоты, реализация эстетической установки по отношению к самому себе, осознание и принятие своего прошлого "в форме живой, творческой, продолжающейся истории" способствует преодолению разлада человека с самим собой, освобождению от жесткой скованности прошлым, ощущению себя "ответственным и свободным субъектом, творцом собственной жизни" /4;16-17/. Для пациента это психологически очень сложная (но необходимая) задача установления подлинного диалога с самим собой: "самоотчет-исповедь" требует от автора - героя истории мужества и объективности /19;45-46/.

Для того, чтобы человек осмелился стать искренним и глубинное самораскрытие и самопознание - столь нужное любому подростку - состоялись, библиотерапевт должен позаботиться об организации специальных условий. Например, это возможно следующим образом: после ознакомления детей с законами порождения художественного текста (а это можно сделать в интересной игровой форме), необходимо создать с помощью специальных приемов некую дистанцию между хрупким <и> застенчивым "Я" пациента - автора <и> героя <истории> - <и> слушателями. Возможно это за счет организации многозначности толкования текста исповеди: например, замены героя-человека сказочным существом, животным, предметом - а это как раз тот самый принцип "остранения", сдвига значений, который создает художественное пространство, художественную реальность /39;63/.

Методики терапии творчеством многообразны. Один из самых простых вариантов - попросить рассказать другую сказку про то же самое, считает сказкотерапевт Д.Ю. Соколов. Может быть, в ней отыщутся новые решения или проявится более важная тема /34/. Популярны методики, основанные на продолжении начала <истории>; сочинительство с опорой на дидактический материал (игрушки или карточки с изображением персонажей - сказочных <и> реальных людей <и> животных, предметов, мест действия <и> целых ситуаций); сочинения по картам В.Я. Проппа; использование "бинома фантазии" Дж.Родари /32/... Мы не перечислили <и> половины.

Итак, важнейшим <и> популярным направлением в <библиотерапии> является терапия творчеством - собственное творчество пациентов, в той или иной степени организуемое терапевтом. Известный отечественный психиатр М.Е. Бурно в своих трудах обосновывает возможность <и> необходимость широкого испольования творческого потенциала пациентов для повышения эффективности лечебного процесса /3/. В коррекционной педагогике также общепризнанным ныне является привлечение к детей к творчеству.

Почему же процесс <библиотерапии> не ограничивается только общением читателя с книгой, диалогом с автором? Каким образом можно объяснить то, что неоценимую роль в терапевтическом процессе играет литературно-художественное творчество самого ребенка, то есть освоение им позиции автора на практике? Ответ заключается в том, что именно эта позиция дает возможность посмотреть на обстоятельства, события и отношения (даже самые драматические) объективно, всесторонне, то есть мудро, и уравновесить, привести в гармонию свои внутренние переживания, разрешить психологические проблемы. Это совпадает с задачами терапии и с задачами воспитания личности, индивидуальности. Терапия творчеством и педагогика творчества неслучайно признаны ныне уникальными средствами, факторами личностного роста - особенно, если речь идет о ребенке, подростке.

Как же проявляется эта удивительная способность корректировать свой внутренний мир через творчество? Автор имеет возможность "отыграть" свои проблемы на том или ином материале, "антураже", организуя своего рода психодраму, театр души. Спрятанный за личиной героя (героев), переодевшись в чужое "платье", без страха быть разоблаченным, автор "сводит счеты" с другими персонажами и обстоятельствами. Это не только эмоциональная разрядка, но и последовательное осмысление непростых коллизий и отношений - особенно в случае, когда автор переходит (вынужден перейти всей логикой творчества!) с позиции своего "двойника", заместителя, на позицию его оппонентов. Более того. Объективированный в тексте жизненный материал рассматривается автором-рассказчиком уже не с собственной позиции, но с позиции читателя (другого); ведь художественный текст рождается в пространстве диалога, всегда имеет своего адресата (того, который не знает, о чем рассказывается) и всегда апеллирует к высшей, понимающей инстанции, выступающей в роли судьи и "любящего попечителя" одновременно. Текст должен быть понят; он требует своего обоснования, должен быть связен и логичен, внутренне правдив. В процессе такого обоснования, выстраивания автором материала и происходит переосмысление своего жизненного опыта, изменение, личностный рост автора (ведь автор находится в диалоге со своим высшим "я"). Так перед сочинителем открывается возможность изменения своих установок, переосмысления своего отношения к травмирующей ситуации, другим людям, к миру в целом. Возникает способность стать психотерапевтом для самого себя (и других).

