Как-то мимо меня прошло...
Офисные страдания Петра Красилова /№3(28) 2008/
Офисные страдания Петра Красилова
Играть офисные страсти актеру Петру Красилову не впервой. В сериале «Не родись красивой» он помогал главному герою управлять фирмой и был свидетелем его романа с секретаршей. А в фильме «Варенье из сакуры» уже сам работает начальником и борется с ленью своих сотрудников. Сегодня у Петра непростой день. Вчера по сценарию у него была вечеринка, и сегодня его герой чувствует себя не очень хорошо. Кроме Красилова на площадку приглашены Мария Аронова, Алексей Панин и Ренат Давлетьяров. А также – корреспонденты «НК», которым разрешено наблюдать за развитием событий…
Справка «НК»:
«Варенье из сакуры», комедия
Режиссер: Юлия Ауг
Автор сценария: Игорь Шаров
В ролях: Петр Красилов, Ренат Давлетьяров, Алексей Панин, Мария Аронова, Евгения Лоза, Варвара Шулятьева, Равшана Куркова, Артем Ткаченко и др.
О чем кино?
Предприниматель Воронцов (Петр Красилов) торгует офисной техникой. И никак не может найти общего языка… с собственными сотрудниками.
Сам Воронцов работает с утра до ночи. Его раздражает, что у подчиненных есть и другие интересы. Красавица Надежда (Евгения Лоза) ведет в Сети дневник и мечтает о прекрасном принце. Валентина (Мария Аронова) любит покрасоваться. А компьютерщики (Артем Ткаченко, Равшана Куркова и Олег Соколов) увлекаются музыкой.
Как навести в офисе порядок, Воронцов не знает. Приятель Щеглов (Алексей Панин) предлагает ему обратиться за помощью к опытному антикризисному менеджеру – японцу Томокадзу-сану (Ренат Давлетьяров).
Все события фильма развиваются в течение небольшого промежутка времени. Японский прагматизм и основательность сталкиваются с русским пофигизмом и ленью. А побеждают, как и положено в комедии, взаимопонимание и дружба…
Идею «Варенья» создателям подсказал реальный московский бизнесмен, не понаслышке знающий о лени сотрудников. Предполагается, что офисные работники узнают в картине себя и с удовольствием над собой посмеются.
Репортаж со съемочной площадки
Эпизод первый: пьяное пробуждение
14:00. Бизнес-центров и офисов в Москве хватает. Однако их аренда – дело дорогое. Поэтому интерьеры к фильму киношники построили сами – на территории одного из московских заводов. Офис получился загляденье – двухэтажный, просторный и в то же время уютный. Изюминка салона – цветущие ветки сакуры. Они украшают столы главных героев. И отсылают к названию фильма…
14:20. На площадке появляются актеры: Петр Красилов, Мария Аронова, Варя Шулятьева. Режиссер Юлия Ауг усаживает Петра за стол. И объясняет ему задачу. По сюжету Красилов просыпается после корпоративной попойки. Отрывает голову от стола и фокусирует взгляд на горшке с сакурой, который стоит рядом с компьютером. Сакуру, судя по всему, долго не поливали. Поэтому актер должен спросить: «Что, тоже сушняк?», а потом полить ее остатками красного вина (на самом деле – вишневого сока)…
Вторая часть мизансцены – Красилов окончательно просыпается. Потягивается, оглядывается вокруг. И с удивлением замечает, что офис успели прибрать и вымыть, а все сотрудники уже на местах.
– Тут ты должен сыграть удивление, – объясняет Юлия актеру, – вчера был кавардак, а сегодня все чисто.
Петр согласно кивает головой…
Дальше в кадр должна войти еще одна героиня – Надежда (Евгения Лоза). Красилов тут же вскакивает:
– Надя!
Однако та на его приветствие не откликнется, поскольку вчера Петр чем-то ее обидел. Завершается эпизод опять сакурой. Красилов садится за стол и видит, что один цветочек на его глазах распустился.
– Мы потом на компьютере это сделаем. Получится такой знак надежды, – объясняет Юлия и смотрит вопросительно на актера: – Все понятно?
14:30. Стол, за которым сидит Красилов, принадлежит не ему, а Наде. Между делом он должен кинуть взгляд на экран. И заметить собственную фотографию. Девушка по сюжету влюблена в Красилова. И ведет в Интернете дневник, куда вывесила его снимок…
– Позовите мне системного администратора. Я хочу, чтобы он вывел на экран страничку Надиного дневника, – просит Юлия.
Администратор приходит не сразу и долго возится с компьютером.
