На территории Киргизии существует несколько сел компактного проживания дунган — Александровка, Ивановка, Милянфан, Кенбулун, Ырдык, Таширов. Много дунган живёт также в городах Токмак, Караколи Бишкек.
Дунгане заняты в земледелии, торговле на рынках, общественном питании. Во всех крупных городах региона популярны рестораны дунганской кухни.
Главная мечеть Иссык-Кульской области в Караколе
В областном центре Иссык-Кульской области городе Карщакол сохранилась деревянная дунганская мечеть начала XX века.
Это пример народного культового зодчества дунган Кыргызстана. Мечеть построена китайскими мастерами на средства дунганской мусульманской общины. Руководил её строительством главный мастер (жын жён) — Чжоу Сы. Заготовка материала велась с 1907 г. В 1910 г. мастера начали сборку мечети, которая была закончена к концу года . Для строительства использовали местный материал: тянь-шаньскую ель, тополь, вербу, березу.
В плане сооружение имеет квадратную форму с прямоугольным выступом в западной части здания. Выступ языком архитектуры акцентирует святость запада, как места, где находятся святыни ислама — Мекка и Медина, а также особое предназначение западной части помещения — средоточие святости. Размеры мечети в плане составляют 24,88×15,33 м. Высота от основания до карниза 4,15 м. Вход в здание находится в восточной его части.
Мечеть стоит на возвышенной насыпи, окаймленной гранитным бордюром. Скат его боковин соблюден строго под углом 45 градусов и имеет гранитные водостоки для отвода падающей воды с кровли. Сделано это для того, чтобы уберечь деревянные опоры и другие элементы здания от воздействия сырости и преждевременного разрушения. Мечеть поддерживается 44 столбами-опорами (жузами), без учета тех, что вмурованы в стены. Они стоят на специально отесанных камнях, на этих столбах покоится кровля со сложной системой балок и слег. Кровля мечети — беспотолочная, бесстропильная.
Столбы-опоры (жузы) являются основой стен, в то время как кирпичное заполнение не носит опорной функции, а является лишь перегородкой. По своему типу мечеть — каркасно-столбовое сооружение, как и многие другие традиционные жилые и культовые постройки дунган. При строительстве таких зданий в прошлом не использовались металлические изделия типа скоб и гвоздей. Скрепление отдельных деталей каркаса производилось при помощи пазов (мо) .
Изогнутость углов крыши здания создает впечатление его легкости. Навес крыши с четырёх сторон строения образует крытую галерею (лон-ян) и покоится на столбах-опорах диаметром 40-50 см. Промежутки между колоннами в верхней части, примыкающей к крыше, украшены девятирядным фризом с прорезным орнаментом. Концы угловых балок выполнены в виде голов дракона (лун ту).
Мечеть была окрашена специальными красками традиционного для дунганских культовых построек цвета. В основном это — зелёный, красный и жёлтый. Каждый цвет несет самостоятельную смысловую нагрузку: так, красный является цветом радости, особенно его боятся злые духи; зелёный — это благополучие, счастье, а также цвет религии — ислама; жёлтый — цвет величия. Недаром в Китае «желтый цвет — цвет императора» . Однако в данном случае он обозначал величие мусульманской религии.
Резной фриз мечети изобилует орнаментом, имеющим символическое значение. Зооморфные фигуры, растительный орнамент в виде плодов персика, винограда и т. д. — это знаки благожелания. обереги, призванные защищать здание от злых духов и стихийных бедствий. Своими истоками они обязаны легендам, мифам и сказкам дунганского народа.
Минарет (муналур) мечети, стоявший отдельно от основного здания, не сохранился, он был «разрушен в 30-х годах XX в.» На его месте стоит минарет, построенный после 40-х годов, который плохо вписывается в архитектурный ансамбль дунганской мечети.
