старая рецензия на спектакль 2006 года
Цитата:
ишет Слава ([info]_arlekin_)
@ 2006-10-07 22:20:00
"Штирлиц идет по коридору..." по "Фантазиям Фарятьева" А.Соколовой, реж. Е.Шевченко
Видел я спектакли и хуже, и скучнее, но не помню, когда последний раз смотрел что-то настолько и режиссерски, и актерски беспомощное. Елена Шевченко почему-то решила, что если исполнители будут говорять так тихо, чтобы зритель мог расслышать не больше двух слов из трех (а еще лучше - уткнувшись в грудь друг другу, чтоб вовсе ни одного слова нельзя было разобрать) и делать при этом долгие паузы, то спектакль будет производить впечатление психологически достоверного и глубокого. А если вместо добротных бытовых декораций привесить к стене три подушки на гвоздиках (типа спальня), а в стенную нишу поставить стул и над ним приклеить портрет Вячеслава Тихонова в форме Штирлица (типа туалет), да еще и по телевизору запустить кадры из "Семнадцати мгновений весны" - получится изысканное и необычное сценографическое оформление. Ко всему этому плезиру остается добавить соло на скрипке, модных персон типа Олеси Судзиловской и Маши Машковой, и чтобы в какой-то момент герои непременно хором пели известный советский шлягер ("Песня о далекой Родине) - и тогда из этого всего получается модный театральный проект.
Авторов спектакля кто-то жесткого обманул либо нехорошо над ними подшутил, потому что из этого супового набора штампов современного "независимого" театра ничего стоящего и не может получиться. Тем более, если взять за основу даже не сегодняшнюю "новую драму", а известную (в том числе и по популярной экранизации) советскую пьесу, которая по проблематике и стилистике в своем времени и осталась, застряв где-то между Софроновым и Вампиловым (пусть даже и чуть ближе ко второму, чем к первому). По меркам советской драматургии "Фантазии Фарятьева", наверное, не самый плохой образец жанра, по крайней мере, в ней было что-то человеческое и даже некая странность из того рода странностей, которые в "новой драме" развились до масштабов психопатологии: "некрасивый человек неопределенного возраста" герой, Павлик Фарятьев (Олег Макаров), зубной техник, живущий с престарелой теткой и напропалую толкающий философические телеги о том, что люди по своей природе - инопланетяне, и поэтому им на Земле так нехорошо (остается только вспоминать, каким дерзким дерзким вызовом миропорядку подобные мысли казались в иные времена), делает предложение очень даже красивой и вполне еще молодой (27 вроде бы лет) Александре, живущей с мамой и младшей сестрой, и хотя с самого начала ясно, что никакой свадьбы тут быть не может в принципе, в течение двух действий герои обсуждают, как пройдет торжество, у кого поселятся молодые, куда переедут те, кто освободит для них жилплощадь и т.п. Как обсуждают - см. выше. Как ни странно, лучше всех в этом мероприятии себя проявила Маша Машкова (Люба, младшая сестра), и еще Юлия Силаева (мать сестер). Судзиловская - просто катастрофа, она хороша только тогда, когда сильно накрашена, молчит и не шевелится, но как только начинает говорить и двигаться, да еще без соответствующего мейкапа - туши свет. Олег Макаров, игравший Хлестакова в безвременно сошедшем с вахтанговской сцены замечательном "Ревизоре" Туминаса и, не хватая с неба звезд, не портивший отличный спектакль с Маковецким в роли Городничего, здесь как будто спит на ходу - понятно, что у него и герой не от мира сего, но не до такой же степени, не зомби ведь!
Полное название спектакля выглядит так: "Штирлиц идет по коридору. - По какому коридору? - По нашему коридору..." В оригинале этот диалог Мюллера и Шольца, мое любимое место из "17 мгновений весны", звучит еще лучше:
- Штирлиц идет по коридору.
- По какому коридору?
- По нашему коридору... Штирлиц идет по нашему коридору!
- А куда он идет?
В фильме в ответ на последний вопрос Мюллера Шольц пожимает плечами. Вот так и я пожал плечами на вопрос _Магдалин'ы_ "А причем тут Штирлиц?" Тогда она сама в очередном припадке "креатифа" (как я понимаю, общаясь с ней, это такая эпидемически распространяющаяся в последнее время в Москве разновидность тифа, поражающая в первую очередь мозг) выдвинула гипотезу: "Наверное, для того, чтобы напомнить об эпохе". По-моему как раз постановщица сделала все, чтобы придать пьесе вневременное звучание, другое дело, что неудачно, и вина не только ее персональная или актеров. С тем же успехом можно ставить сегодня "Стряпуху", "В добрый час!" или "Сталеваров" - но они хотя бы прокатят как сов-трэш. А "Фантазии Фарятьева" по сегодняшним меркам не тянут даже на антрепризную мелодраму (про качество постановки и исполнения уже и речи нет).
http://users.livejournal.com/_arlekin_/710977.html