– Зачем нас вызвали так рано? Сдохнуть можно! – возмущается Мария Аронова…
У Ароновой и Шулятьевой задача очень простая. Когда шеф проснется, актрисы должны дружно с ним поздороваться. А потом, когда в кадр войдет Надя, проводить ее взглядом и многозначительно переглянуться…
Репетировать актрисам, по сути, нечего. Вот Мария и переживает. Юлия просит актрису подождать еще две минуты:
– Сейчас постановщики домоют пол. (За время репетиций его успели испачкать.) И начнем снимать.
14:45. Перед началом репетиции режиссер просит Красилова:
– Ложись таким образом, чтобы, когда ты открыл глаза, то сразу увидел сакуру.
Актер прикладывает голову то туда, то сюда, пытаясь отыскать идеальную точку. Постановщики в это время приводят в порядок стол: чтобы в кадр не попало ничего лишнего…
Во время генерального прогона Петр обращается к пробегающей мимо Жене Лозе заплетающимся голосом:
– Надя!.. Надя!..
– Вот этого не надо. Ты уже не пьяный, – поправляет его Юля.
– Знаешь, как с похмелья бывает? – пытается оправдаться актер.
– Знаю, – парирует Юля. – Голова болит, руки трясутся, но пьяного голоса все равно не надо…
Сцену актеры репетируют в своей одежде (чтобы не мять «съемочную»). Когда она полностью готова, актерам меняют гардероб. Ароновой приносят белый пиджак. Красилов облачается в светлую рубашку и красный галстук. Рубашка наглажена идеально. Если учесть, что Красилов много пил, а потом спал на столе, выглядит это странно. Но у режиссера претензий к костюмерам нет.
Зато у Ароновой есть.
– Стойте смирно, – просит она своего костюмера.
И показывает на чисто вымытый пол. Актрисе явно не хочется, чтобы пол затоптали и его пришлось мыть по новой. Иначе съемки опять затянутся…
Эпизод второй: закулисные скандалы
15:15. Сцену снимают с разных точек. Сначала с участием Ароновой и Шулятьевой, а потом – одного Красилова (на крупном плане).
Наблюдать за одним и тем же довольно скучно (тем более что актер повторяет мизансцену без сучка – без задоринки), так что в поисках новых сюжетов отправляемся за кулисы…
Первый, кто попадается нам на глаза, – актер Алексей Панин. Его черед еще не настал, и он дает интервью газете «Спид-инфо». Разговор с журналисткой у актера не клеится. Обычно говорливый, Алексей с трудом подбирает слова, держит долгие паузы и в конце концов просит перенести беседу на другой день.
Журналистка таким поворотом дела явно недовольна, хотя натянуто улыбается. Чтобы загладить вину, Алексей сует ей в сумку 500 рублей – «на такси». Девушка возмущенно отказывается, но актер проявляет настойчивость: обратно к нему купюра уже не возвращается.
– Ну что поделаешь, не идет сегодня разговор! – еще раз извиняется Панин.
И берет у журналистки телефон, чтобы лично назначить ей новую встречу…
Свидетели этой сцены иронично переглядываются: манеры Алексея нельзя назвать джентльменскими...
15:40. Возвращаемся в павильон. Все еще снимают Красилова. Пока постановщики переставляют камеру, он раскладывает пасьянс. На экране компьютера…
Режиссер Юлия Ауг хотя и сама руководит процессом, его медлительностью недовольна. Сегодня ей нужно снять еще одну сцену с участием Марии Ароновой, а та в 17:00 уже уезжает в театр.
– Сколько сейчас времени? – спрашивает Юлия у ассистентов, а узнав, что до отъезда актрисы осталось чуть больше часа, хватается за голову: – Как же мы успеем?
Недоволен ходом съемок и Ренат Давлетьяров (он играет японца Томакадзу-сана). Все это время на площадке его не было: он сидел в гримерке. К четырем часам дня гнев Рената вырывается наружу. Он вызывает второго режиссера и гневно ей выговаривает:
– Объясните мне, пожалуйста, зачем вы меня вызывали к часу дня? Вы что, думаете, мне нечем заняться? Да у меня куча работы. Все, я ухожу, снимайте, как хотите!