Следующим шагом в творческом процессе, который нередко происходит одновременно с первым (а в поэзии иногда даже предшествует ему), - это согласование всего материала будущего произведения, поиск стилевого (интонационного, то есть, по М.М.Бахтину, ценностного) единства. Для этого автору необходимо достичь позиции мудрого, вбирающего в себя целый мир существа, - занять максимально высокую точку зрения на события, пережить полноту человечности. (Это напряженный и радостный душевный и духовный труд, в котором задействованы все высшие способности личности.) Для того, чтобы в процессе терапии творчеством происходило переосмысление своего "дефекта", своей травмы, необходима коррекция эгоистических установок, бесплодной жалости к себе (а фактически, к своему низшему "я") и открытие ценности других людей, ценности мира, не противостоящего человеку, но родственного ему.

Способность и потребность увидеть любой предмет, явление, субъект с точки зрения его самоценности, его внутренний потенций, а не функционально-прагматической ценности для человека-потребителя - то есть умение видеть внутреннюю гармонию, красоту мира, наслаждаться ею, вместе с потребностью творить ее (и не только в собственно художественной деятельности) делает человека более духовным, здоровым и счастливым существом. Необходимо поэтому как можно раньше развивать духовно-творческий потенциал каждого ребенка - в первую очередь через художественную деятельность (восприятие и творчество), художественное общение.

Произведение закончено. Оно прочитано. Большое значение имеет достижение ощущения "я это могу", "мое творчество интересно <и> значимо для других". Это повышает самооценку, самоуважение, делает взгляд на себя, свое место среди других более оптимистичным - что особенно важно для людей с ограничениями в развитии. Уже сам переход от репродуктивной (воспроизводящей) деятельности к продуктивной (творческой), смена позиции от потребителя к созидателю производит переворот в сознании. Специалисты в области дефектологии <и> медицины нередко ограничиваются в терапии творчеством этим благотворным этапом, считая, что важен сам процесс творчества, но не его результат /3/. Но "сверхкомпенсация" (достижение высоких результатов) возможна <и> в этой области, <и> продукт творчества ребенка или взрослого с нарушениями в развитии может обладать эстетической ценностью, быть интересен не только автору, но <и> другим. (Человек с особыми потребностями имеет специфический жизненный опыт; взгляд на мир такой личности ценен для других своей уникальностью.)

Итак, классификация видов <библиотерапии> (деление так называемой развивающей <библиотерапии> на <библиотерапию> чтением <и> интерактивную <библиотерапию>, то есть обсуждение прочитанного) /6;193/ может быть дополнена. Терапия литературным творчеством должна войти в это благородное семейство полноправной составной частью. Более того, терапия творчеством имеет не две, а три варианта: творчество как самовыражение пациента (этот вариант терапии описан М.Е. Бурно), творчество с обсуждением написанного, готового произведения и его доработка по замечаниям библиотерапевта и других читателей-слушателей (методики развития литературных способностей психологов З.Н. Новлянской, А.А. Мелик-Пашаева, Е.Л. Гончаровой, В.А. Левина и др.) и, наконец, совместное творчество пациента и библиотерапевта (когда библиотерапевт в процессе творчества выступает не столько в роли соавтора, сколько в роли слушателя-редактора, своими вопросами корректируя - через создаваемое тут же, на глазах, продукт творчества – "узкие места" сочинителя-пациента) /15/, /16/.

Пространство совместного литературного творчества пациента и библиотерапевта является одновременно художественным, педагогическим, духовно-развивающим, духовно-воздействующим ("магическим") и психотерапевтическим. Можно также, опираясь на труды А.Ф. Лосева и Я.Э. Голосовкера, назвать его мифологическим (объединив столь разные, на первый взгляд, сферы деятельности в феномене мифа, закономерности которого подробно изучены указанными авторами /8/, /23/). Взаимопроникновение и взаимообогащение столь на первый взгляд разных сфер неслучайно. В современных описаниях психотерапевтических ситуаций художественная образность не просто приветствуется, но признается результатом следования особой логике предмета психотерапии /14/; психотерапевт как и автор художественного произведения должен избрать "заинтересованную, участную и личную" ценностную позицию /5;140/; а процесс психотерапии (как и процесс художественного творчества) разворачивается в особом пространстве-времени сознания, продвигаясь от одного "момента диалога" к другому, вскрывая истинную проблему и приводя ее к разрешению /31;40/.