На дунганском языке издана обширная художественная, публицистическая и научная литература. В Киргизии действует Ассоциация дунган Кыргызской Республики, на дунганском языке издается газета «Хуэймин бо», в сетке государственного радиовещания есть передачи на дунганском языке. В Национальной академии наук Кыргызской Республики работает отдел дунгановедения[10].
ПримечанияПравить
P.S. Каракол – здесь похоронен великий путешественник М. Пржевальский. В советское время город Каракол носил его имя. После развала Союза городу вернули историческое имя. Лично мне ближе и роднее: город Пржевальск.
Памятник М. Пржевальскому. Отреставрирован, поддерживается в хорошем состоянии.
На Всеподданнейшей записке, при которой была представлена Государю Императору телеграмма о похоронах Пржевальского, военный министр написал: «Составить соображение о сооружении памятника на казенный счет». Начальство Омского военного округа представило проект памятника, состоявшего из пирамиды в 15 сажен высотою. Одновременно с этим товарищ и друг покойного, генерал-майор А.А. Билдерлинг, представил свой проект памятника, удостоившийся 21 января 1889 г. особой похвалы Его Величества и Высочайшего утверждения.
По проекту высота всего памятника около 4-х сажен, орел в два раза больше натуральной величины, в размахе крыльев около 1,5 сажени. Медаль в диаметре около 2-х аршин. Скала должна быть сложена на месте по модели, вылепленной академиком Шредером в Санкт-Петербурге. Крест не помещен вверху, а вставлен в поверхность скалы, чтобы от времени он не мог покоситься, тем более в местности, подверженной землетрясениям. Вся скала сложена на гидравлическом цементе, каменеющем на воздухе, представляет собой прочное сооружение, не подвергающееся порче и изменениям.
Памятник Пржевальскому был построен в 1893 г. и открыт 26 июня 1894 г. Он представляет собой скалу, сложенную из больших глыб местного тянь-шаньского гранита. Скала увенчана фигурой приземляющегося бронзового орла — символ ума и бесстрашия (размах крыльев — 2,5 м). В клюве орел держит оливковую ветвь — эмблему мирных завоеваний науки. В когтях у него — полуразвернутая бронзовая карта Центральной Азии с нанесенными маршрутами путешествий ученого. На лицевой стороне скалы укреплен крест. Под ним большая бронзовая медаль с барельефом путешественника — увеличенная копия именной золотой медали Императорской Академии Наук, отлитой в 1886 г. в знак признания его великих заслуг перед наукой, и надпись: «Николай Михайлович Пржевальский. Первый исследователь природы Центральной Азии. Родился 31 марта 1839 г. Скончался 20 октября 1888 г.». От основания к полированной поверхности с надписью ведут прорубленные в толще гранита одиннадцать ступеней. Высота памятника 8,2 м, ширина 2,5 м, вес 365 т.
v
Могила Великого путешественника. Всегда находилась в том месте, где его похоронили друзья и соратники. Памятник находится рядом.
Свято-Троицкий собор в Караколе
В центре города Каракол - расположен красивейший памятник архитектуры - Свято-Троицкая православная церковь. Дата создания и становления храма уходит во времена основания самого города Каракол дальновидным и прагматичным путешественником, основателем города А.В.Кульбарсом. Он был инициатором возведения временного храма из войлока, материала из которого сооружались и строились практически все постройки того времени. Уже в следующем году войлочные стены храма были заменены на деревянные, а еще позже их сменили на кирпичные. В 1887 году сильное землетрясение разрушило храм до основания. Вновь из царской казны были выделены средства на строительство нового храма. Он был возведен из дерева за неполных два года и освещен в 1895 году.