Слов на ветер Ренат не бросает. И через 5 минут действительно исчезает с площадки. Заплаканная девушка тут же сообщает об этом режиссеру. Та в ответ растерянно разводит руками. План съемок трещит по швам…
16:00. Продюсер фильма пытается «разрулить» ситуацию. Но бесполезно. Ренат трубку не берет. И возвращаться на площадку, видимо, не желает…
Из-за отсутствия артиста приходится отпускать и Аронову. У них с Ренатом планировалась общая сцена. Держать Марию на площадке нет смысла…
В это же время выясняется, что Панин из павильона тоже исчез. После долгих поисков и расспросов выясняется, что он уехал… в парикмахерскую. Делать себя прическу (видимо, чтобы заглушить стресс от общения с журналисткой)…
Что делать? Кого снимать? Режиссер в полной растерянности. Чтобы заполнить паузу, объявляют обед. Тем более что киношники за день действительно проголодались…
17:50. Из-за отсутствия артистов обед растягивается на два часа. Планы у режиссера были большие. Но за день удалось отснять только одну сцену. Да и то не до конца…
После долгого перерыва за неимением других артистов на площадку опять вызывают Красилова. Нужно снять последний крупный план – Петр смотрит на сакуру и видит, что на ней неожиданно распустился один цветок.
– Я хочу видеть твою реакцию, твои расширенные от удивления глаза, – объясняет актеру Юлия.
А тот делится своим видением эпизода:
– У меня три эмоциональные фазы: сначала я просто увидел, потом понял, что что-то не то, и, наконец, удивился.
«Маленькое чудо» киношники снимают простым, кустарным способом. Сначала артист смотрит на голый куст сакуры. Потом по просьбе оператора замирает (чтобы кадр был тот же). А постановщики в это время приклеивают к сакуре небольшой розовый цветочек…
Как назло, приклеиваться цветок никак не хочет. И постоянно падает вниз. Красилову приходится тяжело: не мигая, он ждет уже несколько минут.
– К нам пришел Каменный гость! – шутит кто-то из киношников…
Наконец цветочек приклеен. Режиссер тут же командует:
– Мотор!
В итоге оператор снимает два одинаковых кадра: один с цветком, другой – без цветка. На монтаже их соединят, добавят компьютерной графики, и получится, что сакура расцвела прямо на глазах Красилова…
Эпизод третий: ловелас и лучший друг Панин
19:00. На площадке появляется Алексей Панин. С новой прической. Режиссер появлению Алексея рада. Наконец-то можно приступить к съемкам нового эпизода.
В это же время в павильон приводят молоденькую актрису. Предполагается, что она сыграет с Алексеем Паниным в небольшом эпизоде (но не сегодня).
По сюжету герой Панина – ловелас. И волочится за каждой юбкой. Сам актер девушек тоже любит. И, увидев красивую актрису, тут же бросается с ней знакомиться.
– Давайте сделаем пару снимков, чтобы увидеть, как вы смотритесь вместе, – предлагает актерам Юлия.
– Ставить в один кадр такого некрасивого парня, как я, с такой красавицей – это преступление, – самокритично шутит Алексей.
Во время импровизированной фотосессии Юлия просит актрису «сыграть стерву». А потом уходит советоваться с ассистентами. Судя по лицам, девушка киношникам не очень понравилась: не тот типаж. Они обсуждают, кого бы еще позвать на эту роль…
– Давайте я позвоню Любке Толкалиной, – предлагает Алексей.
И, не откладывая в долгий ящик, набирает ее номер. Разговор Панина с актрисой слушает вся съемочная группа. Он никого не стесняется и громко вещает на весь павильон:
– Люба, соглашайся! Это хорошее кино. Не халтура! Героиня тоже забавная. Она авантюристка. Выдает себя за директора банка, а на самом деле простая секретарша. Ну, как?
Толкалина на предложение Панина вроде бы соглашается. У нее как раз есть один свободный день. Юлия этому как будто рада. Но окончательное слово за продюсерами. Сыграет ли Толкалина в паре с Алексеем – узнаем уже из фильма…
19:30. Кастинг кастингом, а съемки откладывать больше нельзя. Режиссер зовет всех на площадку: времени за сегодняшний день и так потеряно немало…
Кроме Панина в сцене участвует все тот же Красилов. Перед началом съемок Алексей предлагает ему отрепетировать текст. Из диалога артистов вырисовывается следующая картина. Герой Красилова «в запарке» и вызывает Панина на помощь. Тот сначала отнекивается:
– А я-то тут при чем?
Но потом выясняется, что Красилова в ресторане ждет девушка, и у нее отключен телефон. Девушку надо предупредить: Петр не приедет. Панин после уговоров соглашается выручить друга…
– Давайте репетировать, – предлагает актерам Юлия.
– Давайте снимать! – откликается Панин.
– Снимать, так снимать! – не спорит режиссер. И дает актерам отмашку…
20:00. Панин к съемкам подходит ответственно.