Итак, совместное сочинение ребенком <и> взрослым (или детьми <и> взрослым) - это не только организация условий литературного развития, но <и> самая настоящая психотерапевтическая практика! Метод моделирования процесса литературного творчества /15/, /16/ родился из метода "клинической беседы" - разговора психиатра-психоаналитика со своим пациентом. Это тоже разговор - не по поводу реальной биографии или сновидения, а по поводу вымышленной, сочиняемой здесь-и-теперь <истории>. <Истории>, которая вобрала в себя проблемы пациента. Активное участие библиотерапевта в процессе творчества позволяет ему не только "вытащить" из глубин подсознания пациента его психологические проблемы, травмы, аффективных комплексы <и> т.п., но <и> – через указанные выше "моменты диалога" - вести тонкую коррекцию. Гармонизация сочиняемой <истории> (не бесконфликтность, бессобытийность, но преодоление хаоса) ведет в конечном счете к гармонизации внутреннего мира пациента. Развитие литературно-творческих способностей становится, таким образом, незаменимым средством саморегуляции (равно как <и> самопознания).
Место библиотечной <библиотерапии>

<Библиотерапия>, являясь частью психотерапии, имеет свои особые средства воздействия, опирается на мощный ценностно-духовный потенциал мировой художественной литературы. Она может осуществляться как в традиционной форме организации библиотерапевтом условий для возникновения катарсиса (эмоционального потрясения) во время <и> после восприятия читателями художественных произведений, так <и> в форме организации условий для литературного творчества - творческого самовыражения личности (объективирования своих проблем, переживаний, мировидения через литературно-художественный текст, строящийся по особым законам, принципам - повтора, ритма <и> метафоры /24/), что ведет к гармонизации внутреннего мира человека.

Аппелируя к самым глубинным пластам личности, ее ценностному ядру, внутреннему "Я" человека, <библиотерапия> смыкается (совпадает) по своим преобразующим задачам с педагогикой, <и>, значит, может опираться на открытые педагогической психологией закономерности психического развития человека, формирования различных психологических структур, качеств, установок. Правомерен <и> обратный перенос: осмысление педагогики <и> психологии детского чтения в русле <библиотерапии>. Сам процесс читательского развития может быть рассмотрен как процесс последовательного расширения библиотерапевтических возможностей - возможностей <и> путей влияния книги на личность.

Всегда ли необходимо полное осознание ребенком всех составляющих литературный <и> психотерапевтический процесс "пружинок", всех слоев произведения? Для читателя творение искусства должно оставаться живым, дышащим, загадочным <и> завораживающим; <и> мера осознания тех или иных слоев, элементов произведения должна определяться каждый раз заново - мастером-библиотерапевтом (совместно с пациентом). Как <и> какой элемент произведения, какую "пружинку" необходимо затронуть при работе с произведением для того, чтобы включился эмоционально-насыщенный процесс лечения книгой? - Это <и> решается в ходе <библиотерапии>, это <и> делает ее не только наукой, но <и> искусством.

Каким должен быть библиотечный библиотерапевт? Кто им может быть? В 20-30 годы прошлого столетия библиотековед <и> библиопсихолог В.А. Невский предположил, что библиотекарь-библиотерапевт "должен хорошо разбираться в различных психотерапевтических школах <и> владеть психотерапевтическими техниками" /6;93/. Не означает ли это, что библиотекарю, желающему стать настоящим специалистов в области <библиотерапии>, нужно иметь соответствующее образование? Помимо психологических <и> собственно психотерапевтических знаний <и> умений библиотерапевт должен владеть разнообразными средствами педагогического (<и> терапевтического) анализа произведения, интересоваться <и> восхищаться искусством как духовной ценностью, обладать развитым эстетическим вкусом (а, может быть, <и> литературно-творческими способностями), обеспечивая достойный выбор авторского или, при необходимости, адаптированного произведения (приоритет остается за адаптацией, щадящей нежную ткань текста). <И>, конечно, любить <и> уважать детей (всех без исключения).

Все перечисленное свидетельствует о том, что профессия библиотерапевта - не скоро станет массовой профессией. Хотя применение элементов <библиотерапии> в библиотеках не только правомерно, но <и> желательно. (Иногда возможность заниматься <библиотерапией> в библиотеках обосновывается ссылкой на профилактический характер этой деятельности /37/.)