Пятиглавой с колокольней, церковь построена по проекту архитектора и инженеров из города Верного (Алматы). В начале план церкви имел форму равноконечного креста, ориентированного на восток, со входом с юго-западной стороны. Позднее здание приобрело прямоугольно ломанную конфигурацию и размеры его составляли 35,5х18 метров. Стены его сложены из тесаных бревен, крыша чердачная с пятью восьмигранными барабанами, покрытыми ранее шатрами. Фасады украшены резьбой: на карнизе, фронтонах, наличниках. Главное крыльцо сложено из гранитных блоков, залитых позднее цементным раствором. Цоколь сложен из кирпича и штукатурки. Он опирается на ряд гранитных блоков и булыжный фундамент. Пол дощатый, на кирпичных столбиках. Снаружи стены обшиты досками, а изнутри церковь отштукатурена по драни. Здание церкви имеет звонницу, вход в которую осуществляется по внутренней лестнице.
Но, недолго церкви было суждено жить спокойной жизнью. Во времена повсеместного разгрома православной церкви, храм был сначала просто закрыт, а позже полностью разграблен и разворован. Здание храма передали детской спортшколе. Были произведены значительные переделки, храм сильно изменился, утратив свое былое великолепие. Были убраны за ненадобностью 4 шатра над барабанами, звонница и 2 боковых крыльца, убраны все кресты. Сохранился только центральный барабан и его внутренний шатер. Бесследно исчезли иконы, алтарные книги и произведения искусства, которые до сих пор представляют важную историческую и художественную ценность. Процент утраты и переделок составил более 50%.
В годы Великой Отечественной войны храм вновь возвращен верующим, которые своими силами сделали ремонт. Но в начале 60-х годов в здание храма вновь возвращается детская спортивная школа, оборудуют спортивный зал. Детская спортивная школа находится в этом здании до 1982 года.
Храм Пресвятой Троицы, преобразованный при советской власти в спортивную школу, с красными флагами вместо крестов. 1982 год.
Затем здание пустует в течении 3-х лет, после чего в 1986 году начинаются реставрационные работы по восстановлению первоначального облика храма. Работами руководил Г.С. Ковтун, начальник Пржевальского хозрасчетного участка специальных научно-реставрационных производственных мастерских.
В 1989 году было принято решение о создании на базе церкви краеведческого музея, в котором планировалось собрать все легенды и сказания о родном городе, о его основателях и героях, экспонировать находки древности и предметы старины. Но из-за изменившейся политической обстановки реализовать эти планы так и не получилось.
В 1992 году после долгих споров служители церкви и прихожане смогли вернуть себе ветхое и полусгнившее здание храма, запущенную и разграбленную территорию. Долгие три года проводились работы по восстановлению храма и воссоздания его облика. Возрождение церкви стало заслугой простых жителей города, чьи старания и добровольные пожертвования увенчались таким добрым и нужным успехом. Храм перешел в собственность церкви только в 1995 году и до сегодняшнего дня храм и церковь так и остаются единым целым.
В чудотворном иконостасе Свято-Троицкой православной церкви на Иссык-Куле находится и знаменитая Тихвинская икона Божией Матери. Написанная в 1897 году, икона была привезена в дар храму, но во времена разорения церквей чудом и божьим провидением сохранилась у обычных прихожан, которые прятали и хранили икону, рискую собственными жизнями. Только в 1944 году Тихвинскую икону решились вернуть в Храм. С той поры Тихвинская икона Божией Матери по праву занимает одно из важных и священных мест в храме, являя собой настоящее чудо спасения и возвращения.
Сегодня Свято-Троицкая православная церковь открыта для всех посетителей и входит в программу экскурсионных туров. Современный облик церкви мало изменился. Все те же традиционные для данного храма пять золоченых куполов, увенчанных крестами, привычно возвышающаяся колокольня, к которой ведет длинная внутренняя лестница, филигранный перезвон множества больших колоколов и маленьких колокольчиков. Бревенчатые стены церкви и главное гранитное крыльцо придают церкви величественный и исконно православный вид. Служба ведется постоянно и снова как 100 лет назад мелодичный звон собирает множество людей, как в праздничные дни так и в будни.
В
1. ↑ Национальный состав населения Киргизии по переписи 2009