Ну, для начала надо выяснить, что ребенка может заинтересовать,
т.е. какая история или вещь - чтобы описывая ее (хотя бы в голове), он захотел продолжать развивать ее дальше.
Наверное, начинать надо с историй не больше 10 предложений.
А потом, если пойдет - то подталкивать и как-то мотивировать.
Но так он научится писать только про интересные ему вещи. А если надо написать, скажем по литературе, то объяснить ему концепцию.
- Вот прочитал ты повесть? прочитал.
Теперь надо рассказать читателям, тем кто не читал, о чем там речь была. На твой взгляд. Для начала всегда завязка или введение, ты должен объяснить читателям вкратце, с чем это произведение "едят", какие там были герои и какие у них были проблемы.
В середине рассказа - ты всегда развиваешь свою мысль, что происходило с героями, какие были у них главние черты характера, на что в истории других людей это повлияло...
И в конце своего повествование - заключение: Как ты считаешь, о чем было это произведение и кто чего добился. Каков финал? Как нужно было поступить на ТВОЙ взгляд?
- И если ты всё это осилишь - то у тебя получится СОЧИНЕНИЕ.
А если ты натренируешься, то у тебя будут получаться рассказы даже о твоих рыцарях / самураях / ниндзя / магах и волшебниках.
-----
Меня как-то не интересовало, умеет ли мой сын писать и сочинять, его тоже - но потом пришла потребность - по плану - составить анкету на ролевую игру на любого из ниндзя-персонажей.
И он справился.
Правда копировал из интренета ведомости и правильно вставлял, а что знал из мультиков - сам дописывал. И что меня поразило - грамматических ошибок было мало, хотя русский язык у нас закончился еще в 9 лет.
Так что главное - найти для него желаемую цель и создать устремление.
Это так сказать педагогический прием. А филологических я не знаю.
В жизни это решалось всегда генетическими способностями или.. неспособностями.
А в школе - я просто знала, что хотят "услышать" учителя.
А еще любила пофилософствовать, порассуждать. Отсюда сочинения и брались.