Итак, <библиотерапия> является одним из перспективных направлений психотерапии, опирающимся на особую природу психотерапевтической (художественной, педагогической) коммуникации, механизмы художественного творчества <и> восприятия. Библиотерапевтическую работу, понимаемую как процесс педагогический, а не узко-медицинский, детскому библиотекарю необходимо проводить в тесном содружестве с библиотечным психологом или психотерапевтом, который может взять на себя не только построение стратегии библиотерапевтического воздействия, но <и> диагностику особенностей читательского <и> личностного развития детей <и> подростков, а также развивающего <и> библиотерапевтического эффекта библиотечных мероприятий.
Список литературы

1. Балашова Е.В. <Библиотерапия>: компенсаторное чтение художественной литературы // <Библиотерапия>: задачи, подходы, методы. – М.: БМЦ, 2001. – С. 49-54.

2. Беттельгейм Б. О пользе волшебства // Педология: Новый век. - 2000. - N 1. - С.30-31.

3. Бурно Е.М. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989. - 304 с.

4. Василюк Ф. Автобиография и личность // Наука и техника. - 1984. - N 2. - С. 15-17.

5. Василюк Ф.Е. Постклассическое мышление в психиатрии (К методологии психотехнической теории) // Пути обновления психиатрии. - Вып. 2. - НПА, 1992. - С. 134-148.

6. Воробьева К.И. Отечественная библиологическая психология: история, состояние, перспективы. – СПб., МП РИЦ "Культ – информ-пресс", 1996. – 312 с.

7. Гальперин П.Я. Разумность действий <и> предмет науки // Психологические исследования. - Тбилиси: Мецниереба, 1971. С. 123-131.

8. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. - М.: Наука, 1987. - 217 с.: портр.

9. Гончарова А.<И>. Комическое (смех) в художественной литературе как одно из средств библиотерапевтического воздействия на читателя // <Библиотерапия>: задачи, подходы, методы. – М.: БМЦ, 2001. – С. 25-28.

10. Елисеева Ю.А. О психологичяеских механизмах <библиотерапии>: взгляд культуролога // <Библиотерапия>: задачи, подходы, методы. – М.: БМЦ, 2001. – С. 39-41.

11. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник: Теория и практика сказкотерапии. Опыт психодиагностики и психокоррекции. Практическое пособие для воспитателей, педагогов, методистов, психологов и мудрых родителей. - СПб.: СМАРТ, 1996. - 100 с.: ил.

12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: ООО "Речь", 2000. - 310 с.

13. Ильин <И>.А. Русская душа в своих сказках <и> легендах. Собр. соч. В 10 т. - Т. 6. Кн. III. - М.: Русская книга, 1997. - С. 31-58.

14. К читателю // Московский психотерапевтический журнал. - 1992. – N 1 - С. 5-13.

15. Кабачек О.Л. <Библиотерапия> как она есть // Библиотечный психолог: грани творчества. – М.: "Школьная библиотека", 2002. – С. 47-230.

16. Кабачек О.Л. Сказка в век компьютера. - М.: Либерея, 2001. - 208 с.: ил.

17. Казаринова <И>.Н. Влияние межчитательского общения на читательскую деятельность личности в кризисном состоянии // Что мы читаем? Какие мы? Сб. науч. тр. - СПб.: РНБ, 1993. - С. 122-134.

18. Карданова М.В. К софийной <библиотерапии> // <Библиотерапия>: задачи, подходы, методы. – М.: БМЦ, 2001. – С.

19. Копьев А.Ф. Диалектический подход в консультировании <и> вопросы психотерапевтической клиники // Московский психотерапевтический журнал. - 1992. - N 1. - С. 33-48.

20. Кукарев Н.С. Использование символов волшебных сказок в работе по самопостижению личности // <Библиотерапия>: задачи, подходы, методики. - М.: БМЦ, 2001. - С. 57-60.

21. Куликова Л.Г. Библиотерапевтические ресурсы детского чтения // Адаптиция детей с проблемами через творчество. - Архангельск: 1999. - С. 4-7.

22. Левинская О.Л. О терапевтах и философской традиции рассуждений in utramque // Mathesis. Из истории античной науки и философии. – М.: Наука, 1991. – С. 176-194.

23. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - С. 21-186.

24. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Семиотические исследования по теории искусства. - Л.: Искусство, 1970. - 384 с.

25. Малахова Н.Г. О работе библиотечного психолога со старшими дошкольниками // Библиотека - дошкольнику. – М.: РГДБ, 2001. – С. 93-97.

26. Мершавка В. Иван-дурак и Король-Рыбак // Джонсон Р.А. Он. Глубинные аспекты мужской психологии / Пер. с англ. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 1996. - С. 119-179.

27. Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей <и> "внутреннего ребенка" / Пер. с англ. Т.К.Кругловой. - М,: Независимая фирма "Класс", 1996. - 126, [3] с.: ил. - (Библиотека психологии <и> психотерапии).

