19 апреля
Па́сха (греч. πάσχα, от ивр. פסח песах, букв. с евр. «прохождение мимо») в христианстве; также Воскресе́ние Христо́во (греч. Η Ανάστασις του Ιησού Χριστού ) — древнейший христианский праздник; важнейший праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю (переходящий праздник).
Пасхальные традиции
Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста — времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (пасхальные куличи, яйца и зайцы)
Пасхальное приветствие
Начиная с пасхальной ночи и вплоть до отдания Пасхи принято приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь (христосоваться). Этот обычай идёт с апостольских времён «Приветствуйте друг друга с целованием святым»
Пасхальная трапеза
В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет — Воскресения Христова. По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы. В иконописной традиции воскресший Христос, а также при Преображении окружён сиянием в форме овала. Эта фигура, близкая по форме яйцу, у эллинов (греков) означало чудо или загадку, в отличие от правильного симметричного круга.
Кули́ч — традиционное угощение, подаваемое на Пасху.
Это дрожжевое изделие различной степени сдобности и различное по величине, но всегда высокое. У католиков, кроме дрожжевых куличей, готовили и песочный, так называемые «бабы».
Делается в форме цилиндра из теста, часто с изюмом, сверху украшается сахарной пудрой или глазурью.
Религиозное значение кулича
Кулич – один из древнейших символов Воскресения Христа. Его пекут в дань светлой памяти о том, что Господь после воскрешения Сам приходил на трапезы к апостолам. Среднее место за столом всегда пустовало, а на столе лежал предназначенный Ему хлеб, как будто Христос всегда невидимо трапезничал со своими учениками.
Впоследствии появилась традиция в праздник Воскресенья оставлять хлеб в храме (по-гречески он назывался «артос»). На этом хлебе изображали крест с терновым венком (в знак победы Христа над смертью) или образ Воскресенья.
В дни празднования Пасхи хлеб обносили с крестным ходом вокруг храма, оставляли на особом столе, как это делали апостолы, и в субботу после благословения раздавали верующим.
Испеченный в семье кулич – домашний «артос». Это еще один символ для христиан. Кулич, испеченный на дрожжах, заменяет опресноки из Ветхого Завета. Символически дрожжевой кулич – это переход от Ветхого Завета к Новому, тем более что Господь в одной притче сравнил Царство Божие с закваской (дрожжами).
Во время Тайной вечери Господь благословил именно квасной (дрожжевой) хлеб, который по-гречески называется «артос», а не пресный – «асима». Так говорит греческий текст Евангелия. В глубине веков и лежит традиция печь куличи, якобы приглашая Господа Бога посетить и наш дом и отведать свежего хлеба.
Пасха
Па́сха (творожная пасха, на церковнославянском — «млеко огустевшее», т.е. творог) — особое блюдо из творога, которое по русской традиции готовится только один раз в году — на праздник Пасхи.
Оригинальная форма пасхи — усечённая пирамида, такая форма напоминает нам о религиозной горе Голгофе, на которой был распят Христос, кроме того, пасха является символом Гроба Господня. На боковых её сторонах изображается крест и буквы "ХВ", что расшифровывается как "Христос Воскрес". Если ранее ни один праздничный стол не обходился без пасхального барашка, то это сладкое блюдо заменило ветхозаветного агнца, показав, что время кровавых жертв уже миновало, поскольку Сын Божий принёс Себя в жертву на кресте: подобно Агнца закладывали за грехи людские.
Есть версии, что творожные массы, как и сам творог, - это одно из древнейших сакральных кушаний, связанное с плодородием и поклонением божествам плодородия. Множественные ритуалы древности (весенний обряд приветствия земли, первая вспашка поля) проводились с применением творога и других молочных продуктов, что имело символическое значение. Творог – больше, чем пища; это лучшее, что есть в молоке, его суть, самое питательное и полезное для человека. А протёртый творог, да ещё и с сахаром и с самым лучшим сливочным маслом – это наивысший дар природы. С принятием христианства традиции постепенно видоизменились, и значение символа потерялось в языческом прошлом.
До 18 века творожные массы были неплотными и делались даже не из творога. Скорее это было кислое молоко, которое собиралось всей деревней и сбраживалось. Начиная с 18 века для изготовления пасхи использовали твёрдый творог, сливки или сливочное масло, яйца, сметану и сахар. Кроме этого допускалось включать в пасху орехи, цукаты, изюм и пряности – самые дорогие заморские продукты.
Интересные факты
• В Санкт-Петербурге есть Церковь Пресвятой Троицы XVIII века, известная как «Кулич и пасха», так как сама церковь имеет форму кулича, а колокольня — пасхи. Церковь имеет вид ротонды, снаружи окруженной ионическими колоннами, а внутри оформленной белыми коринфскими пилястрами; колокольня — вид четырёхгранной пирамиды, с крещальней на первом и звонницей на втором ярусе. Такой своеобразной архитектурой храм обязан своему заказчику генерал-прокурору князю Александру Вяземскому.
Троицкая церковь «Кулич и Пасха»
Пасхальный огонь
Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.
Пасха. Н.Пимоненко. нач.XX века
Крестный ход
Непосредственно перед Пасхой православные собираются в храме, откуда начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. К полуночи шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.
Крестный ход в Курской губернии. И.Репин. 1883 г.
Пасхальный звон
В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.
Народные обычаи
Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинаются народные гуляния. В России народные гуляния с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная Горка. Под народную музыку люди водят огромный хоровод — «коло» в Болгарии, «варош» или «народни сабор» в Сербии, «таферич» (на турецкий манер) в Боснии. Кульминация танцев — «хора» (болг. «народ») — уже более прочно сцепленный хоровод кружится под убыстряющуюся музыку, причём направление движения меняется всё быстрее.
В России и Сербии пасхальными яйцами «христосуются» — разбивая по очерёдности разные концы, также как люди христосуются трижды в щёки. Детишки устраивают «покатушки» — у кого яйцо дальше укатится. Пасхальное крашенное яйцо в русской культуре означало новую жизнь, возрождение. Пасхальные яйца в России катали по земле, чтобы она была плодородной, его клали в правую руку умершим на Пасху людям, крашенные яйца берегли в течение года, чтобы использовать как защиту дома от пожара, посевов от града.
На Украине в Пасхальный понедельник ребята обливают девчат водой, девчата «мстят» во вторник. Во Франции в понедельник жёны могут побить мужей, а те им во вторник могут ответить.
В советское время в ряде городов России возник обычай посещать на Пасху могилы родственников. Для доставки людей на удалённые кладбища муниципальные власти предоставляли общественный транспорт. В то же время по традиции в Православной Церкви в связи с радостным днём Пасхи прекращается поминовение усопших на всю Светлую седмицу. На десятый день после Пасхи отмечается Вселенский (общецерковный) родительский день — Радоница.
Б.Кустодиев Пасхальная открытка 1912
Русская пасхальная открытка с типичным рисунком (пасхальные яйца) 1900-х годов
С последней трети XIX века в России стало традиционным отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с красочными рисунками, основная тематика которых была следующая: пасхальные яйца, куличи, православные храмы, христосующиеся люди, русские пейзажи, весеннее половодье, цветы.
Пасхальных открыток в дореволюционной России было издано много тысяч различных видов. После запрета в 1930-х годов, начиная с конца 1941 года пасхальные открытки издавались также в СССР и продавались в храмах. С 1970-х годов
Русская пасхальная открытка с нетипичным рисунком (автобус) 1910-х годов