Егор Перегудов «Под давлением 1-3»
Я до сих пор не смотрела постановки Юхананова, но могу предположить, что если вам захочется увидеть полную их противоположность, то необходимо пойти в РАМТ на спектакль Егора Перегудова «Под давлением 1-3».
Хотя я знаю, что это не единственная форма существования творческого продукта (в хорошем смысле этого слова , меня всегда восхищали способности некоторых режиссеров создавать лаконичные, четко структурированные, герметичные постановки. Они представляют собой своеобразное торжество математической формы, эстетики, произведения искусства в его «традиционном» понимании.
«Под давлением 1-3», как становится понятно из названия, состоит из трех частей – историй, произошедших с сотрудниками одной фирмы. Кроме того, есть еще два небольших фрагмента, в сущности, являющиеся прологом и эпилогом пьесы. Сцена, на которой разыгрывается действие, представляет собой помост, обозначающий некоторое офисное помещение, в углах которого стоят четыре прибора: кофе-машина, принтер, кулер для воды и компьютер. Между этими четырьмя предметами протянуты грозди проводов, превращающих офисное помещение в боксерский ринг.
Пространство и время в этой постановке играют роль наравне с актерами. Они создают видимую живую структуру, которая опосредует и определяет действия героев. Это железная клетка не-рациональности (в той степени, в которой она не позволяет героям быть по-человечески счастливыми), где обитает современный горожанин. Она обладает тотальным характером, иными словами ее нельзя прировнять к офису – она охватывает все жизненное пространство. (И неважно: в России или в Германии.) Причем, кажется, сами герои (в духе философии постструктурализма?) наличие структуры осознают, но избежать ее причиняющей силы не могут.
Пожалуй, первое, на что мы обращаем внимание, попадая в зрительный зал, – это большие цифровые часы над сценой. Когда начинается действие, они перестают показывать реальное время и начинают вести себя в соответствии с желанием режиссера: отмеряют время утренних сборов двух героинь, отсчитывают количество шагов до секса, количество этажей до вожделенной должности, обнажают и вместе с тем устанавливают сбои в «нормальном» ходе событий. Эти часы, с одной стороны, задают внутреннюю рамку спектакля, с другой, демонстрируют соотношение объективного и субъективного в нашем восприятии времени как структуры.
Сценография этого спектакля, усилиями режиссера (Егора Перегудова), художника (Анны Федоровой) и художника по свету (Евгения Виноградова), представляет собой очень точную и, что немаловажно, логически непротиворечивую метафору. В результате оказывается, что пространство и система движения в нем несет едва ли не большую смысловую нагрузку, чем текст. Оно объясняет и предсказывает то, что происходит с героями. Особенно в этой связи запоминается сцена из второй части, когда Патриция (Рамиля Искандер) и Роберт (Степан Морозов) поочередно с разных стороны движутся к месту предстоящего разговора и с каждым их шагом загорается следующий квадрат света. Но, несмотря на то что говорят они фактически одно и тоже и движутся вроде бы навстречу, итог их разговора известен заранее: у Патриции квадраты света зажигались под ногами, у Роберта - над головой, так что получалось, что они шли не одной дорогой, а параллельными, которые, как известно, не пересекаются.
Пространственная метафора в итоге обладает тремя смысловыми составляющими. Первая – это ринг, в центре которого то и дело сходятся герои, чтобы обменяться серией ударов, слов, произнесенных речитативом, а затем разойтись по углам: к кофе-машине или компьютеру, собираясь с силами для новой атаки. Вторая – это знак принадлежности: охранники, работающие на проходной, во время своих монологов находятся за пределами сцены как таковой. Сабина (Мария Рыщенкова), узнав о своем увольнении, выходит за границы ринга, но остается на сцене до самого своего ухода. Третья - сценическое пространство за рамками ринга - представляет собой в разных случаях путь, который ведет героев навстречу друг другу, или лестницу, по которой они поднимаются к вершине должностной иерархии.