28. Назаркин Н.Н. Романтическая фантастика как средство вспомогательной анестезии // <Библиотерапия>: задачи, подходы, методики. - М.: БМЦ, 2001. - С. 60-65.

29.Пропп В.Я. Морфология сказки. - Изд. 2-е. - М.: Наука, 1969. - 168 с.

30. Пруст М. О чтении // Корабли мысли. Английские и французские писатели о книге, чтении, библиофилах: Рассказы, памфлеты, эссе. / Сост. и послесловие В.В.Кунина; Худож. А.Б.Маркевич. - 2-е изд., доп. - М.: Книга, 1986. - С. 192 -214.

31. Психотерапевтические тетради. Вып. 1. Что такое психотерапия? - СПб.: Роза мира, 1993. - 46 с.

32. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй / Пер. с итал. - 2-е изд. - М.: Прогресс, 1990. - 191 [1] с.: ил.

33. Руднев В.П. Введение в прагмасемантику "Винни Пуха" // Винни Пух и философия обыденного языка. - М.: Гнозис, 1994. - С. 9-47.

34. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Независимая форма "Класс", 1997. - 160 с.: ил. - (Библиотека психологии и психотерапии).

35. Сосоланд А.<И>. Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или как создать свою школу в психотерапии. - М.: Логос, 1999. - 368 с.

36. Стасио М. Что такое хороший ужастик // Калейдоскоп. - Вып. 2 (18). - М.: МК РФ, РГДБ, 1998. - С. 3-11.

37. Тихомирова <И>.<И>. Что такое <библиотерапия> и могут ли книги врачевать душу? // Домащняя школьная библиотека. – 2003. - № 1. – С. 15-16.

38. Франц, М.-Л. фон. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. / Пер. с англ. Р.Березовской и К.Бутырина; Науч. ред. В.В.Зеленский. - СПб. : Б.С.К., 1998. - 360 с.

39. Шкловский В.Б. Искусство как прием // Шкловский В.Б. Гамбургский счет: Статьи - воспоминания - эссе (1914 -1933). - М.: Сов.пис., 1990. - С. 58-72.

40. Эган К. Фантазия и действительность в историях для детей /Пер. с англ. – Интернет

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru

_________________
Женщины умнее мужчин. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

Мне не надо много, достаточного самого лучшего :wink:

Если вам нечего ответить оппоненту, следует тщательно проверить его сообщение на предмет орфографических и пунктуационных ошибок!


Последний раз редактировалось Мышка 14 янв 2010, 16:43, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 янв 2010, 17:10 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 дек 2009, 18:00
Сообщения: 96
Вот что мне ОЧЕНЬ понравилось.

Мышка писал(а):
Поэтический жанр, как и определенный поэтический размер задает определенный угол рассмотрения травмирующего события, меняя, тем самым, отношение автора к нему: эпичность, объективность гекзаметра, задумчивость, неагрессивность элегии, преувеличенная язвительность сатиры (доводящая чувство до крайности и, тем самым, до своего разрешения)... Все эти винни-пуховские кричалки и сопелки - не только средство выхода негативных эмоций, но и, одновременно, способ посмотреть на себя и мир юмористически!

Мышка писал(а):
То, что серьезная литература - классическая проза <и> поэзия, философские произведения способны помочь читателю в трудную минуту жизни, известно давно. Марсель Пруст писал: "Бывают... случаи духовного упадка, когда чтение может стать чем-то вроде лечебной дисциплины, задача которой путем повторных побуждений непрерывно вновь <и> вновь вводить ленивый ум в умственную жизнь. Книги играют тогда для него ту же роль, что психотерапевт для иных неврастеников. ...Самый возвышенный разговор, самые убедительные советы также будут бесполезны, потому что сами по себе они эту особую активность породить не могут. Нужно, следовательно, вмешательство, хотя <и> исходящее от других, но действующее в глубине нас самих; как раз таков импульс, идущий от другого ума, но полученный в уединении. ...Именно такого определение чтения, <и> только к чтению оно подходит. ...В той мере, в какой чтение есть посвящение, волшебный ключ, открывающий нам в глубине нас самих дверь обителей, куда мы иначе не сумели бы проникнуть, оно играет целительную роль в нашей жизни.

