Пу́рим (ивр. פּוּרִים, от аккадского пуру — жребий) — еврейский праздник, установленный, согласно библейской Книге Эсфири (Эстер)[1] в память спасения евреев, проживавших на територии Персидской империи от истребления их Аманом-амаликитянином, любимцем персидского царя Артаксеркса (Ахашвероша; возможно Ксеркс I, V в. до н. э.).
Праздник начинается постом Эсфири (תענית אסתר) в течение 13-го дня месяца Адара в память поста, наложенного царицей на себя, на слуг и на всех евреев города Шушана. Праздничными днями являются 14-е и 15-е адара, которые по постановлению Мордехая и Эсфири были назначены как «дни пиршества и веселия».
«гоменташн»
Законы и обычаи праздника
Ханука и Пурим не упоминаются в Торе, их празднование было установлено законоучителями. В частности из-за этой разницы в статусе праздника, нет запрета работать в эти праздники. В книге Эсфири нет никаких ритуальных предписаний для Пурим; говорится только о ежегодном праздновании евреями 14 и 15 адара, причём предписывается, «чтобы их сделали днями торжества и веселья, посылая подарки друг другу и подаяние бедным» .
Пурим начинается с окончанием Поста Эсфири.
Праздничная трапеза
Пурим — весёлый праздник, в который принято пить вино. По словам Талмуда, нужно пить до тех пор, пока человек не перестанет различать, произносит ли он проклятия Аману или благословения Мордехаю.
На праздник пекут особое треугольное печенье со сладкой начинкой (обычно — с маком и сливовым повидлом), называемые гоменташн (идиш המנטאַשן — у́мэнташн или (h)о́мэнташн, букв. «карманы Амана») или «уши Амана» (на иврите озней Хаман).
Посылание угощений и подарки нуждающимся
В Пурим принято приносить друг другу сладости и сладкую выпечку (на иврите мишлоах манот, на идишe шалахмонес — букв. `посылка яств`) и давать деньги нуждающимся
Карнавал
Пурим — карнавальный праздник. Особый жанр этого праздника — Пуримшпиль (на идишe `пуримское представление`), исполняемый одним или несколькими актёрами во время праздничной трапезы. Первоначально такие представления были просты и коротки, однако уже в начале XVIII в. эти представления постепенно превратились в драматические постановки с многочисленными ролями, музыкальным сопровождением и текстом в несколько тысяч рифмованных строк. Пуримшпили разыгрывались в публичных местах, и со зрителей взималась плата. Тем не менее, пуримшпили всегда сохраняли связь с книгой Эсфирь и разыгрывались только на Пурим. Под влиянием итальянского карнавала вошло в обычай рядиться на Пурим, причём мужчинам разрешено даже переодеваться в женское платье и наоборот (что в обычной ситуации категорически запрещено еврейским законом).
В современном Израиле в Пурим проводятся карнавальные шествия, наиболее старое и известное из которых — «Адлояда» (букв. `пока не перестанет различать`) — было основано хореографом Барухом Агадати в Холоне в начале 1930-х годов.
Значение Пурима в иудаизме
В Талмуде высказывается мнение, что когда все книги Пророков и Писания будут забыты, книга Эсфири не забудется и праздник Пурим не потеряет своего значения. Утверждается даже, что Πурим столь же велик как тот день, в который Тора была дана на горе Синае.
сегодня дружно выпекаем печенье
Гоменташи - печенье