Своей геометрической замкнутостью и лаконичностью «Под давлением» Перегудова напоминает «Игроков» его учителя Женовача. Разбросанные Ангеликой (Нелли Уварова) кофейные зерна на глянцевом белом полу рождают ассоциацию с именной колодой карт, в отчаянии разбросанной Ихаревым (Андрей Шибаршин) между рядами столов. И хотя такая аналогия напрашивается, жесткая геометрическая структура в двух этих постановках выполняет различные функции. Эмоции, выплескивающиеся через край, нарушают порядок, но только на время: кофейные зерна убирает охранник, дым после песни «Нью-Йорк, Нью-Йорк» рассеивается – и все не просто остается на своих местах, а как будто получает новые силы, необходимые чтобы окончательно поглотить героя последней истории, опутав его сетью проводов.
Перегудов сознательно отказывается ставить спектакль о частной истории, о конкретной организации или социальной проблеме. Он работает исключительно с универсальными смыслами. Особенно очевидным это становится, когда три отдельные истории объединяются вокруг двух центральных символов, которые, в свою очередь, оказываются двойниками образов классической драмы. Крамер – невидимый зрителю начальник фирмы, от которого все ждут судьбоносных решений, – Годо («В ожидании Годо» Беккета). DELI – место, куда стремятся герои, как в лучшую жизнь, – Москва («Три сестры» Чехова). Доводя до логического предела эту систему аналогий, можно сказать, что пьеса об офисной жизни превращается в спектакль о невозможности спасения: ведь зритель догадывается, что DELI - это вовсе не Рай на Земле, а все тот же офис.
Если попробовать описать общий принцип построения этого спектакля, то получится, что Перегудов помещает зрителей между двумя зеркалами. Каждый персонаж, каждый герой, каждый сюжетный ход сначала дублируются, а потом множатся до бесконечности. Но если начать упорядочивать, сворачивать все в обратной последовательности, находить равенство между Ангеликой и Сабиной, Патрицией и Робертом, Гансом и Франком, то в какой-то момент мы вернемся обратно к тому единственному человеку, который сейчас стоит между этими двумя зеркалами.
Осталось не-написанным:
про охранников (Олег Зима и Елена Галибина) в прологе-эпилоге
про индийскую музыку (Анил Дикшит и Павел Новиков)
про то, что офисная техника звучит как живой организм
про то, что пространство и время соединяются в ритме шагов
про киношную образность
про один пол и одного человека
про порноактрису Наташу и Лауру Петрарки
про то, что это не новаторство, но качественная и интересная постановка, а еще, конечно, - школа.
+ про три зарисовки в блокноте: очертания наглой тетки, очертания Александра Гришина и набросок портрета Егора;
про отличную собеседницу, с которой мы в перерыве успели обсудить сам спектакль, выпуск режиссерской группы Женовача и еще чуть ли не весь Чеховский фестиваль.
http://varko.livejournal.com/51661.html
цитата из статьи в "Итогах"
Еще один выпускник Женовача Егор Перегудов поставил в РАМТе спектакль для взрослых. "Под давлением 1-3" играют в 21 час, в рамках "ночного проекта", придуманного для деловых молодых людей, не успевающих прибыть в театр к обычному времени. О них-то, о служащих, затерянных в современном офисе, и написал пьесу немецкий драматург Шиммельпфенниг. Спектакли на эту тему давно уже не новость, в большинстве своем они открывали публике диковинную, срисованную с натуры картинку офисной жизни, тем и забавляли. А Егор Перегудов увлекся тайнами человеческих характеров, тем, что когда-то в прошлой жизни называлось подтекстом и ценилось как важное завоевание русского психологического театра. Он выгородил сцену канатами, превратив ее в своеобразный ринг, где время от времени сходятся партнеры по бизнесу. Поединки оказались захватывающе интересными. Режиссер предложил актерам сложный психологический рисунок, и едва ли не все с ним отлично справились. И это значит, что имя Егора Перегудова рекомендуется запомнить, тут и талант виден, и основательность отнюдь не юношеская.
http://www.itogi.ru/iskus/2009/48/146448.html