Мышка писал(а):
<И>.Н.Казаринова как раз изучала чтение как катализатор духовной жизни - действие механизмов <библиотерапии> в условиях стационара /17/. Был отслежен характер читательских предпочтений в зависимости от этапа болезни (предкризис, кризис, выздоровление) и от уровня читательского развития ("элитарный" или "массовый" читатель). Выяснилось, что способности личности к самовосстановлению в различных неблагоприятных ситуациях отражаются на ее читательской деятельности, а также на избираемых способах саморегуляции этой деятельности, способах выхода из кризисов и выборе путей читательского развития. Читательские предпочтения даже в самые острые кризисные моменты и у "элитарных" читателей, и у "массовых" оказались более разнообразные и серьезные, чем в обычной стабильной ситуации. (Так, многие читатели в больнице проявляли интерес к литературе, отражающей психологические аспекты взаимоотношений, к литературоведению, к русской и зарубежной классической литературе).

Мышка писал(а):
Итак, различные литературные жанры и виды по-разному выполняют психотерапевтическую функцию. (Этот вопрос в свое время анализировался библиотерапевтами А.Е. Алексейчик, А.М. Миллер, И.З.Вельвовским и др.).

Мышка писал(а):
Известный феномен перечитывания любимой книги, прослушивания давно знакомых произведений свидетельствует о том, что не только голая информация, фабула волнует читателя, но что его притягивает, не в последнюю очередь, возможность еще раз испытать сильные эмоциональные переживания - здесь чтение выступает как своеобразный тренинг чувств. Вторая цель перечитывания - найти ответы на свои жизненно-важные вопросы: ведь нередко читатель возвращается к книге спустя много лет, когда какая-то жизненная ситуация побуждает его выяснять, как именно решалась эта проблема героям <и> автором полузабытой книги. Чем объемней такой "банк данных" в памяти читателя, тем больше возможностей для <библиотерапии>.

Мышка писал(а):
Старинная традиция развернутого оглавления, где подробно перечислялись все обстоятельства и приключения героев, помогала читателю узнать, увидеть свои коллизии и себя еще до начала чтения, что способствовало созданию установки "эта книга про меня".

Мышка писал(а):
В современных описаниях психотерапевтических ситуаций художественная образность не просто приветствуется, но признается результатом следования особой логике предмета психотерапии /14/; психотерапевт как и автор художественного произведения должен избрать "заинтересованную, участную и личную" ценностную позицию /5;140/; а процесс психотерапии (как и процесс художественного творчества) разворачивается в особом пространстве-времени сознания, продвигаясь от одного "момента диалога" к другому, вскрывая истинную проблему и приводя ее к разрешению /31;40/.

Мышка писал(а):
Как же проявляется эта удивительная способность корректировать свой внутренний мир через творчество? Автор имеет возможность "отыграть" свои проблемы на том или ином материале, "антураже", организуя своего рода психодраму, театр души. Спрятанный за личиной героя (героев), переодевшись в чужое "платье", без страха быть разоблаченным, автор "сводит счеты" с другими персонажами и обстоятельствами. Это не только эмоциональная разрядка, но и последовательное осмысление непростых коллизий и отношений - особенно в случае, когда автор переходит (вынужден перейти всей логикой творчества!) с позиции своего "двойника", заместителя, на позицию его оппонентов. Более того. Объективированный в тексте жизненный материал рассматривается автором-рассказчиком уже не с собственной позиции, но с позиции читателя (другого); ведь художественный текст рождается в пространстве диалога, всегда имеет своего адресата (того, который не знает, о чем рассказывается) и всегда апеллирует к высшей, понимающей инстанции, выступающей в роли судьи и "любящего попечителя" одновременно. Текст должен быть понят; он требует своего обоснования, должен быть связен и логичен, внутренне правдив. В процессе такого обоснования, выстраивания автором материала и происходит переосмысление своего жизненного опыта, изменение, личностный рост автора (ведь автор находится в диалоге со своим высшим "я"). Так перед сочинителем открывается возможность изменения своих установок, переосмысления своего отношения к травмирующей ситуации, другим людям, к миру в целом. Возникает способность стать психотерапевтом для самого себя (и других).

Следующим шагом в творческом процессе, который нередко происходит одновременно с первым (а в поэзии иногда даже предшествует ему), - это согласование всего материала будущего произведения, поиск стилевого (интонационного, то есть, по М.М.Бахтину, ценностного) единства. Для этого автору необходимо достичь позиции мудрого, вбирающего в себя целый мир существа, - занять максимально высокую точку зрения на события, пережить полноту человечности. (Это напряженный и радостный душевный и духовный труд, в котором задействованы все высшие способности личности.) Для того, чтобы в процессе терапии творчеством происходило переосмысление своего "дефекта", своей травмы, необходима коррекция эгоистических установок, бесплодной жалости к себе (а фактически, к своему низшему "я") и открытие ценности других людей, ценности мира, не противостоящего человеку, но родственного ему.