– Что-то у нас не получилось, – сообщает он коллегам после первого дубля.
И просит переснять сцену…
Озабоченность Алексея понятна – все-таки крупный план. Актеру хочется выглядеть достойно. Чтобы сыграть второй дубль идеально, он пробует разобраться, в чем же именно была его ошибка…
Актер отходит на несколько минут в сторону и активно думает. Однако ни к чему определенному так и не приходит:
– Вот чего-то мне не хватает в этой сцене, а чего именно – никак не могу уловить!
Коллеги к раздумьям Алексея относятся с пониманием. И терпеливо ждут.
– Прости, что замучил вас с этим крупным планом, – обращается Панин к Красилову.
– Все окей! – отмахивается тот.
Наконец Алексей решается:
– Давайте сделаем еще один вариант. Не понравится – все. Больше не будем портить пленку. И вставим в фильм первый дубль.
Во время съемок все с интересом смотрят на артиста. Как он сыграет на этот раз? Однако ничего принципиально нового Панин не делает. Только в паре мест сжимает кулаки, а в конце разговора поднимает руку: но пасаран. Мол, все будет хорошо…
– Мне кажется, что в первый раз было лучше, – замечает оператор.
А Юлия, чтобы не обидеть артиста, обещает сделать свой выбор уже на монтаже…
О фильме и его идее – режиссер Юлия Ауг
– Фильм должен был снимать другой режиссер. Почему произошла замена?
– Вы правы, начинал съемки Рауф Кубаев. Но обстоятельства не позволили ему продолжить работу над фильмом. Он заболел. А поскольку я была вторым режиссером на съемках, завершать проект доверили мне.
– До этого вы что-то снимали?
– Нет, это мой дебютный фильм. Каким он получится, пока не знаю. Но надеюсь, что не испорчу чужих задумок.
– Насколько я понимаю, главный конфликт в фильме – между русской ленью и японским прагматизмом. Японского менеджера приглашают в русскую фирму, чтобы он навел в ней порядок и научил сотрудников уму-разуму…
– Ничего подобного! Вы неправильно все поняли. Японский прагматизм присущ скорее не японцу, а начальнику фирмы Воронцову, которого играет Петр Красилов. В начале фильма он совершенно не похож на русского человека. Работает целыми днями, ничего вокруг не замечает. У его сотрудников есть и другие интересы. Поэтому между ними возникает конфликт. Японец в этом конфликте встает как раз на сторону подчиненных. Он открывает Воронцову глаза, и тот понимает: блин, какие классные люди меня окружают! Почему я раньше этого не ценил? – Исходя из этого какова главная идея фильма?
– Идея проста: не надо запариваться по поводу работы! Работа не волк, в лес не убежит. Отношения куда важнее. Когда в коллективе нормальные отношения, результаты работы будут намного эффективнее.
– Японца в фильме играет Ренат Давлетьяров. Почему именно он? Ведь Ренат не актер, а продюсер…
– У Давлетьярова восточная внешность. Думаю, в этом все дело. Правда, на мой взгляд, он больше похож не на японца, а на китайского актера Джеки Чана. И в фильме мы даже обыгрываем это сходство. Что до профессиональных качеств Рената, то он подходит к делу очень ответственно. И ничуть не уступает другим актерам.
– Герои фильма все время сидят в офисе? Или иногда все-таки выходят на улицу?
– Натура у нас обязательно будет. Но основная часть событий происходит все-таки в офисе. По своей сути, наш фильм – это такой «Служебный роман». И там и там главный принцип – единство времени и действия. Мы внедряем в офис японца. И смотрим, что из этого получается. За 1,5 часа люди проживают целую жизнь. А некоторые полностью меняют свое мировоззрение. И все это происходит в течение одного дня, когда к ним приезжает этот антикризисный директор.
– Любовные истории в фильме будут?
– Будут. Целых две! Петя Красилов по сюжету влюбляется в Женю Лозу. А японец – в секретаршу Валю, которую играет Маша Аронова. Первая лавстори у нас центральная, вторая – периферийная. Но лично мне нравится даже больше. Уж очень она неожиданная.
– И последний вопрос. Почему «Варенье из сакуры»?
– А просто так! Вы знаете, у каждого названия есть определенная модальность. Определенный энергетический посыл. Послушайте, как звучит (декламирует): варенье из сакуры. Наверняка у вас возникают какие-то приятные образы, ассоциации. И хотя к сюжету прямого отношения они не имеют, но настроение фильма передают.
http://www.nashe-kino.ru/detail.aspx?id=383