_________________
Женщины умнее мужчин. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

Мне не надо много, достаточного самого лучшего :wink:

Если вам нечего ответить оппоненту, следует тщательно проверить его сообщение на предмет орфографических и пунктуационных ошибок!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 янв 2010, 17:26 
Не в сети
филофоб
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 12:10
Сообщения: 2534
Мышка писал(а):
... Для этого автору необходимо достичь позиции мудрого, вбирающего в себя целый мир существа, - занять максимально высокую точку зрения на события, пережить полноту человечности. (Это напряженный и радостный душевный и духовный труд, в котором задействованы все высшие способности личности.) ...


Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, цежен,
На радость вам и мне.

Анна Ахматова

_________________
Все бывает. Абсолютно все. Просто кое-что – редко и не со всеми. Но это не значит – ни с кем и никогда(с)
https://litnet.com/ru/lina-palen-u412431


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 янв 2010, 17:27 
Не в сети
филофоб
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 12:10
Сообщения: 2534
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота - ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы -
Один ответ: - Откуда мне сие?

Мы спим ~ и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом - во сне - открыты
Закон звезды и формула цветка.

Марина Цветаева

_________________
Все бывает. Абсолютно все. Просто кое-что – редко и не со всеми. Но это не значит – ни с кем и никогда(с)
https://litnet.com/ru/lina-palen-u412431


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 янв 2010, 17:48 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 дек 2009, 18:00
Сообщения: 96
Palen писал(а):
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, цежен,
На радость вам и мне.

Опять же ассоциации из жизни.





Реквием

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
1961

Вместо предисловия

В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев
в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то
"опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая,
конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от
свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на
ухо (там все говорили шепотом):
— А это вы можете описать?
И я сказала:
— Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что
некогда было ее лицом.

1 апреля 1957
Посвящение

Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними "каторжные норы"
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат -
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались, мертвых бездыханней,
Солнце ниже и Нева туманней,
А надежда все поет вдали.
Приговор... И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет... Шатается... Одна...
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещится им в лунном круге?
Им я шлю прощальный свой привет.

Март, 1940


Вступление

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

1

Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки.
Смертный пот на челе не забыть.
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.

1935

2

Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.

Входит в шапке набекрень,
Видит желтый месяц тень.

Эта женщина больна,
Эта женщина одна,

Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.

3

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари...
Ночь.

4

Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей -
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезою горячею
Новогодний лед прожигать.
Там тюремный тополь качается,
И ни звука — а сколько там
Неповинных жизней кончается...

5

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой.
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
И только пыльные цветы,
И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.
И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда.

6

Легкие летят недели,
Что случилось, не пойму.
Как тебе, сынок, в тюрьму
Ночи белые глядели,
Как они опять глядят
Ястребиным жарким оком,
О твоем кресте высоком
И о смерти говорят.

1939

7

Приговор

И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

А не то... Горячий шелест лета,
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.

Лето, 1939

8

К смерти

Ты все равно придешь — зачем же не теперь?
Я жду тебя — мне очень трудно.
Я потушила свет и отворила дверь
Тебе, такой простой и чудной.
Прими для этого какой угодно вид,
Ворвись отравленным снарядом
Иль с гирькой подкрадись, как опытный бандит,
Иль отрави тифозным чадом.
Иль сказочкой, придуманной тобой
И всем до тошноты знакомой, -
Чтоб я увидела верх шапки голубой
И бледного от страха управдома.
Мне все равно теперь. Клубится Енисей,
Звезда Полярная сияет.
И синий блеск возлюбленных очей
Последний ужас застилает.

19 августа 1939
Фонтанный Дом
Ленинград

9

Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином
И манит в черную долину.

И поняла я, что ему
Должна я уступить победу,
Прислушиваясь к своему
Уже как бы чужому бреду.

И не позволит ничего
Оно мне унести с собою
(Как ни упрашивай его
И как ни докучай мольбою):

Ни сына страшные глаза -
Окаменелое страданье,
Ни день, когда пришла гроза,
Ни час тюремного свиданья,

Ни милую прохладу рук,
Ни лип взволнованные тени,
Ни отдаленный легкий звук -
Слова последних утешений.

4 мая 1940
Фонтанный Дом

10

Распятие

Не рыдай Мене, Мати,
во гробе сущу.
I

Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: "Почто Меня оставил!"
А матери: "О, не рыдай Мене..."

II

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

1940 -1943

Эпилог

I

Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.

II

Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что, красивой тряхнув головой,
Сказала: "Сюда прихожу, как домой".

Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.

Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.

О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его

Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.

Март, 1940

_________________
Женщины умнее мужчин. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

Мне не надо много, достаточного самого лучшего :wink:

Если вам нечего ответить оппоненту, следует тщательно проверить его сообщение на предмет орфографических и пунктуационных ошибок!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 янв 2010, 17:57 
Не в сети
филофоб
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 12:10
Сообщения: 2534
Мышка писал(а):
Опять же ассоциации из жизни.


Я вообще-то про то, как стихи пишутся. По мнению поэтов. :oops:
Для сравнения со статьей, так сказать..

_________________
Все бывает. Абсолютно все. Просто кое-что – редко и не со всеми. Но это не значит – ни с кем и никогда(с)
https://litnet.com/ru/lina-palen-u412431


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 янв 2010, 17:59 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 дек 2009, 18:00
Сообщения: 96
Palen писал(а):
Я вообще-то про то, как стихи пишутся. По мнению поэтов.

И я об этом же. Здесь поэт сам рассказал про то, как они пишутся. В Вашем примере у Ахматовой перечислены ассоциации. Да, вроде бы и из неоткуда и все-таки... Если внимательно почитать.

_________________
Женщины умнее мужчин. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

Мне не надо много, достаточного самого лучшего :wink:

Если вам нечего ответить оппоненту, следует тщательно проверить его сообщение на предмет орфографических и пунктуационных ошибок!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 янв 2010, 18:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 дек 2009, 18:00
Сообщения: 96
Белянин В.П.
Б 449 Психологическое литературоведение. Текст как отра¬жение внутренних миров автора и читателя: Моно¬графия. — М.: Генезис, 2006. — 320 с.
В книге представлена новая типология художественных текстов, основанная на выявлении эмоционально-смысло¬вой доминанты авторов. В основе каждого типа текста лежит мироощущение автора, определяемое его акцентуацией.
«Проективный литературный тест», созданный на основе предложенной типологии, в свою очередь, позволяет по реальным текстовым предпочтениям читателей судить об их личностных особенностях.

Цитата:
В основе этого принципиально нового подхода к типологии личности лежат следующие положения, сформулированные в результате анализа исследований, проведенных отечественными и зарубежными учены¬ми — психологами, психиатрами, искусствоведами, лингвистами, — а также собственных исследований и размышлений:
— каждый языковой элемент обусловлен не только
лингвистическими, но и психологическими закономерностями;
— за разными текстами стоит разная по типу психология личности: разнообразие психологических типов людей рождает разнообразие текстов;
— по созданному личностью тексту можно выявить
тип ее акцентуации; художественный текст в ряде
случаев порожден акцентуированным сознанием;
— организующим центром художественного текста является его эмоционально-смысловая доминанта, отражающая определенный тип акцентуации и влияющая на семантику, морфологию, синтаксис и
стиль художественного текста.


Цитата:
Не следует забывать и о том, что восприятие худо¬жественного текста, его интерпретация во многом обус¬ловлены личностными особенностями читателя: он более адекватно интерпретирует психологически близ¬кие ему тексты.


Цитата:
Владимир Солоухин, сравнивая художника и уче¬ного, писал, что если бы ученый не сделал какое-то открытие, то это бы сделали другие. «Картину же, кото¬рую напишет художник, стихотворение, которое напишет поэт, сонату, которую пишет композитор, никто за него никогда не написал бы, пройди хоть тысяча лет».

_________________
Женщины умнее мужчин. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

Мне не надо много, достаточного самого лучшего :wink:

Если вам нечего ответить оппоненту, следует тщательно проверить его сообщение на предмет орфографических и пунктуационных ошибок!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 янв 2010, 18:44 
Не в сети
филофоб
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2007, 12:10
Сообщения: 2534
Мышка писал(а):
Palen писал(а):
Я вообще-то про то, как стихи пишутся. По мнению поэтов.

И я об этом же. Здесь поэт сам рассказал про то, как они пишутся. В Вашем примере у Ахматовой перечислены ассоциации. Да, вроде бы и из неоткуда и все-таки... Если внимательно почитать.


Попробую так.

Для сравнения:

Цитата:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,


и

Цитата:
Это напряженный и радостный душевный и духовный труд,


Не спорю. Просто, как заметки на полях.

_________________
Все бывает. Абсолютно все. Просто кое-что – редко и не со всеми. Но это не значит – ни с кем и никогда(с)
https://litnet.com/ru/lina-palen-u412431


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB